Заходит как‑то айтишник в LinkedIn. Поскроллил вакансии, ответил рекрутеру, получил оффер в переписке. Или на почту? Или в мессенджере?

Поиск работы — это стресс от собеседований, сомнения, удобно ли пинговать по вакансии, десятки сообщений. Я вижу найм 2.0 как понятный roadmap, буквально не вставая с дивана. Расскажу, что из этого получилось сделать и какие идеи лежат в бэклоге нашей HR Tech‑команды.

Читайте статью, если вы разрабатываете мобильные приложения, делаете продукты для бизнеса, нанимаете или сами с болью проходите собеседования.

Что не так с наймом в диджитал

Найм — это воронка от первого касания компании до выхода на работу. Важно и найти хороших кандидатов, и бережно провести их по всему процессу. Вот что может сделать компания:

  1. Расширить воронку. Например, освободить рекрутера от рутины с обзвоном по статусу вакансии.

  2. Сохранять кандидатов в процессе найма, показать им сильные стороны компании и продукта, быстрее сделать оффер.

Мы разобрали процесс и выделили в клиентском пути узкие места:

  • десятки каналов коммуникаций;

  • email плох для документооборота: анкеты и фоллоу-апы тонут в информационном шуме;

  • скорость: кандидат уходит к рекрутеру, который быстрее позвонил с фидбеком;

  • устаревшие технологии: в 2022 году всё ещё встречались сканы офферов.

У нас появилась гипотеза — прямой канал связи с соискателем повысит КПД найма. Так мы решили создать пространство для кандидата.

Мы не стали делать отдельный продукт, а решили пригласить кандидатов в приложение для сотрудников Alfa People. Это же потенциальные пользователи корпоративных сервисов, да ещё какие важные!

Что такое Alfa People

Приложение для общения Альфа-Банка с сотрудником. Объединяет множество backend-систем. Разделы на Android и iOS те же самые, что в веб-версии: контакты коллег, бронь коворкинга, сервис «Мой доход» с расчётом премии, паркшеринг. В статье на Хабре мы рассказали об истории создания Alfa People и основных разделах. 

Этапы разработки прелогина для кандидата
Этапы разработки прелогина для кандидата

От идеи до первой реализации прелогина в готовом мобильном приложении прошло полгода. В сентябре 2022 года мы запустили пилот на сотрудников банка — зашло удачно.

Мария Ахмадиева

CTO — руководитель разработки HR-сервисов

Под прелогин мы выделили отдельную ветку аутентификации и изолировали сервисы для кибербезопасности. Тут спасибо кибербезам, которые поняли важность проекта и с разумной гибкостью согласовали архитектурные документы. Мы разделили приложение на два контура — для сотрудников и для кандидатов. Приглашение в прелогин присылаем перед проверкой службы безопасности. В этот момент кандидат с высокой вероятностью попадёт в штат, а значит ему понадобится полный доступ в Alfa People.

Авторизация кандидата в прелогин-зоне
Авторизация кандидата в прелогин-зоне

Магия происходит так: кандидаты авторизуются в прелогине по номеру телефона, который мы проверяем в CRM для рекрутеров. Здесь собираются отклики с порталов вакансий (мы настроили интеграцию с основными — hh, Superjob) или из базы, если рекрутер сам создал карточку кандидата.

Итоговые артефакты аутентификации — привычные токены OIDC (OAuth2). Для секьюрности добавили ввод OTP: отправляем одноразовый пароль по смс и ограничиваем количество попыток ввода.

Кандидат авторизуется и попадает в гости к банку: представляет себя на митапах, киновечерах, думает, какие активности ему подойдут, смотрит видеоролики с будущими коллегами. Удобнее, чем искать в соцсетях фото IT‑офиса или слушать рассказ рекрутера между рабочими задачами.

Из прелогина можно подключиться к онлайн-мероприятиям и задать вопрос участникам в чате
Из прелогина можно подключиться к онлайн-мероприятиям и задать вопрос участникам в чате

Полёт над архитектурой

Минутка хардовой информации: поднимемся над архитектурным ландшафтом и посмотрим на компоненты HR Tech решения.

