В 1935 году в Австралию привезли 102 тростниковые жабы с целью контроля популяции жуков, угрожавших прибыльной индустрии сахарного тростника. Перенесёмся в настоящее время: сегодня в Австралии насчитывается примерно двести миллионов тростниковых жаб — это инвазивная чума, уничтожающая аборигенные виды и распространяющая болезни.
Самые благие намерения часто могут приводить к противоположным результатам и иметь катастрофические последствия. То же самое относится и к портфолио дизайнера. В туманном прошлом те, кто занимался наймом на должности, связанные с дизайном (и особенно наймом в сфере дизайна UX), устали от просмотра портфолио, содержавших только готовые дизайнерские работы. «Вот оно», — произносил соискатель и улыбался, уверенный, что его работа скажет всё сама за себя. Однако без контекста было почти невозможно судить, была ли конкретная работа успешной. В чём заключалась её цель? Как вы взаимодействовали с клиентом? Какие ещё направления вы пробовали? Как клиенты влияли на результат? В чём заключался ваш личный вклад? И так далее.
Поэтому дизайнерам начали советовать показывать в своих портфолио процесс работы. Из-за этого теперь слишком многие дизайнеры показывают свой процесс гораздо больше, чем готовые дизайны.
Стоит заметить, что хотя портфолио просматриваются и кандидаты отфильтровываются ещё до начала процесса формального собеседования (как правило, проводимого рекрутёрами), обычно в процессе собеседования существует (по крайней мере, в Atlassian) этап «просмотра портфолио», на котором кандидат рассказывает проводящим собеседование несколько примеров из своих прошлых работ. Поэтому портфолио дизайнера в гораздо большей степени презентуется и обсуждается, чем просматривается само по себе.
Я сомневаюсь, что был единственным, кто проводил собеседования и изучал портфолио с бесконечными списками контекстов компаний, фотографиями со стикерами на стене, набросками и длинными описаниями того, как было организовано тестирование среди пользователей. И только в самом конце мне показывали готовый результат, зачастую в разрешении с почтовую марку, после чего собеседуемый сразу переходил к обсуждению уровня влияния проекта.
Почему же я считаю это проблематичным? Разве это не хорошо, что упор сделан на хаотический процесс создания качественного дизайна? Во-первых, как я говорил ранее, следование процессу не гарантирует создание качественного дизайна. Можно выполнять каждый этап архетипического процесса дизайна, и всё равно создать посредственную кучу навоза, если дизайнерские решения были плохими. Во-вторых, что более важно, как специалист по найму, я хочу увидеть в портфолио, что кандидат может создавать дизайн. Разумеется, какой-то контекст всё равно важен, поэтому необходимо рассказывать о процессе и контексте.
Однако после того, как вы рассказали о процессе и контексте, основное время анализа портфолио должно быть посвящено изучению ваших дизайнов. И, разумеется, не только их просмотру, но и обсуждению. Почему было выбрано это решение? На какой самый большой компромисс вам пришлось пойти? Почему вы выбрали именно такую структуру расположения элементов? Почему вы выбрали именно такую номенклатуру? Чем вы меньше всего гордитесь в разработанном потоке? На какие компромиссы вам пришлось пойти из-за технических ограничений? Я гораздо больше узнаю о том, как вы можете создавать дизайн, наблюдая, как хорошо вы проговариваете и осмысливаете дизайнерские решения. Я больше узнаю из этого, а не из клише о процессе дизайна, которые, по мнению собеседуемого, я хочу услышать.
▍ Дорога в ад вымощена благими намерениями
Как мы попали в ситуацию, когда процесс доминирует практически во всех портфолио дизайнеров, которые я вижу? Я пообщался с рекрутёрами Atlassian и убедился, что мы делаем упор на то, что хотим видеть портфолио, соблюдающие равновесие между процессом и обсуждением готовых дизайнов, поэтому не думаю, что проблема заключается в этом. Потом я просмотрел примерно десять результатов, возвращаемых по запросу «UX portfolio guide», чтобы увидеть, какие советы дают дизайнерам.
И эти советы единодушны: сосредоточьтесь на процессе! Упор на процесс рекомендует делать UX Bootcamp:
Начните с рассказа о том, в чём заключалась цель вашей работы, и покажите мне, как выглядел продукт до вашего вмешательства («начало»). Потом расскажите о процессе, о том, с кем выработали и каким образом. Проводили ли вы сессии обдумывания дизайна? Занимались совместными исследованиями? Совместным дизайном? Согласовывали ли вы дизайны с клиентами или пользователями? Покажите мне скетчи, или вайрфреймы, или стены со стикерами, которые вы создали в рамках этого процесса. И, наконец, каким был готовый продукт? Покажите мне «конец».
В дальнейшем эта рекомендация мотивирует делиться готовыми результатами и защищать дизайнерские решения, но есть и более экстремальные советы…
UX Design Institute:
Сделайте так, чтобы в центре находилось решение задач и процесс
Помните, как на экзаменах по математике от вас всегда требовали показывать процесс своего решения? То же самое справедливо и для портфолио по UX.
