Возможно, субъективное ощущение является побочным продуктом работы человеческого
организма, подобно тому, как нагревание и увеличение сопротивления является побочным продуктом работы электронных схем. Во всяком случае, робот вполне может обойтись без субъективных ощущений и только мастерски имитировать тоску, выпуская слезу из специальных каналов, или «радостно» обнимать вас после разлуки.
Но роботу нужно знать, в каком случае имитировать радость, в каком лесть или ревность. Вот для этого и нужны когнитивные структуры эмоций. Например, если человек находит на улице стодолларовую купюру, то он испытывает радость, начинает улыбаться и хвастаться друзьям какой он везунчик. Т.е. мы описали один из возможных алгоритмов поведения в случае нахождения чего-то ценного. А когнитивной структурой радости будет «получение ценности из внешнего мира без видимых причин». Этим и занимается классификация эмоций, а именно, формулировкой их определений и описанием их когнитивной структуры.
Первые попытки определения эмоций сделал, по видимому, Спиноза в книге «Этика, доказанная в геометрическом порядке» в 1677 году. Например, жалость для Спинозы есть вид печали, возникающей из-за причинения вреда другому человеку. Это вполне современное представление об эмоции жалости. Есть еще несколько определений различных эмоций, но они носят хаотический характер и не связаны какой-либо системой.
Естественный путь понять, что такое эмоция это перечислить конкретные эмоции и понять, что у них общего и чем они отличаются. Эта задача удивительным образом похожа на то, чем когда-то занимался Менделеев и его коллеги. На тот момент было известно несколько десятков химических элементов, отличающихся химическими и физическими свойствами. Нужно было перечислить определяющие свойства, многообразие которых описывало бы все известные элементы, т.е. произвести их классификацию. Классификацию эмоций нужно начинать со списка эмоций. Есть много списков эмоций, некоторые из которых содержат явно лишние элементы (вроде боли и голода), и никто из известных мне авторов не озаботился обоснованием полноты своих списков. Максимальный известный мне список содержит около 11000 слов. Списки, производящие впечатление разумных и взвешенных, содержат порядка одной - двух сотен слов. Все это можно найти в русскоязычной и англоязычной википедии. Эта деятельность вполне осмысленна, но не содержит никаких идей, и поэтому я не называю конкретных авторов.
Первым теоретическим шагом в понимании эмоций было их разделение на положительные и отрицательные (В. Вундт). Правда, до сих пор непонятно, каждая ли эмоция имеет противоположную по знаку. За прошедшую после этого сотню лет самыми разными авторами было описано еще десяток или два подобных бинарных свойств эмоций. Это стало популярным занятием. В том числе, литовский психолог В.К. Вилюнас подметил, что некоторые эмоции возникают до оцениваемого события, а некоторые после оцениваемого события. Например, если есть вероятность проиграть крупную сумму, то возникает страх (до проигрыша), но после проигрыша возникает горе (подтвердившийся страх) от потери суммы. Эмоции, возникающие до события, Вилюнас назвал предшествующими, возникающие после события – констатирующими. (Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. 1986.)
Эти два бинарных свойства дают возможность описать четыре ситуации. Это было проделано в статье J. Gratch and S. Marsella, «A domain-independent framework for modeling emotions», J. of Cognitive Systems Research, 5(4), (2004). Бинарные свойства описывались с помощью параметров желательность D и вероятность L. D > 0 соответствует положительной эмоции, D < 0 соответствует отрицательной эмоции. L < 1 (событие может произойти с вероятностью L) соответствует предшествующей эмоции. L = 1 (событие гарантированно происходит, уже произошло) соответствует констатирующей эмоции.
Надежда: D > 0, L < 1 положительная предшествующая.
Радость: D > 0, L = 1 положительная констатирующая, подтвердившаяся надежда.
Страх: D < 0, L < 1 отрицательная предшествующая.
Горе: D < 0, L = 1 отрицательная констатирующая, подтвердившийся страх.
Названия эмоций выбираются на основе примеров и интуиции. Например, картежник, раздавая карты, надеется выиграть. Есть вероятность 0 < L < 1, что ему придет карта старше, чем партнеру по игре. При этом он может выиграть ставку D > 0. Интуиция и жизненный опыт подсказывают, что при этом возникает эмоция надежды. Однако есть вероятность, что ему придет карта меньше, чем партнеру. При этом он проиграет ставку D < 0. Одновременно возникает страх проиграть. Если надежда сильнее страха, то игра продолжается.
Такой подход существенно развил Леонтьев В.О. (не путать с А.Н. Леонтьевым) в книге «Классификация эмоций», Одесса, 2002. Прежде всего, к двум названным бинарным признакам он добавил третий, который называется направленностью эмоций. Эмоции могут быть направлены на себя и на внешние объекты. Например, гнев нацеливает человека на устранение препятствий к достижению цели и, таким образом, направлен на внешний мир, на разрушение препятствия. Горе, печаль нацеливают человека обходиться без той цели, которую не удалось достигнуть, и направлены на себя. Интерес возникает в ситуации, когда агент предчувствует возможность найти нечто полезное для себя. При этом агент начинает исследовать интересный объект, т.е. интерес направлен на объект. Надежда это тоже предчувствие пользы, но надежда направлена на себя и агент ожидает, что произойдет нечто полезное. Три бинарных признака дают возможность классифицировать восемь ситуаций.
Радость +, констатирующая, на себя.
Горе -, констатирующая, на себя.
Надежда +, предшествующая, на себя.
Страх -, предшествующая, на себя.
Удовлетворение +, констатирующая, на объект.
Гнев -, констатирующая, на объект.
Интерес +, предшествующая, на объект.
Пренебрежение -, предшествующая, на объект.
Три бинарных признака можно изображать в вершинах куба. Таким образом, эту восьмерку можно назвать первым кубом или первой группой эмоций. Первая группа состоит из эмоций, являющихся реакцией на ценности, полученные или не полученные агентом I из внешнего мира W→ I. В книге Леонтьева рассматриваются шесть кубов эмоций, каждый из которых можно рассматривать как сдвиг первого куба на некоторую группообразующую эмоцию. Любителям математики все это может напоминать линейное пространство с нормой (сила эмоции). Более того, если рассматривать движение агента на плоскости, то каждая эмоция может вызывать движение агента в некотором направлении (к цели или от цели). Тогда эмоции можно описывать вектором на плоскости (комплексным числом) с модулем равным силе эмоции. Если на плоскости расположено некоторое множество ценных или отталкивающих объектов, то в каждой точке плоскости возникает комплекснозначная функция эмоций. Чем больше модуль положительной функции, тем больше вероятность нахождения агента в этой области. Любителям физики все это может напоминать квантовую механику. Я, конечно, описал все это очень схематично и не очень понятно. Для подробностей нужно смотреть книгу и статьи В.О. Леонтьева. Кстати, на основе его книги одно время читался курс психологии в МФТИ.
