Я расскажу о том, как мы с releu придумали, сделали и развиваем сервис мини-уроков английского языка, которым пользуются уже 4000 человек каждый день. Для затравки рост числа активных пользователей:


Идея тренажера английского


Изучение английского в институте вспоминается ежедневной домашней работой (иначе хвост, а три хвоста уже грозят отчислением) и контрольной на каждом занятии. Я пытался готовиться по учебникам – все хвалили синюю книжку Мёрфи, но я быстро её забросил из-за простой проблемы – устал постоянно лазить в конец книжки, чтобы себя проверять.

Проблему удобства решают онлайн сервисы, но у них нет обратной связи. Если я совершу ошибку, в лучшем случае увижу сообщение «Вы ошиблись, можете продолжить или перечитать материалы». А хочется быстро получить объяснение и двигаться вперед.

Сюда же добавлю постоянную нехватку времени – кажется, что сложно выделить 30 минут или час для занятий, и хочется заполнить упражнениями время между встречами, поездками в транспорте или обеденный перерыв. Я сейчас говорю не про самостоятельное изучение (в него я в принципе не верю, учить первый иностранный язык нужно с учителем), а именно про «домашнюю работу». Даже если вы занимаетесь 3 раза в неделю с учителем, остаётся куча времени между занятиями, которые было бы хорошо провести с пользой.

Итого: я хочу учить английские слова и грамматику с объяснениями и примерами в свободное время.

Проверка идеи


Ещё несколько лет назад мы бы сразу бросились программировать и рассказывать друзьям, какую крутую штуку придумали. Сейчас только рассказываем друзьям. Услышав от знакомых про такие же проблемы в занятиях по учебникам или в онлайн сервисах, решено было сделать следующий шаг – собрать прототип, потратив на это минимум усилий и средств.

Погуглив «landing page template for education» и отсмотрев 200 вариантов, мы выбрали один, на котором просто отредактировали тексты и удалили лишние блоки. Даже название сервиса – Educa – осталось от этого шаблона. Мы предлагали подписаться на рассылку тестов по программе (которую скопировали из Мерфи) за 99 рублей в месяц.

Чтобы не пилить бекенд, рассылку сделали просто через Mailchimp Automation – после регистрации пользователь получал письмо со ссылкой на тест с объяснениями. Тест был сделан на платформе Gistroll (наш платформа для тестов). Для приёма платежей прикрутили Яндекс.Кассу.



На все ушло 2 дня. Мы купили рекламу в Facebook и сели ждать.

Результаты эксперимента


За неделю зарегистрировались 790 человек, из которых 130 оплатили подписку. В следующие 30 дней к моим ежедневным утренним ритуалам добавилось создание теста по английскому для рассылки и постоянные переписки с пользователями – зачем они оплатили/не оплатили подписку, что им нравится/не нравится, что нужно добавить и так далее. Я успел опросить больше половины подписчиков и сложилась следующая картина:

  • всем 20+ лет
  • всем нравится, что у курса есть программа
  • всем очень нравится, что один урок занимает 5-10 минут и его можно пройти за утренним кофе
  • все просто в восторге от того, что у каждого упражнения есть пример и объяснение


Разработка продукта


Главный результат эксперимента – 60% подписчиков полностью прошли месячный курс и захотели заниматься дальше. Воодушевившись такими результатами, мы решили сделать продукт, но опять же – минимальными усилиями. Надо сказать, что на двоих у нас довольно приличный опыт веб-разработки (больше 12 лет) и первую версию приложения мы собрали с нуля на Ruby on Rails за неделю. После простой регистрации (даже без ввода пароля) сразу же начинался бесконечный тест, составленный из всех материалов, готовых к тому времени.

Особое внимание в этой минимальной версии продукта мы уделили вирусной механике. Я подписан на рассылку growthhackers.com и в своё время мне очень запомнилась статья про то, как на полупустой страничке несуществующего продукта (якобы самого простого в мире менеджера задач) зарегистрировались 140 000 человек. Решено было просто повторить механику: дарить подписку на год любому пользователю, который привёл 5 друзей и отправлять подбадривающий Email после каждой регистрации по ссылке. Придумано – сделано. На задачу ушел где-то час.

