Добрый день, читатели! Я, Павел Бацюн, руководитель оперативной работы ремонтной функции. Сегодня я расскажу, какую роль сыграло «Мобильное ТОРО» в «Северстали». Мобильное ТОРО — это электронная система оперативного управления и контроля работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. Модная фишка или крутой инструмент, помогающий решать обилие производственных задач — посмотрим. И начнём традиционно с предыстории. 

Бумажные задания и борьба с недостоверными отчётами 

В 2013 году, когда мы переходили на надёжностно-ориентированный подход в управлении процессами технического обслуживания и ремонта, у нас возник вопрос по организации работ исполнителей. Как выдавать персональные задания на смену, отражать фактическое состояние оборудования, фиксировать факт выполнения работ и использования материалов? На первый план вышла проблема получения обратной связи от работников — видим ли мы, что именно сделали сотрудники на местах, посчитать, сколько времени они на это потратили и какие проблемы выявили? Какая-то информация, конечно, была, но мы сомневались в её полноте и достоверности. Наследие былой эпохи в виде журналов сменных заданий не являлось источником полной и главное — достоверной информации. 

Первой попыткой получить обратную связь от исполнителей была выдача так называемых бумажных заданий. Это такие чек-листы с перечнем работ, которые сотруднику надо выполнить в течение смены. Работник заполнял чек-листы сам. По внедрению этого пилота мы получили эффект полного погружения в классическую производственную бюрократию со всеми присущими данному явлению недостатками: формализм, приписки, потеря информации, факт по плану и т.п. И просто горы бумаги. А главное — было непонятно, где эти бумаги были реально оформлены и выходил ли работник на рабочее место. Заполнить их можно и дома.

Бумажные чек-листы
Бумажные чек-листы

На этом этапе родилась идея использовать для фиксации факта выполнения работ электронные устройства или системы. Схема реализации этого процесса достаточно проста, но требует определенной подготовки и финансовых вложений:

  • в начале смены сотрудник получает на устройство сменное задание;

  • знакомится с ним;

  • прибывает к месту производства работ;

  • фиксирует факт прибытия, получает разрешение на выполнение работ в данном месте;

  • фиксирует факт и время выполнения работ;

  • перемещается к новому месту производства работ;

  • передаёт информацию из устройства в систему сбора данных в конце смены.

Тогда мы попробовали запустить пилотный проект «коробочное Мобильное ТОРО» в двух наших подразделениях с использованием 50 мобильных устройств, но о них чуть дальше. Сегодня на производственных площадках «Северстали», «Свезы» и Nordgold используется более двух тысяч устройств, а в процессе задействовано более пяти тысяч сотрудников. 

Как мы запустили в пилот коробочное ТОРО

Мы решили разделить территорию расположения оборудования на зоны осмотра, а каждую зону обеспечить индивидуальным идентификатором, который было бы проблематично клонировать. Для этих целей отлично подошли радиочастотные метки. RFID-метки позволяют мгновенно идентифицировать оборудование, а также обеспечивают контроль присутствия персонала в зоне осмотра при подтверждении работ. 

Считывание RFID-метки для идентификации оборудования и контроля наличия рядом с ним персонала 
Считывание RFID-метки для идентификации оборудования и контроля наличия рядом с ним персонала 

Девайсы

Для получения заданий и отметки факта их выполнения персоналу выдали промышленные мобильные терминалы. 

Почему не смартфоны? Причины две:

  1. В условиях действующего производства и использования девайсов суровыми металлургами только такие устройства могут выдержать  и прослужить достаточно долго. Например, с маркировкой IP67, показывающей степень защиты от посторонних твёрдых тел, пыли и воды в соответствии с международным стандартом IEC 60529.

  2. Расширенная функциональность даже обычного смартфона мешает добросовестно выполнять должностные обязанности. 

Софт

Понятно, что «Мобильное ТОРО» не ограничивается наличием мобильных устройств и RFID-метками на оборудовании. Основная функциональность заложена в программном обеспечении, а точнее в приложении, установленном на мобильных устройствах.

