Упаковка в себестоимости продукции, подобно нашей в аптеке, обычно — около 20%. Конечно, это не касается медиагелей для УЗИ или других «профессиональных» банок, но в случае, скажем, 200-граммовых флаконов ситуация примерно такая.
Казалось бы, упаковка — это нечто нейтральное, что не может влиять на состав продукта внутри. На самом же деле она ещё как влияет. Во-первых, она может вступать в реакции с самим средством при долгом хранении, а, во-вторых, от типа упаковки прямо зависит количество консерванта. Например, если мазь положить в банку, куда человек лезет пальцем, она после первого же использования будет контаминирована всей флорой с рук этого человека, то есть зацветёт уже через пару дней. Если она будет в тубе как зубная паста — скорее всего, зацветёт сильно позже. А если там будет дозатор типа такого, как на банке с жидким мылом, то контакта со внешней средой и тем более руками вообще не будет.
То есть дозатор = в десятки раз меньше консерванта.
Потом потери средства на упаковке. В тубе с зубной пастой всегда можно найти ещё немного зубной пасты. Во флаконе с дозатором можно сократить потери до минимума.
Ещё важно удобство. Нет ничего подлее классической тубы с зубной пастой: если вы её использовали, то оставляете её в состоянии, неудобном для использования в следующий раз. Это может довести до развода, если пара пользуется одной пастой.
Ну и экология. Мы за доказательную экологичность, поэтому просто убрали там, где это возможно, картонные коробки поверх флаконов. Что тоже немного поменяло требования к ним самим.
Откуда берётся ТЗ на упаковку
Чтобы понять, какой у средства будет флакон, надо сначала спросить у маркетинга. Маркетинг скажет дозировку и форм-фактор. Где-то это может быть 30 миллилитров, где-то 100, а где-то сразу 500 мл или литр. Чем больше средства во флаконе, тем меньше его удельная цена и тем больше прямая розничная. Качественные флаконы довольно дороги, поэтому совсем мелкие дозировки не очень выгодны. Они же определяют желаемый тип упаковки. Например, для Блефарогеля у нас флакон с очень простым дозатором (фактически капельницей), у него нет поднимающегося донышка и так далее. А у геля «Интенсив-регенерация» уже совершенно другой флакон, хотя дозы для применения очень похожи.
Тестирование
Дальше нужно понять, есть ли у нас готовая упаковка и протестировать её с готовым средством. Точнее, сначала смотрим на документацию поставщика, а потом, если всё совместимо, проводим практический тест, чтобы одно не проникало в другое и не создавало неприятных взаимореакций. Потом это ещё раз будет сделано на финале при полной стабилизации формулы перед сертификацией. Мы разливаем в лаборатории средство по флаконам и ставим в термошкаф, который работает «машиной времени», — вместо того чтобы ждать два года при комнатной температуре, мы можем ускорить реакцию температурой. Через пару недель мы измеряем физические свойства средства начиная от электропроводимости и заканчивая цветом, чтобы понять, нет ли там изменений.
Многие упаковки отсеиваются на стадии тестов, поскольку неправильно ведут себя при сложных температурных режимах. Экспедиторы, везущие тот же наш медиагель для УЗИ по всей стране, не должны его замораживать. Но всё равно иногда замораживают. А еще их часто бьют и швыряют в кузове, они подвергаются разным вибрациям, поэтому мы делаем флаконы очень прочными.
Иногда на первых партиях случаются ошибки вроде того, что нельзя в термошкафу точно смоделировать поведение среды, и узкое место в дозаторе станет забиваться. Это означает отзыв партии и смену упаковки, такое пару раз случалось. Иногда сам состав вещества не даёт использовать тонкие отверстия, например, если среда формируется в виде эмульсионных сфер, то при проходе через дозатор они могут ломаться. Это может даже «перевернуть» обратную эмульсию в прямую в худшем случае или просто дать два слоя двух разных средств.
Поэтому когда любой из наших покупателей пишет, что с флаконом что-то не так, мы стараемся получить его в лабораторию (либо увидеть фото), это поможет понять, что именно пошло не так, и как исправить это внутри производственного процесса поставщика. По факту исправления происходят не всегда, потому что мы не Лореаль с их многомиллионными партиями, но знать точки брака производствам важно. Точнее, российским и европейским производителям важно получать обратную связь, а китайские производители могут просто кивнуть на изменение техзадания и выпустить новую партию, как нам нужно. Под каждый флакон нужно делать отдельную пресс-форму, что очень удорожает кастомизацию партий, поэтому если нам что-то не нравится, проще менять поставщика и искать другую похожую форму на рынке, чем ждать исправления.
