Последние пять лет авиакомпании активно применяют блокчейн и алгоритмы машинного обучения для решения задач отрасли. С помощью технологии распределённого реестра компании создают безопасные системы хранения и передачи данных, в то время как анализ больших данных используется для принятия решений в задачах авиасообщения.
В то же время и в блокчейне, и в машинном обучении требуются колоссальные вычислительные мощности и высокопроизводительные кластеры на базе дорогих графических процессоров. Авиаотрасль может позволить себе организацию инфраструктуры для подобных проектов, и в последние годы оказалась одним из важных игроков в сфере ИИ и блокчейна.
Как блокчейн и AI улучшают авиационную безопасность
Блокчейн и искусственный интеллект (ИИ) могут использоваться для обнаружения и предотвращения аварийных ситуаций, проверки пассажиров и других процессов, угрожающих безопасности полётов.
Идентификация личности
Международная компания SITA (Société Internationale de Télécommunications Aéronautiques) применяет блокчейн для распределённого хранения данных о рейсах и пассажирах SITA Smart Path. Система проверки пассажиров в аэропорту использует технологии биометрии (сканирование лица и распознавание голоса) для идентификации личности и ускорения прохождения контроля безопасности.
Каждый раз, когда пассажир проходит контроль безопасности, данные сохраняются в SITA Smart Path, а информация о пассажирах, пилотах и рейсах передаются между участниками системы: авиакомпаниями, аэропортами и правительственными организациями. Блокчейн-реестр не только повышает безопасность, но также сокращает время проверки и позволяет проводить сверку документов даже без подключения к сети.
При этом блокчейн обеспечивает защиту данных от взлома и мошенничества. За счёт децентрализованной природы протокола хакеры не могут осуществить направленную атаку — выход из строя единичных узлов не окажет существенного влияния на систему в целом.
Обслуживание парка воздушных судов
Компания Aeron стремится снизить влияние человеческого фактора на безопасность полётов. Организация разработала блокчейн-протокол для менеджмента данных о полётах и техническом обслуживании воздушных судов. Основной акцент — на предотвращении аварий, связанных с некорректным техническим обслуживанием и рассогласованием сведений о полётах. Для этого в проекте хранятся не только маршрутные данные, но также информация о техническом обслуживании воздушных судов, сертификатах и лицензиях пилотов.
Для схожих целей применяются и алгоритмы машинного обучения. Так, Honeywell Aerospace работает над проектами, направленными на минимизацию полётных рисков за счёт анализа данных: улучшают системы управления полётом, повышают качество работы радаров и систем дистанционного зондирования атмосферы для своевременного предупреждения пилотов об опасностях и необходимой корректировки маршрута.
Компании GE Aviation и Rolls-Royce применяют алгоритмы машинного обучения для анализа данных о двигателях самолётов, чтобы своевременно выявлять неисправности, а также в исследовательских целях — для повышения производительности турбин.
Цифровые двойники
Оснащение самолётов большим количеством дополнительных датчиков, позволяют создать «цифровой двойник» как для системы в целом, так и для наиболее критичных компонентов. Так, GE Aviation разработала цифровой двойник посадочного устройства самолёта. Информация сенсоров давления и температуры, размещённых на частях шасси, подверженных поломкам, используется в цифровой модели для прогноза сбоев и оставшегося срока службы.
Опрос, проведённый FlightGlobal в декабре 2017 года среди аэрокосмических предприятий и авиакомпаний, показал, что уже пять лет назад около половины компаний использовали BIg Data для принятия решений о техническом обслуживании самолётов.
Как блокчейн и AI повышают эффективность авиационных процессов
Алгоритмы блокчейна и искусственного интеллекта используются не только для улучшения безопасности, но и для повышения качества авиационных процессов: оптимизации логистики, управления ресурсами, экономии топлива, проведения технического обслуживания, оптимизации маршрутов и расписаний рейсов, формирования персональных предложений для пассажиров. Алгоритмы ИИ анализируют данные о пассажирах, грузах и других факторах, чтобы оптимизировать логистические процессы и повысить эффективность авиационных компаний.
