Если вбить в поисковик слово «цветомузыка», вы увидите многочисленные объявления о продаже советского дискотечного оборудования, которое наверняка помнят те, чьё детство пришлось на 80-е. Колонки с лампочками, вращающиеся ночники, цветные фонари были тогда почти в каждом доме.

В больших концертных залах проходили цветомузыкальные концерты, а в Казани и других городах проводились научные конференции, на которых учёные делились достижениями в сфере цветомузыкальной инженерии. Цветомузыкальные технологии использовались для решения проблемы сенсорной депривации во время долгих космических полетов. Проще говоря, чтобы не сойти с ума в космическом корабле, космонавты проводили время перед светорелаксирующими экранами.



Меня зовут Роман Крылов, я восстанавливаю и коллекционирую советские цветомузыкальные устройства. С декабря в Яндекс Музее в Москве и Санкт-Петербурге проходит выставка моей коллекции, она завершится 31 января. В этой статье я расскажу об экспонатах, но сначала немного поговорим об истории появления самой цветомузыки.

Два «Прометея»


«Прометей» Скрябина


Когда я открыл для себя советскую цветомузыку, то понял, что она и есть самое великолепное воплощение ушедшей эпохи — космической эры. Я начал копаться в истории и обнаружил, что цветомузыка появилась очень давно. Не буду сильно углубляться — остановлюсь на двух людях, которые сделали, на мой взгляд, самый весомый вклад в объединение музыки и света.

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков человечество заинтересовалось возможностью чувств выходить за рамки привычного восприятия. Например, некоторые люди «видят» звук или «слышат» цвет. Этот феномен считается когнитивным нарушением и называется синестезией — подменой свойств одной функции мозга свойствами другой.

Кстати, в обществе немало синестетиков — одни исследователи полагают, что некоторая степень синестезии есть у одного из 2000 человек, другие сообщают об одном случае из 300 или даже больше — одном из 23. У композиторов и музыкантов синестезия встречается особенно часто.

Александр Скрябин был первым синестетиком от академической школы. Он считается автором первой научной концепции синтеза света и звука, которую он воплотил в жизнь в своём знаменитом произведении «Прометей» 1910 года. Другое название композиции — «Поэма огня». Впервые в истории в музыкальной партитуре было прописано световое сопровождение.


В партитуре появилась партия света — Luce. Как её исполнять, в начале двадцатого века никто не знал, поэтому на концертах её просто игнорировали.

«Прометей» произвёл фурор в научном музыкальном мире. Правда, когда Скрябин писал симфонию, технические возможности цветомузыкальной аппаратуры были весьма ограничены. Сейчас тот самый аппарат, с помощью которого исполняли «Поэму огня», находится в музее Скрябина, и на нём можно поиграть.


Первый в мире светомузыкальный аппарат, созданный по задумке Скрябина его другом — инженером Андреасом Мозером

Ничего большего на тот момент, к сожалению, изобрести не могли. Но Скрябин понимал, что у направления огромное будущее и придут времена, когда технологии позволят не просто механически нажимать на кнопочки и зажигать лампочки, но и комплексно воздействовать на все органы чувств.

НИИ «Прометей» в Казани


Перейдём к яркому представителю следующей эпохи, который развил идеи предшественников и вдохновил меня начать собирать коллекцию. Булат Галеев — глава научно-исследовательского института экспериментальной эстетики «Прометей». Институт занимался всем, что светилось в Советском Союзе, от световых систем для космических целей до светодинамической архитектуры.


Булат Галеев с светомузыкальным инструментом «Кристалл», 1966 год

Галеев был пионером новой эры цветомузыки. Как и Скрябин, он считал, что исследователи достигли потолка технических возможностей, однако настанут времена, когда цветомузыка выйдет на новый уровень. Именно на период его работы пришёлся и расцвет, и закат аналоговой эры.

Он создал огромное количество проектов и инструментов — и был, кстати, удивительно гибким человеком, которому удавалось лавировать между идеологией и своими увлечениями. В советские годы не жаловали изобретения, которые не несли в себе коммунистическую идею. «Прометею» удалось сделать цветомузыку новым видом искусства. Сотрудники института выпускали теоретическую и техническую литературу, популяризируя это увлечение среди советской молодёжи.


Выставка в Яндекс Музее

Галеев не писал музыку — он занимался только светом и синтезом света и музыки, но его жена была талантливейшей исполнительницей на фортепиано. Она играла Скрябина, в то время как он воплощал идеи великого композитора. Это был союз музыканта и инженера, целый культурный феномен. Булат Галеев был человеком науки, но также стал членом Союза кинематографистов и вошёл во все элитные художественные общества.

В советские времена почти любой большой проект имел либо военное, либо космическое назначение, и весь научно-технический прогресс двигался благодаря этим отраслям. Но космическая утопия не случилась. Последним десятилетием больших футуристических проектов стали 80-е.

— Важный сюжет истории «Прометея», необходимый для понимания роли этой уникальной институции в современной культуре, состоит в том, что как это нередко случается, художники предвосхищают и изобретают культурный мейнстрим. Светомузыкальные установки — символы диско-музыки 1980-х — стали обязательным элементом массовой культуры и монетизацией синестетического опыта ничего не подозревающего потребителя развлечений.