Вот установка для тестирования флаконов:
Принцип следующий: при заполнении камеры водой и создании разницы давлений — из негерметичной тары появятся пузырьки. Помимо входного контроля пустых флаконов, теперь мы можем тестировать уже готовую продукцию: например, имитировать транспортировку самолётом.
Далее мы заказываем упаковку для серийной продукции. Здесь можно выбрать длину носика, ширину отверстий — чтобы при заданной вязкости средства получалось дозировать его в нужном объёме. Мы же не можем сказать клиенту «возьмите 3 миллилитра средства», мы можем ориентироваться на «один пшик», «два нажатия» и так далее.
Конкретные задачи
Первые наши флаконы были очень просты: переворачиваете флакон, выдавливаете средство, оно капает вам на палец. Ну или на глаз, как, например, в случае Блефарогеля.
Следующее поколение флаконов среднего размера уже было с пневматическим дозатором, чтобы обеспечить ещё меньше контакта со внешней средой. Здесь уже пришлось хорошенько поискать поставщиков и пострадать. Параллельно мы решали задачи прочности и качества самих флаконов. Ну и сортировки их на производстве, потому что текущая норма — до 4% брака. И хорошо, когда это удаётся найти на месте, не в рознице из отзывов клиентов. Многие поставщики просто знают свой средний процент брака и кладут в поставку, например, не 100% заказа, а 104%, а вот сортировать, увы, уже нам.
Дальше нужно было решить вопрос с тем, чтобы во флаконе ничего не оставалось. Здесь нас ждал просто эпический случай с теми самыми флаконами со щелью через всё дно, которые мы считали гениальными. Напомню: мы же офигенные химики, мы положили мешочек с сухим гелем на дно флакона, он постепенно набирал жидкость в свою молекулярную структуру и давил вверх, поднимая дно. Но для этого ему нужна была, собственно, жидкость, которую он набирал из окружающего воздуха, а для этого в дне флакона была щель. Сначала её считали браком розничные покупатели, а потом у нас флаконы не могли попасть на склад Озона в Твери, потому что кладовщик каждый раз считал, что они лопнули в дороге, и не верил в техническую документацию, которую мы несколько раз отправляли.
Вот второе тело флакона внутри, в котором хранится средство:
Ещё у нас была сложность с тем, что дно некоторых флаконов изначально немного приподнято: в сочетании с тем, что у нас нет картонной коробки вокруг флакона в розничной поставке, это иногда наводит клиентов на мысли, что кто-то отлил немного средства. Сейчас ищем такой флакон, где можно устанавливать горизонтальную перегородку, чтобы клиент «распечатывал» его перед первым применением. Для этого нужна прямая стенка между колпачком и стенкой флакона.
А ещё у нас нет коробок (там, где их можно не делать) и бумажных инструкций. Вообще. Всё равно всё это летит в мусорник сразу после распаковки. Критичные вещи написаны на самом флаконе, плюс там есть QR-код с подробной инструкцией по использованию. То есть мы можем легко апдейтить инструкцию и добавлять видеогайды, если захотим. Это делает средство дешевле и экологичнее. На «экологичнее и дороже» нам не позволила бы пойти экономика, а на «дешевле и менее экологично» — совесть. Поэтому работаем в условиях узких ограничений. Вообще, с экологичностью творится тот ещё цирк, конечно. В 50-х годах картонные коробки заменили на пластиковые пакеты, чтобы сохранить деревья. А теперь мы меняем полиэтиленовые пакеты на картонные коробки, чтобы избавиться от пластика. И вообще, если начать считать совокупный эффект от многих «эко-действий», некоторые вещи могут показаться просто издевательством над здравым смыслом. Вот примеры.
А вот так читать знаки на флаконах:
Ну и хочется вспомнить ещё один фейл: несколько лет подряд к нам приходили от поставщика одни и те же флаконы. А потом внезапно пошли рекламации, что они протекают. В теории такое может быть связано с недостаточным затягиванием дозаторов, поэтому мы проверили крутящий момент на машине, немного модифицировали её и успокоились. Жалобы пропали на 2-3 месяца, но потом вдруг пошли снова. Детектив продолжался почти неделю, пока вдруг не помогли товарищи, уронившие флакон. Выяснилось, что при падении под определённым углом на пластике появляется микрощель, через которую вытекает содержимое. А причина возникновения — незначительная смена сырья (в пределах границ допусков) у производителя. При вполне конкретной температуре пластик становился хрупким. Тогда мы вернули все новые флаконы производителю, получили от него со склада «старые» из предыдущей партии сырья и продолжили работать — но и запустили поиск новой тары.
