В больших концертных залах проходили цветомузыкальные концерты, а в Казани и других городах проводились научные конференции, на которых учёные делились достижениями в сфере цветомузыкальной инженерии. Цветомузыкальные технологии использовались для решения проблемы сенсорной депривации во время долгих космических полетов. Проще говоря, чтобы не сойти с ума в космическом корабле, космонавты проводили время перед светорелаксирующими экранами.
![](https://habrastorage.org/webt/hm/zz/lz/hmzzlzuasogunpmlyqcpig47pig.jpeg)
Меня зовут Роман Крылов, я восстанавливаю и коллекционирую советские цветомузыкальные устройства. С декабря в Яндекс Музее в Москве и Санкт-Петербурге проходит выставка моей коллекции, она завершится 31 января. В этой статье я расскажу об экспонатах, но сначала немного поговорим об истории появления самой цветомузыки.
Два «Прометея»
«Прометей» Скрябина
Когда я открыл для себя советскую цветомузыку, то понял, что она и есть самое великолепное воплощение ушедшей эпохи — космической эры. Я начал копаться в истории и обнаружил, что цветомузыка появилась очень давно. Не буду сильно углубляться — остановлюсь на двух людях, которые сделали, на мой взгляд, самый весомый вклад в объединение музыки и света.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков человечество заинтересовалось возможностью чувств выходить за рамки привычного восприятия. Например, некоторые люди «видят» звук или «слышат» цвет. Этот феномен считается когнитивным нарушением и называется синестезией — подменой свойств одной функции мозга свойствами другой.
Кстати, в обществе немало синестетиков — одни исследователи полагают, что некоторая степень синестезии есть у одного из 2000 человек, другие сообщают об одном случае из 300 или даже больше — одном из 23. У композиторов и музыкантов синестезия встречается особенно часто.
Александр Скрябин был первым синестетиком от академической школы. Он считается автором первой научной концепции синтеза света и звука, которую он воплотил в жизнь в своём знаменитом произведении «Прометей» 1910 года. Другое название композиции — «Поэма огня». Впервые в истории в музыкальной партитуре было прописано световое сопровождение.
![](https://habrastorage.org/webt/54/6m/5s/546m5sywd9o2peo-uxr_fwouf8g.jpeg)
В партитуре появилась партия света — Luce. Как её исполнять, в начале двадцатого века никто не знал, поэтому на концертах её просто игнорировали.
«Прометей» произвёл фурор в научном музыкальном мире. Правда, когда Скрябин писал симфонию, технические возможности цветомузыкальной аппаратуры были весьма ограничены. Сейчас тот самый аппарат, с помощью которого исполняли «Поэму огня», находится в музее Скрябина, и на нём можно поиграть.
![](https://habrastorage.org/webt/bb/ka/bt/bbkabtjq6au6bqh3frtccdtjgr8.jpeg)
Первый в мире светомузыкальный аппарат, созданный по задумке Скрябина его другом — инженером Андреасом Мозером
Ничего большего на тот момент, к сожалению, изобрести не могли. Но Скрябин понимал, что у направления огромное будущее и придут времена, когда технологии позволят не просто механически нажимать на кнопочки и зажигать лампочки, но и комплексно воздействовать на все органы чувств.
НИИ «Прометей» в Казани
Перейдём к яркому представителю следующей эпохи, который развил идеи предшественников и вдохновил меня начать собирать коллекцию. Булат Галеев — глава научно-исследовательского института экспериментальной эстетики «Прометей». Институт занимался всем, что светилось в Советском Союзе, от световых систем для космических целей до светодинамической архитектуры.
![](https://habrastorage.org/webt/8h/ia/9t/8hia9ttiumvnmvdu_qhufbmf04w.jpeg)
Булат Галеев с светомузыкальным инструментом «Кристалл», 1966 год
Галеев был пионером новой эры цветомузыки. Как и Скрябин, он считал, что исследователи достигли потолка технических возможностей, однако настанут времена, когда цветомузыка выйдет на новый уровень. Именно на период его работы пришёлся и расцвет, и закат аналоговой эры.
Он создал огромное количество проектов и инструментов — и был, кстати, удивительно гибким человеком, которому удавалось лавировать между идеологией и своими увлечениями. В советские годы не жаловали изобретения, которые не несли в себе коммунистическую идею. «Прометею» удалось сделать цветомузыку новым видом искусства. Сотрудники института выпускали теоретическую и техническую литературу, популяризируя это увлечение среди советской молодёжи.
![](https://habrastorage.org/webt/ss/9u/3s/ss9u3s5o8potg8r1n0ulxefchww.gif)
Выставка в Яндекс Музее
Галеев не писал музыку — он занимался только светом и синтезом света и музыки, но его жена была талантливейшей исполнительницей на фортепиано. Она играла Скрябина, в то время как он воплощал идеи великого композитора. Это был союз музыканта и инженера, целый культурный феномен. Булат Галеев был человеком науки, но также стал членом Союза кинематографистов и вошёл во все элитные художественные общества.
