В этой статье расскажу о разработке светодиодного фонаря для автомобиля, о особенностях расчётов и выборе элементной базы. А также о выборе схемотехнического решения.
В прошлой статье «Разработка блока управления боковыми зеркалами автомобиля», которая показалась интересной некоторым читателям, я рассказывал о разработке автомобильного блока. Так случилось, что и сейчас речь пойдёт об автомобильной электронике. Но на этот раз о стоп-сигнале для BMW (просто туда его поставили) на красных светодиодах.
Начало.
Как и в прошлый раз ко мне подошёл товарищ и попросил разработать для его BMW дополнительный фонарь. И, как и в прошлый раз, с его слов было составлено некое подобие ТЗ:
1. Первое и самое главное — фонарь должен иметь треугольную форму.
2. Цвет свечения — красный.
3. Яркость свечения должна быть достаточной.
4. Питание на фонарь подаётся от одного из задних стоп-сигналов.
5. Важно, чтобы его можно было собрать из распространённых деталей, и не ждать доставку особенных.
6. Конечно же, сделать максимально дешёвым.
7. При этом надёжность не отменяется.
8. Дедлайн — через неделю (едет на какую-то автовыставку).
Классические пожелания были записаны и проанализированы. Вот что из этого получилось и какой план действий был составлен:
1. «Фонарь треугольной формы». С этим проблем нет, лишь бы были габариты и чем точнее – тем лучше. Всё было измерено и передано мне.
2. «Цвет свечения — красный». Цвет свечения может быть задан как самими светоизлучателями, так и светофильтром после них. Необходимо продумать конструктив. Судя по габаритам фонаря, становится ясно, что закладывать лампы накаливания и равномерно рассеивать свет с фильтром нормально не получится.
3. «Яркость свечения должна быть достаточной». Такие пункты люблю больше всего. Настолько всё субъективно. Однако есть требование к осветительным приборам на машине. Их обязательно надо изучить. А заодно и провести некоторые испытания с визуальным контролем.
4. «Питание на фонарь подаётся от одного из задних стоп-сигналов». Ищу схему BMW, смотрю напряжение и ток в цепи. Необходимо попасть в бюджет предохранителя линии.
5. «Хотелось бы собрать фонарь из распространённых деталей, и не ждать доставку особенных». На дворе кризис, деталей нет, но, благо, устройство не кажется сложным.
6. «Сделать максимально дешёвым». Не помню, что бы кто-то просил об обратном ????. Ну, не такое, как было бы до возвращения в родную гавань Крыма (2014 год), но более-менее адекватным реалиям.
7. «Должен быть надёжным». Уточняю место его расположения и иду к ГОСТам из моей предыдущей статьи.
8. «Дедлайн через неделю». Так как я разработчик, а не нытик, не буду жаловаться на сроки. Для меня это всего лишь значит, что нужно платы заказывать завтра – послезавтра, а детали все брать из наличия в магазинах.
Корпус, габариты изделия и излучатели.
Сразу договорились, что корпус мой товарищ сделает сам, а с меня только рабочая плата. И даже ещё проще, из-за спешки с меня только плата, BOM и сборочный чертёж. Это максимально удобный вариант работы для меня. Не получаю драйва от сборки и корпусирования.
Для начала получил необходимые габариты устройства. Из этого сразу стало понятно, что ни о каких лампах накаливания речь не идёт, да и потреблять светодиоды будут намного меньше тока, что пригодится для встраивания в бортовую сеть параллельно уже имеющимся фонарям. Отсюда принимается концептуальное решение: применять светодиоды.
Далее была найдена схема машины (не знаю, откуда, наверное, хакеры помогли, но заказчик предоставил необходимые схемы BMW), изучена цепь питания и номиналы предохранителей. Получилось, что схема авто имеет хороший запас по мощности и мне есть куда размахнуться.