Архитектура приложения Alfa People
Архитектура приложения Alfa People

Прелогин для кандидата собран на классическом стеке под предводительством Kubernetes:

  • React.js для фронта;

  • Node.js (NestJS) в сочетании с MongoDB для мидла;

  • Java 17, Spring Framework для адаптации backend-элементов, уже имеющих историю развития.

Такая микросервисная архитектура мэтчится с компетенциями команды, плюс с ней можно быстро запускать сервисы в прод.

Что под капотом?

В архитектуру прелогина мы заложили независимость сервисов от точки контакта с пользователем. Для реализации слоя выбрали front + middle (bff) и вынесли аутентификацию и авторизацию к API за скобки сервисного кластера. Legacy систем и бэкендов адаптируем так, чтобы получить с их стороны более атомарные API и повысить коэффициент использования готовых сервисов внутри Кубера. Протоколы на стороне бэкендов сводим к простым рестовым API, которые уже торчат из Кубер-кластера.

И всё-таки зачем прелогин для кандидата?

Прелогин как бизнесовый продукт встретишь нечасто. В финтехе была пара экспериментов с прелогином в мобильном банке, в HR Tech такой продукт делают ещё реже. Знаете похожие решения — обязательно делитесь в комментариях.

CJM сотрудника в приложении Alfa People
CJM сотрудника в приложении Alfa People

Давайте посмотрим, зачем все эти танцы с бубном и какие сценарии закрывает прелогин‑зона:

  • Заинтересованный кандидат видит roadmap и статус найма без лишних писем и сообщений.

  • Рекрутер не тратит силы на звонки и письма кандидатам, нанимающему руководителю и службе безопасности. Отправляет цифровой оффер, где всё красиво и точно по брендбуку. Моментально узнаёт, что кандидат видел оффер, принял его, а если отклонил — в чём причина.

  • Банк автоматизирует найм, смежные процессы запускаются по триггерам из приложения.

Что делает кандидат в прелогине

Заглянем в прелогин Alfa People и проживём пару дней из жизни кандидата.

Вы прошли интервью с руководителем, рекрутер присылает вам доступ в прелогин. Вы почти уверены, что хотите в Альфа‑Банк, почему бы не поставить приложение? Скачиваете, авторизуетесь по номеру телефона. Так‑так, что делать дальше?

Анкета кандидата

Первым делом заполняете анкету для службы безопасности — ничего личного, просто финтех. Через день приходит пуш с результатом проверки — всё супер, ждите оффер.

Анкета кандидата в прелогин-зоне
Анкета кандидата в прелогин-зоне

Оффер

Вот он — цифровой оффер, с виджетами, плюшками, всегда под рукой. Всё нравится, принимаем. Если не принимаем — пишем комментарий и больше не звоним рекрутеру и не сочиняем ответ в почту.

Цифровой оффер в приложении Alfa People
Цифровой оффер в приложении Alfa People

Что полечили. Раньше банк присылал оффер в pdf. Кандидат его распечатывал, подписывал, сканировал и отправлял обратно. Много действий, да и не всегда под рукой есть принтер. Условия оффера сохранялись в бумажном виде, при оформлении сотрудника нужно было проверять, о чём договорились.

Анкета для оформления

Ура, осталось загрузить из галереи селфи для пропуска и отправить сканы документов, чтобы кадры подготовили трудовой договор.

Что полечили. Кандидат пересылает персональные данные в защищённом контуре, быстрее оформляется и вливается в работу. Кадровая служба сглаживает пиковые нагрузки. Оформлять в штат очно тоже можно быстрее с цифровым сканером в прелогине. Документы из профиля сотрудника улетают напрямую кадровику, а новичок больше не стоит в очереди у сканера и вместо этого может выпить кофе.

Настройка удалённого доступа

Документы отправлены, а как же поработать из дома? Хоть с первого дня, смотрите в прелогине инструкцию, как настроить двухфакторную аутентификацию RSA SecurID. Быстро находим динамический ключ и настраиваем доступ, чтобы уже в первый день всё заработало.

А что с метриками?

Другие компании используют веб‑сервисы для найма и документооборота, и мы не были уверены, что мобильный формат зайдёт.

Елена Гаврина

Client Journey Owner

Мы поставили цель — если каждый третий кандидат поставит наше приложение, будет классно. Мы правильно прочувствовали Product Market Fit и взяли эту высоту. 65% пользователей — это 10 000 кандидатов, авторизуются в прелогин-зоне по ссылке от рекрутера. 52% из них заполняют анкету в мобильном приложении.