В советские времена почти любой большой проект имел либо военное, либо космическое назначение, и весь научно-технический прогресс двигался благодаря этим отраслям. Но космическая утопия не случилась. Последним десятилетием больших футуристических проектов стали 80-е.
— Важный сюжет истории «Прометея», необходимый для понимания роли этой уникальной институции в современной культуре, состоит в том, что как это нередко случается, художники предвосхищают и изобретают культурный мейнстрим. Светомузыкальные установки — символы диско-музыки 1980-х — стали обязательным элементом массовой культуры и монетизацией синестетического опыта ничего не подозревающего потребителя развлечений.
Доктор философских наук, профессор Дмитрий Галкин
Мне очень нравится эта цитата, потому что она отражает то, к чему мы в итоге пришли — к потреблению развлечений. Мы слишком мало анализируем, как и кем они создаются, для нас это второстепенная информация. Мне же хотелось узнать больше о пионерах медиаискусства.
Собрать их все
Как появилась и росла коллекция
Около десяти лет я занимался скупкой муранского стекла в Италии, его первичной реставрацией и перепродажей. Мне всегда нравился стиль Space Age — космической эры. Она пришлась на 60-е и 70-е, её эстетику прекрасно воплотили в своих работах муранские творцы.
Совершенно случайно в поисках вещей на Авито я наткнулся на странные советские цветомузыкальные светильники тех же лет, и они мне очень понравились. Это было идеальное воплощение советского Space Age. Потом я стал искать объявления, изучать, как были изобретены и как производились такие вещи. В итоге я выкупил больше ста устройств, если не считать самодельные варианты. За некоторыми светильниками ездил сам, где-то просил других людей помочь с покупкой.
![](https://habrastorage.org/webt/uk/in/ug/ukinugajho4ubi5x4gzjmkj6p8s.jpeg)
На переднем плане расположено одно из изобретений НИИ «Прометей» — «Диско». Установка из нескольких ламп накаливания и трафаретов проецировала красочные световые образы, реагируя на музыку, и могла управляться как вручную, так и автоматически.
Всего в СССР выпускалось около 80 разных моделей цветомузыкальных бытовых устройств. Это феноменальная цифра — я даже не уверен, что Советский Союз производил столько разных моделей одежды. А вот цветомузыки почему-то было много. Мне удалось найти почти все модели.
Первые экспонаты — «Электроника» и «Феникс» — были в хлам разбиты на почте. Я устроил такой скандал, что теперь, когда прихожу получать посылки, у меня даже паспорт не просят. Говорят: «Роман? Мы уже знаем». Какие-то небольшие объекты всё же можно отправлять почтой.
![](https://habrastorage.org/webt/kp/fi/o1/kpfio1vu1zmas5gl_fxrqbxinnc.jpeg)
Слева в самом центре — светильник «Феникс», похожий на круглую гармошку. Выпускался предположительно с 1988 года Смоленским заводом «Измеритель».
Так мне удавалось заполучить крутые вещи, но, например, у экранов «Ростов-Дон» маленькая вероятность доехать живыми — в них два витражных стекла. За одним из таких экранов я шесть часов ехал на поезде. И вот в горах, где нет почти ничего, кроме коровников, стоит столовка, и там мигают эти экраны.
![](https://habrastorage.org/webt/sn/zb/lm/snzblm6sfjdrtcqa1sfkijaojjy.jpeg)
«Ростов-Дон» выпускался с 1982 года Ростовским РПО «Горизонт». Экраны были двух типов: «Радуга» или «Фантазия» (на фото — последний вариант).
Реставрацией занимается нанятый мной электрик. Он опирается исключительно на собственные знания, инструкции не нужны. Если человек разбирается в компьютерах на уровне пайки плат, с починкой подобной аппаратуры он не ошибётся. Цветомузыкальные устройства устроены гораздо проще, чем аудиоаппаратура, в которой много сложной механики. При желании восстановить советскую цветомузыку может каждый, кто немного понимает в электронике.
Секреты производства цветомузыки
Существуют серийные модели, о которых нет никаких упоминаний. Обычно раздобыть информацию можно в старых каталогах: всё, что производилось в Советском Союзе, было каталогизировано. Однако периодически всплывают устройства, которые нигде не описаны, хотя это достаточно сложные и интересные серийные объекты.
Мне захотелось докопаться до правды. Кое у кого из продавцов была информация о происхождении светильников. Например, однажды мне рассказали, что установка была произведена в экспериментальной партии на заводе в Ижевске, но до розничных продаж дело не дошло, потому что начальство и персонал забрали всё себе. На этом экспериментальная партия закончилась, и больше таких установок не выпускали.
У этой истории был ещё и интересный финансовый аспект. Так как всё производилось на базе больших военных заводов, на них могли выпускать так называемые конверсионные экспериментальные партии. Вся прибыль от продажи в таких случаях возвращалась на завод, должна была пойти на его развитие. Она не оседала в партии и не перераспределялась.
Руководство заводов видело в таких проектах возможность дополнительного заработка. Иначе сложно объяснить феномен, почему выпускалось так много разных и сложных устройств, причём очень дорогих — одно устройство могло стоить 240 рублей, другое — 600. Это большие деньги. Самая топовая акустика, весь набор — усилитель, проигрыватель и колонки — стоили 400 рублей, почти как цветной телевизор. Не знаю, кто мог позволить себе такие игрушки. На руках у людей подобной техники осталось мало, многое выкупил я.