Также мы уделили внимание аналитике. Продукт – это уже не просто рассылка с понятными метриками, которые Mailchimp отлично показывает. С одной стороны мы постоянно общаемся с пользователям (по паре часов в день) и пытаемся понять их эмоции, скрытые намерения, чтобы всё это учесть в продукте. Но ещё важно строить статистику – растём мы или нет (DAU, количество пользователей, которые проходят хотя бы один урок в день), нравится ли нашим пользователям продукт (retention, кол-во уроков в неделю у пользователя), не тратим ли мы деньги на рекламу впустую (ROI, окупаются ли вложения в рекламу), используют ли пользователи новые фичи, которые появляются в сервисе (например, сколько людей используют произношение слов, проходят уроки заново, изучают отдельные темы, а не занимаются по программе). Кажется, что можно использовать бесплатные решения (Google Analytics или Yandex Metrika), но там есть ограничения по количеству возможных типов событий, что нам не подходит. Есть всякие сервисы типа Mixpanel, но бесплатные 200 000 событий расходуются у нас за пару дней, а платную версию мы явно не потянем. В итоге у нас всё свелось к логированию событий на отдельный сервер (часть JS-ом с клиента, часть в бэкэнде) и SQL запросам. Это просто, дёшево, и из консоли можно получить любую статистику:



Запуск


Начало февраля 2015 года. После недели безумного кодинга мы выспались, посмотрели на то, что получилось свежим взглядом и дали себе добро на запуск – сделали новую группу в Facebook и запустили много рекламных кампаний. Мы, конечно, те ещё маркетологи и, наверное, к делу подходим без души – постоянно тестируем разные баннеры: с картинками/цветным фоном, с кнопочками/без кнопочек, с ровным шрифтом/рукописным и т.д. Каждый день скачиваем статистику кампаний из Facebook, объединяем с данными в нашей базе и смотрим на график ROI (окупаемость). Если он начинает падать – отключаем кампанию. Кажется, что такой подход помогает тратить деньги на рекламу эффективно.

Вирусная механика тоже сработала, хотя мы не побили рекорд в 140 000 человек. Оказалось, что пользователи из рекламы и пользователи из шеров за бесплатный аккаунт отличаются:



Действительно, приглашенные друзья менее активные, но это эффект «халявной» подписки на год. Тем не менее 14% нашей пользовательской базы – это приглашенные друзья. Приглашенные пользователи тоже приглашают друзей (у нас есть друзья друзей друзей друзей друзей).

Каждый день у нас регистрировалось по 400-500 пользователей, но многие просто отваливались. Метрики метриками, но из общения с пользователями стало понятно, что у нас либо очень простые материалы, либо очень сложные. Таким образом мы попадали всего в 20% пользователей, которые продолжали каждый день проходить уроки.

Нужно было как-то правильно организовать наши материалы и мы попросили помощи у выпускницы/аспирантки института иностранных языков, по совместительству очень опытного преподавателя. Оказалось, что есть европейская система уровней английского языка, поэтому мы разделили наши материалы по уровням и отдельным курсам по грамматике/лексике/словарному запасу. У каждого курса мы сделали программу. Чтобы проверить желание пользователей проходить ещё не открытые курсы и не терять их, мы сделали возможность подписки на уведомление о появлении курса. Это принесло отличный результат – большое число пользователей подписались сразу на 3 курса и мы мало того, что собрали внушительный список для рассылки, но также проверили спрос на будущие курсы.

Сделать самим так много материалов просто невозможно, поэтому на скопленные деньги мы наняли двух методистов, которым поручили делать по несколько уроков в день. Мы пытаемся максимально автоматизировать методистов, но пока наша страсть к автоматизации разбивается о глухую стену человеческих факторов. Объяснения для упражнений должны быть написаны человеческим языком, поэтому каждое по нескольку раз вычитывается, а когда публикуется на сайте, то мы следим, читают ли его и как часто нажимают на кнопку «мне не понятно». Если объяснение достигает критических отметок – переписываем.

Продукт сейчас


Сейчас ежедневно занимается 4000 человек. Уже 243 человека полностью прошли курс по грамматике для начинающих и получили сертификаты о прохождении. Наши самые важные показатели – количество пройденных уроков на человека и конверсия в оплату, которые мы постоянно растим. Сейчас у нас в среднем 25 уроков на человека, а конверсия в оплату после запуска программы и разделения курсов выросла больше, чем на 50%.



