Креативность, как пишет Википедия, это умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов. Об этом мы и поговорим - как развивать эту характеристику личности, чтобы генерировать уникальные идеи даже в самых обычных ситуациях.
Математика, СССР и определенность
Не знаю как было у Вас, но у меня все друзья которые стали программистами - занимались усиленно математикой и олимпиадами. Математика в пост советской среде образования не внушает оригинальности и свободного мышления, у одной задачи не больше чем пару разных типов решений, но один ответ. Или решил, или не решил. Так проще проводить проверку и прогонять людей через машину образования.
“Children enter school as question marks and leave as periods,” Neil Postman
I came to realise that when faced with a problem most people look for the one right solution because that’s the way they were brought up. All through school they had to answer multiple-choice and true-or-false questions, questions that had only one right answer. And so they assume that all questions and problems are like that. And when they can’t find a solution that looks perfect they give up. “But most problems aren’t like exam questions in school. Most problems have many solutions. And as soon as I forced my students to realise that, they found those solutions.
Узнай программиста в толпе
Как-то проходил я мимо Daunt Books, один из самых красивых книжных магазинов в Лондоне, расположенный недалеко от Baker Street. Увидел книгу Coders: Who They Are ( от Clive Thompson ) - и в ней описано много вещей которые я вижу в коллегах программистах, и в себе.
“When you meet a coder, you're meeting someone whose core daily experience is of unending failure and grinding frustration.”
То что у программистов не идеально развиты soft skills уже давно стало популярной шуткой, но если задуматься : вы много знаете друзей программистов - экстравертов, которые организовывают вечеринки и помогают группам друзей знакомиться между собой ? Какой процент от общего числа они составляют ?
Это ни в коем случае не является отрицательным качеством, это просто атрибут - черта характера. Мы так много тратим времени чтобы приобрести больше опыта в индустрии, технических навыков, чтобы улучшить продуктивность - но если расти только в одной сфере, дает ли это возможность создавать уникальные идеи ?
Паразитизм продуктивности
Книга описывает свидание парня под именем Джейсон Хо. Он был программистом со своей компанией в Сан Франциско, и решил отдохнуть в Японии 4 недели. Запланировал свидание, и перед выходом он сделал конечно же самое важное : составил карту всех ресторанов лапши в Токио, и написал алгоритм в Google картах чтобы проложить маршрут оптимальной длины, проходящий через все точки. Ну а кто так не делает, да ? Девушка его с такими странными привычками, конечно отправила, но не в этом суть. Он настолько был увлечен улучшениями своей жизни, что делал это в любой сфере. Если была однообразная задача, которую можно оптимизировать компьютером - он в тот же час брался за нее.
"... you'd be much more employable if you could analyse sales data using Python or R to tease out useful insights. If you knew how to automate routine tasks, you'd punch above your weight in just any office setting."
В то время как улучшение продуктивности может сделать вас более ценным работником для компании, оно не всегда положительно влияет на саму личность.
Теперь давайте возьмем людей которые с раннего возраста осваивали компьютерные науки как профессию, но делали ТОЛЬКО ЭТО. Тут могут быть сложности с более широкой перспективой и новыми взглядами на вещи.
The danger that computers will become like humans is not as great as the danger that humans will become like computers(Konrad Zuge, inventor of the first digital computer)
"One benefit of hiring employees (programmers) from non-traditional fields (employees may be nursers, coal miners, artists etc) is that you gain their broader perspective... The software industry should be hiring those who studied broadly, and then either taught themselves to code on the side or retrained later."
Программирование это инструмент
Мне кажется у программистов есть качество характера - разбираться как работают процессы изнутри.
I think everybody that does [programming] for a career or does [it] long term has an unnatural, and almost unhealthy, satisfaction with problem solving. — Rob Spectre
Нам нравится решать различные задачи, но когда эти задачи это становится всем о человек думает 24/7 - у человека заостряется только один образ мышления.
Писать код - это как укладывать кирпич, цель кирпича - построить дом. Но когда вместо дома, мы видим только один набор кирпичей, это ограниченное виденье потенциала наших возможностей.
Идеи к вашему испытанию
Вести активный образ жизни положительно влияет на здоровье , и на инновационность. Наши тело и мозг не связаны только односторонней улицей. Напрягая наше тело, и ставя его в новые ситуации - можно побудить развитию новых нейронных путей. Список вещей которые можно пробовать человеку ограничивается как правило нашей фантазией.
Несколько идей: езда на велосипеде на длинные дистанции(или же в горах, лесу), поход, рыбалка, охота, пеший туризм, рафтинг, наблюдение за птицами, фотография, боевые искусства, параглайдинг, прыжки с парашютом, Centergoal, воздушный шар над Каппадокией, полет на реактивном ранце на флайборде, вертолет над вулканом на Гавайях, месса в соборе Нотр-Дам в Париже, Zip Line через тропический лес Коста-Рики, японская чайная церемония. Поделитесь что вы думаете, и какие идеи уже испытали.
В каком-то плане изобретательность как спорт - нужно работать над этим качеством долгое время, чтобы она было хорошо развита.
Книга чтобы перевернуть ваше восприятие
Часто люди думают чтобы творчески мыслить, нужен такой ген в организме. Если его нет - то все, себя никак не изменить. Но Джек Фостер в книге "How to get ideas" меняет восприятие о творчестве, и как его развивать:
[Remember to] Have fun. Forget what was done before. Break the rules. Be illogical. Be silly. Be free. Be a child.
The greatest picture is not yet painted, the greatest play isn’t written, the greatest poem is unsung. There isn’t in all the world a perfect railroad, nor a good government, nor a sound law.