После этого решил определиться с светодиодами. Сроки такие, что выбрать нужно было из наличия в магазине, это сразу сильно сузило фильтр подбора элементов. Без всякой рекламы: просто зашёл в ближайший «Чип и Дип» и купил там разных светодиодов, примерно подходящих для решения задачи. В тот же день отправил их заказчику для выбора подходящего ему по цвету свечения, углу излучения и яркости.
После изучения требований к осветительным приборам и внутренним разговором со здравым смыслом, было проведено несколько экспериментов по интенсивности их излучения через имеющиеся пластиковые стёкла. Были выбраны SMD-диоды, которые устроили и заказчика и не противоречили требованиям закона. Кстати говоря, проведя сравнение диодов, мой товарищ тоже сделал несколько интересных выводов по будущему конструктиву фонаря. О этом расскажу в самом конце статьи, когда доберёмся до корпуса.
Схема
Итак, я знаю всё необходимое для разработки схемы устройства.
Вводные такие: 52 светодиода ТО-3228BC-MRG. Увы, но даташит на эти светодиоды очень, мягко говоря, слабый. Две страницы, с полезной информацией одна из них. Параметры приведены лишь для температуры 25 градусов по цельсию. Зависимостей и графиков никаких нет. Из полезных данных можно выделить то, что рабочий температурный диапазон данного изделия соответствует необходимому для устройства, прямое напряжение через диод находится в пределах от 1.8В до 2.4В, номинальный прямой ток 20мА и структура кристалла AlGaInP. Многих удивит, почему я структуру кристалла указал в полезных параметрах, ведь на неё вообще мало кто смотрит. Но вот почему: температурный диапазон работы фонаря должен быть в пределах от -40°С. до +80°С. Ответственные производители светодиодов приводят графики зависимости падения напряжения на диоде от температуры. На мои же диоды такого нет, ну, хотя бы, указали структуру кристалла (Aluminium gallium indium phosphide), на котором его произвели. Быстро нахожу в интернете температурную зависимость для AlGaInP и вижу, что она 10мВ/°С, и считаю:
Получается, что реальное падение напряжения на одном диоде для моего прибора во время эксплуатации будет в таких пределах: от 1.45В до 2.65В (диапазон шире, чем указан в даташите: 1.8В до 2.4В).
Почему я не соединяю диоды последовательно по 3-4 штуки и не подключаю через резистор к питанию аккумулятора, надеюсь все поняли, как и то, почему не использую всеми любимые микросхемы от PowTech типа PT4115.
Самое простое решение – взять повышающий DC/DC, обратную связь сделать с шунтирующего резистора (сделать из него источник тока) и соединив последовательно диоды в гирлянду подсоединить к нему. А есть даже специализированные микросхемы для подобных целей. Но поступи я так, не было бы и этой статьи – о чём тут писать то тогда... Но вот интересный момент, не всё так просто и очевидно оказывается.
Получается, что, соединив последовательно 52 светодиода мне необходимо иметь для их питания напряжение в худшем случае 52*2.65=137.8В не слабо так, согласитесь. А вот такие драйверы уже надо поискать... Решение сделать несколько линеек, с разными драйверами, например 2 по 70В драйверами приемлемо, но тоже не очень популярная вещь. И купить их не просто, и делать самому на MCP тоже не хочется. Не говоря уже о том, чтобы сделать это всё за день.
И ещё один важный момент, из-за которого так не хочется делать – стоит одному диоду в цепи сгореть, как весь фонарь перестанет работать. А такое у китайских «дружественных» диодов бывает, увы, не редко.
И, пожалуй, самое простое и старое решение пришлось как раз кстати. Считаю сколько диодов можно соединить последовательно, чтобы запитать от стабилизатора тока.
Получается 4 штуки вполне приемлемо, при том, что на резисторе измерения тока и на переходе транзистора упадёт некоторое напряжение.