Доктор философских наук, профессор Дмитрий Галкин

Мне очень нравится эта цитата, потому что она отражает то, к чему мы в итоге пришли — к потреблению развлечений. Мы слишком мало анализируем, как и кем они создаются, для нас это второстепенная информация. Мне же хотелось узнать больше о пионерах медиаискусства.

Собрать их все


Как появилась и росла коллекция


Около десяти лет я занимался скупкой муранского стекла в Италии, его первичной реставрацией и перепродажей. Мне всегда нравился стиль Space Age — космической эры. Она пришлась на 60-е и 70-е, её эстетику прекрасно воплотили в своих работах муранские творцы.

Совершенно случайно в поисках вещей на Авито я наткнулся на странные советские цветомузыкальные светильники тех же лет, и они мне очень понравились. Это было идеальное воплощение советского Space Age. Потом я стал искать объявления, изучать, как были изобретены и как производились такие вещи. В итоге я выкупил больше ста устройств, если не считать самодельные варианты. За некоторыми светильниками ездил сам, где-то просил других людей помочь с покупкой.


На переднем плане расположено одно из изобретений НИИ «Прометей» — «Диско». Установка из нескольких ламп накаливания и трафаретов проецировала красочные световые образы, реагируя на музыку, и могла управляться как вручную, так и автоматически.

Всего в СССР выпускалось около 80 разных моделей цветомузыкальных бытовых устройств. Это феноменальная цифра — я даже не уверен, что Советский Союз производил столько разных моделей одежды. А вот цветомузыки почему-то было много. Мне удалось найти почти все модели.

Первые экспонаты — «Электроника» и «Феникс» — были в хлам разбиты на почте. Я устроил такой скандал, что теперь, когда прихожу получать посылки, у меня даже паспорт не просят. Говорят: «Роман? Мы уже знаем». Какие-то небольшие объекты всё же можно отправлять почтой.


Слева в самом центре — светильник «Феникс», похожий на круглую гармошку. Выпускался предположительно с 1988 года Смоленским заводом «Измеритель».

Так мне удавалось заполучить крутые вещи, но, например, у экранов «Ростов-Дон» маленькая вероятность доехать живыми — в них два витражных стекла. За одним из таких экранов я шесть часов ехал на поезде. И вот в горах, где нет почти ничего, кроме коровников, стоит столовка, и там мигают эти экраны.


«Ростов-Дон» выпускался с 1982 года Ростовским РПО «Горизонт». Экраны были двух типов: «Радуга» или «Фантазия» (на фото — последний вариант).

Реставрацией занимается нанятый мной электрик. Он опирается исключительно на собственные знания, инструкции не нужны. Если человек разбирается в компьютерах на уровне пайки плат, с починкой подобной аппаратуры он не ошибётся. Цветомузыкальные устройства устроены гораздо проще, чем аудиоаппаратура, в которой много сложной механики. При желании восстановить советскую цветомузыку может каждый, кто немного понимает в электронике.

Секреты производства цветомузыки


Существуют серийные модели, о которых нет никаких упоминаний. Обычно раздобыть информацию можно в старых каталогах: всё, что производилось в Советском Союзе, было каталогизировано. Однако периодически всплывают устройства, которые нигде не описаны, хотя это достаточно сложные и интересные серийные объекты.

Мне захотелось докопаться до правды. Кое у кого из продавцов была информация о происхождении светильников. Например, однажды мне рассказали, что установка была произведена в экспериментальной партии на заводе в Ижевске, но до розничных продаж дело не дошло, потому что начальство и персонал забрали всё себе. На этом экспериментальная партия закончилась, и больше таких установок не выпускали.

У этой истории был ещё и интересный финансовый аспект. Так как всё производилось на базе больших военных заводов, на них могли выпускать так называемые конверсионные экспериментальные партии. Вся прибыль от продажи в таких случаях возвращалась на завод, должна была пойти на его развитие. Она не оседала в партии и не перераспределялась.

Руководство заводов видело в таких проектах возможность дополнительного заработка. Иначе сложно объяснить феномен, почему выпускалось так много разных и сложных устройств, причём очень дорогих — одно устройство могло стоить 240 рублей, другое — 600. Это большие деньги. Самая топовая акустика, весь набор — усилитель, проигрыватель и колонки — стоили 400 рублей, почти как цветной телевизор. Не знаю, кто мог позволить себе такие игрушки. На руках у людей подобной техники осталось мало, многое выкупил я.

Вокруг Москвы особенно сложно что-то найти. В основном цветомузыка сохранилась в отдалённых уголках нашей родины: Иркутске, Красноярске, Нижнем Тагиле, Тамбове — именно там находились производства. Оборудование оседало у людей из тех мест, а теперь иногда всплывает в гаражах. К сожалению, многие не понимают ценности этих вещей.


Всего в коллекции около 100 приборов, среди которых есть повторы. Я выкупил практически всё, что было на Авито.

77 моделей, которые я собрал, — это и есть весь спектр выпускавшихся устройств, плюс совершенно удивительные безымянные вещи. Повезло, что многое досталось мне за копейки, в том числе приборы Галеева.

Чтобы хранить коллекцию, я купил стенки с несколькими секциями и заставил ими всю гостиную, как и полагается в советской квартире. В три слоя туда влезло всё. Устройства были будто специально созданы для этих советских стенок. Так что коллекция выглядит аккуратно, а вовсе не как безумный музей.