Но вернемся к классификации эмоций. На сегодняшний день самой продвинутой считается теория ОСС (по именам авторов Ortony, A.; Clore, G. L.; Collins, A. The Cognitive Structure of Emotions. Cambridge. 1988). В ней описываются 22 эмоции. Идеи ОСС были подхвачены в исследованиях по искусственному интеллекту. Например, в статье C. Adam, A. Herzig, D. Longin. A logical formalization of the OCC theory of emotions. Synthese, 2009, 168 (2) описаны некие логические структуры, определяющие 22 эмоции из ОСС. Впрочем, эти структуры очень громоздкие и вряд ли облегчают понимание эмоций.
Перескажем сейчас основные идеи ОСС. При этом одновременно расширим ОСС до ОСС+ с помощью схематического описания когнитивной структуры. Эти структуры можно рассматривать как развитие и упрощение логических структур из упомянутой статьи C. Adam, A. Herzig, D. Longin. Новые когнитивные структуры иногда с трудом можно назвать эмоциями. Например, мазохизм или награда. Поэтому ОСС+ лучше называть не классификацией эмоций, а классификацией когнитивных структур.
Для простых эмоций будем использовать краткое обозначение (± ± Х → Y) описывающее их логическую (когнитивную) структуру. Первый (слева направо) ± означает удовольствие или неудовольствие. Второй ± означает желательное (полезное) или нежелательное (вредное) событие. Х , Y могут означать I, He, Soc = Society, W= World. Например, (+ + W→ I) означает удовольствие (+) от желаемого (+) для меня (I) события, произошедшего во внешнем мире (W). Такая формализация сделана автором этого текста. Теперь рассмотрим несколько эмоций в том же порядке, как это сделано в ОСС. Читателю важно понять систему в первой пятерке эмоций. Все остальное классифицируется аналогично.
1. Радость = (+ + W→I) удовольствие (+) от желаемого (+) для меня события. W → I означает, что агент, испытывающий эмоцию (I), получил желаемое событие из внешнего мира (W). В качестве примера в ОСС рассматривается ситуация получения наследства от дальнего неизвестного родственника. Здесь и далее, определение и примеры взяты из ОСС. Если в скобках указано (ОСС+), то соответствующее определение или пример сделаны автором этого текста. Еще один пример радости (ОСС+) это ситуация, когда агент находит деньги на улице. Формализация ранее не публиковалась и предлагается для обсуждения впервые.
2. Горе = (- - W → I) недовольство (-) нежелательным (-) для меня (I) событием. Пример (ОСС): человек, у которого закончился бензин на автостраде, чувствует горе, что он попал в беду. Еще один пример горя (ОСС+): агент теряет деньги на улице.
3. Радость за другого = (+ + W → He) удовольствие (+) от события, желательного (+) для кого-то другого (He) . Например (ОСС), Фред (I) рад за Мэри (He), когда узнает, что она выиграла тысячу долларов, потому что он считает, что это желательно для нее, и она его друг, Всегда считается, что эмоцию испытывает агент (I), даже если он явно не фигурирует в когнитивной структуре.
4. Жалость = (- - W → He) недовольство(-) событием, которое нежелательно (-) для кого-то другого (He). Пример (ОСС): человек (I) может сочувствовать жертвам (He) стихийного бедствия(W), даже не зная их, потому что он хочет, чтобы люди не страдали незаслуженно.
5. Злорадство = (+ - W → He) удовольствие (+) от события, которое считается нежелательным (-) для оппонента, врага (He). Пример (ОСС): политические противники Никсона могли злорадствовать по поводу его ухода с должности, т.е. получать удовольствие от нежелательного для него события.
Первые пять эмоций ОСС соответствуют пяти из восьми возможных комбинаций. Остаются неиспользованными три комбинации (- + W → I), (+ - W→I), (- + W→He)). Сможем ли мы найти для них адекватные названия? Интуиция подсказывает, что:
(+ - W → I) = Мазохизм (ОСС+) : удовольствие (+) от нежелательного (-) , неприятного, болезненного для меня (I).
Пример. Мазохист получает сексуальное удовольствие от боли причиненной ему партнером или другим способом.
(- + W → He) = Зависть (ОСС+) : неудовольствие (-) от полезного (+) для кого-то (He) события.
Найти название для последней из восьми возможных комбинаций (- + W→I) = ? пока не удается.
Если вы согласны с предыдущими определениями, то давайте в этом месте в качестве простой задачи зададим вопрос, что такое садизм? Ответ нужно сформулировать в виде (± ± Х → Y).
Далее в ОСС рассматривается эмоция обиды.
Обида (ОСС) - недовольство событием, которое считается желательным для кого-то другого. Это определение интуитивно кажется нам неверным. На наш взгляд это определение скорее зависти, чем обиды.
Зависть = (- + W→ He) (ОСС+) – недовольство (-) событием, которое является полезным (+) для кого-то другого (W → He). Завидуют успехам другого человека.
Пример (ОСС). Сотрудник может испытывать обиду на коллегу, получившего прибавку к зарплате, хотя он считает этого коллегу некомпетентным и не заслуживающим этой прибавки. Интуитивно это выглядит неверным. Попытаемся подправить определение и пример обиды.
Пример. Обида (ОСС+) возникает на босса, который не повысил зарплату мне компетентному. Он мудрый и справедливый должен был это сделать. К коллеге, получившему прибавку, возникает зависть.
Пример. Зависть (ОСС+) возникает к некомпетентному коллеге, который получил прибавку к зарплате.
Обида (ОСС+) (- - He→ I). недовольство (-) вредом (-), который мне (I) причинил другой человек (He) без причины, хотя он должен был сделать пользу. Логическая структура похожа на горе (- - W → I). Разница в том, кто или что является источником вреда. Обида возникает, если кто-то другой причинил вред мне и внимание при этом сконцентрировано на человеке. Будем записывать это в виде He → I (он что-то сделал мне). Если причиной вреда является неодушевленный источник или человек, но внимание сконцентрировано на причиненном вреде, но не на человеке, то возникает горе.
Заметим, у нас возникли разные определения для одной и той же эмоции. Конечно, читатель может поверить более авторитетным авторам, но верить придется интуиции авторов, но не логическим доказательствам. Если посмотреть другие источники, то можно обнаружить определение обиды как несправедливо причиненного огорчения. Это тоже не противоречит интуиции, но здесь обида определяется через справедливость, т.е. через нечто более сложное. Будем пользоваться принципом простоты и из нескольких интуитивно верных определений выбирать простейшее. Мы полагаем, что вред без причины проще несправедливого вреда. К тому же, отсутствие причины далее применяется при определении целой группы эмоций.
