За девять лет своего существования Тинькофф Банк стал одним из ведущих игроков на финансовом рынке. Банк входит в топ-4 российских банков по объему портфеля кредитных карт. По словам Олега Тинькова, это один из самых крупных полностью онлайн-банков в мире.

Мало кому удается повторить успех Тинькофф Банка, несмотря на то, что в последнее время крупнейшие банки инвестируют огромные суммы в дистанционные сервисы.

«Стартаперы привлекают инвестиции, снимают новый офис, смузи пьют в коворкинге, тыкают в планшетики свои. Никто не думает про прибыль и экономическую целесообразность. Инвестиционные деньги развращают».
В марте 2015 года такое заявление сделал Олег Тиньков в интервью изданию «Секрет Фирмы».

Теперь господин Тиньков рассказал порталу Digital Russia о том, как Тинькофф Банк добился успеха и о стратегии его развития на ближайшие 5 лет.

«Мегамозг» приводит наиболее интересные высказывания предпринимателя.

Из пивовара — в банкиры


Я всегда мечтал открыть свой банк и вплотную приступил к реализации этой идеи в 2005 году, после продажи своего очередного бизнеса — пивного — компании InBev.

Матерые на тот момент банкиры, с которыми я делился своей концепцией полностью дистанционного банка, отнеслись к ней с изрядной долей скепсиса, говоря о том, что бизнес сложный и без опыта работы в банковской сфере у меня ничего не получится.
По моему заказу компания BCG провела специальное исследование, которое подтвердило жизнеспособность такого бизнеса в российских условиях. Правда, исследование не давало ответов на вопросы относительно способа реализации проекта и его целевой аудитории, но с этим мы разбирались уже непосредственно в ходе реализации.

На старте проекта в 2007 году нашим инвестором выступил Goldman Sachs, в 2008-м к нему присоединилась Vostok Nafta, а в 2012-м — Baring Vostok и Horizon Capital. В конце 2013 года мы провели успешное IPO на Лондонской фондовой бирже и привлекли более $1 млрд инвестиций.

Нестандартный подход


Набирая команду, я отдавал предпочтение тем, кто не имел никакого отношения к банковской сфере, умел мыслить нестандартно и мог реализовать абсолютно новую для России бизнес-модель. Иными словами, старался не брать в команду банкиров.
И конечно, мы инвестировали значительные средства в приоритетные области: например, только на IТ-инфраструктуру потратили $20 млн, закупив лучшие на тот момент системы на рынке.

При разработке концепции банка мы черпали вдохновение у западных аналогов, но приступив к ее практическому воплощению, стали применять исключительно к собственным идеям и решениям. В России свои особенности регулирования банковского сектора, поэтому инструменты реализации полностью дистанционной бизнес-модели мы разработали сами, с нуля.

Работа с клиентами: проблемы и решения


В первое время мы замечали, что у людей, которые привыкли часами стоять в очереди, чтобы получить консультацию по простейшему вопросу, есть психологический барьер: им тяжело поверить, что все банковские операции можно провести дистанционно — через call-центр или самостоятельно с помощью интернет-банка.

Мы создали сеть «умных» представителей: более чем 1 тысячи представителей банка доставляют наши банковские продукты практически в любую точку страны уже на следующий день после получения заявки на сайте. Это не просто курьеры, а прошедшие специальное обучение специалисты банка, которые могут дать клиенту полноценную консультацию на месте. В России по-прежнему низкий уровень проникновения банковских услуг, а такая модель предоставляет доступ к инновационным банковским сервисам жителям даже самых отдаленных городов.

Внедрение инноваций


Тинькофф Банк первым из российских банков еще в 2014 году внедрил технологию идентификации клиентов по голосу на все рабочие места в своем call-центре. До этого такую технологию использовали всего несколько британских банков, и как правило, только для VIP-клиентов.

Технология позволяет экономить время клиента, в первые несколько секунд распознавая его по голосу, избавляет от необходимости запоминать огромное количество кодовых слов и паролей и обеспечивает дополнительный уровень безопасности, что особенно важно, учитывая большой риск утечки конфиденциальных данных в эру социальной инженерии.

При этом у нас большая команда разработчиков мобильных приложений, которые создают продукты не только для клиентов банка, но и для более широкой аудитории.

Роль Олега Тинькова в компании


Я считаю, что разработкой сервисов и продуктов должны заниматься те, кто ими действительно пользуется, в нашем случае — талантливая увлеченная молодежь. Я самый старший в компании и просто стараюсь не мешать им делать то, что у них отлично получается.

Я не руковожу банком на операционном уровне, а занимаюсь стратегией развития, однако как акционер активно интересуюсь мельчайшими подробностями процессов, вплоть до дизайна одной из тысячи иконок для определенного раздела в нашем интернет-банке.