Сделай сам


Также я собрал «кунсткамеру» c самодельными устройствами, которые остались у людей в гаражах. Очень трогательный жанр. Криповые, но милые установки создают особенную атмосферу. В научно-технических журналах было огромное количество информации о том, как сделать цветомузыку, а благодаря Галееву и его соратникам возникла мода на такие устройства. В 70-е многие люди занималась созданием собственных приборов.

Простейшее устройство, схема которого приведена ниже, основано на тиристоре. На низких частотах зажигается красный цвет, на высоких — жёлтый, на средних — зелёный. В таких приборах интересен именно дизайн, реализация световой части. Программирование не применялось, поскольку всю работу выполняла автоматика. В журналах для радиолюбителей всегда было много схем по созданию цветомузыки.



Как это работало


Чтобы запустить цветомузыку, нужен источник звука. Это может быть большая система или маленькая, виниловый проигрыватель, радио или электрофон. Так как устройства предназначались для бытового использования, предполагалось, что у человека уже есть, к чему подключаться. Оставалось соединить аудиовход с аудиовыходом, предварительно прочитав подробнейшую инструкцию.

Без источника звука такой прибор не имеет смысла, потому что его работа — создавать, в смешной советской формулировке, «световое сопровождение музыкальных фонограмм». Современному человеку сложно объяснить, зачем это нужно. Поставил такую штуку, подключил к ней музыку, сидишь и смотришь. Даже звучит чудаковато!



Ещё одна гифка

Где теперь обитает цветомузыка


Сейчас почти в каждой умной колонке есть цветомузыка, и сценические шоу-технологии — это тоже она. Всё работает по похожим схемам, пусть и куда более сложным и продвинутым. А цветоживопись, которая создаётся при помощи графики, переняла от первых цветомузыкальных приборов саму идею.

До 31 января включительно можно увидеть работающую коллекцию в Яндекс Музее. Кстати, распределяя устройства по трём локациям Музея в Москве и Санкт-Петербурге, мы учитывали ещё и то, сколько электричества будет потреблять каждая группа устройств. Если собрать всё в одном месте и включить, вышибет пробки — и у меня в квартире их вышибало не раз. Добавьте к этому, что некоторые приборы ощутимо греются. Лучше не трогать, а просто смотреть и слушать.

Пока шла выставка, я несколько раз выступил с докладом на Вечерах в Музее. Если интересно, посмотрите видео, там я больше говорю про историю и про других людей, помимо Скрябина и Галеева, которые совершили вклад в развитие цветомузыки.

Я считаю, что виджеи должны начинать свой путь с изучения наследия Булата Галеева, чтобы расширить кругозор. Это часть истории, и она никуда не исчезнет. У Галеева есть книжка «Поющая радуга» для школьников средних классов. Там доступным языком описана история и перспективы развития цветомузыки, как он их видел, а ещё даны просто замечательные иллюстрации. «И восстанут над городами всполохи контролируемого северного сияния», — одной из его идей было задействовать атмосферные явления!

Из более реалистичного — все «стекляшки», гастрономы, когда они закрываются по вечерам, превращать в цветомузыкальные объекты. Люди идут зимой с работы, а вокруг всё мигает, красиво светится. Интересно представить, как бы развивались технологии, если бы то утопическое мышление сохранилось. Чтобы вокруг летали экранопланы, а на всех площадях была цветомузыка, и в каждой квартире тоже. Частично это удалось воплотить.

Комментарии (71)


  1. engine9
    27.01.2023 10:40
    +3

    Какая милота! Прокатилась волна тёплой ностальгии по предметам, которые видел лишь в кино. Такая уютная атмосфера ретро-футуризма.

    Вот чем хороши гирлянды и цветомузыки той эпохи, так «растянутым» спектром и принципиальным отсутствием ШИМ-пульсаций. Если раз глазами увидеть стробоскопический эффект современных китайских гирлянд и развидеть его становится невозможным. (Тем же грешат стоп-сигналы современных автомобилей) Так же у светодиодов очень узкий спектр излучения от чего цвета воспринимаются "химическими" и приторными.

    Есть задумка светомузыки — купить качественные "тёплые" диоды с равномерным спектром и советские плотные фотографические светофильтры (можно даже колотые, либо разноцветные стекляшки) и сделать макет цветомузыки с ШИМ с частотой, которая гарантировано лежит за пределами восприятия глаз. Совместить лучшее из эпох и будет выигрыш по КПД светоизлучения.


    1. sim2q
      27.01.2023 11:01
      +5

      Справедливости ради - в большинстве конструкций ШИМ всё же был в виде фазоимпульсной модуляции и не ошибусь с предположением, что почти везде - КУ202Н :) Но встречались схемы и с П216.
      Глядя на фото понимаю, что одним из главных недостатков того времени было отсутствие безынерционных источников с широким спектром. Мощных светодиодов короче)
      По этому поводу вспоминается одна из самых странных конструкций светомузыки из журнала Радио - на разноцветных(!) люменисцентных лампах (длинные aka ЛД-40), где драйверами служили IRF740 пентоды ГУ-50


      1. engine9
        27.01.2023 11:18

        Да я ошибся, лампочки из за тепловой инерционности, сглаживали пульсации. Светодиоды же стробоскопом напрягают глаза (но многие не понимают этого, пока им не покажешь наглядно).


      1. halfworld
        27.01.2023 13:03
        +1

        Светомузыка, "ламповая" в квадрате: вакуумная лампа управляет ионной лампой. Несколько помню, яркость менялась протекающим через лампу током.