Про маму


Про маму – это была не шутка, она работает программистом и последние лет 5 мне хочется заставить её подтянуть английский. Я предлагал ей разные учебники, скачивал сериалы с субтитрами, но дело не шло, пока мы не сделали наш сервис.

На её примере можно посмотреть на статистику обучения – как ошибочные вопросы исправляются и усваиваются новые правила в работе над ошибками:



Планы


Последняя задача, над который мы работали – это кабинет учителя, где на основе собираемой статистики мы показываем прогресс пользователя и темы, которые нужно разобрать на уроке. Идея пришла к нам с обеих сторон – учителя, которые пригласили в сервис своих учеников, захотели посмотреть, как те занимаются, а родители школьников пишут, что хотят показать ошибки учителям:



Ещё одна важная задача – проанализировать данные 800 000 уроков, которые уже прошли пользователи (а мы собираем много статистики) и учесть это в нашем алгоритме составления уроков. Сейчас они составляются таким образом, чтобы один урок занимал 5-10 минут. Он состоит из трёх частей – повторения, работы над ошибками и новых материалов. Таким образом, для каждого пользователя мы хотим найти оптимальную сложность занятий.

Надо сказать, что все наши идеи приходят от пользователей – абсолютно все «хотелки» мы категоризируем и собираем в таблицу, чтобы видеть «тренд» и делать самые важные задачи. Нас просят сделать курсы ещё для 7 языков, управление с клавиатуры, «лидерборд» и многое другое.

“Кикстартер”


Кажется, что наш эксперимент можно назвать удачным. Мы «изобрели» формат вопросов с объяснениями и получился продукт, который нравится пользователям. Мы своими силами закончили курс по грамматике для начинающих (позвали на помощь студента Московского государственного лингвистического университета). Теперь нужно сделать больше курсов – по лексике, по грамматике, аудирования, некоторые пользователи даже просят нас сделать курсы для детей. Денег, которые приносит сервис хватает, чтобы оплачивать труд одного методиста, но в таком темпе мы сделаем все материалы только через год. Поэтому мы решили попросить помощи у наших пользователей и их друзей – запустить краудфандинговую кампанию.

Запускать полноценную кампанию на KickStarter или его аналогах долго, тем более, что реальные деньги мы увидим спустя несколько месяцев и только их часть. Поэтому решено было сделать свой KickStarter с блекджеком преферансом и куртизанками:




Надо сказать, что наши текущие пользователи очень круто восприняли наше предложение. Нас буквально завалили письмами со словами поддержки, предложениями помочь и самое главное – много людей поддержали нас, купив платную подписку себе или друзьям.

Заключение


Кажется, что можно не останавливаться и продолжать писать ещё много часов – как мы сделали свой словарный корпус из 15 миллионов предложений и используем его для составления примеров, про кучу A/Б-тестов, которые мы сделали, про новые фичи, над которыми мы сейчас работаем, про участие в Tolstoy Startup Camp (без которого ничего бы не случилось). Но давайте пока оставим это для будущих статей и вопросов.

Попробуйте пройти урок на Educa и поделитесь впечатлениями: educa.io

Я буду очень признателен, если вы поддержите создание новых материалов на Educa или расскажете про сервис знакомым: educa.io/starter

Комментарии (37)


  1. n000b
    16.04.2015 12:59
    +9

    «Мы сделали приложение и посетители там жмут кнопки. Все рады.»
    Непонятно насколько сервис действительно помогает в изучении языка.
    Хочется услышать адекватную оценку успеваемости со стороны.


    1. makaroni4 Автор
      16.04.2015 14:21
      +2

      Давайте уточним, что значит «действительно помогает».

      Если это «выучить язык с нуля», то не помогает. Я считаю, что лучше учителя тут никто не справится – слишком много типов ошибок, которые можно сделать на старте изучения.

      Сервис помогает так же, как сборник упражнений, который мы, по сути, сделали более удобным и эффективным. Каждый урок формируется на основе прогресса пользователя, т.е. мы включаем материалы для повторения и работы над ошибками. Посмотрите на график в разделе «Про маму» – видно, что процент правильных ответов со временем растёт, т.е. новые правила усваиваются.


