Привет, Хабр! Сегодня Сергей Обухов, наш технический директор, поделится болью и опытом переезда корпоративного мессенджера. Судя по всему, в такой ситуации сегодня может оказаться кто угодно, так что, возможно, наш опыт покажется вам полезен. Под катом — небольшая история о том, как нам отключили Slack, и что происходило с командой, пока мы не перешли в новый корпоративный мессенджер.

Не секрет, что Slack начал ограничивать доступ к сервису российским клиентам, рассылая соответствующие уведомления. В такой ситуации кажется логичным сменить мессенджер, когда вы получите сообщение о том, что вас будут отключать. Нам же никакие уведомления не приходили. А кто захочет сменить один из основных корпоративных инструментов, если для этого нет никакого повода? Мы продолжали им пользоваться, «держа руку на пульсе». Но, только до определенного момента…

Тем вечером или даже ночью (да-да, в распределенных по часовым поясам командах жизнь в чатах кипит круглосуточно!) вместо привычного интерфейса:

мы увидели:

Пространство с нашим именем можно было зарегистрировать повторно. Стала очевидна суровая реальность: наш workspace удалён. Восстановить десятки каналов по всем проектам казалось чем то из области фантастики!

Пока гром не грянет...

Вопрос о смене мессенджера по известным причинам поднимался давно, но в обсуждениях было много холивара, какой мессенджер стоит использовать. И в этом, пожалуй, была главная ошибка. Сами понимаете, что в сложившейся ситуации времени на дальнейшее обсуждение не оставалось, и решение пришлось принимать быстро. Итак, мозговой штурм длился полчаса и сразу же обозначил важнейшие характеристики нового мессенджера. Он должен был:

  • Обеспечить простоту перехода в новый интерфейс

  • Сохранить большую часть функционала, к которому привыкли коллеги

  • Поддерживать возможность размещения сервиса у себя, чтоб ничего подобного с нами больше не произошло

Дальше наши ребята развернули несколько мессенджеров, и мы стали их активно тестировать. Некоторые из них по ряду причин сразу же выпали из перечня претендентов.

В фавориты вышли Rocket.Chat и Mattermost. Простой опрос коллег показал, что важным функционалом для нас были:

  • реакции

  • треды

  • наличие плагинов

  • наличие мобильных приложений

  • высокая скорость работы

  В итоге решили остановиться на Rocket.Chat.

И вот мы развернули решение в собственной инфраструктуре, где также крутится online-сервис корпоративных ИТ-закупок B2B.xcom.ru, и предоставили доступ коллегам.

Работа закипела!

В доказательство того факта, что мессенджер — важнейшая штука в нашей работе стоит отметить, что:

  • Буквально на следующий день все зарегистрировались в новом мессенджере

  • 90% чатов были восстановлены owner’ами этих чатов менее чем за 12 часов

  • Пока коллеги занимались настройкой мессенджера, почти все сразу же нашли друг друга в личных мессенджерах, таких как Telegram и WhatsApp, поэтому работа фактически не останавливалась.

Выводы

Какие выводы можно сделать из этой ситуации? Во-первых, мы убедились, что мессенджер — всего лишь инструмент коммуникации. Можно использовать тот или иной, но важнее него — процессы и взаимоотношения в коллективе.

 Мы буквально за день переехали на Rocket.Chat, и сегодня на данной платформе обсуждаются все проекты Группы, такие как интернет-магазин XCOM-SHOP, online-сервис корпоративных ИТ-закупок B2B.xcom.ru и многие другие.

 Однако надо признать, что:

  • Облачные сервисы — это добро, но не всегда

  • Если вы ждете предупреждения от Slack, можете его не дождаться

  • Можно долго дискутировать обсуждать… а можно все решить за день

  • Сотрудники, конечно, найдут друг друга в открытых мессенджерах, но часть рабочего времени при этом будет потеряно

  • Лучше выбрать новый мессенджер уже сегодня, если вы пока еще пользуетесь Slack

 Кстати, если у вас есть опыт перехода из Slack в другие мессенджеры, делитесь в комментариях. Мы-то уже переехали, но нюансы могут быть полезны другим Хабровчанам, кто еще размышляет над тем, какой инструмент внедрять.

Комментарии (12)


  1. Nprasolov
    00.00.0000 00:00
    +12

    О чем история? Вы еще про необходииость бекапов расскажите.


  1. Ivan_2424
    00.00.0000 00:00

    А я думал только при поездках в Крым его отключают.


  1. Mudrist
    00.00.0000 00:00
    +3

    Чет похоже и с айфона слезать надо... Мало ли...


    1. dodgev
      00.00.0000 00:00

      У меня айфон :) Какие страхи культивировать?


  1. Ivnika
    00.00.0000 00:00
    +4

    В чем посыл? В выборе нового мессенджера? Тогда по каким критериям выбирали (он вроде не русский, то есть вполне может "сломаться") и почему фаворитами стали два указанных. Или о том как важно заранее думать "не дожидаясь перитонитов"?!


    1. Politura
      00.00.0000 00:00
      +1

      Насколько я помню, рокет чат сам себя позиционировал как слак, который можно развернуть у себя. Так что «сломаться» внезапно весь полностью из-за каких-нибудь санкций он не сможет.


      1. Ivnika
        00.00.0000 00:00

        Спасибо, это меняет дело, жаль что в статье об этом ни слова (или я не увидел). Но, так понимаю, это далеко не единственная причина, вот про выбор было бы интересно прочитать, информация для текущего времени весьма актуальная.


  1. onyxmaster
    00.00.0000 00:00
    +2

    Мы год назад переехали в Телеграм :)


    1. cemick
      00.00.0000 00:00
      +2

      Всегда удивлялся почему выбирают телеграмм как корпоративный месседжер. Ни управления правами доступа, ни единого пространства каналов, ни возможности изолировать дом/работу, ни единого списка контактов.


      1. onyxmaster
        00.00.0000 00:00
        +3

        Его выбирают, потому что часто корпоративный мессенджер избыточен. Мы пользовались Slack ещё до того, как это стало модно, и несмотря на это за последний год я не припомню чтобы кто-то сильно хотел, чтобы мы всё-таки переехали в его клон типа Mattermost/Rocket.Chat.

        Управление правами доступа есть на уровне контроля членства в каналах. Единое пространство каналов есть в папках, изоляция дома-работы делается несколькими аккаунтами (Telegram как раз примерно год поддерживает их переключение).


  1. alexvangog
    00.00.0000 00:00

    Очень странно, что нет ни слова про корпоративный мессенджер Пачка. По моему скромному опыту, это лучшая альтернатива чем Телеграмм.


  1. manyakRus
    00.00.0000 00:00

    Rocket.Chat мы тестировали - он глючил.
    Поставили Zulip - которым пользуются только те кому отключили интернет.
    Все сидят в телеграмме.