        1. Serge78rus
          27.01.2023 15:03
          +1

          Все не так просто — помимо управления током, для поджига люменисцентной лампы и поддержания ее стабильного горения при пониженной яркости на нее надо еще подавать высоковольтные поджигающие импульсы.


          1. toivo61
            27.01.2023 16:52
            +3

            Не так все это было.

            В середину из двух обмоток накального трансформатора подавалось минусовое напряжение. Все ЛДС по накальной цепи были соединены параллельно.

            С другой стороны ЛДС, через транзисторы П10, на огромных радиаторах подавался плюс. Напряжения не помню, цепи управление тоже. Но П10 вполне себе управлял током.

            У ЛДС "катод" был подогрет всегда.

            В качестве светофильтров использовались свернутые в рулон светофильтры от прожекторов, добытые в театре. Желтый канал работал на компенсацию яркости, ибо "блымало" не по детски.

            В РнД было три таких таких аппарата: в обсерватории, в кафе "Шоколадница" и Радиотехникуме.


            1. Serge78rus
              27.01.2023 22:48
              +2

              через транзисторы П10
              Вы, наверное, хотели сказать П210? Ибо П10 — это маломощный германиевый n-p-n транзистор, предшественник МП37, и явно здесь не подходит. Да и П210 были достаточно низковольтные — обратное напряжение коллекторного перехода для наиболее «высоковольтных букв» порядка 60В. Помнится, в блоках электронного зажигания их даже ставили последовательно по 3 штуки.


          1. N1X
            27.01.2023 18:31
            +1

            Там само получится... Вольт 700 через балласт: лампа пробьется, ток ограничен, соотв. На зажженной установится нужное напряжение... Думаю ГУ-50 поэтому и стояла...


            1. Serge78rus
              27.01.2023 23:12
              +2

              Чуть ниже tormozedison привел ссылку на статью из «Радио». Там ЛДЦ-30 питаются от анодного 300В, но на катод через резисторы подаются дополнительные отрицательные импульсы -360В. Итого почти угаданные Вами 700В, правда в импульсе.


              1. tormozedison
                27.01.2023 23:29
                +1

                Но там нити накала всё равно запитаны для облегчения пробоя ламп. Правда, только с одной стороны, а с противоположной - закорочены.


                1. sim2q
                  28.01.2023 15:31
                  +2

                  на Дзене (извините, но там картинок даже не меньше) даже есть кто собирал на ГУ-50:

                  Смысл в том что люминесцентные лампы находятся в третьем положении, светятся слегка, а ГУ-50 управляет их яркостью. Эффект северного сияния. Реально круто


      1. joffer
        27.01.2023 13:31
        +2

        драйверами ГУ-50??? это же вроде бы лампы на 50 Вт выходной мощности? и это шло как драйверы в конструкции для светомузыки? "Красиво жить не запретишь" (с)

        впечатлён


        1. N1X
          27.01.2023 18:33
          +1

          У них анодное достаточное, чтоб зажечь лдс с холодными катодами...


          1. engine9
            28.01.2023 12:21

            Экспериментировал с "моддерской" лампой с холодным катодом и блоком повышающим напряжение (в нулевых продавались для подсветки компьютерных корпусов) и заметил интересный эффект, при пониженном напряжении питания свечение в лампе укорачивалось и если модулировать питающее напряжение (я это делал при помощи ручки ЛБП) то получалось что-то вроде динамически меняющей длину светящейся полосы. Выглядело достойно, причём вместе с длиной полоски изменялась так же и яркость свечения, не так скучно как у линейки светодиодов.


            1. tormozedison
              28.01.2023 12:35
              +1

              Красиво, но портили лампу такие эксперименты знатно.


              1. engine9
                28.01.2023 12:36

                Да? А почему? Неравномерное выгорание люминофора?


                1. tormozedison
                  28.01.2023 12:39
                  +1

                  Неравномерный износ электродов. Для такого режима были специальные лампы ИН-9, там электроды разной формы, вот они долго работали, при соблюдении полярности, конечно.


      1. tormozedison
        27.01.2023 22:13
        +1

        Вот оно, на ГУ-50

        http://archive.radio.ru/web/1966/09/056/


        1. sim2q
          28.01.2023 12:04
          +1

          Cпасибо!
          Как то сразу не сложилось нагуглить - думал, что уже причудилось на ночь такое :)


  1. Javian
    27.01.2023 10:47
    +8

    Дочитал до конца, но не увидел упоминания плагинов Winamp, которые стали следующим этапом развития цветомузыки. Из множества плагинов мне запомнился тот, который мигал светодиодами клавиатуры.

    А что было до этого по теме можно прочитать в книге Б.М.Галеев Свето-музыкальные инструменты (1987)

    Содержание


  1. steanlab
    27.01.2023 11:05
    +3

    Необычное ощущение от статьи, светлая грусть. Спасибо
    Тронуло как-то, что было такое НИИ, экспериментальной эстетики «Прометей»
    По теме, в Беларуси в ходу была светомузыкальная приставка Фотон-2, не заметил такой в вашей уникальной коллекции.
    p.s. полусфера DISKO из лекции — просто ????????????


    1. andy212
      27.01.2023 14:06
      +1

      В РБ наличествует в продаже на kufar.by

      Как минимум, несколько экземпляров в продаже. Как и Фотон-1.

      https://www.kufar.by/item/180063823


      1. tormozedison
        28.01.2023 12:37
        +1

        Знакомое устройство, домой его покупали редко, чаще для оформления киосков и магазинов.