Вокруг Москвы особенно сложно что-то найти. В основном цветомузыка сохранилась в отдалённых уголках нашей родины: Иркутске, Красноярске, Нижнем Тагиле, Тамбове — именно там находились производства. Оборудование оседало у людей из тех мест, а теперь иногда всплывает в гаражах. К сожалению, многие не понимают ценности этих вещей.
![](https://habrastorage.org/webt/dd/mk/kd/ddmkkdubv_vbu1zthuhz-f0pehu.jpeg)
Всего в коллекции около 100 приборов, среди которых есть повторы. Я выкупил практически всё, что было на Авито.
77 моделей, которые я собрал, — это и есть весь спектр выпускавшихся устройств, плюс совершенно удивительные безымянные вещи. Повезло, что многое досталось мне за копейки, в том числе приборы Галеева.
Чтобы хранить коллекцию, я купил стенки с несколькими секциями и заставил ими всю гостиную, как и полагается в советской квартире. В три слоя туда влезло всё. Устройства были будто специально созданы для этих советских стенок. Так что коллекция выглядит аккуратно, а вовсе не как безумный музей.
Сделай сам
Также я собрал «кунсткамеру» c самодельными устройствами, которые остались у людей в гаражах. Очень трогательный жанр. Криповые, но милые установки создают особенную атмосферу. В научно-технических журналах было огромное количество информации о том, как сделать цветомузыку, а благодаря Галееву и его соратникам возникла мода на такие устройства. В 70-е многие люди занималась созданием собственных приборов.
Простейшее устройство, схема которого приведена ниже, основано на тиристоре. На низких частотах зажигается красный цвет, на высоких — жёлтый, на средних — зелёный. В таких приборах интересен именно дизайн, реализация световой части. Программирование не применялось, поскольку всю работу выполняла автоматика. В журналах для радиолюбителей всегда было много схем по созданию цветомузыки.
![](https://habrastorage.org/webt/sa/cy/6r/sacy6raetltcdgeroex0eqlch2o.png)
Как это работало
Чтобы запустить цветомузыку, нужен источник звука. Это может быть большая система или маленькая, виниловый проигрыватель, радио или электрофон. Так как устройства предназначались для бытового использования, предполагалось, что у человека уже есть, к чему подключаться. Оставалось соединить аудиовход с аудиовыходом, предварительно прочитав подробнейшую инструкцию.
Без источника звука такой прибор не имеет смысла, потому что его работа — создавать, в смешной советской формулировке, «световое сопровождение музыкальных фонограмм». Современному человеку сложно объяснить, зачем это нужно. Поставил такую штуку, подключил к ней музыку, сидишь и смотришь. Даже звучит чудаковато!
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/a00/8ba/9d1/a008ba9d1c9bbbc2c8e4ff4fbf9e87ac.gif)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/post_images/f84/706/743/f84706743d9ecc0a09910c3624b09f9b.gif)
Где теперь обитает цветомузыка
Сейчас почти в каждой умной колонке есть цветомузыка, и сценические шоу-технологии — это тоже она. Всё работает по похожим схемам, пусть и куда более сложным и продвинутым. А цветоживопись, которая создаётся при помощи графики, переняла от первых цветомузыкальных приборов саму идею.
До 31 января включительно можно увидеть работающую коллекцию в Яндекс Музее. Кстати, распределяя устройства по трём локациям Музея в Москве и Санкт-Петербурге, мы учитывали ещё и то, сколько электричества будет потреблять каждая группа устройств. Если собрать всё в одном месте и включить, вышибет пробки — и у меня в квартире их вышибало не раз. Добавьте к этому, что некоторые приборы ощутимо греются. Лучше не трогать, а просто смотреть и слушать.
Пока шла выставка, я несколько раз выступил с докладом на Вечерах в Музее. Если интересно, посмотрите видео, там я больше говорю про историю и про других людей, помимо Скрябина и Галеева, которые совершили вклад в развитие цветомузыки.
Я считаю, что виджеи должны начинать свой путь с изучения наследия Булата Галеева, чтобы расширить кругозор. Это часть истории, и она никуда не исчезнет. У Галеева есть книжка «Поющая радуга» для школьников средних классов. Там доступным языком описана история и перспективы развития цветомузыки, как он их видел, а ещё даны просто замечательные иллюстрации. «И восстанут над городами всполохи контролируемого северного сияния», — одной из его идей было задействовать атмосферные явления!
Из более реалистичного — все «стекляшки», гастрономы, когда они закрываются по вечерам, превращать в цветомузыкальные объекты. Люди идут зимой с работы, а вокруг всё мигает, красиво светится. Интересно представить, как бы развивались технологии, если бы то утопическое мышление сохранилось. Чтобы вокруг летали экранопланы, а на всех площадях была цветомузыка, и в каждой квартире тоже. Частично это удалось воплотить.