Не факт, что то, что у нас есть сейчас — это конец истории, потому что сейчас нужно искать дальше. Сейчас с флаконами стало тяжелее: сырьё для них зарубежное. Поставки удлиняются (сейчас вообще все трансграничные поставки удлиняются), в итоге цена скачет — и скачет совсем даже не вниз. Так называемые «вакуумные» флаконы (хорошие не делают в России) за последние пару лет подорожали уже на 30%. К счастью номер раз — мы дорожаем не так, как наши конкуренты, которые часто полностью зарубежные. И к счастью, номер два, мы изначально выбрали нейтральный функциональный стиль упаковок, и нашей аудитории важнее, что внутри. В смысле, что, если мы сделаем очень впечатляющую упаковку, продажи, конечно, увеличатся, но не настолько, чтобы переплюнуть эластичность спроса по цене (а 3 рубля в стоимости упаковки — это от 35 до 50 рублей стоимости на полке). В общем, мы можем паковать хоть в стекло, но придерживаемся рациональности.
Если интересно, как мы создаём новые средства, то заходите к нам в telegram-канал. Там мы рассказываем интересные штуки про хроники нашей уютной лаборатории.
Комментарии (22)
amarao
07.07.2022 11:56-7Ну и экология. Мы за доказательную экологичность, поэтому просто убрали
там, где это возможно, картонные коробки поверх флаконов. Что тоже
немного поменяло требования к ним самим.Простите, картон - один из самых recyclable материалов (круче только аллюминий). Вместо того, чтобы убирать из упаковки пластик, вы убрали картон? Прям, герои экологии. Осталось в пиллинг-крем ещё микропластиков насыпать, и совсем nevada girl получится.
delicious
07.07.2022 13:06+7Просто поговнить? Крем, если пойдет в картоне, там будет ламинированная пленка (что значит, он будет неперерабатывемый - см. замену Маком стаканчиков пару лет назад). Я уж не говорю про то, что можно считать ли количество загрязняемой воды при производстве картона, а пластик в большинстве своем не теряет свойств и может идти на ту же продукцию (вот только с ресайклингом медицинских и хим.средств - тут большой вопрос с любым материалом). Они убрали индивидуальную упаковку и инструкции, чтобы снизить количество мусора, от которого избавиться нельзя, и это тоже меры ESG.
Uze_zanyat
07.07.2022 14:33+5Вчера выложил текст про утилизацию пластика. Welcome https://habr.com/ru/post/675422/ пластик прекрасно перерабатывается вторично. Ламинированная бумага - нет. Всегда удивлялся, зачем, например, производители зубных паст кладут их в коробочки. Хотя сами производители говорят, что пробовали выкладку без коробочек - хуже продаются.
Uze_zanyat
07.07.2022 14:35+2Следующей задачей - одноматериальная упаковка, так, что бы дозатор был из того же материала, что и флакон.
OlegIva
07.07.2022 19:53И доведём до логического завершения: упаковка и содержимое из одного и того же материала. Поздравляю, вы только что изобрели хозяйственное мыло!
PTM
08.07.2022 12:22не будет... обязательно 2-3... пружина уплотнитель корпус... и пружину из стали точно не выкинуть...
Uze_zanyat
07.07.2022 14:42+1Если убрать пластик и наливать в картон - кто будет покупать?
amarao
07.07.2022 15:22+1Последний раз, когда я смотрел на recyclable упаковку для жидкостей, в top-level был алюмминий и стекло. В моём детстве ничего в пластике не было, а было либо в тюбиках из (алюминий? олово?), либо в бутылочках из стекла.
А стекло прекрасно перерабатывают. И алюминий перерабатывают. Но пластик на копеечку дешевле, да.
Uze_zanyat
07.07.2022 16:26Металлические тюбики сейчас только алюминиевые. Раньше были еще свинцовые (лет 50 назад еще делали).
elena_pastukhova Автор
07.07.2022 15:05+1amarao
07.07.2022 15:24+2Срок разложения? Индекс переработки? Если я в картоне купил что-то в икее, то в ближайшее воскресенье картон заберут на переработку. Если я купил что-то в стекле или алюминии его тоже переработают.