Итак, первые пять эмоций рассматриваемых в ОСС имеют интуитивно понятные определения и простую логическую структуру (± ± W→ I) или (± ± W→ He). Более того, две логические структуры того же типа (+ - W → I) и (- + W → He) интуитивно находят названия в естественном языке - мазохизм и зависть. Правда, последняя восьмая структура этого типа (- + W → I) пока не находит названия в естественном языке. Логические структуры будем объединять в группы.
Группа «Из внешнего мира без причин».
Подгруппа W → I
1. Радость = (+ + W → I) ОСС
2. Горе = (- - W → I) ОСС
3. Мазохизм = (+ - W → I) ОСС+
4. (- + W → I) = ?
Подгруппа W → He
5. Радость за другого = (+ + W → He) ОСС
6. Жалость = (- - W → He) ОСС
7. Злорадство = (+ - W → He) ОСС
8. Зависть = (- + W → He) ОСС+
Опишем еще две подгруппы He→ I и I→ He, которые принадлежат той же группе «Из внешнего мира без причин».
Группа «Из внешнего мира без причин».
Подгруппа He → I.
Обида (ОСС+) = (- - He → I). Итак, обида это недовольство (-) вредом (-), который другой человек (He) причинил мне (I) без причины, хотя он должен был сделать пользу. Сейчас мы хотим подчеркнуть, что вред, который мне причинил другой человек, был совершен без причины. Если причина была, то возникает другая эмоция. Например, если сначала я причинил вред этому человеку (что и является причиной) то он мне в ответ мстит.
Пример (ОСС+) (обида, месть, обвинение). Если кто-то случайно толкает вас на улице, то вы обижаетесь на него (- - He → I). Если же сначала вы случайно толкаете человека, а он толкает вас в ответ, то он вам мстит.
Вы проходите рядом со стоящим автомобилем, который не поставлен на тормоз, и вдруг автомобиль начинает катиться, и толкает вас. Вы понимаете, что виноват хозяин авто (- - He → I), он нарушил правила парковки, и вы его обвиняете.
Если же в этот момент произошел подземный толчок, автомобиль сдвинулся и толкнул вас, то причиной является неодушевленный внешний мир W. Вы никого не обвиняете, ни на кого не обижаетесь, никому не мстите. Вы попали в беду, и испытываете горе (- - W → I).
Обрадовать (ОСС+) = (+ + He → I) означает удовольствие (+) от пользы (+), которую другой человек (He) принес мне (I) без причины.
Пример. Если другой человек возвращает вам деньги, которые должен, но кроме возврата долга дополнительно сделает вам подарок (хотя мог этого и не делать), то он вас обрадует.
Подгруппа I→ He. Из внешнего мира без причин.
Вина (ОСС+) = (- - I → He). Неудовольствие (-) от вреда (-), который агент (I) без причины сделал для кого-то (He).
Пример (ОСС+). Если вы случайно толкаете человека на улице, то вы испытываете вину перед ним.
Заслуга (ОСС+) = (+ + I→ He). Удовольствие (+) от пользы (+), которую агент (I) без причины сделал для кого-то (He).
Пример (ОСС+). Если случайный прохожий споткнулся и упал на улице, а вы помогли ему встать и очистить одежду, то вы чувствуете заслугу перед ним. Это слово редко используется, но оно точно выражает то, что нам нужно. Обычно в качестве антонима для «вины» используется «невиновность». Но «невиновность» несет нейтральный характер, в смысле «не делал плохого». Нам же нужно слово с выраженным положительным характером в смысле «сделал хорошее».
Зловредность (- + I→ He) не нравится (-) делать пользу (+) другим. Девиз старухи Шапокляк « Кто людям помогает, тот тратит время зря». Это отчетливо выраженная зловредность.
Группа «Из внешнего мира без причин».
Подгруппа W → I Подгруппа W → He
1. Радость = (+ + W → I) ОСС 5. Радость за другого = (+ + W → He)
2. Горе = (- - W → I) ОСС 6. Жалость = (- - W → He) ОСС
3. Мазохизм = (+ - W → I) ОСС+ 7. Злорадство = (+ - W → He) ОСС
4. (- + W → I) - ? 8. Зависть = (- + W → He) ОСС+
Подгруппа I → He. Подгруппа He → I.
Вина (ОСС+) = (- - I → He) Обида, обидеть (ОСС+) = (- - He → I)
Заслуга (ОСС+) = (+ + I → He) Обрадовать (ОСС+) = (+ + He → I)
(+ - I → He) = ? (+ - He → I) = ?
Зловредность (ОСС+) = (- + I → He) (- + He → I) =?
Группа социальных норм.
Если значение ценящегося в социуме качества выше (ниже) среднего, то мы говорим, что социальные нормы выполняются (нарушаются). Выполнить социальную норму означает сделать что-то не для кого-то конкретно, а для общества в целом I→ Soc. Например, прилично (т.е. социально одобряемо) одеваться означает покупать и носить достаточно качественную одежду. Носят хорошую одежду не только для кого-то конкретно, но для всех людей в целом.
Гордость (ОСС) – удовольствие от собственного похвального поступка. Если под словом «похвальный» понимать социально одобряемый, то получим следующее определение:
Гордость = (+ + I → Soc) (ОСС+) – удовольствие (+) от своего поступка, выполняющего (+) социальные нормы I → Soc.
Пример (ОСС). Если вы спасли ребенка на пляже, то испытываете гордость (вы продемонстрировали храбрость и ловкость). Если вы не смогли спасти и это сделал кто-то другой, то вы испытываете стыд.
Стыд (ОСС) - недовольство своим предосудительным поступком. Аналогично получаем
Стыд = (- - I → Soc) (ОСС+) – недовольство (-) своим поступком, нарушающим (-) социальные нормы I → Soc.
Пример (ОСС+). Если вы достаточно хорошо одеты, то вы гордитесь этим. Если вы плохо одеты, то вы стыдитесь этого.
Эксгибиционизм = (+ - I → Soc) (ОСС+) удовольствие (+) от нарушения (-) социальных норм. Пример (ОСС+). Эксгибиционист получает удовольствие, демонстрируя свое обнаженное тело в общественном месте.
Гордиться или стыдиться можно не только собой, но и другим человеком. Но не любым другим человеком, а только если он достаточно вам близок, т.е. он свой (родственник, друг и т.п.). В этом случае возникает гордость или стыд за другого.
Гордость за другого (ОСС+) = (+ + He mine → Soc)
Стыд за другого (ОСС+) = (- - He mine → Soc).