Для многих приложений пришлось бы использовать 3 диода, так как падение на стабилизаторе тока даёт нормальную функциональность устройства при 11-12В, но в данном случае машина очень хорошо следит за напряжением на аккумуляторе и тут можно не переживать за сильное его падение. А вот максимально оно поднимается прилично и чаще всего находится около 14В. Да и 52 отлично делится на 4, что даёт 13 независимых блоков.
Получился такой концепт схемы. На одинаковых самых распространённых и дешёвых транзисторах. Минимум расчётов и всё готово.
Ток через диоды всегда будет 20мА, а на транзисторах в самом худшем для них случае, будет рассеиваться 164мВт.
Тут главное не забыть, что транзисторы будут работать в активном режиме. И если в документации написано, что ток коллектора 500мА – это не значит, что 20 мА он будет нормально переваривать в активном режиме. Необходимо обратить внимание на допустимую рассеиваемую мощность. Например, для BC817 в корпусе SOT23-3 указана мощность 250 мВт, но если присмотреться, то увидим, что она для температуры 25°С. У меня температурный диапазон приличный. Нахожу график зависимости рассеиваемой транзистором мощности от температуры окружающей среды и вижу, что для разной топологии два графика.
Мне не составит труда сделать хороший теплоотвод к коллектору и эмиттеру транзистора, так что смотрю на «кривую» под номером 1. Попадаю в область безопасной работы. Кстати, это уже потом при оптимизации схемы получилось, так как у меня резистор измерения тока не 30 Ом для 20 мА, а 33 Ом (значение из стандартного ряда резисторов) то и ток будет немного меньше 20мА, а стало быть, и мощность будет чуть ниже.
На входе сложной защиты решено не делать, так как сам стабилизатор тока, в какой-то мере и есть защита, а вот от «иголок» по питанию защитит конденсатор, а от отрицательных выбросов обычный диод.
Что интересно; вообще говоря, если импульсы из ГОСТа
подавать на конденсатор и диод, то они не полностью погасятся, есть там разные
сложные переходные процессы, и пройдут на транзисторы – этого мне совсем не
хотелось бы. Но я отлично знаю под какое авто это делается, знаю его схему и
даже длину проводов.
Две формулы для расчёта индуктивности провода. Первая для постоянного, вторая
для переменного токов.
где μ0 – магнитная постоянная = 4π•10-7 Гн/м, l – длина провода, м, d – диаметр провода, м.
В моём случае индуктивность провода составила почти 10мкГн. Ну не плохо, согласитесь?
И это дополнительная страховка. На схеме естественно не прорисовано, но перед входом моей схемы есть индуктивность 10мкГн.
Схема защиты для этого блока получилась очень несложной:
Вот так выглядит схема всего блока:
BOM на плату оказался достаточно простым и всё было в наличии в магазинах.
Цена на элементы составила примерно:
728р. (14р.*52) светодиоды + 16р. диод + 130р. (5р.*26) транзисторы (резисторы и конденсатор даже считать не стал) = 874 рубля. И это на штучное изделие в нынешнее-то многополярное время! Сильно дешевле платы. На мой взгляд BOM получился отлично оптимизирован, а устройство простое и из самых популярных элементов. Заказ платы в Китае сделал бы устройство ещё дешевле.
Плата
Далее работа с платой. Тут мало интересного. Главное не забыть сделать увеличенную область подключения для транзисторов и расположить светодиоды так, чтобы при попадании бракованного диода и прекращении работы одного из 13 элементов – это не сильно было заметно визуально.
Для любителей картинок, вот что получилось:
Тек, кто занимаются разработкой электроники, наверняка, догадались, что на схему и плату ушло не более 2-3 часов. Далее модель платы отправил заказчику, получил утверждение всех габаритов и отправил плату в производство. Без всякой рекламы: плату заказал в «Резонит» по суперсрочному, так как времени было в обрез. И на этой же неделе платы были у меня.