А что сделают с пластиковым бутыльком после неизвестной по составу странной липкой субстанции внутри? Либо закопают, либо сожгут. Либо пустят по морю плавать.
Uze_zanyat
07.07.2022 16:32+2Вы валите в одну кучу разное. Картон не может заменить пластиковый флакон/тюбик. Пластик (особенно если это изделие из одного вида пластика) вполне сортируется и перерабатыватся. Переработчики мучаются от недостатка отходов пластика.
mariyamikh23
07.07.2022 16:30Интересно,спасибо. Такой вопрос: а существует ли в России что-то вроде GMP стандартов производства, только для косметики?
elena_pastukhova Автор
07.07.2022 17:43+1Да, конечно. Существует именно GMP по косметике, у нас он даже есть. ISO 22716.
rPman
07.07.2022 19:45-1Чтобы понять, какой у средства будет флакон, надо сначала спросить у маркетинга. Маркетинг скажет дозировку и форм-фактор.
У потребителя конечно спрашивать не будем (сарказм), и не дай боже медиков.
А потом потребитель получает упаковку объемом 0.7 от типового потребления или 1.5, и не знает куда девать оставшееся, ну или по минимальной дозе продавать в довесок, с ценами в половину от десятка доз… сам буквально на днях с этим столкнулся.
PTM
@elena_pastukhova
Для следующего понимания : я инженер-конструктор на контрактном производстве пластиковых изделий.
Не популярна тема разработки флаконов.
стоимость должна быть низкая флакона ( это влечет соответственно ограничение на материалы: только российские
качество... см п1. например если взять достаточно распространенный нейтральный полипропилен от одного из крупнейших производителей России... то в даташите на полипропилен будет написана усадка.... должна быть.... а её нет https://www.nknh.ru/upload/iblock/8c9/9240K.pdf
следующий пункт- чтобы обеспечить точность и работоспособность и долговременность работы помпы- соответственно надо попасть в очень узкий диапазон размеров...что очень не реально особенно см п2.
Нужна чистая комната, нужны термостатирование прессформы и желательно всей машины, чего обычно нет для удешевления, из чего вытекает отклонение размеров и снова см п3
для окупаемости нужна многоместная форма... ну желательно от 8 гнезд и выше с циклом секунд 30-60.. это порядка 1500 деталей в сутки минимум... кому бы продать такое количество. Стоимость формы соотвественно будет оч не маленькая а цена должна быть малой. соответственно надо искать компромисс между стоимостью детали и стоимостью оснастки. но никто же не хочет платить много за оснатску.. гнезд поменьше следовательно материал подешевле... см п3
итд
Так что всё печально :)
Uze_zanyat
Вы прямо на больную мозоль... :) В России, говорят заказчики, не умеют делать алюминиевые тубы (тюбики). Вот то ли дело в Европе.... Отвечаю - для решения заводу надо купить новый станок, ценой под пол-млн евро. Вы готовы покупать тубы, дороже на 2 рубля (например). - Нет, да вы с ума сошли... - (Развожу руками). Разница между ценой отечественных и европейских - наши дешевле раза в три-четыре.
Weron2
Почему-то я прочитал печальное изложение как нежелание что-либо делать кроме того что хочется. Как это было раньше - токарь дядя Вася делает одну деталь 10 лет и ему хорошо. Пришел мастер говорит а ты сделай на одно отверстие больше, и дядя Вася сразу в штыки: да оно мне нафиг не уперлось (с матом конечно же).
Вот так и тут, инженеру конструктору приходит задача упаковку разработать, а он такой да вот материал говно, и вообще все печально... Или я не так понял ваш посыл?
PTM
Очень жаль, что у вас сложилось такое впечатление.
Прошу понять, что инженер- хоть и творец ( как програмист), но у него есть ограничение... например цена конечного продукта. И ты можешь упереться рогом, разработать офигенное изделие, а оно дорогое. пример из программ: вы потратили год и собрали утилиту под linux, а ваша аудитория сидит на win. Или вы просите за разработку программы 10р. , а пользователь предлагает 5.
так же и тут. Процессы очень похожи. но если определенное количество внешних ( не зависящих от инженера ) факторов не сойдется в нужной точке- на выходе качественного и что немаловажно повторяемого результата не будет. Особенно в литье пластмасс.
У вас есть пример: @elena_pastukhova вы готовы по году покупать 500 000-1 500 000 пузырьков одного типоразмера? Вот просто интересно:)