Комментарии (71)
Javian
27.01.2023 10:47+8Дочитал до конца, но не увидел упоминания плагинов Winamp, которые стали следующим этапом развития цветомузыки. Из множества плагинов мне запомнился тот, который мигал светодиодами клавиатуры.
А что было до этого по теме можно прочитать в книге Б.М.Галеев Свето-музыкальные инструменты (1987)
Содержание
steanlab
27.01.2023 11:05+3Необычное ощущение от статьи, светлая грусть. Спасибо
Тронуло как-то, что было такое НИИ, экспериментальной эстетики «Прометей»
По теме, в Беларуси в ходу была светомузыкальная приставка Фотон-2, не заметил такой в вашей уникальной коллекции.
p.s. полусфера DISKO из лекции — просто ????????????andy212
27.01.2023 14:06+1В РБ наличествует в продаже на kufar.by
Как минимум, несколько экземпляров в продаже. Как и Фотон-1.
tormozedison
28.01.2023 12:37+1Знакомое устройство, домой его покупали редко, чаще для оформления киосков и магазинов.
Jury_78
27.01.2023 11:22+3Помню... Тогда действительно многие, как и я, знакомые с радиотехникой увлекались цветомузыкой. Красили лампочки цапонлаком, но он со временем выгорал. Все ж светодиоды лучше подходят для этой цели.
sim2q
27.01.2023 11:55+1Мощные лампы были слишком инерционны, использовали 25-40W.
И даже в статье видно, что всё равно получится - оттенок желтого.
ps в детстве видимо был озорным малым - получал заказ на "свинтить светофор" именно под цветомузыку старшим "товарищам".
rdp
27.01.2023 12:27+2Эх, ностальгия.
Свою первую цветомузыку собрал по схеме из журнала Юный Техник - без активных элементов на крашеных лампочках от карманного фонаря и катушках, намотанных на шпульках маминой швейной машинки.
tormozedison
27.01.2023 22:22+1Довольно известная конструкция, но "Юный техник" тут ни при чём.
http://archive.radio.ru/web/1990/08/078/
Также встречал рекомендацию поместить эту примочку в корпус от будильника.
roofcat
27.01.2023 12:42+4да, помню как школьником копил и покупал тиристоры для цветомузыки. а еще фильм "Экипаж" :)
yroman
27.01.2023 13:00+1Я для своей цветомузыки дроссели мотал на ферритовых кольцах, вручную. Какой же это был гимор...
rdp
27.01.2023 13:30+2А недобросоветные спекулянты стирали на тиристорах КУ202А горизонтальную чёрточку и продавали как КУ202Л.
sim2q
28.01.2023 12:54+2В детстве наставник рассказывал, что КУ201А (которые 25V), в принципе - держат 220V!
А у нас их просто было хоть жжжуй - использовались в автоматике 24V.
Так вот - пришло время проверить этот миф и....встречайте - мегастенд!)
Во включенном виде не снимал, всё же 220V и не удобно на кнопку давить.
Понятно, что не гарантированно как поведёт себя при нагреве и прочее и в ответственные цепи лучше не ставить, ну это на всякий случай как принято:)
ps Ах, да, пользуясь случаем - Пётр Владимирович, найдитесь пожалуйста :)держит!
engine9
28.01.2023 13:02А если его пробивает закрытый то он из строя выходит или нет?
sim2q
28.01.2023 14:17+1Если правильно понимаю, то когда он закрыт - то превращается в динистор. Т.е. по идее - просто откроется на один полупериод - например от помехи, но это не точно.
sim2q
28.01.2023 15:52+1даже 50-ти вольтовые тиристоры ( с буквами В, Г) работали на переменке 220 вольт. Когда стали доступны 300 - 400 вольтовые вентили, тогда уже пошли в ход выпрямители сетевого напряжения и лампы в осветителях перестали мигать в пол накала
joffer
27.01.2023 13:32+1никогда не интересовался этой темой, но прочитал всё на одном дыхании и с удовольствием
aik
27.01.2023 13:39+5Я как раз в новогодние по всем трём музеям прошелся. Цветомузыка там просто светилась, музыки не было. Но и так была тёплой и ламповой. Правда я больше компьютеры щупал, потому с цветомузыки картинок почти не осталось.
Serge78rus
27.01.2023 14:01+2Как-то незаслуженно не удостоилась упоминания первая (и на долгое время единственная) промышленная советская радиола Гамма со встроенной «цветомузыкой» (насколько помню, появилась она где-то в конце 60-х). Не то, чтобы она была сильно популярной, но именно она стала вдохновителем массы любительских конструкций, а уже глядя на них где-то в 80-х подтянулись промышленные поделки, вроде представленных на картинках из статьи.
Shura_m
27.01.2023 14:06+3В мои молодые годы у нас в провинции, пока не собрал цветомузыку- не можешь считаться крутым радиотехником.