  1. Jury_78
    27.01.2023 11:22
    +3

    Помню... Тогда действительно многие, как и я, знакомые с радиотехникой увлекались цветомузыкой. Красили лампочки цапонлаком, но он со временем выгорал. Все ж светодиоды лучше подходят для этой цели.


    1. sim2q
      27.01.2023 11:55
      +1

      Мощные лампы были слишком инерционны, использовали 25-40W.
      И даже в статье видно, что всё равно получится - оттенок желтого.
      ps в детстве видимо был озорным малым - получал заказ на "свинтить светофор" именно под цветомузыку старшим "товарищам".


    1. N1X
      27.01.2023 18:35
      +2

      Эволюция... Цветомузыка-синклеры-аоны-алиэкспресс )


  1. rdp
    27.01.2023 12:27
    +2

    Эх, ностальгия.

    Свою первую цветомузыку собрал по схеме из журнала Юный Техник - без активных элементов на крашеных лампочках от карманного фонаря и катушках, намотанных на шпульках маминой швейной машинки.


    1. tormozedison
      27.01.2023 22:22
      +1

      Довольно известная конструкция, но "Юный техник" тут ни при чём.

      http://archive.radio.ru/web/1990/08/078/

      Также встречал рекомендацию поместить эту примочку в корпус от будильника.


      1. rdp
        28.01.2023 13:19
        +1

        Я делал в году 75-76, в Радио 90-го перепечатка.


  1. roofcat
    27.01.2023 12:42
    +4

    да, помню как школьником копил и покупал тиристоры для цветомузыки. а еще фильм "Экипаж" :)


    1. yroman
      27.01.2023 13:00
      +1

      Я для своей цветомузыки дроссели мотал на ферритовых кольцах, вручную. Какой же это был гимор...


    1. rdp
      27.01.2023 13:30
      +2

      А недобросоветные спекулянты стирали на тиристорах КУ202А горизонтальную чёрточку и продавали как КУ202Л.


      1. sim2q
        28.01.2023 12:54
        +2

        В детстве наставник рассказывал, что КУ201А (которые 25V), в принципе - держат 220V!
        А у нас их просто было хоть жжжуй - использовались в автоматике 24V.
        Так вот - пришло время проверить этот миф и....

        встречайте - мегастенд!)

        Во включенном виде не снимал, всё же 220V и не удобно на кнопку давить.
        Понятно, что не гарантированно как поведёт себя при нагреве и прочее и в ответственные цепи лучше не ставить, ну это на всякий случай как принято:)
        ps Ах, да, пользуясь случаем - Пётр Владимирович, найдитесь пожалуйста :)

        держит!


        1. engine9
          28.01.2023 13:02

          А если его пробивает закрытый то он из строя выходит или нет?


          1. sim2q
            28.01.2023 14:17
            +1

            Если правильно понимаю, то когда он закрыт - то превращается в динистор. Т.е. по идее - просто откроется на один полупериод - например от помехи, но это не точно.


          1. sim2q
            28.01.2023 15:52
            +1

             даже 50-ти вольтовые тиристоры ( с буквами В, Г) работали на переменке 220 вольт. Когда стали доступны 300 - 400 вольтовые вентили, тогда уже пошли в ход выпрямители сетевого напряжения и лампы в осветителях перестали мигать в пол накала

            с этой статьи из комментов


  1. joffer
    27.01.2023 13:32
    +1

    никогда не интересовался этой темой, но прочитал всё на одном дыхании и с удовольствием


  1. aik
    27.01.2023 13:39
    +5

    Я как раз в новогодние по всем трём музеям прошелся. Цветомузыка там просто светилась, музыки не было. Но и так была тёплой и ламповой. Правда я больше компьютеры щупал, потому с цветомузыки картинок почти не осталось.

    image


  1. Serge78rus
    27.01.2023 14:01
    +2

    Как-то незаслуженно не удостоилась упоминания первая (и на долгое время единственная) промышленная советская радиола Гамма со встроенной «цветомузыкой» (насколько помню, появилась она где-то в конце 60-х). Не то, чтобы она была сильно популярной, но именно она стала вдохновителем массы любительских конструкций, а уже глядя на них где-то в 80-х подтянулись промышленные поделки, вроде представленных на картинках из статьи.


  1. Shura_m
    27.01.2023 14:06
    +3

    В мои молодые годы у нас в провинции, пока не собрал цветомузыку- не можешь считаться крутым радиотехником.

    Самым дефицитом были ферритовые кольца для них.


    1. tormozedison
      27.01.2023 23:36
      +1

      На RC-фильтрах, безо всяких дросселей, было схем даже больше. Заметно реже попадался шедевр минимализма, вообще без фильтров, один канал, одна лампа, и всё.


  1. vagon333
    27.01.2023 15:50
    +3

    Помню-помню ранние 80е: на хим-заводе собирал отбракованные тиристоры и из них, с добавлением частотных фильтров, лепил светомузыку. Схема на копейку, радости вагон. :)


  1. smart_pic
    27.01.2023 18:19
    +2

    Первую светомузыку собрал в девятом классе в 1980г. , это была самая простая на тиристорах.