Если же человек не свой, а посторонний, то в той же ситуации возникают уважение-презрение.
Уважение = (+ + He → Soc) (ОСС+) = (+ + He strange → Soc) - удовольствие (+) от поступка постороннего (strange) человека, выполняющего (+) социальные нормы He → I.
Презрение (- - He → Soc) (ОСС+) = (- - He strange → Soc) - неудовольствие (-) от чьего-то (He) поступка, нарушающего (-) социальные нормы He → I.
Пример (ОСС+). Нормальный мужчина считает каждого мужчину обязанным обеспечивать семью. Если он видит другого мужчину, который хорошо обеспечивает свою семью, то к нему возникает уважение. Если же другой мужчина не обеспечивает семью, то к нему возникает презрение. Восхищение (ОСС) – удовольствие от чьего-либо похвального действия. Такое определение не вполне согласуется с интуицией. Восхищение вызывается не просто похвальным действием, но некой высшей положительной оценкой.
Восхищение (+ + He, It → Soc) (ОСС+) – высшее удовольствие (+) от чьего-либо поступка, выполняющего (+) социальные нормы He → Soc. Возникает к человеку (He) или вещи (It), которые намного лучше всех остальных, в том числе выше среднего. Это определение отличается от уважения только превосходной степенью «намного лучше». Можно сказать, что восхищение человеком это очень сильное уважение.
Отвращение = (- - He, It → Soc) (ОСС+) – высшее недовольство (-) чьим-либо поступком, нарушающим (-) социальные нормы He → Soc или некоторой вещью, которая своим внешним видом, запахом или другим качеством сильно отличается от принятого в обществе в худшую сторону.
Можно сказать, что отвращение это сильное презрение (если речь идет о человеке), противоположность восхищению. Может возникать и к человеку (He) и к вещи (It), в отличие от презрения, которое возникает только к человеку.
Пример (ОСС+). Мы восхищаемся хорошим актером, чья деятельность оценивается высоким социальным статусом. Но плохая игра артиста в дешевом сериале вызывает отвращение. Мы восхищаемся огромным бриллиантом, но дурно пахнущее мертвое тело вызывает отвращение.
Противоположностью восхищения в ОСС является упрек, который определяется как недовольство от чьего-либо предосудительного поступка. Это не вполне согласуется с интуицией. Если восхищение это высшая положительная оценка, то его противоположность это отвращение, как высшая отрицательная оценка.
Обвинение = (- - He → I) – Похвала = (+ + He → I) (ОСС+). Если другой человек (He) делает что-то вредное для меня (I) и нарушает при этом социальные нормы или даже закон, то я его обвиняю, т.е. получаю неудовольствие (-) от его вредных (-) действий, нарушающих социальные нормы. Наоборот, если другой человек (He) делает что-то полезное для меня (I) и выполняет при этом социальные нормы, то я его хвалю, т.е. получаю удовольствие (+) от его полезных (+) действий, выполняющих социальные нормы.
Пример (ОСС+). Если во дворе вашего многоэтажного дома один из соседей ставит свою машину так, что перекрывает проход жильцам, то мы осуждаем и обвиняем его. Если же другой жилец ставит свою машину подальше от общественного прохода, хотя это ему неудобно, но удобно всем жильцам, то мы хвалим его.
Щедрость = (+ + I → He) (ОСС+) удовольствие (+) от пользы (+), которую я приношу другому человеку, делюсь с ним чем-то полезным и выполняю при этом социальные нормы. Щедрость социально одобряемое качество.
Жадность = (- - I → He) (ОСС+) неудовольствие (-) от того, что я (I) не отдаю (-) другому человеку (He) что-то нужное и социально одобряемое
Пример. Если вы постоянно угощаете своих коллег по работе, даете денег в долг, оказываете бескорыстную помощь, то вы щедрый человек. Если же вы стараетесь избегать подобных ситуаций, отказываете в одолжениях, то это жадность. Жадность социально осуждаема.
Группа «Социальные нормы».
Подгруппа I → Soc. Подгруппа He → Soc.
Гордость (ОСС+) = (+ + I → Soc) Уважение (ОСС+) = (+ + He → Soc)
Стыд (ОСС+) = (- - I → Soc) Презрение (ОСС+) = (- - He → Soc)
Эксгибиционизм = (+ - I → Soc) Восхищение = (+ + He, It → Soc)
(- + I → Soc) -? Отвращение = (- - He, It → Soc)
Подгруппа He → I. Подгруппа I → He.
Похвала = (+ + He → I) Щедрость = (+ + I → He)
Обвинение = (- - He → I) Жадность = (- - I → He)
(+ - He → I) - ? (+ - I → He) - ?
(- + He → I) - ? (- + I → He) - ?
Группа «Ответное действие»
Награда (ОСС+) = (+ + +Soc → I) Агент (I) делает что-то полезное (+) для общества, в ответ общество делает что-то полезное (+) для агента (Soc → I) и агент получает от этого удовольствие (+).
Наказание (ОСС+) = (- - -Soc → I) Агент (I) делает что-то вредное (-) для общества, в ответ общество делает что-то вредное (-) для агента (Soc → I) и агент получает от этого неудовольствие (-).
Благодарность (ОСС): удовольствие от чьего-либо похвального действия и удовольствие от связанного с этим желаемого события.
Удовольствие от чьего-либо похвального действия это восхищение. Удовольствие от желаемого события это радость. Авторы записывают это в виде
Благодарность = радость + восхищение.
Пример (ОСС). Например, женщина может чувствовать благодарность к незнакомцу, который спас ее ребенка на пляже, и вытащил его из воды. Действительно, она радуется спасению ребенка. Плюс к этому она может испытывать восхищение его ловкими действиями.
Однако необходимость компоненты восхищения сомнительна. Если в примере действия незнакомца будут неловкими и неказистыми, но ребенка он спасет, то благодарность все равно возникнет. Мы считаем, что
Благодарность (ОСС+) = (+ + +He → I ) это удовольствие (+) от желания сделать что-либо полезное (+) человеку, который сделал для вас что-либо полезное (+). Или кратко, благодарность это удовольствие (+) от пользы (+) в ответ на пользу (+).
Пример (ОСС+). Если ваш сосед помог вам сменить колесо на машине, то вы в благодарность можете подарить ему бутылку вина.
Месть (ОСС+) = (- - - He → I ) это неудовольствие (-), которое испытывает агент (I) от вреда (-), причиненного ему другим человеком (He) в ответ на который он тоже делает вред (-) этому человеку.
Подлость (черная неблагодарность) (ОСС+) = (- - + He → I) неудовольствие (-) от вреда (-), который другой человек (He) сделал мне (I) в ответ на пользу(+), которую сделал я ему.
