«Советы основателя» в очередной раз знакомят читателей «Мегамозга» со звёздами IT-рынка, основателями и управляющими собственного бизнеса.

Герой сегодняшней рубрики — Сергей Смирнов, промышленный дизайнер с двадцатилетним стажем и гендиректор компании «SmirnovDesign» — одного из лидеров этой отрасли в России.

Сергей Смирнов учился в МГХПУ им Строганова на кафедре «Промышленный дизайн» с 1992 по 2000 годы с перерывом на два года службы в армии. В 1998 году он создал «Смирнов Дизайн», которая на данный момент является одним из лидеров российского промышленного дизайна, а в 2003 — «Смирнов Технологии», оперирующую на рынке изготовления пресс-форм и литья пластиков.

В 2006 году Смирнов стал экспертом Минэкономразвития РФ по созданию концепции развития дизайна в РФ, в 2012 — партнером Сколково в области разработки промышленного дизайна, в 2014 — членом экспертного совета Министерства промышленности и торговли РФ в области развития дизайна РФ.

В 2013 компания «Смирнов Дизайн» получила самую престижную премию в области промышленного дизайна Red Dot Design Award. На данный момент в портфолио компании более 200 успешных проектов в области промышленного дизайна.

Аккуратное и четкое целеполагание — основа успеха


«Смирнов Дизайн» — один из лидеров рынка в России. Наши конкуренты в этой области — Студия Артемия Лебедева и ArtUp. «Смирнов Дизайн» породил восемь компаний, часть из них действуют, часть уже нет.

Нужно взглянуть на историю компании, чтобы понять, почему мы стали теми, кто мы есть. Свою коммерческую карьеру я начал в 1994 году. Я спроектировал настенный выключатель, а в 1995 году ушёл в армию. Два года этот выключатель делали, я пришёл из армии и узнал, что выключатель стал коммерчески успешным. Тогда я решил сделать ещё один выключатель — на этот раз рассчитанный на портфолио. Я хотел показать оригинальность. На его внедрение снова потратили два года и большие деньги, а продажи в итоге составили 0,06% от продаж первой модели.

Это оказалось отличной «прививкой» от дизайнерского романтизма. Ты не должен делать работу для портфолио. Ты делаешь коммерческую услугу и заботишься о целях и задачах заказчика. Промышленный дизайн — это инструмент конкурентной борьбы. Такие ошибки обучают: два проекта — 50% успеха и 50% провала.

Все дальнейшие шаги компании были про ответственность перед заказчиком. Промышленный дизайн — один из самых объективных видов дизайна. Мы делаем предметы, они подчинены законам физики и экономики. Мерило успеха — возврат инвестиций.
Не бойтесь делать ошибки. Вы должны уважать эти ошибки и уметь делать выводы, обучаться. Моя первая ошибка была стратегически нужной. Только благодаря постоянному обучению я пришёл к успеху.

Главная и самая трудная задача: отрасль промышленного дизайна недооценена и непонятна


Слово дизайн непонятно никому. Все думают, что дизайн — это украшение предметов. У меня есть собственное определение промышленного дизайнера: это межотраслевой интегратор в отрасли создания новых продуктов.
Когда мы смотрим на какой-либо объект, например, на фотоаппарат, мы видим его красоту, мы знаем о его функциональности, имеем понятие о себестоимости. Любое изменение в этом объекте приводит к изменению параметров, к изменению целевой аудитории, эргономичности. Маркетолог может сказать, какие потребности у аудитории. Конструктор расскажет о проблемах в случае замены материалов на другие. Бизнесмен знает, что у него есть определённое количество денег и план по прибыли. А тот, кто должен думать обо всёмсразу — это и есть промышленный дизайнер.

Некоторые дизайнеры не согласны с этим определением. Они уверены, что должны только рисовать. Поэтому «Смирнов Дизайн» — один из лидеров.

С недооцененностью и непонятностью своих услуг и задач я сталкиваюсь до сих пор, что уж говорить о том, что было десять-пятнадцать лет назад. Постоянное обучение людей и себя — моя миссия, я больше двадцати лет постоянно пробиваю стену непонимания и учусь сам.

Это добавляет интереса в жизни. У меня самая счастливая профессия — даже хобби нет. Я постоянно создаю что-то, включая тех же роботов.

Своим ли ты делом занимаешься?


Бывает такое: дизайнер есть, но он на троечку. Он садится с тем кому свыше дано стать талантливым дизайнером. Это как Моцарт и Сольери. У одного человека льётся, и заказчик сразу принимает его работу. А работа второго дизайнера ему не нравится. Это угнетает человека, который сидит рядом с талантом в одной компании. Надо найти свое дело, где ты силен от природы. А потом становиться лучше, даже если наступает момент отчаяния и невостребованности.

В девяностые годы то что я делал было никому не нужно. В эти моменты перешагнуть себя, заставить работать — и это принесет плоды. У меня были тяжелые времена, голодные времена. Нужно преодолевать препятствия и двигаться вперёд, даже если вы достигли отчаяния. Всё становится легче, если вы любите своё дело.

Помните, что есть области где талант критичен, а есть — где критична техника. Есть талант стилиста есть и талант системного взгляда — даже внутри одной области можно найти разное применение. Есть дизайнеры, которые рисуют крутые красивые вещи, а есть ребята, которые, хотя их работа не выглядит «потрясающе креативной», продумывают каждую деталь и каждую мелочь, которые сопоставляют все факторы для разработки продукта. Талант — это не просто быть творцом в толстых очках и шарфе.

Если тебе что-то очень хочется, но это дело тебе не дано — это ошибка. Всегда появится Моцарт рядом и будет морально давить. Так пиши не для скрипки, а для флейты — найди себя.

От редакции: если у вас есть желание принять участие в рубрике «Советы основателя», пишите нам на editor(at)megamozg.ru

Комментарии (1)


  1. Shapelez
    30.10.2015 18:12
    +2

    Свежий взгляд, очень понравилось!