Стратегия на пять лет


Наша стратегия на ближайшие пять лет — стать финансовым «супермаркетом», аналогом Amazon в финансовой сфере, где клиенту будут доступны не только наши собственные продукты, но и продукты наших партнеров. Портал Tinkoff.ru станет единой точкой входа для всех, кому понадобилась финансовая услуга: от клиента потребуются лишь базовые данные о его потребностях, а мы подберем лучшее на рынке предложение исходя из его пожеланий и возможностей. Таким образом, мы упростим жизнь и клиентам, помогая им подобрать оптимальный продукт, и партнерам, взяв на себя работу по привлечению клиентов.

СЕО сервиса Фламп Евгений Васильков прокомментировал заявление Тинькова о стратегии:


Комментарии (24)


  1. Electrohedgehog
    28.10.2015 13:30

    Топ-4 Российских банков… Фраза поражает воображение, не иначе привлекли создателей «99.99».


    1. crmMaster
      28.10.2015 14:16

      Это некоторая отсылка к «Большой тройке» — сбер, ВТБ и альфа. Типо «Мы не в большой тройке, но очень рядом — в топ-4»


      1. Shapelez
        28.10.2015 14:24
        +4

        «ЦБ не внёс нас в список 10 системообразующих банков, но по моим ощущениям мы 11-е» – как-то так.


  1. Artima
    28.10.2015 14:29
    +3

    в 2014 году внедрил технологию идентификации клиентов по голосу

    Ого, а я думал они меня банально по номеру телефона узнают, а все гораздо интереснее, оказывается.

    с таким видением они стремительно расфокусируются и неизбежно начнут факапить то тут, то там. Причем зачастую отдуваясь даже не за себя, а за партнёров.


    Опыт связан с практикой 2Гис, который решил расфокусироваться и породил сначала Flamp, а потом шинами решил торговать? )


    1. elingur
      29.10.2015 09:59
      +1

      ес-но по номеру телефона, идентификация по голосу не может гарантировать 100% точность, это скорее дополнительная фича секьюрити.


  1. Gnuava
    28.10.2015 16:57
    +1

    Тинькофф Банк первым из российских банков еще в 2014 году внедрил технологию идентификации клиентов по голосу на все рабочие места в своем call-центре

    Что-то тут недоговорено. Какие-то персональные данные все равно должны запрашиваться для идентификации, в противном случае налицо дыра в ИБ.


    1. silverjoe
      28.10.2015 18:04

      Спрашивают, очень мало. Я тоже удивлен был, когда меня сходу по имени-отчеству, но подумал что по номеру телефона узнали.


  1. immaculate
    28.10.2015 18:04

    Есть несколько претензий к банку. Например, я скопил на карте Тинькофф сумму на мотоцикл, около 150,000 руб. Приехал в салон покупать б/у мотоцикл, а они не принимают карты. Звоню в Тинькофф и спрашиваю, где я могу снять с карты всю сумму. Меня пичкают стандартным текстом о месясчном лимите снятия наличных и т.п. Три раза переспросил, оператор сделал вид, что не понимает.

    В итоге, пришлось искать ближайший банкомат и 15 раз снимать по 10,000 (максимальная сумма, которую сейчас выдает большинство банкоматов). Долгая и неприятная процедура.

    Есть и другие претензии.

    Если раньше смысл использовать Тинькофф был из-за высоких процентов и кэшбека, то сейчас у них проценты снизились, а другие банки подтянулись, и я думаю закрыть эту карту.


    1. silverjoe
      28.10.2015 18:08

      Так как у банка Тинькофф нет банкоматов — то претензия по этому поводу явное не в их ворота.
      А лимит можно легко в програмке на телефоне скорректировать. Вы же поставили себе удобненькую програмку, где показываются расходы и можно оплачивать разные услуги? :)))

      Ни разу не защищаю TCS, но с подобным подходом к финансовым вопросам можно смело в тексте выше поставить любое название банка.


      1. immaculate
        28.10.2015 18:14
        -1

        Я имею в виду, что ни один российский банк не позволяет снимать за одну транзакцию более 10,000 руб. То есть Тинькофф бесполезен, если нужно купить что-то, что продается только за наличные. С нынешней инфляцией этот лимит совсем смешной, скоро самокат с Авито надо будет покупать стоя у банкомата полчаса, чтобы снять нужную сумму.

        И никакого способа обойти это ограничение я не знаю. У других банков можно снять в родном банкомате нужную сумму, или, в крайнем случае, в отделении. У Тинькоффа такой возможности нет (или оператор не захотел мне ее назвать).

        И зачем им пользоваться? Что у них, сильно лучше инет-банк? Не сказал бы — достойный, но есть не хуже. Проценты? Раньше были привлекательными, теперь как у всех.

        Потом, у меня есть еще долгая и незаконченная история с пополнением карты через терминал (еще одна головная боль, когда надо пополнить наличными), просто лень писать. Степень бюрократизма и нежелания банка что-либо делать потрясла меня до глубины души. Уже месяц с лишним я не вижу своих денег, несмотря на кучу звонков и написанных заявлений.


