В мире существует как минимум несколько десятков производителей вычислительной техники, в разное время выпускавших портативные компьютеры, — и все они на слуху. В этом ряду особое место занимает компания Kaypro, чьи переносные персоналки когда-то были сверхпопулярны, имели обширную аудиторию верных поклонников, и считались чуть ли не эталоном компьютеров для деловых людей. Но потом все это вдруг куда-то исчезло, и про Kaypro с ее продукцией сегодня помнят лишь единицы, интересующиеся историей IT. О том, почему это произошло — наш сегодняшний рассказ.

В погоне за Осборном


3 апреля 1981 года в продаже появился созданный Адамом Осборном переносной компьютер Osborne I. Это был первый коммерчески успешный портативный микрокомпьютер, оборудованный 5-дюймовым монохромным ЭЛТ-дисплеем с размером экрана 8,75 × 6,6 см, оперативной памятью объемом 64 Кбайта и процессором Zilog Z80. Внешне машина походила на небольшой чемодан с ручкой для переноски и с отстегивающейся крышкой, в которой пряталась клавиатура на 69 клавиш. Компьютер весил около 11,9 кг (26,2 фунта) и мог работать от внешнего аккумулятора или автомобильного инвертора. Благодаря своим компактным для того времени размерам он сделался очень популярным среди путешественников, коммерсантов, журналистов, страховых агентов, и прочей братии, которой была необходима под рукой персоналка для работы в дороге или в гостиничном номере.


Osborne I

Один из самых распространенных подходов в бизнесе, прекрасно работающий во все времена, звучит так: «увидел интересную и популярную новинку — немедленно скопируй!». Если при этом получится сделать свою версию этой самой новинки чуть лучше или дешевле, успех гарантирован. Триумф Osborne I не остался незамеченным — вскоре на горизонте появилось сразу несколько бизнесменов, которые решили повторить волшебное заклинание «переносной компьютер для делового человека» в надежде, что в ответ с неба прольется дождь из золотых монет.

Среди этих бизнесменов был и Эндрю Кей — серьезный предприниматель и инженер, изобретатель первого цифрового вольтметра, сделавший на нем целое состояние. Еще в 50-х Кей основал фирму Non-Linear Systems (NLS), которая выпускала и продавала измерительное оборудование. Специально для разработки компьютера, способного составить конкуренцию Osborne I, Кей зарегистрировал новую компанию: Kaypro со штаб-квартирой в калифорнийском городе Солана-Бич. Проект, не мудрствуя лукаво, назвали «KayComp», но чуть позже переименовали в «Kaypro», в соответствии с наименованием производителя.

Kaypro вступает в игру


Первенец Эндрю Кея — компьютер Kaypro II — представили публике в августе 1982 года, а в продажу он поступил в том же году спустя несколько месяцев. Почему «II», и где тогда потерялся «I»? А его и не существовало в природе: самой популярной персоналкой в 82-м году считалась Apple II, и чтобы походить на неё, а заодно — показать, что он построил более крутой компьютер, чем Osborne I, Кей и придумал этот маркетинговый трюк.



Kaypro II и вправду был круче, чем Osborne I, но не намного. Его сердцем служил всё тот же пламенный мотор процессор Zilog Z80 (правда, на частоте 2,5 МГц для лучшего энергосбережения), оперативной памяти насчитывались те же 64 килобайта, в наличии имелась такая же пара 5-дюймовых дисководов, способных работать с дисками по 191 КБайт каждый (против 90-100 КБайт у Osborne I, что увеличивало объём хранения данных). Даже порты у обоих компьютеров были одинаковые: параллельный IEEE-488 и последовательный RS-232. А вот ЭЛТ-дисплей у Kaypro II был побольше: 9-дюймовый, но тоже монохромный, с разрешением 80 символов в строке и 24 строки, что для портативных компьютеров того времени было редкостью и давало преимущество перед конкурентами. Кроме того, у него имелась полноразмерная клавиатура. Еще одно важное конкурентное преимущество заключалось в том, что весил этот компьютер меньше своего прямого конкурента: Kaypro II был почти вдвое легче Osborne I, и это делало его более удобным для переноски.