Самым дефицитом были ферритовые кольца для них.
tormozedison
27.01.2023 23:36+1На RC-фильтрах, безо всяких дросселей, было схем даже больше. Заметно реже попадался шедевр минимализма, вообще без фильтров, один канал, одна лампа, и всё.
vagon333
27.01.2023 15:50+3Помню-помню ранние 80е: на хим-заводе собирал отбракованные тиристоры и из них, с добавлением частотных фильтров, лепил светомузыку. Схема на копейку, радости вагон. :)
smart_pic
27.01.2023 18:19+2Первую светомузыку собрал в девятом классе в 1980г. , это была самая простая на тиристорах.
Лампочки красили нитролаком который окрашивался пастой из разноцветных шариковых ручек . Вонь при нагреве стояла конкретная, но другого в селе было просто не найти.
Рассеиватель делали следующим образом : на обычное оконное стекло тем же бесцветным нитролаком приклеивали крошку от битого автомобильного стекла, которое от удара рассыпалось на мелкие фрагменты.
Позже уже делал более продвинутую на тиристорах с логарифмическим управлением яркостью - смотрелась конечно очень круто. Схема была в выпуске "В помощь радиолюбителю".
Спасибо автору напомнило теплые ламповые дискотеки
Serge78rus
27.01.2023 23:22+1Рассеиватель делали следующим образом: на обычное оконное стекло тем же бесцветным нитролаком приклеивали крошку от битого автомобильного стекла, которое от удара рассыпалось на мелкие фрагменты.
— это технология для ленивых. Я из этих осколков клеил «стенку» по принципу кирпичной кладки.engine9
28.01.2023 12:03В одной странной книженции, похожей на отрывной календарь вычитал рецепт изготовления стекла, похожего на замёрзшее с узорами водяного льда. Нужно было разместить его горизонтально затем залить обычным силикатным клеем из канцелярии и дать высохнуть, потом поместить в духовку и нагреть. Отваливающийся клей, по утверждению автора, отрывал мелкие чешуйки стекла и получалось красиво.
megamrmax
27.01.2023 18:50+1спасибо за статью! ностальгия :-)
У моего дяди была самодельная светомузыка и я всегда просил включить ее когда приезжал в гости. А в "пионерском клубе" которые посещал в детсве была самопальная светомузыка (весьма внушительных размеров) спаянная ребятами на коленке НО! она не подключалась к источнику звука - у нее была собственная "клавиатура" от детского пианино на которой нужно было играть "как у Скрябина" по нотам. Вот это было реально круто
Sidrovan
27.01.2023 19:14+2Самое сложное в этой забаве было получение искомого результата.Предполагалось,что на матовом экране сходятся световые пятна трех цветов равной интенсивности.Под тиристорные частотные фильтры изменяли в каждом канале интенсивность подачи световых потоков разного цвета(читай частоты).Плавное изменение интенсива ,на границах цветовых пятен должно было создавать новые цвета .Красный с желтым дает оранжевый и т.д.Именно наблюдение таких метаморфоз на экране,в параллели со звуком ,и должно было давать объе ную связь между изменениями частот звуковых колебаний и рождения новых оттенков.Но добиться полной и качественной картинки не удавалось .Лампы не те,их количество,синхронность с изменениями звуковых частот и проч.Хотя сама идея очень красивая.Не просто мигание разноцветных ламп в такт музыки,а именно влияние частоты звука,разделенного по принципу эквалайзера на свой цвет,а потом и на всю гамму.
Exchan-ge
27.01.2023 21:36+2Никто не вспомнил про зал цветомузыки в одном из харьковских парков.
Я в нем был в 1981 году.
Он работал на постоянной основе, как кинотеатр — сеансы, вход по билетом, разнообразная художественная программа, в конце —танцыцветомузыкальная феерия на музыку из первого альбома «Зодиака»
Exchan-ge
27.01.2023 22:00+2Также я собрал «кунсткамеру» c самодельными устройствами, которые остались у людей в гаражах.
Виды «цветомузыки», которые тогда встречались:
1. Экраны с разноцветными пятнами :)
2. Елочные гирлянды, мигаюшие в такт (первое изделие начинающего радиолюбителя. Особенно того, кто посещал радиокружок :)
3. Прожекторные установки — набор прожекторов с разноцветными стеклами, мигающие либо под ручным управлением (делали специальные пульты управления из обычных настенных клавишных выключателей), либо с электронным управлением.
Именно для них воровали светофоры с улиц и железных дорог.
Наборы прожекторов под ручным управлением давали намного более сильный эффект, но требовали большого напряжения от оператора, и наличие хорошего чувства ритма :)
4. Стробоскопы. Чаще всего для них использовали фотовспышки Луч. Управлялись вручную — это давало сногсшибательный эффект на дискотеках.
5. Мигалки. В оригинале были проблесковые маячки от самолетов, сп… утянутые со складов с ЗИПом.Вот такие
Поскольку это был страшный дефицит, их начали делать самостоятельно.
6. Вертушки. Мигалка, закрепленная на конце стержня, и вращающаяся вместе с ним.
Такое делал сам, в качестве двигателя использовал один из э/д от катушечного магнитофона «Комета», кажется его двигатель перемотки.