На самом деле, это необсуждаемое золотое правило. Специалисты по найму хотят видеть, как вы работаете и решаете задачи, недостаточно лишь показать готовое решение.
И так далее. Вот ещё несколько:
Career Foundry:
Самое важное, что вы можете сделать, чтобы ваше UX-портфолио привлекло внимание вне зависимости от вашего уровня: показать процесс.
Покажите, что вы можете выполнять кропотливую и сложную работу, которая происходит до появления красивых картинок.
Coursera:
Рассмотрев обязательные части UX-портфолио и примеры эффективного решения задач, перейдём к дополнительным рекомендациям и советам по созданию портфолио.
Демонстрируйте ваш процесс, а не только готовый продукт. Не пропускайте этапов.
Документируйте процесс и показывайте визуальные примеры решения кейсов. Покажите процесс дизайна в действии через фото, скетчи и скриншоты.
Используйте эмоциональный язык для демонстрации эмпатии. Это особенно важно при рассказе о предыстории задачи, которую вам нужно было решать.
Свяжите отличный UX с ценностью для бизнеса (как решение проблемы пользователя положительно повлияло на бизнес?).
Springboard:
Ваш подход
Вероятно, это самая важная часть, поскольку она демонстрирует, как вы двигались от интерпретации техзадания до создания нацеленных на результат дизайнов. Расскажите о таких вещах, как проведённые вами исследования, формирование идей, вайрфрейминг и итерации дизайна. Чтобы усилить эффект, можно добавить скриншоты того, как эволюционировала работа на каждом этапе процесса.
На что же смотрят рекрутёры? Они хотят, чтобы в портфолио вы показали различные проекты и рассказали о процессе, который вы использовали при создании своих дизайнов.
Sickplan:
Покажите свой процесс!
Повторим ещё раз: описание процесса работы — один из самых важных этапов при поиске работы в сфере дизайна UX. Наниматели хотят не просто видеть конечный результат, им нужно знать, как вы к нему пришли. Почему? Потому что они хотят быть уверенными, что вы сможете сделать это снова (и снова, и снова). То, что ваш злой учитель математики в десятом классе заставлял показывать решение, имело смысл. Мокапы, итерации, формирование идей, исследования пользователей, прототипы, вайрфреймы, пути пользователя, тестирование пользователей, тестирование юзабилити, мудборды, руководства по стилю, а также всё, что между ними — всё это нужно показать тем или иным образом. Вне зависимости от того, используете ли вы для портфолио сайт или приложение. Не обязательно валить всё в кучу, это просто информация, которую хочет увидеть бухгалтерия и руководство. Таковы требования выбранной вами специальности. Они хотят видеть и понимать, как вы добрались «из точки U в точку X».
Norman/Nielsen Group:
Помните, что скриншоты готовой работы рассказывают только часть истории. Специалисты по найму хотят понять, как вы работаете, и если вы дадите им представление о своём процессе, то это поможет им предсказать, насколько хорошо вы подходите для их команды.
Показывайте изображения процесса. Вместо того, чтобы показывать отшлифованный UI и визуальные дизайны с информацией о конкретной компании, демонстрируйте свой процесс работы над этими проектами. Подчеркните навыки коммуникации, например, участие в воркшопах или ранние концепты дизайна в виде скетчей или чёрно-белых вайрфреймов.
У меня есть и другие примеры, но, думаю, этого достаточно, чтобы понять принцип.
▍ Как улучшить обсуждение портфолио
Очевидна пара тем, повторяющихся в этих советах. Во-первых, кандидаты должны показывать множество изображений процесса работы — скетчей, стен стикеров и так далее. Как специалисту по найму, мне бесконечное количество раз показывали фотографии стен стикеров. Я хочу сказать кандидатам следующее: пожалуйста, перестаньте показывать в своих портфолио эти стены. Я представляю, как выглядит стена со стикерами, я уже видел их, и, наверно, поверю вам, если вы скажете, что у вас она тоже была. На самом деле, она никак не влияет на моё восприятие вас как дизайнера.
Что ещё важнее, в рекомендациях появляется и вторая тема. Хотя большинство рекомендаций стимулирует дизайнеров показывать свою готовую работу, она рассматривается лишь как конец истории, эпилог, не самая важная часть, которую нужно показывать. То есть авторы советов не говорят не делать упор на обсуждении готового дизайна, они постоянно повторяют, что основной частью является процесс, что неизбежно ставит сам дизайн на второе место.
Разумеется, просто показывать готовую работу без контекста неприемлемо, но мне кажется, что маятник качнулся слишком далеко и слишком часто при обсуждении портфолио дизайнеры не показывают и не рассказывают о дизайне. Дизайн-менеджеры хотят нанимать дизайнеров, которые создают дизайн, а не просто дизайнеров, которые способны описать процесс.
Я считаю, что специалисты по найму и рекрутёры должны мотивировать дизайнеров показывать только самый необходимый контекст задачи, чтобы мы могли оценить их дизайн, а затем сосредоточиться на обсуждении дизайнов и проговаривании сложных дизайнерских решений, которые им пришлось принять.