Сборка
Закупкой BOM, монтажом и разработкой корпуса я не занимался, как написал выше, но вкратце опишу как всё прошло. Закупка элементов, монтаж платы, отмывка, проверка и лакировка заняли меньше дня. Больше всего времени заняла лакировка, так как лаку между нанесениями слоёв необходимо давать время высохнуть.
Несколько фото готовой платы:
Да, лакировать плату со светодиодами неудобно, но возможно.
Корпус
Этот процесс я не имел счастья лицезреть, но рассказать смогу. С корпусом, как мне видится, было намного интереснее.
Был куплен диффузор на машину, но не с фонарём, а с муляжом фонаря. Что-то типа коробочки с красным стеклом. Из бампера была извлечена заглушка-фонарь и образмерена. При разборе фейкового фонаря лопнуло само стекло.
Принято решение взять оргстекло 1.5см толщиной и замоделить стёклышко, а потом на станке ЧПУ отфрезеровать оргстекло.
Так было и сделано. Потом разными наждачками вышкурено, сверху покрыто красной витражной плёнкой. Поверх неё натянут полиуретан. Дабы всё это хозяйство стало суперглянцевым и хорошо выглядело.
Присланные светодиоды были включены за стеклом и стало понятно, что все они не подходят в том виде, как они есть. Необходим рассеиватель света. Без него получались точки на стекле. В интернет-магазине светодиодного освещения был подобран рассеиватель и заказан. После проверки с ним получилась желаемая картина – равномерный свет.
Лакированная плата была установлена в корпус и с нижней стороны залита мягким компаундом. Так мы получили хорошую герметизацию на большой температурный диапазон. Увы, фото этого процесса нет.
На плату положили рассеиватель света. Далее была проложена герметизирующая резинка и установлено отфрезерованное оргстекло. Всё собрано и подключено.
Не очень простой путь, но, думаю, получилось круто. Я потом с трудом поверил, что на машине стоит тот самый крафтовый фонарь.
На мной взгляд получился проект, который, надеюсь, будет кому-то интересен. По крайней мере два человека точно остались довольны да и на выставке машина многим понравилась.
На момент публикации статьи фонарь проработал уже три самых сложных сезона без нареканий: лето, осень и зиму.
Комментарии (42)
Hlad
30.12.2022 09:02Резонит научился по суперсрочному заказу делать платы с чёрной маской? Вроде как всегда только зелёная была.
По поводу защиты - уж какой-нибудь SMCJ14A стоило поставить.
RV3EFE Автор
31.12.2022 13:24Видно что вы не знакомы с автомобильной сетью. SMCJ14A на номинальном напряжении будет течь, а при максимальном просто пробьётся. Если и говорить о супрессорах, то нужно подходить к этому с головой, необходимо правильно подбирать их. И хорошо бы понимать для чего их ставить.
Hlad
31.12.2022 20:04-1На номинальном напряжении (14В) через него будет течь 1 микроампер. Чтобы через него потёк 1 миллиампер - нужно поднять напряжение до 15.6В. А чтобы хорошо, качественно его пробить - нужно напряжение вольт в двадцать. Если в автомобильной сети постоянно гуляет больше 16 вольт - это какая-то странная автомобильная сеть
Javian
31.12.2022 22:58+1Катушки зажигания в первичную цепь дают импульсы до 60 вольт. Как с этим борются в современных авто мне неизвестно, а в старых авто не было нагрузки, кроме радиоприемника, на которые это хоть как-то могло воздействовать.
Hlad
01.01.2023 01:51-1Именно указанными мной супрессорами и борятся. Их энергетика позволяет.
Javian
01.01.2023 08:22+2Полюбопытствовал как же защищены старые автомобильные приемники на германиевых транзисторах. Оказалось простое решение, если не экономить медь — дроссели на входе. Т.е. этому стоп-сигналу можно на провод поставить дроссель и проблемы нет.
RV3EFE Автор
01.01.2023 22:30Нет, именно этими супрессорами там не борются.