      1. n000b
        16.04.2015 14:56
        +2

        По всему сайту большими красными буквами «уроки английского», «обучение», «вы cможете начать учиться», «Вы учитесь по академической программе», «Программа обучения»
        Заплатите нам денег, мы покажем вам красивый график и пришлём письмо на почту.

        Хочу вложить денег в ваш сервис.


  1. xpostman
    16.04.2015 13:25
    +7

    > Как я сделал тренажер английского, которым пользуется даже моя мама

    лучше написать «не только моя мама»


  1. kmmbvnr
    16.04.2015 13:36
    +6

    Отличный гайд того как надо делать стартап.

    Молодцы.


    1. artoym
      16.04.2015 14:36

      Насколько я знаю это не первый стартап автора. И здорово что наконец всё получилось!


      1. kmmbvnr
        16.04.2015 15:31
        +1

        Тем не менее, мне понравился классический путь — сделать лендинг, проверить гипотезу, закодить проект.

        Многие не верят, что проект можно не кодить, а гипотезу все равно проверить.


  1. propell-ant
    16.04.2015 14:15

    а для детей что-нить планируется?
    С менее сухими текстами правил и возможностью просмотра результатов для родителей


    1. makaroni4 Автор
      16.04.2015 14:30

      Да, обязательно. Сейчас разработка курса для детей на стадии консультаций – уже понятно, что в курсы для детей добавятся картинки и они будут больше похожи на игру. Но самим себе мы их делать не доверим, поэтому ищем специалиста, который возьмёт на себя составление программы.

      Просмотр результатов уже готов, правда он у нас называется «кабинет учителя» – видна статистика по неделям и по темам. Его мы уже тестируем с учителями.


  1. bardak_roman
    16.04.2015 14:19

    В разделе «слова» прошел урок, выдается сообщение о платном про-акке. нажимаю раздел «слова». И можно проходить следующий урок или этот еще раз. Пройденные не отмечены. так должно быть?
    Мобильное приложение планируется?


    1. releu
      16.04.2015 14:33
      +1

      Юнит по словам считается пройденным, если на все вопросы юнита правильно ответили. Для этого может потребоваться несколько уроков.

      Мобильное приложение планируется, но сейчас уже есть мобильная веб-версия. 40% наших пользователей ей пользуются.


  1. masterL
    16.04.2015 14:49

    Объясните, какие ограничения без про-аккаунта?


    1. releu
      16.04.2015 15:21
      +1

      Спасибо за отличный вопрос :)

      Мы до сих пор экспериментируем с ограничениями. Изначально у нас был FREE-аккаунт с 2-мя бесплатными уроками в день. Есть гипотеза, что конверсия в оплату будет больше, если платить нужно будет сразу, при первом визите. Мы поставили A/B тест на количество бесплатных занятий перед предложением перейти на PRO. Поэтому, отвечая на ваш вопрос, на FREE вам доступно от 2 до 5 уроков.


      1. masterL
        16.04.2015 15:31
        +1

        Я может быть чего-то не понимаю, я получил предложение перейти на про аккаунт, но выбираю следующий урок и он доступен для прохождения.


        1. releu
          16.04.2015 15:53

          Да, через программу можно было заниматься. Теперь нельзя. Спасибо за баг-репорт :)
          Напишите мне имейл и я продлю PRO-аккаунт.


  1. kronos
    16.04.2015 15:17
    +3

    Прошел 3 урока и все, дальше давай про аккаунт. Ну и английский — это баян и переполненная ниша, другие языки намного интереснее, да и денег просить можно больше


    1. EminH
      16.04.2015 15:26
      +1

      +1
      планируются ли другие языки?


    1. makaroni4 Автор
      16.04.2015 15:30

      Как уже сказал releu – это просто текущий эксперимент с триальным периодом.

      С одной стороны, мы хотим приносить пользу как можно большему количеству людей. С другой стороны, если сервис не будет нас обеспечивать, то он просто закроется. Поэтому пробуем разные варианты.

