Пять стадий изучения книги, которые помогут навсегда запомнить ключевую суть — просмотр, вопросы, чтение, припоминание и обзор.
Поздний вечер, одинокая квартира, желтый приглушенный свет настольной лампы. Позади тяжелый рабочий день, а впереди два часа утомительного чтения учебника по Python. Книжки в переплете — настоящее ретроградство. Но так приятно на ощупь и так спокойно на душе.
Когда учишься новому, предвкушаешь новые возможности. Будешь знать больше, будешь уметь больше, будет получать больше.
Ты словно детектив, который ищет новые улики в своем расследовании, а твой учебник — кладовая, где запрятаны секретные карты с ответами на все интересующие тебя вопросы.
Волна вечернего кофе стремительно несет тебя по страницам нового учебника
Последовательно поглощая информацию, ты постепенно погружаешься в дебри неведомой технической ерундовины, незнание которой откатит твою IT‑карьеру во времена кремниевого палеолита.
В этот день твой мозг повременит с предательским «гоп‑стопом» новоиспеченных знаний — завтра и послезавтра ты еще будешь помнить большую часть прочитанного.
Ощущение впустую потраченного времени тихо и незаметно подкрадется к тебе уже потом, когда пазл из разрозненных кусочков информации не склеит даже неумолимый Метод Фейнмана.
400 страниц позади — квалификация повышена, навыки расширены, знания улучшены. И вот уже перед тобой сидит новая химера из ранее незнакомых тебе задач, которые твоя расширенная специализация обещает поколоть как орешки.
Ты уверен в своих знаниях, словно вчерашний студент с пропитанными «Ред Буллом» клетками организма, неделю зубривший билеты перед сдачей экзамена. НО!
Момент истины обрывается ступором — пару минут спустя ты судорожно гуглишь, как сделать так, чтобы сделать хоть как‑то, а в перерывах отчаянно шуршишь страницами вчерашнего учебника. Ты понимаешь, что спустя 40 часов сложного чтения технической литературы не знаешь ровным счетом ничего — Python, как удавка, окончательно стянул твою тоненькую IT‑шную шею.
Ты был слишком самонадеян — синапсы твоего мозга спустили тебя с небес!
Докажи мозгу, словно третейскому судье, что эта информация ценнее, чем 7 чудес света, картина Моны Лизы и весь Лувр вместе взятый. Суд присяжных, в виде особенностей работы человеческой памяти, примет решение об оправдательном приговоре. Или не примет...
А ведь в одной из статей мы уже рассказывали про этих «присяжных» и способы «дать им взятку» — кривая забывания, эффект края, эффект тестирования, эффект генерации, переобучение, эффект интервала, желаемая сложность.
Типичная ошибка — понадеяться лишь на себя. «Я прочту и все запомню» — это как если бы авиаконструктор вместо сложных математических расчетов проектировал самолет как ему видится, словно творец‑художник. Опасная игра — мозг не прощает таких наивных заблуждений.
Но как говориться — it's not your fault!
Школа и ВУЗ приучают читать учебники от корки до корки, помещая ученика в своего рода линейный таймлайн — вот начало книги, вот конец. А между ними середина. Двигайся вперед, листай страницы дальше. То, что прочитано — уже выучено. А хочешь повторить — загляни в заметки.
В общем, чрезвычайно «эффективный» подход...
А ведь надо совсем немного — из‑под пелены букв достать ключевую суть и запомнить ее навсегда. Это идеальный результат прочтения любого учебника. Глупо о нем не мечтать.
Руда в слитки, книги в знания. Везде нужна технология
Технология, регламенты, штатные единицы, процессы, протоколы, контроль качества, техника безопасности — вполне стандартный набор для уральского сталелитейного завода.
С обучением, полагается, все совсем иначе. Прочитал — запомнил. Только вот чем знания хуже стали?
Ты живешь в мире, где интуитивный подход давно не работает. Диетологи считают калории, а не руководствуются чувством голода, метеорологи экстраполируют цифровые модели, а не наблюдают за птицами, столяры используют ЧПУ-станки, а не режут дерево на глаз.
Эксплицитный метод побеждает имплицитный.
Без технологий проиграешь. Технологии везде — даже там, где просто читают книжки. Правда, там их называют по другому — техники и методологии. Но суть та же — проверенный временем паттерн, который «бустит» эффективность операций.
На самом деле читать книжку можно только одним правильным способом — разумеется, если ты хочешь запомнить прочитанное. Правда, названия у него бывают разные — SQ3R, SQRRR, PQ4R, PQRST.
