Поднакопилось несделанных дел, и решили, была-не-была, попробуем в стажировку. Поделюсь впечатлениями, размышлениями и выводами. Текст скорее для тех, кто тоже думает об этом.

Итак, количество мелких недоделок и всякого прочего превысило всякие разумные пределы и плюс очень нужно было запустить проект, который вроде, как и не самый приоритетный, но без него как без рук. Одним словом, подход был такой: есть задачи, которые и школьнику по силам, попробуем раздать и посмотреть, что получится.

Платить или нет?

Опросы коллег, вели к однозначному ответу, платить. Но червяк сомнений не дремлел, поэтому решили, что, конечно, платить, но не сразу и не всем. Точнее, решили платить за случаи нанесения реальной пользы (как уже сказал раньше, задачи вроде как школьного уровня). Как оказалось, впоследствии случаев таких было, можно сказать что и не было.

Но на данном этапе интереснее входная мотивация. Так вот, оказалось, что стажировка Python весьма востребована и безо всяких оплат. Нам откликнулось около 500 человек, и отказов от участия по причине бесплатности были единицы. Прям совсем пару человек только соскочили. При этом, интерес был вполне солидным, от студентов топовых вузов до совсем случайных прохожих.

Очно или заочно

По началу были надежды на дистанционный формат, но пару мучительных недель, и я понял, что не в состоянии запустить этот процесс. Неоднородные команды, люди с разным уровнем, в общем, тушите вёсла, сушите свет. Слаживание и простое объяснение текущих задач убило всё на корню. Вместо какого-то продукта, сплошные разговоры. Хотя, лично моё мнение, что тут больше, мне удобно работать непосредственно с людьми, причём, желательно чтобы они находились в пределах видимости и слышимости. Так, что тут смотрите на себя, может, просто мне не хватило навыков.

Главное с чем мы столкнулись и почему не пошёл удалённый формат – не просто низкий уровень, а ОЧЕНЬ низкий.

- Знаете, что такое класс?

- Да

- Поднимите руки, кто написал хотя бы один рабочий класс?

И в ответ тишина. Т.е. люди вроде бы знают синтаксис и вообще язык, и даже знают слова, которые употребляются при постановке задачи, но 90% оказалось не в состоянии даже приступить, а оставшиеся 10, выдают просто какую-то дичь.

Но, это в массе своей. Единичные бриллианты мы всё-таки отыскали.

Возвращаясь к вопросу удалёнки, всё пришло в норму очень просто, потребовалась слаживание в виде еженедельных встреч и дальнейшие отработка заданий уже индивидуально.

Глубинные глубины стажировки

Итак, что же мы получили. Народа много, все хотят. К сожалению, из тех, кто просто хочет, довольно мало тех, кто хочет работать. Мы не стали заморачиваться на тестовые задания, и сразу давали рабочие задачки, начиная с самой простой (сделать из словаря список и обратно, вроде такого).

Первое, что больше всего удивило, это скорость (помимо того, что большая часть вообще просто приступить не смогла). Скорость оказалась плюс минус неделя на задачи, которые делаются за час-полтора с условием гугления всего и вся. Причём есть подозрение, что это результат неумения распоряжаться своим временем, и полное непонимание производственных процессов как таковых и своего участия в их протекании в частности. Так как, задач по налаживанию тайминга мы себе не ставили, пришлось смириться.

Вторая насущная проблема, очень много народа оказалось невосприимчива к замечаниям.

- Зачем тебе 4 функции для решения этой задачи? Тут достаточно и одной.

- Нет, у меня тут класс в функции, а функция в яйце, а яйцо в зайце, и деревьев там тьма, и все в зайцах.

Ну, ладно, меня это не сильно беспокоило, не хотите учиться, не надо (но странно, а зачем тогда это всё, чужая душа – потёмки).

Если бы речь шла о приёме на работу, таких брать категорически нельзя. Сотрудник должен делать что говорят.

От первоначального шока оправились, хорошо, если нужна и неделя, но делается работа, которая всяко была бы несделана, то чего бы и нет.

Как вы понимаете, никакие реально работающие проекты в таком формате делать нельзя. А вот подчищать всякие мелкие косяки, очень даже неплохо. Костылевыправительные работы.