      А про новые языки – это обязательно, у нас всё готово, чтобы их запускать. В очереди первым стоит испанский (правда, если заработаем на создание курса).


  1. yusman
    16.04.2015 16:09
    +1

    А мне понравилось. Спасибо.
    Пожалуй, оплачу подписку!


  1. kresh
    16.04.2015 16:38
    +1

    «В итоге у нас всё свелось к логированию событий на отдельный сервер (часть JS-ом с клиента, часть в бэкэнде) и SQL запросам. Это просто, дёшево, и из консоли можно получить любую статистику:» по моему отличная идея. Почему бы Google Analytics и Yandex Metrika не сделать консольный интерфейс для продвинутых пользователей.


    1. rhamdeew
      22.04.2015 13:18

      Скорее всего у них есть API. У Метрики точно есть.


  1. JenAnty
    16.04.2015 16:52
    +2

    Я сейчас подтягиваю английский, пока уровень pre-intermediate, и такой сервис мне весьма полезен. Мне тяжело даются некоторые правила и их нужно повторять каждый день, и тут это вполне удобно и интерфейс приятный. В некоторых описаниях правил мне не хватило примера, например, в степенях сравнения bad — worst.
    Да сервис не поможет выучить язык с ноля, но для саморазвития и тестирования это вещь!
    На первый взгляд все хорошо, буду тестить.


  1. ProRunner
    16.04.2015 17:19

    Кстати, по теме — нет где-то бесплатного он-лайн теста грамматики из того же Мерфи? Или просто страницы с ответами прямо за вопросом? Я бы проверил, что помню.


  1. shebanoff
    16.04.2015 18:31
    +1

    Положите где-нибудь на сайте форму «тайного санты»: поле для ввода почтового(-ых) адреса(-ов) и кнопку «купить подписку».

    Я бы купил несколько подписок друзьям.


    1. releu
      16.04.2015 19:39
      +2

      Можно купить подарочные коды тут: educa.io/personal/giftcards

      Если хочешь анонимно, мы их отправим от имени Educa :)


  1. Motoku
    16.04.2015 19:12
    +3

    Сделайте аналогичный курс по русскому языку (орфография, пунктуация, ударения) и возможность дарить курс кому-то. Я первый потенциальный кастомер. :)


    1. makaroni4 Автор
      16.04.2015 23:00

      Cпасибо за идею! Теперь у нас в очереди 8 языков :)


  1. Wowa69
    16.04.2015 23:23
    +1

    Было бы замечательно, если бы у вас был клиент под Андроид. Этим самое то заниматься, пока едешь на работу/с работы.


  1. denuka
    17.04.2015 09:54
    +1

    Спасибо за статью и сервис, его простота и легкость 5+.
    Небольшие замечания по оплате:
    — когда попал на страницу оплаты, то увидел лишь два варианта расчета: через карточки и PayPal, после чего немного разочаровался и ушел.
    Каким-то чудом решил посмотреть еще раз, а что-же будет дальше, если я выберу карточки и… о чудо, увидел привычные для меня WebMoney
    (робокассой пользовался впервые)
    — при покупке (первая страница), вы ориентируетесь на $ (1 мес = 1.5$), но потом переходите на рубли (вторая страница) 99р ~ 1.5$ (курс ~66р/$).
    Выбираю WMR, получаю 99р — ОК. Пробую выбрать WMZ, получаю 2.03 USD (с учетом комиссий).
    Я осознаю все эти курсовые пляски, но это немного запутывает с самого начала, ведь в конечном счете, как я понял, вы ориентируетесь на рубли и мне, как конечному пользователю было-бы проще видеть конкретно: 1 мес = 99р, а там, дальше, уже мои проблемы, в какой валюте я оплачу эту сумму.
    Удачи в продолжении!


    1. makaroni4 Автор
      17.04.2015 10:03

      Спасибо за отзыв!)

      Тут история такая. У нас много пользователей за пределами России и нас заваливали письмами с тем, что «у нас карточка не рублевая» или чем-то подобным. Поэтому в зависимости от города мы показываем доступные средства оплаты и цену в валюте страны пользователя (или в долларах). Это значительно снизило поток таких писем.

      А курс у нас берётся не по API, кажется, вот и «пляшет». Обязательно починим! Спасибо!