        1. kaschenko
          28.10.2015 19:40
          +1

          банкоматы АБ Россия и Мособлбанка спокойно выдают большую сумму (правда, больше 40 тыс. не снимал). почему именно эти — потому что других в моей деревне просто нет (кроме ВТБ и Сбера, но они как раз больше 5-10 тыс. не выдают).

          надписи «вы можете снять не более ХХХ рублей» игнорировать нужно, да.

          очень большая сумма снимается тоже легко: открываете бессрочный и бесплатный счёт в ближайшем ВТБ и делаете банковский платёж по его реквизитам. как пройдёт — забираете деньги в кассе. и это единственный сценарий, в котором физическое взаимодействие с банком лично мне вообще потребовалось.


        1. NetBUG
          28.10.2015 21:47

          Это проблема банкомата.
          У меня долго был Связной, лимита на самой карте не было.
          Постоянно приходилось снимать то 6500, то 10 тысяч.
          Один раз нашёл банкомат, который не сообщил об ограничениях, в нём снял 20 тысяч без рпоблем.


          1. immaculate
            28.10.2015 23:10

            Согласитесь, утомительно в случае чего искать какие-то банкоматы, которые выдают более 10,000 р. Поверьте, таких банкоматов очень мало и список постоянно сокращается. Многие банкоматы, которые выдавали раньше 15,000-20,000 руб снизили лимит за последние два года до 7,500-10,000.

            И список банкоматов, которые позволяют снимать нормальные суммы, не существует. Операторы Тинькофф тоже не могут его назвать. Мне подвернулся отличный мотоцикл по отличной цене и хотелось его купить не откладывая, пока бы я открывал счет в ВТБ, как посоветовали выше, он мог уйти другому покупателю.

            А теперь все больше проблем с пополнением счета. Все меньше терминалов позволяют положить деньги на счет. А пополнять через счет в другом банке — зачем мне тогда Тинькофф?


            1. NetBUG
              28.10.2015 23:15
              +2

              В целом, согласен, но это не проблема банка, а проблема законодательства страны, которое противодействует терроризму путём борьбы с экономикой.


              1. antonwork
                28.10.2015 23:58

                У Альфабанка нет таких проблем, есть «суточные лимиты» в зависимости от типа карт. Весь суточный лимит можно снять одной транзакцией, но не больше 40 купюр сразу, больше просто банкомат не берет за раз. У меня обычная виза, легко снимал 150К за одну транзакцию. Посмотрел сайт банка, на моем пакет услуг — лимит 5К баксов в сутки по каждой карте. Альфабанк дорого. Пользуюсь более десяти лет — оно того стоит.


            1. Borz
              03.11.2015 17:37

              На днях снимал в банкомате СБ с карты несколько десятков тыщ — выдал не пикнув. Но снимал правда с родной, сберовской, карты


    1. elingur
      29.10.2015 09:55

      В банкоматах альфа, кажется, можно снять 150 т. Вообще в разных банках разные лимиты. Я делаю проще: перевожу на сбер (перевод бесплатен), а в сбере снимаю.


      1. immaculate
        29.10.2015 11:21
        +1

        Вот я и говорю: для того, чтобы пользоваться Тинькофф, необходимо иметь счет в другом банке. Так для чего он тогда вообще нужен, этот Тинькофф?


  1. GuessWho
    29.10.2015 09:18
    +3

    О, у Тинькова вообще очень много ценных и интересных высказываний
    image


    1. gluck59
      29.10.2015 11:54

      В период одного из весенних обострений мне позвонил какой-то борзый молчел из ТКС и начал лечить меня о финансировании терроризма (!) и выполнении какого-то постановления от 1992 (!) года.
      Карту (дебетовую) я закрыл, хоть и на тот момент считал ТКС лучшим предложением на рынке. Через несколько месяцев, в четыре часа ночи приходит вот такая смска:

      image

      Язык — супер! «Вас здесь не стояло» просто меркнет…
      Так держать, Тиньков!


      1. kaschenko
        29.10.2015 21:15

        про терроризм и постановление можно поподробнее?


        1. gluck59
          29.10.2015 21:24
          +1

          Слишком подробно вряд ли… давненько дело было.

          Суть в том, что им показалось, что я, обычное физлицо, зарабатывая и тратя свои деньги (кстати абсолютно прозрачно для банка — им прекрасно видно сколько заработано и на что именно потрачено), финансирую терроризм и им, для исполнения какого-то постановления правительства от 1992 года, нужно таких товарищей выискивать и щемить.

          От моего предложения направить свои умозаключения в государственный институт, специализирующийся на подобных обвинениях, борзый молодой человек из ТКС отказался. Ну а я отказался от услуг ТКС…


          1. kaschenko
            29.10.2015 21:25

            может, это мошенники какие-то под видом ТКС пытались вас к чему-то склонить?


            1. gluck59
              29.10.2015 21:28
              +1

              Они пытались склонить меня к закрытию счета в своем банке.
              Может это были и мошенники… но какие-то странные.