Беда с проектированием

В общем, на первом же задании обсыпались почти все. Это курсы, самоучки, школьники и прочие декретницы. Остались в основном студенты профильных вузов, причём как с начальных, так и с последних курсов.

Чтобы стажировка прошла с максимальной пользой для стажёров, мы попробовали пройти с ними этап проектирования. Специально разложили по мелким задачам с выводом на конкретный продукт. Вот тут-то и стало понятно, что педагогического таланта в нас нет. Эту часть осилить не смог никто. Причём, стажёрам не надо было колдовать с нуля, им нужно было воспроизвести проектные действия, и нет, не получилось.

Мой домысел такой:

Не учат у нас как строчка кода улучшает жизнь ребёнка, кормит голодного, веселит грустного и охлаждает пылкого.

Причём, если говорить о проектировании, то даже на связке – базы данных – бэкэнд, уже начинали возникать проблемы (из-за того, что процессы разные: получения данных, складывания данных и операций с данными), а операции с данными они же не сами в себе сферические кони, они же нужны для использования, а это использование тоже не всегда прямое, а дальше это всё нужно упаковать во фронт, который должен быть понятен условной бухгалтерии а то и отделу кадров.

Я обозвал это всё абстракцией третьего уровня, и перестал мучать стажёров этой практикой. Хотя надо бы.

Но в целом, если какую-то конкретную функцию или даже класс стажёры вполне могли осилить, то на моменте готового продукта случался полнейший коллапс. Даже на уровне коллег, ЧТО возвращает твоя функция и как это будет использовано дальше? Заставлять ребят думать какую пользу это может нанести пользователю было натуральным издевательством (над собой в первую очередь).

Выводы, итоги, впечатления

Стажировки мы, конечно же продолжим. Если отбросить травму в виде миллиардов убитых нервных клеток, потраченных на случайных людей и прочие неприятности, то определённый объём задач, висевших гирей решить удалось (правду сказать, по большей части стажёры выступили как стимул, но и то хорошо).

Со случайными людьми разберёмся путём введения конкурсного отбора на стажировку.

Подход в виде набора простейших задач себя оправдал, это действительно можно делать, правда сильно медленнее, чем задумывалось, но всё же готовый продукт лучше неготового. Тут главное иметь этот набор простых задач и их лёгкую интеграцию в рабочий проект.

Идея подъёма на уровень выше в рамках стажировки не сработала, лидов у нас не появилось. Людей, которые могли бы собирать хотя бы крупные части продукта в целое, надо отбирать и тренировать отдельно. поэтому на это больше и не рассчитываем (если появится талант, конечно же дадим возможность, но завышенных ожиданий тут не будем питать).

Деньги не главное. По нашему опыту, можно смело брать деньги самим, за ревью адского кода и советов по его приведению в порядок, да и в целом, за возможность поучаствовать в живой работе, с понятными итогами. Если стажёр реально что-то пишет, и это работает и доработка не занимает больше времени, чем было бы самому написать, то платить можно и даже нужно.

И, наверное главное, пару человек, которых можно принять на работу мы нашли, хотя это и стоило огромных усилий.

Комментарии (22)


  1. KirovA
    15.03.2022 21:16
    +10

    Если бы речь шла о приёме на работу, таких брать категорически нельзя. Сотрудник должен делать что говорят.

    А строем ходить он, случайно, не должен?

    Деньги не главное.

    Это прям классика! Тебе или сейчас объяснят или уже объясняют, почему ты должен быть счастлив трудиться в компании Х и бесплатно.

    И правда! Вот прям тут же:

    По нашему опыту, можно смело брать деньги самим, за ревью адского кода и советов по его приведению в порядок, да и в целом, за возможность поучаствовать в живой работе, с понятными итогами.

    Люди для которых деньги не главное хотят брать деньги. Хм... хм...

    Если стажёр реально что-то пишет, и это работает и доработка не занимает больше времени, чем было бы самому написать, то платить можно и даже нужно.

    Поздравляю, вы изобрели джуна.

    В целом статья правильная, но изложено как-то на уровне - "Мы тебе дали комплюктер, тебе же нравится за ним сидеть? Вот и кайфуй! Какая такая зарплата?! Ты кайфуешь, а тебе еще и приплачивать?!" Чёт аж армией пахнуло.


    1. Story-teller Автор
      15.03.2022 21:38
      +2

      Насчёт денег, видимо, не совсем точно объяснил.