Вертушки имели разную конструкцию, с радиусом вращения до метра и крепились так (на потолке или на стене) чтобы никого не задело :)
7. Мобили. Экраны, как в первом пункте, но с ползающими по ним разноцветными пятнами (название было взято из фильма «Служебный роман» Рязанова :)
8. Разнообразные попытки имитации цветных лазерных лучей (лазерных указок не было, но народ был изобретательным :)tormozedison
28.01.2023 09:32+2Я бы сюда добавил ещё пару агрегатов.
1. Медленно вращающийся диск, на котором хаотично лежит ёлочная мишура. Сверху вниз на диск направлен точечный источник света. А теперь внимание на потолок! Плюс этого изобретения в том, что изображение получается огромное, напоминающее вращающуюся галактику, конечно, не реальную, а как её изображают художники-фантасты. Надоест одна «галактика» — можно получить новую, положив мишуру по-другому.
2. Немного аналоговой электроники + оргстекло + глицерин = «виртуальная реальность» простейшими средствами. Изображение также огромное.
archive.radio.ru/web/1978/09/059Exchan-ge
28.01.2023 14:311. Медленно вращающийся диск, на котором хаотично лежит ёлочная мишура.
А, аналог зеркального шара
Того самого, что известен с начала 20 века, если еще не с 19-тогоЗаголовок спойлера
«Ах! Крутится, вертится шар голубой,
Крутится, вертится над головой,
Крутится, вертится, хочет упасть.
Кавалер барышню хочет украсть.» (с)
(люди не в теме утверждают, что правильный текст -«шарф голубой». Они дико заблуждаются :)
Сделать самому такой шар было очень сложно (не один глобус пострадал в ходе экспериментов :)
«Тарелку» было сделать проще, а эффект был сравнимым :)tormozedison
28.01.2023 15:00+1Был соблазн поместить диск с мишурой на "вертушку" для винила. Тоже работало, но желательно было соорудить что-то вращающееся ещё медленнее. Тогда реально "гипнотизировало".
Шары - отдельная история, да, красиво, но не похоже на "галактику" от слова "совсем".
Exchan-ge
28.01.2023 16:01+1Был соблазн поместить диск с мишурой на «вертушку» для винила. Тоже работало, но желательно было соорудить что-то вращающееся ещё медленнее.
Было много древних ЭПУ от ламповых радиол (их тогда массово выкидывали)
Там вращение от двигателя передавалось к диску через резиновый ролик.
А на самом валу двигателя была специальная насадка, с разными диаметрами, позволявшая менять скорость вращения диска. Проблемы рассчитать нужный диаметр и выточить втулку в школьной токарной мастерской (или просто заказать у знакомого, работающего на производстве) не было.
Проблема была в БП, который надо было ваять самостоятельно (как и корпус)Шары — отдельная история, да, красиво, но не похоже на «галактику» от слова «совсем».
Я плотно контактировал (добывал записи :) с одной профессиональной дискотекой (постоянное помещение, работа по расписанию, билеты)
Там на шар светило с десяток мигающих прожекторов разного цвета — выглядело просто галактически :)engine9
28.01.2023 16:25Призадумался над тем, чтоб сделать что-то подобное вращающееся для иллюминации, скажите, а какие есть бесшумные двигатели для подобных целей? Бесколлекторники от компьютерных кулеров со спиленной крыльчаткой?
Exchan-ge
28.01.2023 16:35+1скажите, а какие есть бесшумные двигатели для подобных целей?
Я уже давно не занимаюсь подобными вещами — компьютеры и все сопутствующее не оставили для этого времени.
(что-то, а проблемы шумности двигателей на дискотеках 1979-1989 гг. никого не волновали. Проблемой была заметная потеря слуха у профессиональных диджеев)tormozedison
28.01.2023 18:52Там не только малошумный двигатель нужен, но и тихоходный очень. Из современного - от микроволновки. А если советский - ДСМ 2-П-220.
tormozedison
28.01.2023 18:50Там двигатели чаще всего на 127 В переменного. Так что не БП требовался, а понижающий автотрансформатор.
Exchan-ge
29.01.2023 00:30Так что не БП требовался, а понижающий автотрансформатор.
Давно это было (с)
Все возможно :)
sim2q
28.01.2023 14:38+2У нас в пионерском лагере были очень рукастые товарищи. Был и звук хороший (на сколько это вообще можно было от "легендарных" Родина-1 из того что помню, но точно было что то ещё) и свет. Там и различные бегущие огни, и два строба на ИФК-120 (жиденько) и упомянутая синяя крутилка и зеркальный шар над потолком. Который так и висел от смены к смене.
А на зарядке утром ставиливзвейтесь кострами(ничего против не имею, если что :) ) Ottawan, а вечером объявляли о необходимости соблюдения "пионерского расстояния" между парами танцующих:)Exchan-ge
28.01.2023 14:49+1а вечером объявляли о необходимости соблюдения «пионерского расстояния» между парами танцующих:)
В июне 1981 года работал в пионерлагере на должности «радиста».
Но основной обязанностью было проведение ежевечерних дискотек.
Лагерь был крутой, кормили очень хорошо, и дети и взрослые были сытыми и хорошо отдохнувшими :)
Основной хит «сезона» — Ноктюрн.