Если быть совсем честным, то Вашим супрессором и можно бороться, но перед ним придётся поставить резистор достаточно высоковольтный и высокоомный, с приличной мощностью, скорее всего проволочный. Но для данного устройства он будет не применим.Javian
02.01.2023 05:49высоковольтный и высокоомный, с приличной мощностью, скорее всего проволочный
лампочка? :)
RV3EFE Автор
01.01.2023 22:27Нет. Это обычная автомобильная сеть. Просто вы с ней не работали и это частое заблуждение.
Почитать можно тут.
Там ещё и не такое бывает.
https://habr.com/ru/post/697388/Hlad
02.01.2023 00:17Про высоковольтные импульсы в автомобильной сети я отлично знаю. Попробуйте открыть приведённый в статье стандарт ГОСТ ISO 7637, и посчитать их энергетику, а не просто смотреть на вольты.
punzik
30.12.2022 09:18+19Устанавливаешь, такой, дополнительный прикольный стопсигнал, а потом в вечерней пробке получаешь проклятия до седьмого колена от сзади едущих водителей
RV3EFE Автор
31.12.2022 13:33+1Как писал в ответ на первый комментарий, яркость фонаря соответствует всем требованиям допустимого диапазона силы света для стоп-сигнала.
Если по фото кажется, то это только кажется. Я предпочитаю пользоваться ISO, но есть и более простые изложения:
https://ru.wikibrief.org/wiki/Automotive_lighting
Lev3250
30.12.2022 09:40+3Технически красиво!
Но разве у самого хозяина машины не вызывает диссонанса разброд во внешнем виде фонарей? Верхний за стеклом с рассеивателем, в основных фарах отдельные диоды, а в бампере опять рассеянный, но другой яркости/оттенка. А в выключенном состоянии ещё и пластик по фактуре явно отличается.
Сюда бы рестайловые фары. ИМХО одни из самых красивых фар в автоиндустрии (рестайл g30)
RV3EFE Автор
31.12.2022 13:34Здравствуйте! Я надеюсь хозяин авто прочитает статью и ответит на Ваш комментарий.
Для меня это уже дело вкуса, а там каждый сам реашет. Сам проект мне понравился, хотя и очень простой получился.
nick-for-habr
30.12.2022 09:43+29Мои мысли про нештатное освещение на авто
укладываются в токсичный текстАвтор не виноват, и запилил годную статью, но судя по всему — он явно не водитель. Любой адекватный человек, хоть пару раз сидевший за рулём — при словах «яркость должна быть достаточной» отправит такого «клиента» в очень далёкое пешее эротическое путешествие.
Да, техосмотр был профанацией, но надо было не отменять его, а наладить нормальную работу, плюс дать больше полномочий полиции для борьбы с такими «колхозерами». Ибо в вечернее время количество встречных авто с «кастомными» светодиодными прожекторами спереди (а пихают их везде: и в фары, и в противотуманки, которые включены 24/7) превышает все разумные пределы. С ними соперничают только обладатели «жопных фонарей», которые озаботились ещё и тем, что бы и сзади радовать окружающих своими китайскими светодиодами по 13 руб. штука.
В тех редких случаях, когда такой олень впереди один, и это никому больше не помешает — я конечно то же включаю дальний, что бы и олень порадовался свету: ведь ему так не хватает его…
В общем извините — бомбит у меня от колхозников-осветителей даже больше, чем от владельцев музыкальных шкатулок.
А автору — спасибо за статью!
Возможно кого-то она сподвигнет на что-то реально полезное ))RV3EFE Автор
31.12.2022 13:37На токсичный текст могу лишь ответить просьбой прочитать мой ответ под первым комментарием))
За статью пожалуйста! Надеюсь люди увидят, что часто не требуется специальных микросхем, что бы сделать что-то хорошее.