Так вот, придумал метод Фрэнсис Плезант Робинсон — психолог-педагог, потративший полжизни на обучение студентов и военнослужащих, собственно, обучению. Это не описка — он учил их учиться.
Расшифровывается название как-то так — «Survey, Question, Read, Recite and Review». На самом деле, вместо первого слова может быть и «Skim», и «Scan» — это лишь игра слов-синонимов.
PQ4R расшифровывается несколько иначе — «Preview, Question, Read, Reflect, Recite, and Review». Да, здесь есть дополнительный этап в конце, но он не сильно меняет методологию.
PQRST аналогично стоит рядом — «Preview, Question, Read, Summary, Test». Как видно, суть всегда одна и та же.
В общем, эти волшебные акронимы помогут проработать книжку так, что все написанное внутри надолго осядет в голове. Главное, потом не забывать использовать.
Поэтому, чтобы не тянуть кота за... лапки, давай сразу перейдем к первому этапу.
Просмотр (“S”, Survey, Skim или Scan)
Открой учебник и внимательно изучи оглавление. Не спеши, пройдись по нему основательно, просмотри каждый пункт и подпункт. Содержание не только ответит на вопрос, подходит ли тебе эта книга, но и сформирует в памяти первоначальные ассоциации — скелет, на который по ходу чтения будут наслаиваться знания.
Не спеши расставаться с оглавлением. Перечитай его несколько раз, подумай о том, какие пункты кажутся тебе наименее понятными.
Теперь можешь перейти к первой главе. Но ни в коем случае не начинай ее читать — просто пролистай. Осмысленно вглядись в каждый подзаголовок, жирный шрифт, график, карту, диаграмму, текст в рамке, вопросы в конце — все, что сильно контрастирует на фоне общей пелены букв.
Не поскупись временем и попробуй пролистать главу еще раз. Но помни — ее ни в коем случае нельзя читать! Не читать! Угу? Всему свое время и место!
Все, что за пределами красных прямоугольников — пропускаем. На фото учебник математики Мордкович
Фишка в том, чтобы оттянуть процесс чтения как можно дальше. Представь челлендж, в котором нужно выучить книгу, ни разу ее не прочитав. Ну, так вот — это почти он.
Вопрос (“Q”, Question)
Учиться наперед не очень эффективно — если нет проблемы, то мозг и не ищет решения. Поэтому, чтобы получить ответы, нужно сначала задать вопросы. Ты ведь не бульварный роман присел почитать, верно?
Та глава, по которой ты уже «пробежался», какие ответы она дает? И какие могли бы быть вопросы под эти ответы? Сформулируй их поточнее и не поленись записать на листочке. Если надо, пролистай главу еще раз. Помни — чем конкретнее вопросы, тем качественнее понимание.
И да, не прочитав главы, вполне можно понять, о чем она. Жирных заголовков и подзаголовков более чем достаточно.
Чтение (“R”, Read)
Наконец-то. Чтение. Добрались. Это как в детстве, когда мама предлагает сначала съесть тефтельки с пюрешкой, а уже потом — мороженое, конфеты и мультики.
Теперь ты можешь спокойно прочитать главу. Делай это вдумчиво и осмысленно. Регулярно сопоставляй прочитанной с записанными ранее вопросами.
Чтение лишь добавит недостающие пазлы — общий каркас уже должен быть собран. Если это не так, тебе стоит повозиться с этапами “S” и “Q” чуточку дольше. Поверь, это окупится.
Если встречаешь что-то непонятное — делай заметки. Иначе к концу главы накопится так много белых пятен, что их уже никогда не разгребешь. Не стесняйся гуглить во время чтения — иногда книги в своих объяснениях обращаются к информации, которую ты еще не встречал. Было бы неплохо ее быстро восполнить.
Твоим самым страшным кошмаром должно стать превращение чтения в пассивное поглощение информации. Избегай этого всеми доступными способами — читай осознанно, пиши вопросы, находи ответы, сопоставляй! Убедись, что в момент чтения твой мозг делает достаточное количество работы.
Некоторые люди, прочитавшие тысячи книг, ни на градус не изменили вектор своей жизни. А есть те, кому хватило всего пары десятков для достижения сверхрезультата — все они вдумчиво читали и задавали правильные вопросы. Вот и ты будь таким же, верно?
Припоминание (“R”, Recite)
Настал момент протестировать память. Помнишь те вопросы, которые ты выписал вначале? Теперь ты готов на них ответить. Причем гораздо лучше это сделать письменно, написав подробные ответы на бумаге.