Форма корпуса Kaypro II напоминала армейский чемоданчик — прочный алюминиевый ящик с ручкой для переноски, довольно стильный и удобный, хотя в одном из компьютерных журналов иронично обозвали эту машину «консервированным компьютером в жестяной банке». В качестве операционной системы на Kaypro II была установлена CP/M от Digital Research с довольно обширным набором прикладных программ: в него входили текстовый редактор WordStar, редактор электронных таблиц SuperCalc, языки программирования MBASIC и CBASIC, а также система управления базами данных dBase II. Это тоже считалось значительным конкурентным преимуществом: многие обозреватели отмечали, что включенный в комплект поставки программный пакет имел розничную стоимость более 1000 долларов сам по себе. Несомненным достоинством было получение и дополнительного софта — ведь для CP/M существовали тысячи приложений, а 64 КБайт оперативной памяти вполне хватало для работы практически с любой CP/M-программой. Kaypro II и последующие модели тоже поставлялись с набором игр, среди которых были адаптации классических игр того времени, например Star Trek. Кроме того, в комплект входили аркадные игры, переосмысленные в ASCII-графике, такие как CatChum (аналог Pac-Man), Aliens (вариант Space Invaders) и Ladder (игра, похожая на Donkey Kong).

В отличие от Адама Осборна, который выстраивал систему продаж своих компьютеров практически с нуля, Эндрю Кей уже имел обширную дилерскую сеть по реализации электронного оборудования Non-Linear Systems, которой с успехом и воспользовался для продаж своей новинки. В то время, как розничная цена большинства персоналок в 82-м году была не окончательной — ко многим еще нужно было докупать комплектующие, ОС, софт, мышь и различную периферию — Kaypro II рекламировался со слоганом «компьютер стоимостью 1795 долларов, который продается за 1795 долларов». Благодаря всем этим факторам к середине 1983 года компания продавала более 10 000 единиц в месяц, что на короткое время сделало ее пятым по величине производителем компьютеров в мире.



Поскольку Kaypro II был собран в довольно компактном корпусе, у него практически отсутствовала возможность добавить туда какое-либо дополнительное устройство или плату. У Kaypro II не было слотов расширения или разъёма системной шины, отсутствовало и резервное гнездо для ПЗУ, а также не предусматривалась периферийная шина — лишь два порта ввода-вывода. Не было даже возможности вывести картинку на большой внешний дисплей или телевизор, хотя видеосигнал для встроенного дисплея формировался с частотой, совместимой со стандартом NTSC TV. Максимальный апгрейд, который был доступен пользователям Kaypro II — установка второго дисковода (если машина была куплена с одним) и замена «односторонних» дисководов на «двусторонние» приводы.

Зато большинство микросхем на плате Kaypro II были смонтированы в разъемах-«кроватках», что делало компьютер удивительно ремонтопригодным и надёжным: в случае поломки можно было заменить любой чип в домашних условиях за пару минут без необходимости выпаивать его — даже если ты находился в поездке и компьютер отказал где-нибудь в придорожном мотеле посреди техасского захолустья. Главное — добыть на ближайшем ранчо нужную микросхему.



По большому счету, Kaypro II представлял собой доведенную до ума версию Osborne I: экран имел большую диагональ и показывал больше символов одновременно, на дискетах можно было сохранить больше данных, он был лучше сконструирован и более надежен. У Kaypro намного лучше была организована и техподдержка: если где-то отсутствовали магазины розничной сети, в таких городах компания находила группу пользователей-энтузиастов, которым доплачивала за технические консультации, а при необходимости посылала туда своего торгового представителя, который привозил нужные запчасти. Неудивительно, что вокруг Kaypro II быстро образовалось обширное комьюнити.