Группа «Ответное действие»
Подгруппа He → I. Подгруппа Soc → I.
Благодарность = (+ + + He → I) Награда (ОСС+) = (+ + +Soc → I)
Месть (ОСС+) = (- - - He → I) Наказание (ОСС+) = (- - -Soc → I)
Подлость (ОСС+) = (- - + He → I) Предательство = (- - + Soc → I)
Благородство (ОСС+) = (+ + - He → I) Преданность = (+ + - Soc → I)
Мы в этом месте остановимся, но классификация эмоций далеко не закончена, хотя мы намного превзошли ОСС и проклассифицировали около 40 эмоций. Существуют еще более сложные структуры. Например, ревность.
Ревность1 (- + + He1 → He2 ) неудовольствие (-) от того, что мой любимый (+) человек (He1) положительно (+) относится к другому человеку (He2).
Ревность2 (+ + - He1 → He2 ) удовольствие (+) от того, что мой любимый (+) человек (He1) отрицательно (-) относится к другому человеку (He2).
Существуют еще совершенно другие группы эмоций, например, эстетические и интеллектуальные. Так что нужно еще очень постараться, чтобы построить полную классификацию эмоций и заслужить лавры Менделеева в психологии роботов.
P.S. После написания этого текста автор обнаружил у себя несколько ошибок, подобных ошибкам в ОСС. Но исправлять их пока не стал, надеясь, что это сделают читатели.
P.P.S. Приведенные определения эмоций не слишком сложны, иногда банальны. Непонятно, почему классификация эмоций продвигается так медленно и тяжело. Но объединение ОСС и подхода В.О. Леонтьева , кажется, дает продвижение вперед.
Комментарии (43)
dolovar
14.12.2022 13:40+2tsukanov-as, статья мигрировала сюда, комментарии к предыдущей версии скрылись, поэтому отвечу здесь.
Что касается эмоций в целом, на мой взгляд это просто механизм управления поведением.
Механизм влияния на работу механизма выбора, определяющего поведение.Например, мы конструируем робота и нам надо чтобы он шел на базу когда батарея разрядится ниже некоторого порога. Мы можем реализовать это простым условием IF c < x THEN GOTO_BASE(), и это будет работать, но не долго. Проблема возникнет когда мы будем добавлять роботу другие потребности. Возникнет конкуренция потребностей и мы начнем городить какие-то приоритеты по важности.
Это еще не потребности, я бы назвал инстинктами. И для простого робота (пылесос) решается приоритетами нужд, действий или целей.
Механизм нужды (заряд низкий) через связь в механизме инстинкта определяет приоритетное действие (ехать на зарядку), которое через механизм выбора блокирует прочие возможные действия.
На этом уровне уже можно добавлять вспомогательный механизм памяти (абстракции предопределены) и простейшие механизмы чувств (не ощущений).
Эмоции тоже можно реализовать на этом уровне AI (формально изобразив подобие сознания), но они будут избыточными.Потом мы столкнемся еще с проблемой удовлетворенностью потребностей. Надо ли бесконечно пытаться удовлетворить потребность или лучше установить какой-то лимит по времени, чтобы не растратить все ресурсы на не особо важное дело? Плюс может быть неудовлетворенная потребность со временем должна слабеть, чтобы другие потребности могли ее вытеснить по приоритету?
Это тоже решается датчиками и таймерами на уровне простого робота.
Потребности понадобятся при создании General AI, когда исчезает список предопределенных действий. Останется нужда, и нужно найти способ, определить действие, обозначив цель и создав стремление к ней — этот механизм и будет реализовывать потребности.
Здесь понадобится добавлять механизм распознавания образов и базу абстракций — две сложнейшие задачи в построении AGI.
А уже к ним добавить механизмы нужды, поиска решения, назначения цели и создания стремления, которые можно условно назвать модулем потребностей.
Потребности тоже будут конкурировать. Причем нужды из разных источников нужно как-то согласовывать, поэтому понадобится уровень сознания, на который будет выводиться информация, заслуживающая сравнения или иной обработки — через механизм ощущений, надстроенный над механизмами чувств.
Для повышения быстродействия рекомендуется на этом этапе добавить механизмы тревог и внимания.
И вот уже в механизм сознания для согласования разнородных приоритетов будет подаваться информация от нового модуля эмоций, который отберет почти все рычаги у механизма инстинктов.
И механизм сознания будет влиять на приоритеты в механизме выбора. Не определять, а влиять — это важный момент для понимания термина «воля».
А механизм выбора должен научиться оперировать приоритетами не действий, а сценариев.
Далее можно наворачивать систему, добавляя механизмы новых ощущений, оценок, моделирования, настроения, наблюдателя, субличностей, когнитивных «искажений» и тактик…
По мере роста мощности системы, в банке абстракций может появиться «я», которое значительно усилит возможности поиска действий, и в сознании начнет замечаться самосознание, но это уже совсем другая история.Короче как ни крути у нас получатся эмоции из чисто технических соображений.
Да, как промежуточный элемент между инстинктами и сознанием.Если вернуться к поведению животных, то его можно условно разделить, например, на три класса:
Действия направлены на ожидание либо на изменение ситуации. Изменение может касаться одушевленного и неодушевленного объекта. Среди одушевленных есть я, подобные мне и другие. Одушевленные также обладают характеристиками: уважаемые, симпатичные, съедобные, угрожающие и т.д.
1. взаимодействие со средой (бегать, кушать, спариваться, испражняться, строить гнездо или муравейник)
2. во многом универсальная коммуникация с другими видами живых существ (скалить зубы, дыбить шерсть, всякие камуфляжи)
3. специализированная коммуникация со своим видом (мимика, ласки, крики, речь, жесты конечностями, позы, танцы, песни и т.д. и т.п.), которая может стать очень сложной у социальных животных и породить богатую культуру.
Когда мы говорим о людях, имхо наиболее интересен 3 класс, т.к. именно тут кроются все выдающиеся характеристики лысых обезьян :) Тело лысой обезьяны — это нон-стоп табло сигналов для социума, а источником этих сигналов является сознание, на которое в свою очередь влияют эмоции. Эмоция как бы давит на несколько функций у человека. Например, голод давит одновременно на древнее поисковое поведение и на новое социальное поведение говорить «пипец я голодный» с недовольной гримасой. Вот источником фразы и гримасы является сознание.
Любопытно, что яблоко на дереве считается потенциальной частью себя, а свое тело расценивается как неодушевленный объект, но это уже из когнитивных искажений, то есть оптимизаций.
И из всего этого никак не следует, что основным назначением эмоций является подача сигналов о моем состоянии для подобных мне. Что необходимость «сделать гримасу голода» породила эмоцию голода.