(про пионерское расстояние никто не вспоминал :)sim2q
28.01.2023 16:16+1В июне 1981 года работал в пионерлагере на должности «радиста». Но основной обязанностью было проведение ежевечерних дискотек.
У меня очень тёплые воспоминания о радистах из п/л. Уже постарше в другом лагере где к сожалению с диско было не очень, но можно было оставаться в радиорубке не смотря на опасный усилок с открытым кожухом и находящимися там 6Р3С. А в другую смену мне даже подарили книжку Полякова с дарственной надписью:) Как-то прям везло мне на наставников с Белорусии.
Exchan-ge
28.01.2023 16:28+2не смотря на опасный усилок с открытым кожухом
Это более ранние времена 60- 70х
К 1980 эти усилки использовались максимум для объявлений, так как не соответствовали минимальным требованиям к дискотечному саунду (несмотря на всю ламповость :)
Вначале использовалась личная техника самого радиста (+ почти все лагеря обзавелись к тому времени хотя бы какой-нибудь «Мелодией» или даже «Аккордом»)
А во время моего последнего пионерского лагеря, где я работал — мне было поручено лично съездить в город и приобрести комбайн «Романтика 201» — проигрыватель, катушечный магнитофон и усилительс приемникомв одном корпусе+ пара АС.
Вот с этим и отработали сезон :)sim2q
28.01.2023 16:37Да, этот усилок был на общелагерную трансляцию - что-то шло фоном постоянно, точно был приёмник в радиорубке, но не помню подробностей. Дискач тоже не понятно с чего был
о темномелкий:)
А усь такой даже себе замутилпоностольгироватьпопирать в радиотрансляционку по ночам:) .upd: по ссылке- по стилю подходящее, но мне почему то всё большее более подслащённое типа Ottawan вспоминается:)
tormozedison
27.01.2023 23:05+1"Так мне удавалось заполучить крутые вещи, но, например, у экранов «Ростов-Дон» маленькая вероятность доехать живыми — в них два витражных стекла"
Вот поэтому мне не нравятся шкалы и другие элементы оформления аппаратуры из настоящего стекла. Попытки применения там оргстекла предпринимались: один из вариантов линзы для телевизора КВН-49, шкала приёмника "Мир М-152", передняя панель вольтметра ВК7-3 (не любого). Широкого распространения эта практика не получила из-за стереотипа "оргстекло мутнеет". Да, мутнеет, но если это произошло, полируется легко сравнительно. Тогда как настоящее стекло травмоопасно при разбиении, а если уж покрылось царапинами, тоже полируется, конечно, но труднее и дольше.
galapagos
27.01.2023 23:18+2Да, в Харькове театр светомузыки Игоря Правдюка. Слышал.
Эх, тиристоры...
А чтобы не сгорал цапонлак, красили не лампочки, а стёкла закрывающие лампу. Притом обычное стекло от нагрева лопалось, поэтому его резали на полоски 2-3 сантиметра.
Помню еще, что заводские светомузыки давали дикие наводки - высокочастотный свист по сети на усилитель. Не помогали никакие дросселя, фильтры и т.д.
Exchan-ge
28.01.2023 06:51+2Да, в Харькове театр светомузыки Игоря Правдюка.
О, спасибо!
Да, Игорь Правдюк и его театр светомузыки в харьковском парке имени Горького, работавший с 1969 года (!)
Тот спектакль состоял из трех частей — творчество Чюрлёниса, визуализация по «Мастерам» Вознесенского и цветомузыкальных композиций на музыку группы "Зодиак"
Впечатление было настолько сильное, что и сейчас, когда слышу «Провинциальное диско» — мысленно вижу тот видеоряд…
почти 42 года назад…steanlab
30.01.2023 08:10Очень интересно, Чюрленис же as is мастер синтеза искусств и всегда, насколько я знаю, эту идею продвигал. Мда, про такие "театры светомузыки" бы на Хабр статьи…
AVKinc
29.01.2023 21:08У меня была Телемеханика-3 (на первой картинке вверху слева) Насколько я помню это был конструктор и я ее сам собирал. Работала она очень красиво. Цвета я сделал ромбом.
Mike-M
30.01.2023 00:24Слева в самом центре — светильник «Феникс», похожий на круглую гармошку.
А над этим светильником видна цветомузыкальная приставка Шоола, которая выпускалась в Киргизской ССР Фрунзенским заводом электронных вычислительных машин им. 50-летия СССР в середине 80-х годов по цене 125 рублей.
Мне такая досталась от отца вместе с инструкцией, чертежами печатных плат и принципиальной схемой.
Хорошая вещь, должен сказать. Периодически использую её в качестве ночника, погружая комнату в зеленый, красный, желтый или натурально белый свет, в зависимости от настроения и задач )
Предварительный усилитель выполнен на одном полевом транзисторе КП103М и трех биполярных транзисторах КТ502Д, два из которых «разгоняют» развязывающий трансформатор звуковой частоты. Особенность предварительного усилителя, как я вижу по схеме, — нестабилизированное питание 12 В от силового трансформатора (к слову, имеет четыре обмотки).
Далее следуют отдельные фильтры НЧ, каждый с одним транзистором КТ502Д, который управляет тиристором КУ202Н с подключенными к нему лампами.