Tomorrow go to work a different way. And a different way the next day. And the next. Forever.
What else is half of thirteen? - ("thir" ? 6.5 ? ) Someone would write 1101 on the board and erase the upper half, then write it again and erase the lower half.
Your brain gets too comfortable in your everyday surroundings. You need to make it uncomfortable. You need to spend some time in another land, among people that do things differently than you. Travel makes the world look new, and when the world looks new, our brains work harder.
Бонус: тест на креативность
Или же задача дивергентной ассоциации... Задача состоит в том, чтобы придумать 10 слов, максимально отличающихся друг от друга. Например, слова кошка и собака похожи, а слова кошка и книга — нет. Изобретательные люди склонны генерировать слова, расстояние между которыми больше.
Испытайте себя здесь, и не забудьте поделиться результатами.
Комментарии (8)
kichrot
18.12.2022 00:45... Например, слова кошка и собака похожи, а слова кошка и книга — нет. ...
Например, автору, прежде чем размещать данную статью, о креативности мышления, и задавать задачи, следовало бы разобраться понятиями и научиться правильно определять граничные условия. :)
Слова (термины) "собака", "кошка" и "книга" не похожи. А, вот соответствующие данным терминам понятия могут быть похожими или не похожими, в зависимости от исходных условий задачи, которые автор не озаботился задать.
Например, кошка и собака млекопитающие, этим они похожи. Но, одновременно кошки и собаки относятся к разным родам, и этим они не похожи.
Например 2, кошки, собаки и книги являются вещественными объектами, и этим они похожи. :)
Так, что у автора статьи с креативностью мышления не задалось. :)
fiter1 Автор
18.12.2022 01:06Расстояния между словами в тесте, или же "похожесть" - выводятся путем изучения того, как часто слова используются вместе в сходных контекстах. В тесте важно изучить определения, чтобы лучше разобраться подходит ли он для вас.
Больше изучить о тесте можно в указанной ссылке, а также в их разделе часто задаваемых вопросов.
PuerteMuerte
18.12.2022 01:23+1Слова "кошка" и "собака" вообще не похожи. Вот "кошка", "мошка" и "ложка" - похожи :Р
Qvxb
18.12.2022 12:30+1Писать код - это как укладывать кирпич, цель кирпича - построить дом. Но когда вместо дома, мы видим только один набор кирпичей, это ограниченное виденье потенциала наших возможностей.
Вот это сравнение, оно справедливо только в очень отдаленном смысле, в котором чуть ли не про любое дело можно также сказать.
Мне кажется у программистов есть качество характера - разбираться как работают процессы изнутри.
Сразу возник вопрос: это как? и второй вопрос а разбираться как работают процессы снаружи это как?
Arcanum_Viator
19.12.2022 19:42Математика в пост советской среде образования не внушает оригинальности и свободного мышления, у одной задачи не больше чем пару разных типов решений, но один ответ.
Если в ходе решения задачи мы получаем разные ответы - то с высокой вероятностью, хорошая их доля ошибочна. Математика наука точная и "креативных" ответов не жалует.
Учебный процесс в креативной школе
- Дети, вам было дано задание вычислить площадь треугольника. Ваши ответы?:
"12."
- Молодец, следующий.
"Корректнее будет не 12, в 12.333."
- Правильно, кто ещё решил?
"Капибара. Площадь треугольника - это капибара."
- Ну а почему бы и нет? Главное, ведь, что креативно...
Программирование это инструмент.
С этим тезисом я соглашусь, но не в отношении остального контекста, да и сама эта фраза рушит остальной посыл статьи. Шуруповёрт - это тоже инструмент. Но нужно ли проявлять креативность при работе с ним? Я не думаю. Могу ли я сделать что-то оригинальное с его помощью? Безусловно. Но для этого мне вовсе не нужно начинать использовать шуруповёрт в качестве молотка.
Tomorrow go to work a different way. And a different way the next day. And the next. Forever. \ Сегодня я пойду на работу другой дорогой. И завтра ещё одной. И так изо дня в день.
Мы попадаем из точки А в точку Б, но делаем это разными путями. Несколько типов решения, но один ответ. Разве в начале статьи такой подход одобрялся?
fiter1 Автор
19.12.2022 20:05Спасибо за комментарий.
Если в ходе решения задачи мы получаем разные ответы - то с высокой вероятностью, хорошая их доля ошибочна. Математика наука точная и "креативных" ответов не жалует.
Вы правы здесь, но это не значит что нужно прибегать к противоположной альтернативе "учебного процесса в креативной школе". Математика и логика положительно влияет на развитие качеств так нужных в программировании, но с другой стороны не всегда развивает инновационность.
Шуруповёрт - это тоже инструмент. Но нужно ли проявлять креативность при работе с ним?
Не сомневаюсь что читатели смогут сами определить в каких условиях нужно применять креативное мышление. Как развивать определенные навыки и где их применять это разные темы для разговора.
Мы попадаем из точки А в точку Б, но делаем это разными путями. Несколько типов решения, но один ответ.
С точки зрения успешности перемещения с точки А в точку Б - да. Но с точки зрения какой эффект это производит на ваш организм/мозг, какие вещи вы видите по пути, какие эмоции это у вас вызывает - разные пути дают другие "решения".
lair
Для начала неплохо бы ответить на вопроc - а зачем мне генерировать уникальные идеи в самых обычных ситуациях?
fiter1 Автор
Это каждый решает для себя. Если данный вопрос для человека не приоритет, то и статья тоже, и в этом нет ничего плохого.