P.S. Здесь я почти ответил на вопрос из статьи codecity "Семь маргинальных гипотез о природе эмоций" — найти минимальное количество подсистем, необходимых для создания системы, способной ощущать боль или наслаждение.anonymous
00.00.0000 00:00НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
dolovar
14.12.2022 14:52+1Весь остальной текст примерно на том же уровне понимания, ну или это демагогия с попыткой переиначить сказанное.
По-моему, вы не приложили должных усилий, чтобы понять написанное мной.Подача сигналов является основным назначением сознания, а не эмоций.
Это еще страннее, чем предыдущие утверждения:Все эти сигналы (невербальные и вербальные) адресованы социуму (членам стаи, соплеменникам), и ни для чего другого не требуются.
Сигналы (включая эмоции) требуются только для социума. Цель терзаний (включая эмоции) — социум. Что я воспринял как «необходимость подавать сигналы соплеменникам породила механизм эмоций».
…
В любом случае единственная цель всех этих терзаний и разного выхода — социум. Не было бы социума, не было бы и стыда.
Теперь это превратилось в «необходимость подавать сигналы соплеменникам породила сознание» или «основное назначение сознания в подаче сигналов соплеменникам».
Обосновать сможете?
Нечто, ощущаемое внутри, предназначено для выдачи наружу — изначально, в основном… Не вижу инженерной обоснованности такого решения. Для подачи сигналов хватило бы значительно более простых механизмов. И отнюдь не все известные сигналы нужны для информирования соплеменников.
dolovar
16.12.2022 10:13Ну вот, оппонент внезапно унесен НЛО.
Не знаю, увидит ли он ответ, но отвечу:
Принт куда? В этом коде не хватает самого главного — как буквы превратятся в ощущение.if self.state == PAIN:
print("Ай! Мне больно!")
truefreewill Автор
14.12.2022 17:44К сожалению произошла путаница с двумя вариантами статьи. Потерялись комментарии к первому варианту. Если их авторы восстановят смысл своих комментариев здесь, то я постараюсь соответственно прореагировать.
codecity
14.12.2022 23:05Комменты к прошлой публикации - можете взять из файла и ответить. Авторы тоже могут взять из файла https://download.ru/files/4DYeBQPi
anonymous
00.00.0000 00:00НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
anonymous
00.00.0000 00:00НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
dolovar
15.12.2022 14:25гонке вооружений еще поспособствовало наличие ценностей и деление на своих и чужих у приматов
Какой «гонке вооружений»?Представители этой религии свято верят в то, что они «человеки» и обладают неким магическим свойством, которое отличает их от чужаков. Они называют это то «душой», то «сознанием», то «интеллектом».
Какое-то странное смешение разнородного.
Человек — одна из групп в некоторых из классификаций.
Чужие — одна из групп в других классификациях.
Душа — мифический носитель «я».
Сознание — винегрет из ощущений с наблюдателем сверху.
Интеллект — оценка способностей решать задачи.
По какому признаку оценка, ощущения, носитель и категории попали в один ряд?Цитирую специально для адептов секты AGI
А кто это?
anonymous
00.00.0000 00:00НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
dolovar
15.12.2022 14:22Что касается эмоций в целом, на мой взгляд это просто механизм управления поведением.
Полновесный ответ на этот комментарий написан выше: Механизм влияния на работу механизма выбора, определяющего поведение…
dolovar
Список переживаний от древнекитайских даосов: гнев, радость, сомнение, печаль, страх. С раскладкой по стихиям и внутренним органам.
У буддистов омрачающие процессы (клеши, эмоциональная окрашенность восприятия) считаются по-разному. Основных три: жажда, злоба, заблуждения. Или пять: неведение, страсть или жадность, ненависть или гнев, гордость, зависть. С малыми или сопутствующими клешами в разных источниках упоминают от десяти до двадцати пяти клеш. Некоторые из них легко отнести к эмоциям, некоторые ближе к стремлениям или логическим просчетам.
Эмоциональные переживания (расы) в ведической литературе индусов: наслаждение, смех, горе, жалость, гнев, героизм, страх, отвращение, удивление. Предлагали добавить спокойствие. И говорили о базовой расе — стремление к переживанию. Итого десять пунктов. Насколько я понял, список зародился при изучении переживаний зрителей в театрах.
Почему за начало и основу решили взять именно список 1677 года?
В таком «естественном» методе эмоции смешаются с чувствами, состояниями, настроениями, аффектами, потребностями, желаниями, стремлениями, склонностями и т.д.
Не улавливаю явности. Почему голод — не эмоция? Это тоже мотивирующее возбуждение или побуждающее состояние, влияющий на поведение сигнал.
Можно ссылку или название?
Первым? Даосы с индусами недоумевают.
И какую выгоду дает прокрустово ложе плюса с минусом, отбрасывающее или искажающее нейтральных?
А он заметил, что все эмоции предназначены на изменение поведения в будущем?
Предвкушения с опасениями, которые иногда объединяют в тревоги, не все относят к эмоциям. И «констатирующие» не констатируют, а переплавляют убеждения.
В этом недостаток классиков — идеи первопроходцев слишком быстро устаревают, при всем уважении к их труду.
Кем считается? Более продвинутая, чем основанные на ней более поздние?
Для роботов придумали модели OCC, KARO, EMA, CogAff, Affective Computing, Фоминых-Леонтьева, PAD, Плутчика…
Для начала ориентирования можно заглянуть на вики в "Формальные модели эмоций".
Но перед этим не помешает определить цель — задачи «робот должен распознавать», «робот должен показывать» и «робот должен руководствоваться» приводят к разным спискам и моделям эмоций, не существует подхода универсального, наиболее выгодного для любой задачи.
Вполне понятно — не определен предмет исследования, не поставлены рамки и не выбрана цель.
При таком подходе принципиально нерешаемы две проблемы — примешивание не эмоций, а также искажение формы сов при встрече с глобусами.
Единственная польза от такого подхода — он неизбежно приведет к пониманию того, что эмоции происходят не из одного механизма или участка мозга, поэтому работают по очень разным правилам, которые не получится уложить в красивую табличку из N измерений.
P.S. Для понимания важности определения терминов предлагаю взглянуть на статью "Эмоции, cамостоятельная работа" и, при наличии желания, обсудить какой-нибудь из моментов.
dolovar
Заметил предисловие к статье и решил дополнить комментарий.
Скучать будет общающийся, и поэтому какая-то нужда возникает у робота? Здесь потерялась логическая связь.Также нуждается в определении «полноценность» — что именно и в каких сценариях сделает какое-то общение полноценным?
Не ясно, здесь не хватает введения понятия «когнитивной структуры».
Загадка не величайшая, разумные гипотезы есть.