Бронирование билетов
Winding Tree — это стартап, который использует блокчейн для создания децентрализованной платформы бронирования авиабилетов. Основная идея заключается в том, чтобы убрать посредников из процесса и связать напрямую пассажиров и авиакомпании через систему смарт-контрактов. Авиакомпании смогут снизить издержки и предлагать более низкие цены на авиабилеты. Хранение данных в распределённой блокчейн-сети делает платформу менее уязвимой к кибератакам и взлому. Компания также сотрудничает с Air France-KLM — крупнейшей авиакомпании Европы, заинтересованной в улучшении процессов бронирования и трекинга багажа.
Оптимизация заполнения рейсов
Стартапы Lumo и Flyzen используют большие данные, чтобы быстро анализировать данные по задержкам рейсов и предлагать решения, снижающее количество задержек и улучшающие качество обслуживания пассажиров. Родственную задачу решает система компании Volantio , которая использует блокчейн и ИИ для оптимизации заполнения рейсов и управления перебронированием. С помощью системы авиакомпании предлагают пассажирам бонусы за перенос рейса на более поздний или более ранний период. Airbus использует алгоритмы машинного обучения для лучшего прогнозирования времени прибытия самолётов и оптимизации расписания рейсов.
Оптимизация полётов
Boeing и исследовательская компания SparkCognition создали на базе технологий блокчейна и машинного обучения систему управления трафиком воздушных судов. Их совместный проект SkyGrid обеспечит лучшую безопасность и эффективность полётов с оперативным предсказанием возможных проблем и принятием мер по их предотвращению.
Менеджмент ресурсов
Другим важным вопросом является неоптимальность расходования ресурсов авиакомпаний на различных уровнях управления. Avinoc создали децентрализованную систему управления авиационными ресурсами. Система позволяет авиакомпаниям и другим участникам рынка авиационных услуг быстро находить и бронировать ресурсы, такие как аэропорты и команды по техническому обслуживанию самолётов. Honeywell разработала систему GoDirect Fuel Efficiency, повышающую эффективность использования топлива и сокращения вредных выбросов, которую уже применяют Thomas Cook Scandinavia.
Персональные предложения
Не могу не упомянуть разрабатываемую нашей командой IT-платформу Aviamarket (планируем запустить летом 2023 г.). Площадка объединяет предложения профессиональных участников рынка по продаже и приобретению воздушных судов, поставщиков авиационных услуг и оборудования.
Можно сказать, что Aviamarket — это аналог маркетплейса в области авиации с удобным справочником по воздушным судам, авиационным правилам и сопроводительным материалам. В личном кабинете клиент сравнивает характеристики судов, а цифровой помощник на основе краткого опроса подсказывает, на какие воздушные суда обратить внимание. IT-платформа включает руководства, гайды и рекомендации участников индустрии — клиент может найти на площадке всю нужную информацию без дополнительных звонков, бумажной волокиты и прочих формальностей, чтобы приобрести подходящее воздушное судно.
Калькулятор финансирования Aviamarket предлагает актуальные цифры с учетом конкретного региона (Великобритания, Европа, США). К примеру, если ФРС США поднимает базовую ставку, то данные корректируются на платформе в онлайн-режиме. Подобного инновационного продукта на рынке сейчас нет — наиболее близкие конкуренты предлагают заполнить форму и получить предложение «вручную».
Для построения умного поиска по системе мы используем анализ большого объёма данных о воздушных судах: условия эксплуатации, регион, количество часов налёта и др. В том числе интеллектуальная система исследует всю историю обслуживания: были ли серьезные поломки, жесткие посадки, повреждение фюзеляжа и как проводился ремонт. При этом мы особо заботимся об обеспечении высокого уровня цифровой безопасности для накопленных данных и защите от кибератак.
Определение стоимости покупки и эксплуатации воздушного судна
С учётом количества информации определение оптимальной стоимости является многофакторной задачей, качественно решить которую можно только с помощью современных предсказательных алгоритмов и прозрачной системы обмена данными. Кроме самой стоимости воздушного судна, также важен расчет стоимости эксплуатации — ещё одна трудоемкая задача для системного анализа и хранения данных (пример отчета в pdf).
