Вы откликнулись на вакансию, опубликовали пост с рассказом о себе — и вас не поняли, поняли неправильно или вы получили ноль реакций. Бывало? Чтобы не наступать на одни и те же грабли, стоит попробовать другой подход — продуктовый. Этот метод работы позволяет получить необходимый результат оптимальным способом. Произвести хорошее первое впечатление нужно с первых строк, поэтому давайте разберем, как написать текст о себе так, чтобы с вами захотели познакомиться и продолжить разговор.

Как применять продуктовый подход при работе с текстом о себе

Раньше — sex sells, теперь —  text sells. Хороший текст о себе нужен не только в профиле LinkedIn, в мотивационном письме, которое вы прилагаете к резюме, или в описании профиля в Telegram. Даже если вы регистрируетесь в нетворкинг или дейтинг-приложении, вам тоже нужен «продающий» текст, который объяснит, кто вы и что тут ищете. «Продающий» не равно воспевающий ваши заслуги. Под «продающим» я имею в виду текст, который написан для читателя и решает конкретную задачу — заинтересовать читателя и подвести его к «целевому действию», будь то приглашение на собеседование или ответ на ваше предложение о сотрудничестве.

Применять продуктовый подход — значит одновременно держать в голове бизнес-задачу («Зачем вы это делаете?») и прикладную пользу для конечного «потребителя» («Для кого вы это делаете?»). Поэтому, перед тем как писать любой текст и тем более текст о себе, ответьте себе на два вопроса: «Для кого вы это пишете?» и «Зачем вы это пишете?». Текстом о себе вы хотите помочь читателю сэкономить время и понять, почему ему нужны именно вы или почему именно вы к нему обратились. Поэтому то, что вы расскажите о себе, — это то, что читателю полезно знать о вас. А зачем и кому вы пишете о себе, должно быть понятно в первую очередь вам. 

Что написать о себе

Представьте, что текст о себе — это логлайн, то есть краткое содержание сценария фильма про вашего любимого героя. В кино логлайн максимум три—пять предложений, и его задача — привлечь внимание к идее фильма, чтобы продюсеру захотелось прочитать сценарий целиком. То есть автор логлайна знает, кто его аудитория (продюсер/ кинокомпания) и зачем он это пишет («продать» идею и убедить, что стоит прочесть сценарий). Содержание логлайна — ответы на четыре базовых вопроса: «Кто герой?», «Что происходит?», «Чего хочет герой?» и «Кто или что ему мешает?».

Пример хорошего логлайна: «Более 400 отчаявшихся людей с долгами принимают приглашение на участие в игре на выживание с большим денежным призом. Тот, кто выживет, получит 38,5 млн долларов США. Все они жаждут победы, но еще не знают, какие испытания им придумали организаторы игры».

По аналогии с логлайном задача текста о себе — заинтересовать адресата (если это письмо) или читателя (если это соцсети, сайт или блог), чтобы ему захотелось узнать вас лучше, предложить вам работу или совместный проект. 

«Кто вы?»

Можно называть себя повелителем продаж, укротителем хаоса, феей креатива и другими громкими, но вымышленными титулами, если вы любите загадывать загадки. Но, скорее всего, никто ничего не поймет. Просто скажите, кто вы: должность, профессия, специальность, сфера вашего профессионального или научного интереса; если это важно — уточните, в каком отделе, компании или отрасли вы работаете. 

Пример: «Я — генеральный продюсер РБК Pro…». Читатель как минимум понимает, что я работаю в РБК и что я руководитель, а не линейный сотрудник. 

Четкая и понятная формулировка, может, выглядит не так оригинально, зато сразу дает понять, чем вы занимаетесь. 

«Чем вы можете помочь?» 

После того как вы обозначили, кто вы, можно пояснить, что вы умеете делать хорошо и чем можете быть полезны. Отвечая на этот вопрос, думайте не о себе, а о читателе этого текста: кто он и какие задачи вы можете закрыть для него. Расскажите, что он получит в результате вашей работы. 

Пример: «…Ко мне обращаются, когда нужно придумать концепцию и описание нового мультимедийного формата, сделать пилот и потом поставить его производство на поток…»

Если держать в голове вопрос «Зачем им это читать?», вы не станете механически перечислять все свои функции, а сконцентрируетесь на полезном действии для     читателя. Так вы объясните, почему именно к вам стоит приходить с новым проектом, интересной задачей или оффером. 

«Чего вы хотите?»

Подумайте, какой следующий шаг должен сделать читатель после прочтения вашего текста, и закончите конкретным предложением или приглашением к диалогу. 

Пример: вы хотите поделиться своей экспертизой и подготовить статью для делового медиа. Изучите, какие есть рубрики, как написаны уже опубликованные на сайте статьи. Вместе с коротким рассказом о себе отправьте примеры тем, которые вы можете раскрыть, краткие тезисы, укажите, в каком формате вам интересно сотрудничество и как часто вы можете готовить материалы. 

Как написать о себе

И наконец, мы дошли до формы — выбора конкретных формулировок, и тут пригодятся базовые правила (любого) хорошего текста. 

Ясность. Универсальная тональность — спокойная и дружелюбная, без снобизма, самоуверенных заявлений или заискиваний. Если вы знаете, кто прочитает ваш текст о себе, пишите на том языке, на котором говорят в той среде или в той компании, куда вы хотите попасть. То, что хорошо читается в вашем блоге, социальных сетях или Telegram-канале, может выглядеть неуместно на фоне других более формальных обращений. 

Четкость. Поток сознания и простыня текста раздражают, а текст с подзаголовками и четкой структурой, где один абзац = одна мысль, радует глаз и экономит время. Постройте рассказ о себе вокруг полезного действия и результата, который читатель получит от взаимодействия с вами, а не вашей уникальности.

Достоверность. Сила текста о себе в том, что вы говорите правду и экономите время читателя, рассказывая ему только то, что ему важно о вас знать. Чтобы текст звучал правдиво и убедительно, приведите факты: какие проекты вы делали и каких результатов добились. Кого-то могут впечатлить дипломы, премии и регалии, пусть лучше за вас говорят ваши дела — читатель сам сделает выводы. 

Краткость. Помните про аналогию с логлайном. Рассказывайте о себе коротко и только по делу. Длинный текст может спугнуть или утомить даже самых стойких и заинтересованных.

Грамотность. 97% россиян уверены, что важно писать, соблюдая правила русского языка. Так исторически сложилось, что в России грамотность часто приравнивается к интеллекту. Поэтому опечатка или корявая формулировка может испортить впечатление о вас и даже поставить под сомнение вашу экспертизу, хотя вы топовый специалист и вообще никак не связаны с текстами. Проверьте, нет ли в тексте грамматических ошибок и лишних запятых, на сайте «Орфограммка», а читаемость — на «Главреде».В Google-документах тоже есть проверка правописания.

Вопросы для самопроверки:

  • Это именно то, что я хочу сказать?

  • Об этом точно нужно упоминать?

  • Точно ли меня поймут однозначно?

  • Можно сказать то же самое проще и короче? 


  • Это точно так пишется?

Комментарии (0)