54% кандидатов принимают цифровой оффер, 46% загружают в прелогин документы для трудоустройства. Мы смотрим метрики и ищем точки отказа, в которых пользователи выбирают веб вместо приложения.

Выводы, бэклог

С прелогином кандидат быстро и без стресса переходит в статус сотрудника. Ну, и конечно, передаёт чувствительные данные по защищённому каналу с аутентификацией, а не вот это всё в почтовом ящике. Банк нанимает в ноль визитов, без лишних трудозатрат, и погружает в корпоративную культуру с первого тапа.

Мы вовлекаем сотрудника, который ещё не в банке, но подумывает к нам прийти. Это что‑то типа тест‑драйва: можно посмотреть, что там с диджиталом внутри приложения, оценить технологии, процессы, упаковку бренда, новости компании. Даже в бизнесовых приложениях прелогин — штучный инструмент, а мы уже применяем его в HR.

Что мы доработаем в 2023 году

Пуши и шорткаты — call to action для будущего сотрудника
Пуши и шорткаты — call to action для будущего сотрудника
  1. Добавим шорткаты — напоминания для кандидата, и обучающие курсы для онбординга.

  2. Планируем предлагать установку прелогина до общения с руководителем. Так у кандидата будет под рукой информация о встрече и возможность перенести или отменить её в приложении.

  3. Будем разрабатывать веб‑версию, чтобы охватить больше кандидатов.

  4. Пригласим в прелогин тех, кто интересуется компанией, но пока не присылает резюме. Сделаем доступ без авторизации к новостям, вакансиям и регистрации на митапы. А для бывших сотрудников добавим заказ справок и документов.

  5. Научимся подписывать документы ЭЦП в приложении после заключения трудового договора.

Спасибо за внимание! И увидимся в следующих статьях.

Комментарии (6)


  1. SergeyEgorov
    00.00.0000 00:00

    Сумма размера оклада "до вычета налогов" на скриншоте предполагает что кандидат посчитает проценты отчислений налога на доходы физических лиц, а так же проценты отчислений в страховые, пенсионные и внебюджетные фонды и выведет итоговую ежемесячную сумму "на руки" самостоятельно?


    1. ArkadiyShuvaev
      00.00.0000 00:00
      +1

      В РФ вроде же все просто с этим :)

      Если ты в штате, то это или -13% или -30%.

      Остальные платежи в силу закона делает работодатель.


      1. SergeyEgorov
        00.00.0000 00:00

        Стало еще менее понятно. Что вы подразумевали под фразой "Остальные платежи в силу закона делает работодатель"? Что исчисление и уплата НДФЛ в бюджет возлагается на кандидата?


  1. Sardok_86 Автор
    00.00.0000 00:00
    +2

    Мы проводили предварительные исследования, практика на рынке показывать суммы в gross . Комментарий интересный, обсудим в команде


    1. SergeyEgorov
      00.00.0000 00:00
      +2

      Такая практика действительно широко распространена, поэтому я обычно первым делом спрашиваю потенциальных нанимателей что подразумевается под "суммой, до уплаты налогов", потому что результат может быть весьма неоднозначен.

      Я сталкивался на практике с тем, что работодатели под "суммой оплаты труда до уплаты налогов" подразумевали что туда входит НДФЛ и отчисления в ПФР, ФСС, ФОМС, а это уже совсем не то же самое, что gross за минусом НДФЛ.

      Поэтому мне кажется что когда работодатель указывает в предложении "сумму на руки" ощутимо упрощает понимание ситуации обеими сторонами. Попросту говоря мне кажется что такие работодатели поступают честнее.


  1. Dr_No
    00.00.0000 00:00
    +1

    На мой взгляд проблема лежит несколько глубже. Надо оценить почему же происходит текучка кадров. Если размышлять в сторону того, почему же коллеги уходят в другую компанию, выяснится, что денег при увольнении и устройстве заново платят больше, нежели повышают в текущей компании. Может стоит решить эту проблему и тогда не придется перераздувать штат HR, ориентировать их на постоянный поиск персонала и тратить еще время новых сотрудников на то, чтобы понять процессы в компании, освоиться на проекте...