    Лампочки красили нитролаком который окрашивался пастой из разноцветных шариковых ручек . Вонь при нагреве стояла конкретная, но другого в селе было просто не найти.

    Рассеиватель делали следующим образом : на обычное оконное стекло тем же бесцветным нитролаком приклеивали крошку от битого автомобильного стекла, которое от удара рассыпалось на мелкие фрагменты.

    Позже уже делал более продвинутую на тиристорах с логарифмическим управлением яркостью - смотрелась конечно очень круто. Схема была в выпуске "В помощь радиолюбителю".

    Спасибо автору напомнило теплые ламповые дискотеки


    1. Serge78rus
      27.01.2023 23:22
      +1

      Рассеиватель делали следующим образом: на обычное оконное стекло тем же бесцветным нитролаком приклеивали крошку от битого автомобильного стекла, которое от удара рассыпалось на мелкие фрагменты.
      — это технология для ленивых. Я из этих осколков клеил «стенку» по принципу кирпичной кладки.


      1. engine9
        28.01.2023 12:03

        В одной странной книженции, похожей на отрывной календарь вычитал рецепт изготовления стекла, похожего на замёрзшее с узорами водяного льда. Нужно было разместить его горизонтально затем залить обычным силикатным клеем из канцелярии и дать высохнуть, потом поместить в духовку и нагреть. Отваливающийся клей, по утверждению автора, отрывал мелкие чешуйки стекла и получалось красиво.


  1. megamrmax
    27.01.2023 18:50
    +1

    спасибо за статью! ностальгия :-)
    У моего дяди была самодельная светомузыка и я всегда просил включить ее когда приезжал в гости. А в "пионерском клубе" которые посещал в детсве была самопальная светомузыка (весьма внушительных размеров) спаянная ребятами на коленке НО! она не подключалась к источнику звука - у нее была собственная "клавиатура" от детского пианино на которой нужно было играть "как у Скрябина" по нотам. Вот это было реально круто


  1. Sidrovan
    27.01.2023 19:14
    +2

    Самое сложное в этой забаве было получение искомого результата.Предполагалось,что на матовом экране сходятся световые пятна трех цветов равной интенсивности.Под тиристорные частотные фильтры изменяли в каждом канале интенсивность подачи световых потоков разного цвета(читай частоты).Плавное изменение интенсива ,на границах цветовых пятен должно было создавать новые цвета .Красный с желтым дает оранжевый и т.д.Именно наблюдение таких метаморфоз на экране,в параллели со звуком ,и должно было давать объе ную связь между изменениями частот звуковых колебаний и рождения новых оттенков.Но добиться полной и качественной картинки не удавалось .Лампы не те,их количество,синхронность с изменениями звуковых частот и проч.Хотя сама идея очень красивая.Не просто мигание разноцветных ламп в такт музыки,а именно влияние частоты звука,разделенного по принципу эквалайзера на свой цвет,а потом и на всю гамму.


  1. Exchan-ge
    27.01.2023 21:36
    +2

    Никто не вспомнил про зал цветомузыки в одном из харьковских парков.
    Я в нем был в 1981 году.
    Он работал на постоянной основе, как кинотеатр — сеансы, вход по билетом, разнообразная художественная программа, в конце — танцы цветомузыкальная феерия на музыку из первого альбома «Зодиака»


  1. Exchan-ge
    27.01.2023 22:00
    +2

    Также я собрал «кунсткамеру» c самодельными устройствами, которые остались у людей в гаражах.


    Виды «цветомузыки», которые тогда встречались:

    1. Экраны с разноцветными пятнами :)
    2. Елочные гирлянды, мигаюшие в такт (первое изделие начинающего радиолюбителя. Особенно того, кто посещал радиокружок :)
    3. Прожекторные установки — набор прожекторов с разноцветными стеклами, мигающие либо под ручным управлением (делали специальные пульты управления из обычных настенных клавишных выключателей), либо с электронным управлением.
    Именно для них воровали светофоры с улиц и железных дорог.

    Наборы прожекторов под ручным управлением давали намного более сильный эффект, но требовали большого напряжения от оператора, и наличие хорошего чувства ритма :)
    4. Стробоскопы. Чаще всего для них использовали фотовспышки Луч. Управлялись вручную — это давало сногсшибательный эффект на дискотеках.
    5. Мигалки. В оригинале были проблесковые маячки от самолетов, сп… утянутые со складов с ЗИПом.

    Вот такие
    image


    Поскольку это был страшный дефицит, их начали делать самостоятельно.
    6. Вертушки. Мигалка, закрепленная на конце стержня, и вращающаяся вместе с ним.
    Такое делал сам, в качестве двигателя использовал один из э/д от катушечного магнитофона «Комета», кажется его двигатель перемотки.
    Вертушки имели разную конструкцию, с радиусом вращения до метра и крепились так (на потолке или на стене) чтобы никого не задело :)
    7. Мобили. Экраны, как в первом пункте, но с ползающими по ним разноцветными пятнами (название было взято из фильма «Служебный роман» Рязанова :)
    8. Разнообразные попытки имитации цветных лазерных лучей (лазерных указок не было, но народ был изобретательным :)


    1. tormozedison
      28.01.2023 09:32
      +2

      Я бы сюда добавил ещё пару агрегатов.

