Рендер скутера
Тайваньская компания Gogoro уже летом планирует начать поставки электрического скутера Smartscooter. Отличительной особенностью этого двухколёсного транспорта будет возможность быстрой смены аккумуляторных батарей. Для этого будет построена сеть специальных станций, каждая из которых будет размером с типичный банкомат. Тестовые заезды начинаются уже на этой неделе.
Реальные изделия
Идеи сделать электротранспорт с заменяемыми батареями пока не получили распространения. Илон Маск всё ещё только планирует делать такие автомобили и специализированные станции для замены их батарей. Концепт таких станций был представлен Tesla ещё в 2013 году, но пока не был реализован. В частности, проблему создаёт необходимость в специальном дорогостоящем оборудовании таких станций. Пока подобных решений для электрического транспорта не существует. Стартап Better Place, появившийся в 2008 году, первым пытался претворить эту идею в жизнь. Они сделали электромобили, построили несколько десятков станций замены батарей, но в результате продали лишь 1500 машин, в связи с чем и прекратили свою деятельность в 2013 году.
Кадр из ролика — замена батарей
Но в случае со скутерами всё гораздо проще: батарея весит не более 10 килограмм. Судя по рекламному ролику, замена двух батарей скутера проходит за несколько секунд. Нужно вынуть из-под сиденья разряженные батареи, вставить их в зарядочную станцию, а в скутер установить уже заряженные. Таким образом, снимаются вопросы и о времени зарядки батарей – оно больше не играет роли, если вы просто можете поменять батареи за пять секунд.
Стоимость небольших станций для зарядки/замены не должна превысить $10000. Кроме того, такие аккумуляторные станции наверняка придутся по вкусу поставщикам возобновляемой энергии. Проблема этой энергии в непостоянстве её производства – а значит, излишки необходимо где-то сохранять. Скутерные станции могут нести на себе функцию хранения произведённой энергии.
Внутри корпуса
Проект разрабатывался в обстановке полной секретности в 2011 года. Генеральный директор Gogoro – дизайнер Хорас Люк, работавший ранее в HTC, Nike и Microsoft. И в красивом внешнем виде скутеру действительно не откажешь. Заявленные характеристики также радуют: разгон до 50 км/ч за 4.2 секунды, максимальная скорость – 96 км/ч, коэффициент сопротивления – 0.72.
Компания расположилась в Тайпее и решила начать свою деятельность оттуда во многом благодаря стремлению города быть на переднем крае современных технологий. В городе площадью 250 кв.км. установлено более 10000 государственных Wi-Fi точек, и более чем у 90% жителей дома есть интернет. Также влияние на выбор места оказывает щедрая правительственная программа субсидий для поддержки электрических транспортных средств. Не последнюю роль должен был сыграть и климат вместе с пристрастием азиатов к двухколёсным транспортным средствам.
К сожалению, стоимость скутера и стоимость замены батарей пока не определены.
Комментарии (15)
stalinets
30.03.2015 20:17+1Скутеры эти мелкие и одноместные, но очень резвые и быстрые. Нужно больше разновидностей на той же базе: двухместный (пусть и не такой динамичный), 3-колёсный грузовой, задушенный 1-местный для соответствования мопедной нише «50 кубов и не более 50 км/ч». Ну и нужны огромные вложения, прежде всего на азиатских рынках, где скутеры — основное транспортное средство наряду с велосипедами. Когда народ массово поймёт, что а) эксплуатация выходит дешевле бензинового, б) инфраструктура уже хорошо развита, они взлетят.
anmi
30.03.2015 23:35+2Если используются батареи вроде LiNiMnCo, как у zeromotorcycles и весят порядка 20 кг (две батареи по 10 кг), то стоимость одних батарей будет порядка $3000. Это, к примеру, стоимость 5-летнего седана отечественного производителя. Плюс еще сам скутер будет стоить скажем по-минимуму $1500.
На автомобиле за $1500 на бензин можно проехать 40 000 км, на бензиновом скутере 150 000 км. И вы никогда столько не проедете на скутере, не каждая машина столько за 10 лет проезжает.
Купить новый бензиновый скутер за $1300 сейчас мягко говоря не проблема.
Вопрос: откуда эти фантазии про экономическую выгоду?makaroff
31.03.2015 00:01А её и нету. Не зря Джереми неустанно об этом твердит. А сколько вреда природе будут наносить утилизируемые батареи? Электро кары и мопеды — круто. Но пока о массовости и экономической целесообразности говорить рано. При этом двигаться в данном направлении несомненно нужно, это факт.
anmi
31.03.2015 00:17Конечно стоит, сам бы сел на электробайк, будь они дешевле.
Я скорее на комментарий выше отвечал
Когда народ массово поймёт, что а) эксплуатация выходит дешевле бензинового
fundorin
31.03.2015 14:22Вопрос не в стоимости, а в том, что в России им можно пользоваться только 4-5 месяцев в году, во время которых велика вероятность того, что аппарат уведут.
immaculate
31.03.2015 07:52Надо учесть, что во время ТО у обычного скутера надо менять различные жидкости, тормозные колодки (говорят на Tesla они почти не изнашиваются), и вообще движущихся частей, которые могу сломаться, больше.
Archon
31.03.2015 09:11+2Экономической выгоды никакой, но бензиновый автомобиль гадит туда, где вы живёте, а электромобиль гадит туда, куда производитель повезёт батареи на утилизацию (к каким-нибудь папуасам). Не гадить туда, где живёшь — один из первоначальных принципов, из которых складывается успешная жизнь в долгой перспективе. Правда, судя по мусору и грязи на улицах, до россиян это будет доходить ещё лет триста.
Raegdan
31.03.2015 09:45Если смотреть глобально, то электротранспорт гадит туда, куда гадит электростанция. Однако электростанция может быть либо экологически чистой вообще (ветряк), либо хотя бы гадить в безлюдном месте. А экологичная энергоустановка на транспорте — либо электричество, либо водород. На сегодня это всё. (экзотика не в счёт, надеюсь — временно)
Raegdan
31.03.2015 09:48Да, кстати: а папуасов-то зачем обижать? Залить батареи какой-нибудь прочной и инертной эпоксидкой, и захоронить полученный монолит в выработанной шахте или на дне моря, не?
kapuletti
Идея прекрасная. Каждый такой терминал по идее должен быть подключен к интернету. На сервер поступают данные с BMS о ячейках батареи, кол-ве циклов. Тем самым можно принудительно закрывать батарейку в терминале, чтобы она была отправлена в сервис на обслуживание/замену.