      Сейчас некоторое общее место, что стажировка должна быть оплачиваемая. Но мы с одной стороны, обнаружили, что очень много людей, готовых работать и за опыт (в том числе и те, которым можно и нужно платить) с другой, к сожалению, большей части платить не за что, более того, им нужно вложиться в собственное образование и навыки, прежде чем претендовать на что-то. Тут больше об этом.

      А в общем и целом, просто хотелось поделиться опытом, что у нас происходит на рынке самых-самых начинающих) особенно для команд, которые стеснены в средствах и поглядывают в эту сторону.


  1. pavelpromin
    16.03.2022 08:01
    +1

    Что-то вдруг вспомнилось, как один предприимчивый подрядчик (нефтехим) решил что сборку некиех деталей можно отдать посидельцам в колонию-поселение.

    Деталей много, рук не хватает. А сборка по сути простая. Вот и решил сэкономить на кадрах. Договорился с администрацией колонии, провел обучение...

    Когда получил партию изделий, - выяснилось что за "бесплатно" эти изделия ему будут собирать 3 года (вместо предполагаемых 6 месяцев)

    Так вот, если хотите чтобы люди работу работали - берите с опытом и не забудьте про деньги. (c) К.О.


  1. Romanov_Smart_Home
    16.03.2022 09:45

    Мне, как потенциальному стажеру, было интересно читать.


  1. alexandrktl
    16.03.2022 09:45

    Мне кажется, что если тебе дают стажировку и делятся опытом и знаниями- это само по себе уже клад!

    Например я- только начинаю изучать программирование и нигде пока не вижу реальных людей и компаний с кем в принципе можно поговорить, не говоря уже о работе.

    Будь у меня такой шанс-учился бы и старался выполнять задачи БЕСПЛАТНО до момента , когда уже начну что-то понимать в IT


    1. DWM
      16.03.2022 21:25

      делятся опытом и знаниями

      Опыт воистину полезная вещь, поэтому предлагаю вам свой:

      • Использование операторов поиска ("(оператор кавычки позволяет искать фразы целиком)", -(оператор минус исключает из запроса слово, обязательно писать в конце запроса, а не в начале), * и/или ... (операторы звёздочка и многоточие отвечают за неизвестную/забытую часть запроса, одно слово/символ и от двух слов и до бесконечности соответственно ), site:www.wikipedia.org (оператор site: дает приоритет найденным страницам с указанного сайта, в данном случае, с Википедии) позволяет находить именно ту информацию, которая вам нужна.

      • В поисковиках лучше писать запросы так, как будто они являются частью искомого ответа.

      • Носки не такой плохой подарок, как могло казаться раньше.

      • Денег много не бывает.

      • Самое ценное в жизни это время, так как его приобрести нигде нельзя.


    1. torjestvogrusti
      17.03.2022 03:42

      Знаешь, порой людям хочется есть)

      выполнять задачи БЕСПЛАТНО до момента , когда уже начну что-то понимать в IT


  1. torjestvogrusti
    16.03.2022 09:45

    Кхм. Довольно интересно. Можно к вам на удаленку? Только, я больше по php. Однако, есть интерес к змеиному


    1. Story-teller Автор
      16.03.2022 11:21

      Сейчас с учётом всех выводов готовим программу стажировки, ориентировочно будет в мае-июне-июле. Я планирую отдельный материал по этой программе написать)


      1. Yakobro
        17.03.2022 14:51

        Прочитал, и понял так вроде я всё это понимаю и знаний достаточно... Сам начинающий, отучился +\- где то год. Это как самостоятельно так и курсы(как сам считаю хорошие), учился на Python backund разработчик. А можно к вам, попробовать себя в настоящих задачах и возможно принести пользу какую то. А если достаточно полезен буду, так и готов стать полноценным сотрудником:)))


      1. VLADbIKA
        18.03.2022 07:20

        Где мониторить анонс данного мероприятия?

        И формат мероприятия будет очный?


        1. Story-teller Автор
          18.03.2022 09:12

          Зайду сюда, всем, кто хотел участвовать скину приглашение. Очный будет точно, заочный прорабатываем)


  1. CkanDal
    16.03.2022 09:45

    Здоровская статья. Печалит, то что остались лишь студенты вузов.