      1. Медленно вращающийся диск, на котором хаотично лежит ёлочная мишура. Сверху вниз на диск направлен точечный источник света. А теперь внимание на потолок! Плюс этого изобретения в том, что изображение получается огромное, напоминающее вращающуюся галактику, конечно, не реальную, а как её изображают художники-фантасты. Надоест одна «галактика» — можно получить новую, положив мишуру по-другому.

      2. Немного аналоговой электроники + оргстекло + глицерин = «виртуальная реальность» простейшими средствами. Изображение также огромное.
      archive.radio.ru/web/1978/09/059


      1. Exchan-ge
        28.01.2023 14:31

        1. Медленно вращающийся диск, на котором хаотично лежит ёлочная мишура.


        А, аналог зеркального шара
        Того самого, что известен с начала 20 века, если еще не с 19-того

        Заголовок спойлера
        image


        «Ах! Крутится, вертится шар голубой,
        Крутится, вертится над головой,
        Крутится, вертится, хочет упасть.
        Кавалер барышню хочет украсть.» (с)

        (люди не в теме утверждают, что правильный текст -«шарф голубой». Они дико заблуждаются :)

        Сделать самому такой шар было очень сложно (не один глобус пострадал в ходе экспериментов :)
        «Тарелку» было сделать проще, а эффект был сравнимым :)


        1. tormozedison
          28.01.2023 15:00
          +1

          Был соблазн поместить диск с мишурой на "вертушку" для винила. Тоже работало, но желательно было соорудить что-то вращающееся ещё медленнее. Тогда реально "гипнотизировало".

          Шары - отдельная история, да, красиво, но не похоже на "галактику" от слова "совсем".


          1. Exchan-ge
            28.01.2023 16:01
            +1

            Был соблазн поместить диск с мишурой на «вертушку» для винила. Тоже работало, но желательно было соорудить что-то вращающееся ещё медленнее.


            Было много древних ЭПУ от ламповых радиол (их тогда массово выкидывали)
            Там вращение от двигателя передавалось к диску через резиновый ролик.
            А на самом валу двигателя была специальная насадка, с разными диаметрами, позволявшая менять скорость вращения диска. Проблемы рассчитать нужный диаметр и выточить втулку в школьной токарной мастерской (или просто заказать у знакомого, работающего на производстве) не было.
            Проблема была в БП, который надо было ваять самостоятельно (как и корпус)

            Шары — отдельная история, да, красиво, но не похоже на «галактику» от слова «совсем».


            Я плотно контактировал (добывал записи :) с одной профессиональной дискотекой (постоянное помещение, работа по расписанию, билеты)

            Там на шар светило с десяток мигающих прожекторов разного цвета — выглядело просто галактически :)


            1. engine9
              28.01.2023 16:25

              Призадумался над тем, чтоб сделать что-то подобное вращающееся для иллюминации, скажите, а какие есть бесшумные двигатели для подобных целей? Бесколлекторники от компьютерных кулеров со спиленной крыльчаткой?


              1. Exchan-ge
                28.01.2023 16:35
                +1

                скажите, а какие есть бесшумные двигатели для подобных целей?


                Я уже давно не занимаюсь подобными вещами — компьютеры и все сопутствующее не оставили для этого времени.

                (что-то, а проблемы шумности двигателей на дискотеках 1979-1989 гг. никого не волновали. Проблемой была заметная потеря слуха у профессиональных диджеев)


                1. tormozedison
                  28.01.2023 18:52

                  Там не только малошумный двигатель нужен, но и тихоходный очень. Из современного - от микроволновки. А если советский - ДСМ 2-П-220.


            1. tormozedison
              28.01.2023 18:50

              Там двигатели чаще всего на 127 В переменного. Так что не БП требовался, а понижающий автотрансформатор.


              1. Exchan-ge
                29.01.2023 00:30

                Так что не БП требовался, а понижающий автотрансформатор.


                Давно это было (с)
                Все возможно :)


    1. sim2q
      28.01.2023 14:38
      +2

      У нас в пионерском лагере были очень рукастые товарищи. Был и звук хороший (на сколько это вообще можно было от "легендарных" Родина-1 из того что помню, но точно было что то ещё) и свет. Там и различные бегущие огни, и два строба на ИФК-120 (жиденько) и упомянутая синяя крутилка и зеркальный шар над потолком. Который так и висел от смены к смене.
      А на зарядке утром ставили взвейтесь кострами (ничего против не имею, если что :) ) Ottawan, а вечером объявляли о необходимости соблюдения "пионерского расстояния" между парами танцующих:)


      1. Exchan-ge
        28.01.2023 14:49
        +1

        а вечером объявляли о необходимости соблюдения «пионерского расстояния» между парами танцующих:)


        В июне 1981 года работал в пионерлагере на должности «радиста».
        Но основной обязанностью было проведение ежевечерних дискотек.
        Лагерь был крутой, кормили очень хорошо, и дети и взрослые были сытыми и хорошо отдохнувшими :)

        Основной хит «сезона» — Ноктюрн.
        (про пионерское расстояние никто не вспоминал :)


        1. sim2q
          28.01.2023 16:16
          +1

          В июне 1981 года работал в пионерлагере на должности «радиста». Но основной обязанностью было проведение ежевечерних дискотек.

          У меня очень тёплые воспоминания о радистах из п/л. Уже постарше в другом лагере где к сожалению с диско было не очень, но можно было оставаться в радиорубке не смотря на опасный усилок с открытым кожухом и находящимися там 6Р3С. А в другую смену мне даже подарили книжку Полякова с дарственной надписью:) Как-то прям везло мне на наставников с Белорусии.