Субъективное ощущение эмоции является полезным инструментом разума. Собственно, ради этого ощущения и «создавались» эмоции.
Робот вполне может обойтись без имитации.
Подскажите, из чего следует, что это — современное представление о жалости и печали?
IMHO, смысл «жалости» произвольно мигрирует между частным случаем эмпатии, милосердием, высокомерием и просто печалью, поэтому сведение её к формуле (-- W → He) неизбежно приведет к чрезмерному и потому вредному упрощению картины.
Отделите эмоции от состояний и контекстов.
(-- W → He) — это неприятное чувство, которое я испытываю, когда вижу вредное воздействие от мира к кому-то другому. Угадайте эмоцию по описанию.
Страх? Отвращение? Гнев? В реальности да, но нет, здесь подразумевается только сочувствие, названное жалостью.
Чего-то в этом супе не хватает.
truefreewill Автор
(-- W → He) — это неприятное чувство, которое я испытываю, когда вижу вредное воздействие от мира к кому-то другому. Угадайте эмоцию по описанию.Страх? Отвращение? Гнев? В реальности да, но нет, здесь подразумевается только сочувствие, названное жалостью.Чего-то в этом супе не хватает.
Очень хорошее замечание. Отвращение описано в тексте. Оно имеет немного другую когнитивную структуру. Страх и гнев имеют совсем другую структуру. К сожалению в текст они не поместились. Текст и так оказался длинным. Но если вам интересно я готов...
Я читал вашу статью на Хабре. Очень интересно. Если вы хотите что-то обсудить, я готов.
И статью в википедии я читал. Более того, я ее писал.
dolovar
Угадайте эмоцию по описанию: Война, окоп, осколок прилетает в командира — какое чувство? Бомж, жизнью потрепанный — чувство? Соседка поскользнулась на льду и упала — чувство? В разных ситуациях мы будем испытывать очень разные чувства. И нужно постараться в поисках конкретной ситуации, чтобы «неприятно мир вредит ему» привело именно к жалости.
Для сочувствия, включающего жалость, основанному на эмпатии, нужно иметь благосклонность к «He», знать его как часть своего внутреннего мира. И даже в таком случае неприятности с близким человеком могут вызывать страх, гнев, усталость и другие неприятные чувства, вполне попадающие под определение "(-- W → He)". Более того, жалость вполне может получиться в результате «мир вредит мне», то есть жалость также попадает под определение "(-- W → I)".
И жалость (которая без высокомерности) обладает не только неприятным ощущением, но и светлым оттенком, поскольку сочувствие обязательно входит в букет чувств с названием «любовь» и запускает действия утешения и помощи — мозг поощряет деятельное участие приятными сигналами, а не каким-то абстрактно-общим минусом.
Жалость я взял на вскидку, как первый попавшийся пример, и она отлично показывает, что предложенная система хромает, описание не достаточно и даже вводит в заблуждение. Подумайте о возможностях развития системы.
truefreewill Автор
"осколок прилетает в командира — какое чувство? "
В реальных ситуациях может возникать несколько эмоций одновременно. Вы конкретизировали человека как командира, боевого товарища. Здесь кроме сочувствия будут и месть, и горечь потери, и еще бог знает что. Но будет и сочувствие. Если ваше внимание сконцентрировано на битве, в которой вы участвуете, то это будет святая месть. Если ваше внимание не концентрируется на конкретных свойствах человека, то это будет только сочувствие. Мы здесь пытаемся заниматься наукой. А наука требует абстракции.
dolovar
truefreewill Автор
Может быть и так. Но вы этого не доказали. Перечитайте внимательно предыдущий ответ.
dolovar
Не доказал чего — что описание не достаточно для интерпретации?
1. Описание не позволяет узнать «жалость» — разные люди дадут разные ответы.
2. Интерпретации «жалости» приводят к разным описаниям — первый минус не всегда указывает на «неприятное».
3. Классификация должна иметь цель. Не просто разложить разнородное по полочкам, а как-то использовать. Предложенное описание не позволяет разграничить эмоции даже по механизмам, на одну полочку лягут слишком разные ощущения. И предложенное описание не позволит реализовать перечисленное в коде.
truefreewill Автор
Попытаюсь еще раз более формально. Ваш контрпример к определению жалости содержит ошибку. Определение жалости: "вид печали, возникающей из-за причинения вреда другому человеку." Ваши контрпримеры содержат командира, бомжа... Но в определении нет никаких командиров и бомжей. Там есть только "другой человек". Приписывая "другому человеку" какие -то дополнительные качества (командир, бомж) вы нарушаете определение. И потому ваш контрпример ошибочен.
"Другой человек" это абстракция. Любой человек обладает какими-то дополнительными качествами. Но нужно уметь абстрагироваться от других качеств. Абстракция это основной научный метод.
"Описание не позволяет узнать «жалость» — разные люди дадут разные ответы."
Если они будут это делать торопливо,бездумно, имея цель не выяснить истину, а заткнуть собеседника, то может быть. Вы можете сходу назвать химический элемент по номерам строки и столбца таблицы Менделеева? Значит ли это, что Менделеев был неправ?
dolovar
Во-вторых, мои примеры содержат «неприятное чувство, возникающее при виде приченения миром вреда другому человеку» — это вполне соответствует формуле "(-- W → He)".
Нет, я привожу конкретные примеры для абстрактного определения. Если бы для абстрактного «He» нельзя было бы найти реальные воплощения, то данная абстракция потеряла бы всякий практический смысл.
Абстракция — это не метод.
Научный метод включает в себя способы исследования феноменов, систематизацию, корректировку новых и полученных ранее знаний, а не «там в основном абстракция».
Ad hominem — это логическая ошибка, а не достаточный аргумент.
Даже если человек неспешно, вдумчиво, пытаясь ответить честно и правильно, никого не затыкая, попытается ответить на вопрос «какое неприятное чувство возникает при виде приченения миром вреда другому человеку», то вовсе не факт, что у него получится «жалость», и разброс ответов будет весьма велик.
Я сходу узнаю здесь ложную аналогию, поскольку присвоение номеров элементам не было целью создания таблицы элементов, номера строк и столбцов не являются формулами (разве что, по номеру столбца можно примерно догадаться о свойствах элемента).
И в ответ могу лишь повторить уже заданный вопрос: В чем практическая польза от того, что мы на полочку с ярлыком "(-- W → He)" кладем именно «жалость», а прочие эмоции, подходящие под эту же формулу, пытаемся распихать по другим полочкам?
dolovar
Упомянутый выше Вилюнас добавлял деление на предшествующие и завершающие.
Система, сводящая многообразие к единственной шкале «плюс-минус», заведомо неполноценна.