А кто-то может быть начнёт больше смотреть на графики в даташитах к транзисторам)
Javian
30.12.2022 09:53+4Наверное следовало бы сделать адаптивную яркость, чтобы яркость была такая же как у штатных фонарей, и цвет "красного пластика" (глубина цвета) на фото выглядит в другом оттенке, чем штатные, что несколько дисгармонирует дизайн. Это единственное, что можно еще улучшить. В остальном отличная работа.
RV3EFE Автор
31.12.2022 13:38Спасибо. Интересная мысль про адаптивную яркость. Не пришло в голову. Но если честно, то в поставленные сроки мог бы не вложиться с ней.
olartamonov
30.12.2022 10:45+4Но... зачем эта сложность? BCR402W или NSI45020 сокращает в этой схеме число деталей и точек пайки в разы. Можно даже односторонний монтаж сделать спокойно.
RV3EFE Автор
31.12.2022 13:41Вы предложили хорошие, известные решения.
Но у меня было требование по скорости. А данные источники тока просто так сейчас не купить, увы. И тогда их в наличии не нашёл, да смотрел.
Не буду сравнивать цены, но уверен, что моё решение на двух транзисторах получилось дешевле, чем стоит вышеуказанная сборка. (Если хотите сравнивать, то необходимо сравнивать цены с элементов из наличия в Мск, что бы сравнение получилось честное)olartamonov
31.12.2022 13:46BCR402WH6327, Infineon | купить в розницу и оптом (chipdip.ru)
10 рублей штука
23 рубля штука
Вообще никакого смысла возиться с транзисторами.
RV3EFE Автор
31.12.2022 14:15Промэлектроника это хорошо, но пойти и купить за день не выйдет. У меня сроки были, указанные в статье.
В ЧипИДип не указано кол-во на складе, а значит аналогично нельзя пойти и купить. В срок не сделал бы. Всё просто.olartamonov
31.12.2022 14:18-1Три рабочих дня доставка СДЭКом из Промэлектроники. 11 344 штуки в Чип-и-Дипе на центральном складе с доставкой на следующий день.
В общем, предмет спора неясен. Ну, не пришло вам в голову. Бывает.
RV3EFE Автор
31.12.2022 13:49Ещё не соглашусь в одном моменте) Тут нет сложностей, отнюдь - сплошная простота :)
quaer
30.12.2022 11:15Судя по этому тексту
При запитке постоянный током из-за роста падения напряжения при увеличении температуры будет расти еще и рассеиваемая мощность
GDI
30.12.2022 11:59+1Дочитал до текста "расположить светодиоды так, чтобы при попадании бракованного диода и прекращении работы одного из 13 элементов – это не сильно было заметно визуально", думаю, "круто, надо расположить светодиоды соседних линеек через один, тогда если одна линейка выйдет из строя, то будут светить светодиоды через один". Но, судя по плате ничего подобного сделано не было.
Нижние 2 ряда светодиодов подключены длинными проводниками справа-налево. Тут прямо просится развернуть линейку и укоротить подключение. Ну, либо какие то другие меры по укорочению проводников провести.
Но в целом для таких сжатых сроков, хороший результат.RV3EFE Автор
31.12.2022 13:42Спасибо. Да, потом тоже понял, что компоновка могла быть ещё более удачной, но хорошая мысль не всегда приходит сразу, а тут было сделано всё за пол дня.
zurabob
30.12.2022 13:38+3" Ток через диоды всегда будет 20мА " - в этой схеме ток зависит от напряжения БЭ транзистора, которое зависит от температуры. И если промоделировать схему при желаемых -40..+80, на которые считалось остальное, то ток на краях будет весьма отличен от 20ма.
RV3EFE Автор
31.12.2022 13:56Согласен! Кажется это пока лучший из комментариев к статье.
Спасибо, значит на схемы люди здесь тоже обращают внимание, и есть те, кто помнят как работают транзисторы (увы сейчас таких всё меньше и меньше..).