          1. Exchan-ge
            28.01.2023 16:28
            +2

            не смотря на опасный усилок с открытым кожухом


            Это более ранние времена 60- 70х
            К 1980 эти усилки использовались максимум для объявлений, так как не соответствовали минимальным требованиям к дискотечному саунду (несмотря на всю ламповость :)

            Вначале использовалась личная техника самого радиста (+ почти все лагеря обзавелись к тому времени хотя бы какой-нибудь «Мелодией» или даже «Аккордом»)
            А во время моего последнего пионерского лагеря, где я работал — мне было поручено лично съездить в город и приобрести комбайн «Романтика 201» — проигрыватель, катушечный магнитофон и усилитель с приемником в одном корпусе+ пара АС.

            image

            Вот с этим и отработали сезон :)


            1. sim2q
              28.01.2023 16:37

              Да, этот усилок был на общелагерную трансляцию - что-то шло фоном постоянно, точно был приёмник в радиорубке, но не помню подробностей. Дискач тоже не понятно с чего было темно мелкий:)
              А усь такой даже себе замутил поностольгировать попирать в радиотрансляционку по ночам:) .

              upd: по ссылке- по стилю подходящее, но мне почему то всё большее более подслащённое типа Ottawan вспоминается:)


  1. tormozedison
    27.01.2023 23:05
    +1

    "Так мне удавалось заполучить крутые вещи, но, например, у экранов «Ростов-Дон» маленькая вероятность доехать живыми — в них два витражных стекла"

    Вот поэтому мне не нравятся шкалы и другие элементы оформления аппаратуры из настоящего стекла. Попытки применения там оргстекла предпринимались: один из вариантов линзы для телевизора КВН-49, шкала приёмника "Мир М-152", передняя панель вольтметра ВК7-3 (не любого). Широкого распространения эта практика не получила из-за стереотипа "оргстекло мутнеет". Да, мутнеет, но если это произошло, полируется легко сравнительно. Тогда как настоящее стекло травмоопасно при разбиении, а если уж покрылось царапинами, тоже полируется, конечно, но труднее и дольше.


  1. galapagos
    27.01.2023 23:18
    +2

    Да, в Харькове театр светомузыки Игоря Правдюка. Слышал.

    Эх, тиристоры...

    А чтобы не сгорал цапонлак, красили не лампочки, а стёкла закрывающие лампу. Притом обычное стекло от нагрева лопалось, поэтому его резали на полоски 2-3 сантиметра.

    Помню еще, что заводские светомузыки давали дикие наводки - высокочастотный свист по сети на усилитель. Не помогали никакие дросселя, фильтры и т.д.


    1. Exchan-ge
      28.01.2023 06:51
      +2

      Да, в Харькове театр светомузыки Игоря Правдюка.


      О, спасибо!
      Да, Игорь Правдюк и его театр светомузыки в харьковском парке имени Горького, работавший с 1969 года (!)
      Тот спектакль состоял из трех частей — творчество Чюрлёниса, визуализация по «Мастерам» Вознесенского и цветомузыкальных композиций на музыку группы "Зодиак"

      Впечатление было настолько сильное, что и сейчас, когда слышу «Провинциальное диско» — мысленно вижу тот видеоряд…

      почти 42 года назад…


      1. steanlab
        30.01.2023 08:10

        Очень интересно, Чюрленис же as is мастер синтеза искусств и всегда, насколько я знаю, эту идею продвигал. Мда, про такие "театры светомузыки" бы на Хабр статьи…


  1. tormozedison
    28.01.2023 19:54

    А проще всего такая штуковина:

    https://old-lighting.ru/ru/content/spektr-sdpz


  1. Javian
    29.01.2023 17:39

    До кучи иллюстрации из В.Г.Борисов Юный радиолюбитель 1987 О цветомузыке


  1. AVKinc
    29.01.2023 21:08

    У меня была Телемеханика-3 (на первой картинке вверху слева) Насколько я помню это был конструктор и я ее сам собирал. Работала она очень красиво. Цвета я сделал ромбом.


  1. Mike-M
    30.01.2023 00:24

    Слева в самом центре — светильник «Феникс», похожий на круглую гармошку.
    А над этим светильником видна цветомузыкальная приставка Шоола, которая выпускалась в Киргизской ССР Фрунзенским заводом электронных вычислительных машин им. 50-летия СССР в середине 80-х годов по цене 125 рублей.

    Мне такая досталась от отца вместе с инструкцией, чертежами печатных плат и принципиальной схемой.

    Хорошая вещь, должен сказать. Периодически использую её в качестве ночника, погружая комнату в зеленый, красный, желтый или натурально белый свет, в зависимости от настроения и задач )

    Предварительный усилитель выполнен на одном полевом транзисторе КП103М и трех биполярных транзисторах КТ502Д, два из которых «разгоняют» развязывающий трансформатор звуковой частоты. Особенность предварительного усилителя, как я вижу по схеме, — нестабилизированное питание 12 В от силового трансформатора (к слову, имеет четыре обмотки).
    Далее следуют отдельные фильтры НЧ, каждый с одним транзистором КТ502Д, который управляет тиристором КУ202Н с подключенными к нему лампами.

    Лампы — ПШ-220 мощностью 15 Вт от холодильников тех времен. Отсюда максимальная мощность 300 ВА и масса почти 10 кг.