  1. firya
    17.04.2015 11:46
    +1

    Спасибо за сервис, буду изучать
    Прошел только первый урок по грамматике, и сразу же куча вопросов и пожеланий:
    1. Скорее придирка, и возможно связана с моей двойкой в школе по русскому, но я впал в ступор на первом же объяснении про односложные прилагательные. Для большинства может быть очевидно, что это прилагательные состоящие из одного слога, но я раза три перечитал весь текст пока до меня дошло :)
    2. Нельзя вернуться к правилу из вопроса. Подозреваю, что вы сделали это, чтобы не подглядывали в правило во время ответов, но мне этого не хватает
    3. После ответа не хватает дифференциации цветом: правильно или не правильно. За десяток лет в интернете мои глаза стали игнорировать некоторый текст на страницах. Лично я бы добавил зеленую галочку и красный крестик дополнительно к заголовкам «Правильный/Неверный ответ»
    Ну и, присоединяясь к вышеотписавшимся, хотелось бы видеть в виде приложения, так как за компьютером обычно на это нет времени
    Буду дальше тестировать, отпишусь, если будут еще пожелания


    1. releu
      17.04.2015 12:09
      +1

      Спасибо за комментарии!

      1. Принято, подумаем как сделать лучше
      2. Если есть сомнения что ответить, лучше выбрать «Не знаю» и прочитать объяснение для этого примера. Ничего страшного в этом нет. Вообще сложно построить статистику знания, если человек гадает что ответить. Лучше отвечать, если есть уверенность.
      3. Да, уже в списке дел. Сделаем

      Приложение будет, но попробуйте открыть в мобильном браузере. Я сам прохожу уроки с телефона пока в метро еду – удобно.


      1. firya
        17.04.2015 12:53
        +1

        Да, сайт не плохо адаптивен, это хорошо
        4. В описании того же урока про прилагательные ни слова про исключения good, bad, little. Но они используются в вопросах. Я так понимаю тут дело в том, что это дополнение к обучению с учителем. Но когда пишется правило логично указывать на исключения, особенно если их всего 3
        5. Что обозначают цифры слева от задания «17 / 34 сегодня, 17 / 34 всего»? Правильные/неправильные ответы? Или правильные/всего? Второе число растет очень странно, похоже это все таки число неверных ответов, и при выходе из задания на первом вопросе все ответы считаются неверными
        6. При обрыве интернета сбросились результаты почти пройденного теста


  1. makaroni4 Автор
    17.04.2015 14:19

    Добрый день firya!

    Большущее спасибо за крутой отзыв.

    4. Описаний урока в Educa 2 – маленькое перед уроком и большое (статья). Мы их зарелизили только на прошлой неделе и ещё не успели наполнить. Т.е. если маленького описания будет недостаточно (клика на кнопку «мне не понятно»), мы будем вести на статью, где будут уже все примеры и исключения. Мы их наполняем и на следующей неделе уже будут первые статьи.

    5. Второе число – это «ответов всего», а первое – количество правильных сегодня (сверху) и вообще (снизу). Мы увеличиваем счетчик «всего» сразу после начала урока. Да, нужно его постепенно увеличивать, согласен. Обязательно исправим. Жду ваш email – продлю PRO аккаунт :)

    6. А с какого устройства вы занимались? Р-таты должны сохраняться, разберёмся.


    1. firya
      17.04.2015 14:30
      +1

      6. С ноутбука. Сейчас проверил специально отключив Wi-Fi и результаты действительно сохраняются. Повторить не удается


  1. IgorAdamenko
    27.04.2015 18:09
    +1

    Ребят, потыкал, понял, что мне не нужно, ушёл. Начали приходить рассылки в письмах — отписался. Снова пришли — снова отписался. Сейчас пришли в третий раз.

    Почините уж, а?

    Увидел, что в новой рассылке другая ссылка. Теперь на настройку нотификаций. Отключил там всё, спасибо :)


    1. makaroni4 Автор
      27.04.2015 18:31

      Привет!

      После публикации статьи мы разделили рассылку на новостную и напоминания об уроках, а отписку сделали только от одной. Но быстро починили и вынесли в личный кабинет настройки об уведомлениях, теперь всё хорошо :)