Проблемы

На этапе пилота мы использовали стандартное решение на рынке от фирмы SAP — Work Manager (SWM). SAP стал нашим спутником на ближайшие пять лет. Но в итоге мы отказались от него, и дело даже не в импортозамещении.  

Пилотный проект был периодом проб и ошибок. Базовый набор функций не удовлетворял растущие запросы производства. Мы перешли с операционной системы Windows Mobil на Android, изменили дизайн представления информации, переработали кучу экранных форм. Кроме того, персонал просил предоставить недостающие возможности: отражать факт использования товарно-материальных ценностей с информацией об остатке запчастей на складе, расширять круг исполнителей, получать информацию о текущем выполнении показателей результативности, да и просто обеспечить связь с технической поддержкой. ИТ-команда постоянно занималась доработкой приложения. А иногда легче сделать с нуля, чем что-то "доработать напильником".

Те, кто давно читают наш блог, уже догадываются, что было дальше. 

Пилим своё ТОРО. Родное, уникальное, северстильное

В 2019 году руководство «Северстали» поставило перед ИТ-командой задачу по разработке собственного ТОРО-приложения. Нашим талантливым разработчикам из ИТ-подразделения «Северсталь-инфоком» потребовалось меньше года, чтобы создать продукт, способный достойно заменить SAP Work Manager. Сегодня мы уверены, что это было правильное и, что важно, своевременное решение. Уже в сентябре 2020 года новое приложение стало появляться на устройствах сотрудников, и вот, что оно умеет.

Какой функциональностью обладает приложение «Мобильное ТОРО» разработки «Северсталь»  

В целом приложение предназначено для того, чтобы исполнитель получил задание, отразил факт его выполнения и передал эту информацию в базу данных. Основными функциями можно назвать: 

  • Получение персонализированных заданий с дополнительной информацией о нюансах в зоне его ответственности.

  • Отражение фактического состояния оборудования путём фиксации контрольных параметров по точкам измерения и создания сообщений о неисправностях, в том числе с возможностью привязки документов (фотографий).

  • Учёт факта выполнения задания через операции СТАРТ/СТОП с фиксацией использования товарно-материальных ценностей и возможностью отражения качества выполнения работ.

  • Передача на устройство файлов, носящих информационный характер (инструкции, чертежи, технические записки и т. п.).

  • Фиксация этапов процесса восстановления оборудования в рамках его жизненного цикла, моментов демонтажа/монтажа оборудования из агрегата.

  • Личный кабинет работника для предоставления информации по ключевым показателям эффективности. Это канал обратной связи со специалистами технической поддержки.

  • Тестирование сотрудника по вопросам охраны труда и промышленной безопасности.

Приложение зарегистрировано в Роспатенте как программный комплекс по выполнению технического обслуживания и ремонта оборудования «Мобильное ТОРО». Следующим шагом будет внесение его в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. 

Как «Мобильное ТОРО» оптимизировало работу комбината  

По оценке экспертов, «Северсталь» достигла следующих результатов: 

  • время регистрации результатов работ по ТОиР сократилось в  3,5 раза;

  • простои оборудования по вине некачественного техобслуживания сократились в три раза;

  • частота выявления дефектов и неисправностей оборудования на ранней стадии увеличилась в 16 раз. 

Для нас же «Мобильное ТОРО» стало действительно полезным инструментом, который позволил:

  • обеспечить персональное получение заданий исполнителями, минуя дополнительные звенья между планировщиком и исполнителем;

  • оперативно передавать данные в систему по факту окончания смены без привлечения мастера или специально назначенного работника;

  • минимизировать потерю информации, избавившись от необходимости заполнения ненужных бумаг, и обеспечить удобство фиксации факта неисправности;

  • повысить степень ответственности персонала за выполнение сменных заданий;

  • запустить в работу процесс контроля состояния оборудования, не имеющего систему автоматического мониторинга;

  • снизить нагрузку на персонал (в первую очередь инженерно-технических работников) и сберечь целый лес.  

Если наш кейс по оптимизации производственных задач вдохновил кого-то из представителей других промышленных компаний, то мы открыты для диалога и даже готовы делиться нашим ПО. Обращайтесь!

Комментарии (0)