Сейчас на рынке гражданской авиации Великобритании, Европы и США находится порядка 250 тысяч воздушных судов, включая вертолеты, планеры, самолеты и бизнес-джеты. По нашим оценкам внедрение современных технологий будет способствовать увеличению объема рынка до 10-12% в последующие 5 лет. При этом существенное значение на рост окажет упрощение процедуры перепродажи воздушных судов на вторичном рынке.
Проблемы, связанные с внедрением блокчейн и ИИ в авиацию
Главной проблемой внедрения технологий блокчейн и ИИ в авиации является отсутствие единых стандартов. Каждая компания использует собственный подход к этим технологиям, что затрудняет взаимодействие между компаниями и создание общих стандартов.
Одним из первых инициаторов изменений стала вышеупомянутая компания SITA, предложившая стандарт электронной лицензии персонала. Немаловажное влияние на этот процесс оказала пандемия, когда из-за закрытия офисов органы гражданской авиации не продлевали бумажные лицензии пилотов.
Стоит заметить, что даже относительно вопросов купли-продажи на рынке воздушных судов не хватает квалифицированных брокеров и экспертов, которые могут оценить текущее состояние и рыночную стоимость воздушного судна. К тому же, сами брокеры для оценки технического состояния привлекают инженеров, аккедитованных заводом-изготовителем. Недостаток специалистов приводит к несоответствию рыночных цен и потребностей покупателей.
Заключение
Инициатива в развитии поддерживается не только на уровне частных компаний. Применение технологии блокчейн рассматривалось в докладе Объединённой инспекционной группы ООН в 2020 г., а ассамблея ИКАО ещё в 2019 г. призвала государства-члены, имеющие опыт внедрения блокчейн в сфере гражданской авиации, поделиться таким опытом с другими государствами. Аналогичные инициативы на международном уровне касались и использования в авиации концепций работы с «большими данными».
Блокчейн и искусственный интеллект имеют огромный потенциал для применения в авиационной отрасли для улучшения безопасности и эффективности авиационных процессов. Однако, для того чтобы эти технологии распространились в авиации, необходимо создание общих стандартов и инвестиций в развитие технологий.
Комментарии (5)
Commie17
05.04.2023 06:43Забавно, для меня до недавнего блокчейн обычно связывался сразу либо с очередной криптомонетой, либо с каким-нибудь сомнительным вложением по типу NFT. Однако в последнее время как-то стали пробиваться новости про смарт-контракты в недвижке, в банкинге. Теперь вот почитал такую сочную и интересную выжимку в виде статьи. Теперь добавилось ещё больше мотивации изучить эту область, ибо выглядит как перспективное, но не слишком паханное поле. Спасибо за статью, автор
vp7
05.04.2023 06:43Я только не понял, чем тут помогает блокчейн и как он защищает от хакеров. Чем конкретно "блокчейн" лучше условного 3DES?
VictorMartynov Автор
05.04.2023 06:43+1Спасибо за вопрос.
Блокчейн и 3DES — это инструменты разного уровня. Блокчейн обеспечивает не только безопасность данных, но и целостность, доступность и прозрачность, что делает его более эффективным для использования в более широком спектре сфер, включая авиацию и другие отрасли. Кроме того, блокчейн имеет больший потенциал для решения сложных задач, таких как автоматизация процессов и управление цепочками поставок. В то же время, 3DES, как и другие шифровальные алгоритмы, может быть эффективным инструментом для защиты конфиденциальных данных в различных сферах, включая авиационную. Но это лишь один из алгоритмов, а блокчейн — общая распределенная платформа.
Блокчейн использует децентрализованный подход к хранению данных, где каждый блок данных хранится на множестве узлов, а не на одном централизованном сервере. Это делает блокчейн более устойчивым к атакам хакеров, так как для того, чтобы изменить данные, необходимо изменить все копии блоков на всех узлах сети, что является практически невозможным.
volchenkodmitriy
Спасибо, интересно! Но, конечно, хочется более существенных успехов в области ИИ. Например беспилотные грузовые самолеты.
VictorMartynov Автор
Хотя фактически сейчас нет крупных коммерческих проектов, но уже несколько компаний занимаются разработками беспилотных грузовых самолетов. Такие проекты есть у Boeing, Airbus и Elroy Air. У Zipline развивается проект по грузовым дронам по доставке медицинских препаратов и крови в труднодоступные регионы.