Также специалисты по найму должны стремиться оценивать кандидатов по заранее заданному набору навыков и по тому, как они проявляются в портфолио кандидата — продуктовое мышление, визуальный дизайн, проектирование взаимодействий, сторителлинг и так далее. Это поможет гарантировать, что кандидаты покажут крепкие базовые навыки, прежде чем двигаться дальше в процессе найма.
Наконец, если должность рассчитана на новичка и мы ожидаем, что у кандидатов будет не так уж много примеров готовых дизайнерских работ, то зачем вообще требовать от них портфолио? Мне не нужно просить кандидата готовить презентацию из слайдов, чтобы убедиться, что он понимает процесс дизайна. Если я хочу понять, может ли он создавать дизайн, есть более подходящие дизайнерские задачи, чем демонстрация слайдов.
▍ Рекомендации кандидатам на должность дизайнера
Каким же будет мой совет дизайнерам? Делитесь частью процесса в своих портфолио дизайнера, но лишь тем, чего достаточно для ознакомления с контекстом специалиста по найму. Сделайте центральной частью портфолио демонстрацию и обсуждение готовых работ. Например, если вы показываете скетчи, то не просто демонстрируйте скетчи в отрыве от всего, а говорите, какие взаимодействия или функции вы исследовали изначально, и что заставило вас изменить дизайн. При демонстрации готовых дизайнов расскажите, как взаимодействовали с командой, за какие части вы отвечали и как на них влияли отзывы пользователей. Если вы хотите, чтобы мы поняли ваши навыки проектирования взаимодействий, показывайте видео, переходы по ссылкам и прототипы.
Больше говорите о том, как работает готовый результат, и формируйте обсуждение вокруг самих готовых дизайнов, а не вокруг слайдов со списками.
▍ Рекомендации кандидатам на должность дизайн-менеджеров
У меня есть что сказать и по поводу обсуждения портфолио дизайн-менеджеров: они не говорят о том, как управляли командой. Какие ритуалы были ими установлены? Как они помогали команде расти? Дизайн-менеджеры, говорите в своих портфолио не только о готовых результатах, но и о том, как вы управляли. Мы хотим понять не только результаты работы вашей команды, но и то, как ваше руководство помогло команде достичь этих результатов.
▍ В конечном итоге, портфолио дизайнера предназначено для дизайнов
При найме дизайнеров мы проводим обсуждения портфолио именно потому, что нас интересует качество результата. Если бы при обсуждении портфолио нас интересовал только процесс, то мы бы не проводили обсуждения именно портфолио. Тогда бы в процессе собеседования на любую должность в компании от собеседуемых требовалось провести презентацию со слайдами об их предыдущей работе.
Не думаю, что от портфолио дизайнера мы хотим именно этого.
Играй в нашу новую игру прямо в Telegram!
Комментарии (2)
akakoychenko
19.01.2023 00:30Ну дак, все логично. А почему программистов задрачивают на паттерны и литкод? Или продактов учат моделям приоретизации на всех курсах?
Как правило, в большинстве корпоративных культур балом правит предсказуемость. Нанимающие менеджеры отдадут пол царства за работника, который не будет хватать звезд, но будет всегда точно и в срок делать именно то, что представляет в голове руководитель. С командой из таких предсказуемых исполнителей отлично делаются карьеры и выигрываются подковерные войны. Мало кому из опытных карьеристов нужна в подчинении темная лошадка, которая, скажем, в 50% случаев выдает лучший дизайн мира, а в остальных 50 впадает в творческий кризис, и не выдает ничего.
Соответвенно, возникает вопрос, - а как зажать дисперсию ожидаемого результата, пусть не в 0, но в наилучший минимум? Ответ очевиден, - проконтролировать процесс. Главный дизайнер понимает, что, если его подчиненный будет строго следовать процессу, - опросит нужных стейкхолдеров и будет давать максимальную прозрачность в процессе разработки, то, плюс-минус, к эстимированному сроку дизайн будет готов, и, что самое главное, никто из весомых коллег из топ-менеджмента не придет стучать по столу кулаком со словами "какой идиот это сделал, и почему не послушал меня?", ибо мнения были собраны, воркшопы проведены, прозрачность обеспечена.Если проводить аналогию, то рядовой дизайнер рассматривается, как инструмент, который при фиксированных вводных (задаче, стейкхолдерах, брендбуку, уже готовым элементам дизайна продукта) выдает достаточно предсказуемый результат. Примерно, как у фотографа камера при определенном свете, композиции и настройках делает предсказуемое для фотографа фото. И, когда фотограф покупает камеру с рук, то его мало интересует ее прошлый результат (вышло ли у предыдущего владельца следать с ее помощью шедевры или выиграть фотоконкурсы), но сильно интересует процесс (с какой скоростью наводится на фокус, и не промазывает ли с фокусом, стабильно работает ли затвор, нет ли битых пикселей, и все в этом духе).
krontill
Заинтересовался историей про жаб в Австралии, а тут про дизайнеров...