Парадоксально, но один из главных подражателей Osborne в итоге стал причиной его банкротства. Вдохновленный популярностью Osborne I, Адам Осборн анонсировал вторую модель еще до того, как она была окончательно готова, чем подорвал продажи — пользователи перестали покупать первую модель его компьютера в ожидании новинки. А Osborne II оказался «чемоданом с сюрпризом»: у машины выявилось слишком много недоделок и технических проблем. В итоге Kaypro II обогнал по продажам продукцию Osborne Computers: журнал InfoWorld в 1982 году описал Kaypro II как «прочную, функциональную и практичную компьютерную систему, продаваемую по разумной цене», а BYTE отмечал, что эта машина представляет «лучшее соотношение цены и качества» и «безусловно, самый большой экран, который вы когда-либо получите в портативной машине». Помимо того, что Kaypro II превозносили до небес в сторонней прессе, Эндрю Кей издавал и собственный ежемесячный 72-страничный компьютерный журнал: ProFiles: The Magazine for Kaypro Users, в котором, помимо информации о флагмане самой компании, публиковались статьи о CP/M, MS-DOS и прикладном софте.



В 1982 году компьютер стал необычайно популярен в Америке и Канаде. Всего было реализовано около 2,7 миллиона компьютеров этой модели. Известный писатель Артур Кларк писал и редактировал свой знаменитый роман «2010: Одиссея два» именно на этой машине.

В конце пути


К 1984 году Kaypro выпускала уже целую линейку моделей — были версии с жесткими дисками, с улучшенной клавиатурой и даже с принтером в комплекте, который назывался «Kaypro Printer», но на самом деле был переименованным принтером Juki 6100. Компания вышла на рынок образования, малого бизнеса и домашних пользователей, предлагая «выгодные комплекты» и рассрочку.



К середине 80-х Kaypro продавала десятки тысяч машин в год, а Эндрю Кей не стеснялся называть своё детище «рабочей лошадкой Америки». Но на горизонте уже маячила новая эпоха — IBM PC и совместимые с ним клоны постепенно вытесняли CP/M-машины. Стандарт IBM становился де-факто универсальным, и компьютеры с подобной Kaypro II архитектурой уже выглядели анахронизмом. Эндрю Кей попытался запрыгнуть в уходящий поезд, выпустив собственный PC-совместимый компьютер с MS-DOS на борту и тяжеленным свинцовым аккумулятором, но рынок уже был слишком перенасыщен более дешёвыми и мощными портативными персоналками. За этим последовали другие совместимые с ПК компьютеры: Kaypro PC, Kaypro 286i (первый совместимый с IBM PC AT 286 ), но ни одна из этих машин не смогла принести компании достойную прибыль, в то время как ее доходы стремительно падали.

В марте 1990 года Kaypro подала заявление о банкротстве, а ее оставшиеся активы были проданы за 2,7 миллиона долларов США. Так закончилась история одного из самых ярких производителей переносных компьютеров эпохи «до Интернета». Металлические «чемоданы» с надписью «Kaypro II» на блестящем боку до сих пор можно найти на аукционах и в музеях ретро-техники. Для кого-то этот аппарат стал первой машиной, с которой началась любовь к программированию и написанию текстов, — и маленький экран Kaypro всё ещё светит своим зелёным светом в их воспоминаниях.

Статья поддерживается командой Serverspace.

Serverspace — провайдер облачных сервисов, предоставляющий в аренду виртуальные серверы с ОС Linux и Windows в 8 дата-центрах: Россия, Беларусь, Казахстан, Нидерланды, Турция, США, Канада и Бразилия. Для построения ИТ-инфраструктуры провайдер также предлагает: создание сетей, шлюзов, бэкапы, сервисы CDN, DNS, объектное хранилище S3.

IT-инфраструктура | Удвоение первого платежа по коду HABR

Комментарии (0)