Лампы — ПШ-220 мощностью 15 Вт от холодильников тех времен. Отсюда максимальная мощность 300 ВА и масса почти 10 кг.
engine9
Какая милота! Прокатилась волна тёплой ностальгии по предметам, которые видел лишь в кино. Такая уютная атмосфера ретро-футуризма.
Вот чем хороши гирлянды и цветомузыки той эпохи, так «растянутым» спектром и принципиальным отсутствием ШИМ-пульсаций. Если раз глазами увидеть стробоскопический эффект современных китайских гирлянд и развидеть его становится невозможным. (Тем же грешат стоп-сигналы современных автомобилей) Так же у светодиодов очень узкий спектр излучения от чего цвета воспринимаются "химическими" и приторными.
Есть задумка светомузыки — купить качественные "тёплые" диоды с равномерным спектром и советские плотные фотографические светофильтры (можно даже колотые, либо разноцветные стекляшки) и сделать макет цветомузыки с ШИМ с частотой, которая гарантировано лежит за пределами восприятия глаз. Совместить лучшее из эпох и будет выигрыш по КПД светоизлучения.
sim2q
Справедливости ради - в большинстве конструкций ШИМ всё же был в виде фазоимпульсной модуляции и не ошибусь с предположением, что почти везде - КУ202Н :) Но встречались схемы и с П216.
Глядя на фото понимаю, что одним из главных недостатков того времени было отсутствие безынерционных источников с широким спектром. Мощных светодиодов короче)
По этому поводу вспоминается одна из самых странных конструкций светомузыки из журнала Радио - на разноцветных(!) люменисцентных лампах (длинные aka ЛД-40), где драйверами служили
IRF740пентоды ГУ-50engine9
Да я ошибся, лампочки из за тепловой инерционности, сглаживали пульсации. Светодиоды же стробоскопом напрягают глаза (но многие не понимают этого, пока им не покажешь наглядно).
halfworld
Светомузыка, "ламповая" в квадрате: вакуумная лампа управляет ионной лампой. Несколько помню, яркость менялась протекающим через лампу током.
Serge78rus
Все не так просто — помимо управления током, для поджига люменисцентной лампы и поддержания ее стабильного горения при пониженной яркости на нее надо еще подавать высоковольтные поджигающие импульсы.
toivo61
Не так все это было.
В середину из двух обмоток накального трансформатора подавалось минусовое напряжение. Все ЛДС по накальной цепи были соединены параллельно.
С другой стороны ЛДС, через транзисторы П10, на огромных радиаторах подавался плюс. Напряжения не помню, цепи управление тоже. Но П10 вполне себе управлял током.
У ЛДС "катод" был подогрет всегда.
В качестве светофильтров использовались свернутые в рулон светофильтры от прожекторов, добытые в театре. Желтый канал работал на компенсацию яркости, ибо "блымало" не по детски.
В РнД было три таких таких аппарата: в обсерватории, в кафе "Шоколадница" и Радиотехникуме.
Serge78rus
N1X
Там само получится... Вольт 700 через балласт: лампа пробьется, ток ограничен, соотв. На зажженной установится нужное напряжение... Думаю ГУ-50 поэтому и стояла...
Serge78rus
Чуть ниже tormozedison привел ссылку на статью из «Радио». Там ЛДЦ-30 питаются от анодного 300В, но на катод через резисторы подаются дополнительные отрицательные импульсы -360В. Итого почти угаданные Вами 700В, правда в импульсе.
tormozedison
Но там нити накала всё равно запитаны для облегчения пробоя ламп. Правда, только с одной стороны, а с противоположной - закорочены.
sim2q
на Дзене (извините, но там картинок даже не меньше) даже есть кто собирал на ГУ-50:
joffer
драйверами ГУ-50??? это же вроде бы лампы на 50 Вт выходной мощности? и это шло как драйверы в конструкции для светомузыки? "Красиво жить не запретишь" (с)
впечатлён
N1X
У них анодное достаточное, чтоб зажечь лдс с холодными катодами...
engine9
Экспериментировал с "моддерской" лампой с холодным катодом и блоком повышающим напряжение (в нулевых продавались для подсветки компьютерных корпусов) и заметил интересный эффект, при пониженном напряжении питания свечение в лампе укорачивалось и если модулировать питающее напряжение (я это делал при помощи ручки ЛБП) то получалось что-то вроде динамически меняющей длину светящейся полосы. Выглядело достойно, причём вместе с длиной полоски изменялась так же и яркость свечения, не так скучно как у линейки светодиодов.
tormozedison
Красиво, но портили лампу такие эксперименты знатно.
engine9
Да? А почему? Неравномерное выгорание люминофора?
tormozedison
Неравномерный износ электродов. Для такого режима были специальные лампы ИН-9, там электроды разной формы, вот они долго работали, при соблюдении полярности, конечно.
tormozedison
Вот оно, на ГУ-50
http://archive.radio.ru/web/1966/09/056/
sim2q
Cпасибо!
Как то сразу не сложилось нагуглить - думал, что уже причудилось
на ночьтакое :)