Всё верно, в этой схеме нет температурной компенсации, что и вызывает соответствующее изменение выходного тока 0,3 %/°С. Я посчитал это допустимым.
gleb_l
30.12.2022 14:27+2«Без буфета не скользит». Сюда бы акселерометр, контроллер и зажигание/мигание только при отрицательных ускорениях выше порога, скажем -0.3g. Заказчик, наиболее вероятно, судя по коню, приверженец «активного» (читай - хамского) стиля езды - такие торможения у него должны быть часты. Но лучше такую штуку вставить ещё и в верхний повторитель (до -0.3 - работает штатно. Выше - мигает неистово с адской яркостью - чтобы через две машины было видно. )
PS - стабилизатор тока можно сделать из интегрального стабилизатора напряжения и взвешивающего резистора. У них обычно температурный коэффициент порядково лучше, чем у россыпи, как и рассеивающие мощность способности.
RV3EFE Автор
31.12.2022 13:58Не люблю таких утверждений.
Зачем по фото и по машине вешать на человека бирки?
Не считаю достойным мужчины просто так выдумать себе что-то и потом назвать без обоснований человека хамом!gleb_l
31.12.2022 14:42+1Окей. Я поэтому написал «вероятно», что это не всегда так, но к сожалению, чаще всего. Мой опыт говорит, что появление такого объекта в зеркале заднего вида заставляет приготовиться и быть внимательнее, чтобы не вписаться в инцидент. Это тоже не по-мужски?
PS. Сколько на нем штрафов за превышение за последний год?
Otard
30.12.2022 17:22+3Кстати, расположение и количество стоп-сигналов определено в требованиях к транспортным средствам, и тот вариант что Вы сделали нарушает регламент.
sterr
31.12.2022 13:17В идеале для надежности нужно каждый светодиод подключать отдельно. Только транзисторов не напасешься.
И да, обычно у современных повозок в том месте стоит ПТФ. А стопу там явно не место. Стоп должен стоять выше, как и было предусмотрено производителем. Ну и как уже указали - цвет, рассеивание и т.д.
RV3EFE Автор
31.12.2022 14:11Про надёжность не соглашусь. Вы знаете как считается надёжность электронного изделия?
Я знаю, и могу сказать, что установив источник тока на каждый светодиод общая надёжность изделия снизится.
olartamonov
31.12.2022 14:31+3Строго говоря, ПДД РФ вообще прямо запрещает установку каких-либо дополнительных световых сигналов, это 500 рублей и запрет на эксплуатацию ТС «до устранения».
Konrad25
31.12.2022 14:12"1. Первое и самое главное — фонарь должен иметь треугольную формы. "
Не хочу, чтобы думали, что коммент только для придирки: трудов вложено не мало, в целом изделие не назовешь сделанным "на коленке" и похоже клиент доволен - ок!
Но присоединяюсь к замечаниям по схемотехнике и колхозу с яркостью и... извиняюсь, но пункт №1 не выполнен :)
DMGarikk
Блин прям с самого начала статьи думал что 'блин реально или мигание вкорячат или с яркостью накосячат… не бывает такой самоделки и адекватно'… и точно на фото 'достаточная яркость' — это прожектор вырвиглаз как задняя противотуманка… ну wtf? зачем так делать? обратите внимание с какой яркостью остальные стопсигналы светят, есть же стандарты
=====
но статья классная ;)
RV3EFE Автор
Вы использовали не правильный ход. Заведомо ложное утверждение поставили в аксиому и начали её обсуждать.
Для начала, я же написал, что нужно соответствовать требованиям к яркости фонаря.
Данный фонарь излучает около 160 кандел, что укладывается в допустимую яркость.
Вы же на глаз по фото определили, что фонарь сделан не правильно и не укладывается в допустимый диапазон, после чего написали: "зачем так делать?", согласитесь - это не совсем достойно вышло.
Про нормы и допуски есть тут, если не нравятся ГОСТы
https://ru.wikibrief.org/wiki/Automotive_lighting