Если какой-то вопрос кажется сложным — можешь подглядеть в учебнике. Но не слишком упрощай себе задачу — лучше приложить усилие и вспомнить самостоятельно, чем просто найти ответ внутри главы.
Такую проверку когнитивные психологи называют «Эффект тестирования». И она нужна отнюдь не для подтверждения знаний, а наоборот — для их укрепления.
Научные данные утверждают, что активное припоминание (Active Recall) новой информации улучшает ее закрепление в долгосрочной памяти — мозг создает дополнительные пути извлечения и тем самым упрощает доступ.
Чем сложнее задача, тем лучше запоминается информация, используемая в качестве решения. Эту закономерность называют «Желаемая сложность» — каждый раз, когда ты тяжело извлекаешь данные из памяти, ты одновременно их и укрепляешь.
Поэтому после прочтения учебника старайся как можно чаще вспоминать (и применять) новые знания — это гарантия того, что они не растворятся в твоей голове.
Обзор (“R”, Review)
Это последний этап. Вопросы были составлены, материал был прочитан, ответы найдены, заметки сделаны. Теперь это нужно собрать воедино. Просто вспомни все прочитанное и расскажи своими словами.
Реконцептуализируй информацию, представь ее в еще более простом и понятном виде — хотя бы для себя. Если что-то сложно вспомнить — подгляди в учебнике.
Благодаря эффекту генерации «переделанные» в уме знания запоминаются на несколько порядков лучше — информация ассоциативно связывается с той, что уже имеется в мозге, а не «считывается» напрямую.
Повтори все записи и заметки. Если можешь, обсуди прочитанное с собеседником — расскажи, чему научился и что узнал нового. Можешь даже выслушать его мнение, а если надо — вступить в дискуссию.
Иными словами, попробуй поизвлекать новую информацию из памяти в самых разных форматах — это только укрепит новые нейронные связи, отправляя знания в долгосрочную память.
Кстати, это была лишь первая глава твоего чтения. Для каждой последующей алгоритм повторяется — ровно до тех пор, пока книга не будет прочитана.
И не забывай, что время от времени тебе придется вспоминать материал, освежая его в голове. Мозг помнит только то, что периодически вспоминает.
В этом деле важно качество, а не количество — лучше прочесть мало книг, но запомнить каждую, чем прочесть тысячу, но не запомнить ни одной.
В качестве бонуса можешь послушать Мэтта ДиМайо (Matt DiMaio) — человека с легкой патетикой в своих речах, который тоже обучает обучаться. Он даже написал парочку небольших книг про эффективное запоминание.
Все, что он рассказывает на YouTube — простые и рабочие алгоритмы. И комментаторы под видео это подтвердят.
Приправа в виде KWL-таблицы
Давай добавим немного специй. Они разбавят привкус монотонного чтения легкими нотками…более глубокого понимания, что ты знаешь, что хочешь знать и что уже узнал.
Речь про KWL-таблицы (know, what, learned) — графический органайзер, который создала Донна Огл, чтобы помочь своим ученикам понять, в какой конкретной точке знания они находятся. Это как компас, но с возможностью бустить память.
Таблица KWL делится на 3 столбца: «Знаю» , «Хочу узнать», «Уже узнал». В контексте SQ3R KWL-таблицы помогают обрамить вопросы и заметки в некую форму.
Примерно так выглядит KWL-таблица в самом простом варианте
Know. Перед чтением материала тебе стоит вспомнить, что ты уже знаешь по теме — все известное запиши в первый столбец. Кстати, вместо таблицы ты можешь использовать отдельные листочки — это на тот случай, если ты пишешь действительно много.
Want to know. На этапе составления вопросов укажи, что ты хочешь узнать — список необходимых тебе знаний, которые ты собираешься почерпнуть в книге.
What i learned. Ну а в третий столбец «Learned» ты занесешь все то, что ты узнал после прочтения — это нужно сделать на самом последнем этапе.
Хотя тебе решать, придерживаться такой формы или нет — это лишь удобный способ завернуть побочную информацию в понятный форм-фактор.
Время, время, время! Где мое время?!
Да, ты верно подметил. Это действительно затратный метод — уйдут силы и время. Для многих это неудобно — читать, писать и повторять прямо перед сдачей экзамена или собеседованием на работу.
Однако, метод для стратегов, а не тактиков — тех, кто готов играть в долгую и работать на долгосрочный результат... с долгосрочной памятью. Собственно, а как иначе?