Опять же, нежелательное может быть неприятным, пугающим, раздражающим — разные потребности включают разные механизмы, порождают разные эмоции.
Снова видим чрезмерное упрощение.
В механизма решений, участвующем в создании эмоций, пресловутое «He» делится на много разных: я при взгляде со стороны, часть моего внутреннего мира, нормально отношусь, плохо отношусь, никак не отношусь, не считаю человеком.
И «Soc», если я правильно его понимаю, относится к абстрактным ценностям, знак которых произвольно колеблется от минуса к плюсу, а также частично залезает на территорию «W».
Соответственно, сведение разнородного к одному символу не идет на пользу классификации.
Формула "(± ± Х → Y)" на каждой позиции содержит чрезмерное упрощение и делает неизбежным появление разночтений, поэтому я снова прихожу к тому, что не нахожу пользы от данной классификации.
dolovar
Но, что более важно, любая из упомянутых классификаций пытается решить какую-то определенную задачу. В отрыве от этой задачи рассмотрение любой классификации теряет смысл. Выбирать инструмент следует под задачу, а не по красивости формул. Какую задачу решает OCC?
truefreewill Автор
Уважаемый dolovar !
У вас так много замечаний, что трудно отвечать на все сразу. Отвечу на самый содержательный вопрос. Почему голод — не эмоция?
Голод это ощущение. Это простой сигнал от датчиков в желудке или еще где. У него есть субъективная часть, но нет когнитивной компоненты. Эмоции (большинство из них) кроме субъективного ощущения содержат когнитивную структуру. Например, жалость есть "вид печали, возникающей из-за причинения вреда другому человеку." То, что в кавычках это когнитивная структура.
dolovar
Я коллекционирую такие списки.
Например, в разных версиях "колеса эмоций", авторство которых традиционно приписывают Плутчику, хотя его версия была попроще, можно насчитать примерно 120 эмоций, из которых отнюдь не все являются именно эмоциями.
В "словаре эмоций" можно найти в два раза больше эмотивов — 227 перемешанных в кучу состояний, настроений, эмоций и других чувств, зачастую отличающихся лишь силой и обстоятельствами.
А чтобы количество увеличить на два порядка… Это кто ж так заморочился?
Что касается «голод — не эмоция»:
Любая и каждая эмоция сопровождается ощущением.
Нет таких датчиков, увы, именно поэтому ощущение голода часто не распознается, перебивается и ложно срабатывает. Есть лишь косвенные признаки — тянущая пустота, бурчание, слабость. Косвенное мозг трактует с учетом ситуации и не всегда верно.
Это кто сказал? Голод — продукт именно когнитивной трактовки разнородных косвенных сигналов. И голод, как и любая другая эмоция, существует именно в мыслях и стремлениях, повышая привлекательность определенных объектов и действий, постоянно показывая их в мыслях, напоминая и подталкивая, вытесняя прочих.
Добавлю также, что под словом «голод» прячется сразу несколько разных механизмов. Один срабатывает на простаивающий пищеварительный тракт, другой на нехватку калорий, третий на нехватку конкретных веществ, четвертый на необходимость отвлечься и расслабиться — во всех столь разных случаях бессознательное начинает намекать сознанию на необходимость изменить поведение в сторону еды.
truefreewill Автор
"под словом «голод» прячется сразу несколько разных механизмов. Один срабатывает на простаивающий пищеварительный тракт..."
Об этом я вам и говорю.Вы все понимаете..
Когнитивная компонента может быть у чего угодно. Человек может обдумывать бурчание у себя в животе. При этом у бурчания появится когнитивная компонента. Но и без когнитивной компоненты бурчание будет бурчанием, а голод будет чувством голода. А вот эмоция сочувствия без когнитивной компоненты не будет сочувствием.
dolovar
Также бурчание после когнитивной обработки «а не заболел ли я» может породить чувство неблагополучия и даже опасения. То есть именно когниции порождают голод.
truefreewill Автор
Таким образом вы лишаете чувства голода простых животных, которые на когниции явно не способны, но кушают регулярно.
anonymous
НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
dolovar
Не лишаю.
У простейших вообще чувств, что не мешает им кушать.
У более сложных есть инстинкты. И к голоду добавляется чувство насыщения.
У еще более сложных есть эмоции, и голод перемещается именно в этот слой. И к голоду с насыщением добавляются поисковые чувства и аппетит.
truefreewill Автор
"
Голод это ощущение.
Любая и каждая эмоция сопровождается ощущением."
. Эмоция содержит субъективное ощущение как составную часть. Кроме этого, как правило, есть еще и когнитивная компонента. Без когнитивной компоненты не возникнет эмоция. Голод же возникнет и без когнитивной компоненты.
dolovar
truefreewill Автор
Я уже все аргументировал и обосновал. Голод это сигнал от датчика в желудке. Это модель, которая придумана не мной. Если вас эта тема так возбуждает, то попробуйте воспользоваться гуглом.
dolovar
Ad verecundiam не является достаточным аргументом.
Ad hominem не является достаточным аргументом.
P.S. Если вы воспользуетесь гуглом, то фактоид «датчики в желудке» может внезапно привести к чувству насыщения, а не голода. Человек вполне может испытывать голод при полном желудке и не испытывать голода при пустом. Но это уже детали. Если вам тема не интересна, то просто не продолжайте.
dolovar
Поэтому в контексте очистки списка от лишнего я бы взял для примера не голод с болью, которые ощущаются и обладают движущей силой, а что-то, что таковой не обладает. Например, сытость — это состояние или оценка, а не побуждение к какому бы то ни было действию. А чувство пресыщения — мотив от потребности прекратить несвоевременное действие, тоже не эмоция.
Лирическое, благодушно воодушевленное настроение не является эмоцией. Эмоция побуждает к изменению привычного поведения в конкретную сторону, а не служит фоном для всего подряд.
Агрессия — разрешение себе сломать, уничтожить что-то, то есть логический конструкт. Не эмоция или действие, а лишь разрешение, выбор, переход. Ощущения и эмоции тоже присутствуют, но не что-то новое, а уже известные неприятие, страх или раздражение. Плюс возможная нотка удовольствия либо аффект гнева.
Как человек, изучавший много разных списков, могу дать совет — сначала выберите для себя определение понятия «эмоции», чтобы получить возможность фильтровать.
truefreewill Автор
"11000 слов» — вот это меня особенно интересует. "
Бабенко Л. Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. — Свердловск: Изд-во Ур. ун-та, 1989.
dolovar
Спасибо, записал для поиска.
Судя по названию — это все же не список эмоций, а словарь со множеством синонимов для обозначения всего чувственного подряд, а не только эмоций.
truefreewill Автор
Какого поиска? Забейте в гугл и через минуту книжка у вас.