    Насчёт платы за то, чтобы почувствовать вкус плоти. Я бы заплатил.

    Хотя с одной стороны-это палка в моё финансовое колесо, а с другой...Но ведь благодаря реальному опыту мало того, что я буду увереннее себя ощущать, так это огромный плюс в портфолио.


  1. amarao
    16.03.2022 11:24

    В эпоху развитой инфраструктуры можно своими силами писать red-тесты, а потом принимать задание через тесты. Автоматически. (человекоревью после).

    Условно, я в своей области могу придумать пару десятков задач, для которых тесты написать - 30 минут, а код (с отладкой) - неделю.


    1. Story-teller Автор
      16.03.2022 13:54

      Думаем, над внедрением подхода Школы 21, жёсткие требования, максимальная автоматизация и вероятно peer to peer первичные проверки. Хотя не знаю пока, там видно будет.


  1. Green93
    16.03.2022 13:33

    Автор статьи просто кричит со своей колокольни и словно сам забыл что значит быть начинающим в своей сфере. Нафеиничать вам реальных специалистов никто не сможет.

    Сотрудник должен делать что говорят.

    Автор статьи как-то максимально неадекватно смотрит на трудовые отношения. Сотрудник должен сотрудничать с работодателем в рамках трудового договора(остальное это просто наглые хотелки). Такие сдаиские замашки больше похоже на крепощенские отношения.

    Не нравится структура кода работника? Следовательно ваша задача убедить что ваш спопоб лучше.

    Подходите с более здравым отношением к своим работникам а то разбегуться ...

    Первое, что больше всего удивило, это скорость

    Автор явно не понимает что жизнь у людей не сосоредоточена на выполнении бесплатной работы ради шанса (1/500) поступить на беспалтную работу(стажировку). Не факт что стажировка вообще оправдает себя для стажёра. А таких компаний миллион...

    Вообщем, автор словно в облаках летает ...


    1. Story-teller Автор
      16.03.2022 14:03

      Ну, не знаю, если тим-лид говорит, что надо писать одну функцию (вместо пяти), где здесь покушение на права и садистские замашки? Наверное можно его спросить, почему так, а не по-другому, и получить ответ, в этом в общем-то и есть суть обучения. Я по крайней мере писал об этом.


      1. Green93
        17.03.2022 00:44

        Какие покушения на права? Вы о чём?


  1. wkia
    16.03.2022 13:53
    -1

    Начал было цитировать из статьи, но оказалось, что нужно почти каждый абзац цитировать. Так что без цитат.

    В целом из статьи создаётся впечатление, что вы ожидали от стажеров скиллов миддлов как минимум, а то и сеньоров. Что вы там от них требовали - опыт, понимание производственных процессов, проектирование, управление временем, архитектура продукта, ... Вы серьёзно? Стажёр сражёру рознь, безусловно, но обычно это человек, которому нужно не только подробно объяснить задачу, но и рассказать как её решить, а ещё и потом контролировать, чтобы двигался куда надо, а не куда попало. Мне вот прям показалось, что на самом деле вы просто хотели за недорого еще немного иженеров взять.


    1. Story-teller Автор
      16.03.2022 14:10

      Нет, мы как раз взяли набор супер-простых задачек, которые в итоге и были решены. Но попытались в рамках решения этих простых задач попробовать сделать так, чтобы стажёры понимали всю архитектуру, как их мелкая функция влияет на весь проект в целом. И этого, у нас к сожалению не получилось, что довольно интересный эффект. На мой взгляд этому как раз надо учить и прилагать к этому усилия, чтобы люди могли соотносить эти вещи, нельзя же ждать, когда рынок принесёт готового спеца, который всё умеет.


      1. DWM
        16.03.2022 21:42

        стажёры понимали всю архитектуру, как их мелкая функция влияет на весь проект в целом.

        Супер-простые задачки вряд-ли в этом помогут, архитектурой приложений вообще занимаются архитекторы приложений, а они по уровню сеньор - сеньор+, да и для понимания архитектуры нужно специфическое мышление.

        Учить надо сначала чему-то одному, желательно чтобы сразу с практическим применением, и описанием что это и для чего. Метод "обо всём понемногу или о немногом - всё" в действии.


  1. tolyan_ekb
    17.03.2022 12:14

    Мне кажется, вполне ожидаемые результаты, с учетом количества и качества курсов.