Ведь нет ни одного другого способа, с помощью которого твой мозг мог бы выучить материал до подкорок, но обойтись лишь поверхностной обработкой входного сигнала — визуального или аудиального.
Поэтому, дорогой читатель, вспоминая про концепцию желательной сложности, единственный способ запомнить что-то надолго — пройти через когнитивное усилие, словно спортсмен, тягающий штангу и выращивающий свои огромные мышцы. Ну, а в твоем случае память и знания.
С другой стороны, ты мог бы обойтись и без каких-либо методик — достаточно начать применять знания сразу после прочтения… прочтения каждого ключевого абзаца. Но кто так делает? И кто даст практические задачи, которые охватят весь учебник сразу?
Поэтому приходиться идти на уловки, убеждая мозг запомнить информацию, которой пока еще нет практического применения. В противном случае он не поверит и в малейшую ценность прочитанного — и все благополучно забудет!
Так что можешь стянуть со своей шеи Python-а и наконец вдохнуть немного свежего воздуха. Теперь ты знаешь, как читать книги, не утопая в сливающихся воедино абзацах и буквах.
НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
— 15% на все тарифы VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.
Комментарии (6)
IvanSTV
00.00.0000 00:00+1Вообще-то смысл подобных техник был бы, если бы они давали заметный выигрыш во времени относительно повторного чтения и проработки учебника. Но они не дают - в конце статьи признается, что метод времязатратный.
Определенная техника обязательно требует дисциплины пошагового выполнения определенных действий в определенном порядке и существенно замедляет общий результат, который при существенно потраченном времени не имеет промежуточных результатов (то есть, я на половине отведенного для изучения времени фактически не знаю ни половины материала, ни вообще чего бы то ни было). При высокой скорости чтения однократное прочтение материала, будучи промежуточным этапом, даст определенно больший промежуточный результат, а дальше, на втором витке. можно вернуться к непонятому или плохо освоенному и пропустить хорошо понятое.
В свое время и в школе, и в ВУЗе я всегда читал учебники "впрок" чисто из интереса и потому, что прочитать было быстрей и интересней, чем слушать. Получалось, что учебники прочитывались по нескольку раз и неплохо запоминались.
То, что описано, хорошо может работать для людей с низкой скоростью чтения и хорошо организованных (например, как в армии внешне - роту завели в аудиторию, посадили, товарищ майор сказал всем читать оглавление - все читают). Для среднего человека только если очень неуверен в собственных силах, потому что следование определенному плану без промежуточных результатов позволяет не испугаться и не бросить изучение.
DaneSoul
00.00.0000 00:00+2Советы стоящие, но ИМХО для запоминания намного важнее другое — связь новой информации с уже усвоенной, синтез ее в единое целое, установление связей. Этому очень способствует составление схем, таблиц и т.п. систематизированное конспектирование.
Если новая информация не связана с ранее изученным — она мигом "вылетит из головы", а если Вы с любой точки можете в голове построить цепочку рассуждений и объяснить как одно связано с другим — вот тогда знания реально усвоены и применимы, и даже если Вы вдруг забудете какие-то детали, Вы сможете "распутать клубок" вспоминая смежные темы и восстанавливая в голове картину связей.
megamrmax
00.00.0000 00:00+4Шпоры! Если откинуть CEOшную чепуху из статьи то останется пару строк советов (хех недостаточно для статьи на хабре) которые легко трансформируются в весьма древний и полезный навык: прочитал - потренировался - написал шпору на листочке. Для тех у кого была возможность добавляется шаг - объяснил соседу. Он гарантированно добавляет +100500 к запоминанию.
redwooder
00.00.0000 00:00древний и полезный навык: прочитал — потренировался — написал шпору на листочке. >
Урок в школе. — Кто прочитал "Войну и мир"? — А что, ее прочитать надо было? — Конечно. — Блин, а я переписал.
aleksandy
Ни разу ни в школе, ни, тем более, в ВУЗе никто не заставлял читать учебники от корки до корки.
Какие-то влажные фантазии автора. Вот ни разу такого ни от учителей в школе, ни от преподавателей в ВУЗе не слышал.
Хочешь повторить - перечитай, не понял прочитанного - перечитай предыдущий материал. Глупо читать про квадратные уравнения, понятия не имея вообще о том, что такое есть уравнение. И так до просветления.
Bycidius
Смысл твоего комментария? Автор просто делал затравки чтобы лучше раскрыть тему. И он её раскрыл. Он рассказал про методики и как они применяются.