Читая о выгорании в IT, я в душе посмеивался над подобными проблемами золотого миллиарда весьма дорогостоящих специалистов. Пока за последние несколько лет на личном опыте не столкнулся с тремя интересными кейсами. Впрочем, со счастливым финалом в каждом случае. Не претендуя на глубокое исследование, сформулировал для себя важные и одновременно простые выводы. Может быть кому будет актуально — добро пожаловать под кат!
История первая (классическая): Αντώνιος
Мы познакомились лет эдак 15 назад в спортзале, страхуя друг друга, а между подходами обсуждая различных персонажей античной и не только истории. В лучших традициях современного IT, оба имели хорошее университетское гуманитарное образование на базе исторической науки. Что, на мой скромный взгляд, не является большой проблемой в карьере (но это тема для отдельной дискуссии).
В момент знакомства Антоний работал близко к профессии, полученной в университете, и был редактором классического оффлайн издательства преимущественно non‑fiction литературы. Характерной особенностью подобной работы была и остается проблема большей части образованных гуманитариев — относительно невысокая зарплата. Мы встречались не чаще раза в год, но всегда находили интересные темы для разговора помимо объединяющей нас исторической науки и «качалочки». Однако каждый раз неминуемо касались бренной бытовухи, включая меркантильный вопрос, в простонародии — зарплаты.
В IT оба вошли примерно в одно и то же время: я, как специалист по работе с данными, Антоний — техническим писателем. При этом товарищ попал в компанию, которая, мягко говоря, недоплачивала даже разработчикам, что уж говорить об аналитиках/технических писателях.
Лирическое отступление о том работодателе Антония
Например, в конце 2021 года, старший разработчик С++ получал там около 85 на руки... Не знаю, почему люди продолжают работать в таких компаниях, которые, кстати, не людей на Марс запускают, а являются лишь обычными консультантами‑интеграторами. Похоже, выживают демпингом, экономя на персонале? Оставим этот вопрос на их совести и вернемся к повествованию.
Встречи наши в обязательном порядке включали диалоги наподобие:
[старт цикла]
— Ох уж эта моя работа... Шеф, конечно, не платит — надоело...
— Так поменяй!
— Старик, да кому я нужен? Что я знаю‑то?
Несколько лет искренне предлагал Антонию свою помощь, благо к осени 2021 вырос до руководителя и рынок труда знал очень хорошо, в том числе со стороны нанимателя. То есть видел, что зп товарища и правда далека от медианной по рынку. В общем, взял товарища «за жабры» и получил с него обещание пересечься в безалкогольном варианте для рефакторинга резюме и старта смены работодателя. В качестве цели озвучил рост зп от смены работы с текущего x до 2x. Сказано — сделано. Поехали!
В лучших традициях, за два часа в кофейне отрефакторили резюме, сократив до пары страниц, слив воду и попутно насытив всякими трехбуквенными иноземными словесами. Наше общение в тот момент представлялось диалогами пораженного синдромом самозванца и оратора‑мотиватора, ведущего в светлое будущее:
— Задачи разработчикам когда‑нибудь ставил?
— Не, ну официально не ставил... Было пару раз, показывал нашим плюсистам, где надо код подправить чтобы ошибки компиляции устранить...
— Стапе. Пофиг, чего там у тебя в трудовой написано. Значит — ставил, так и запишем. Получается и читать код можешь?
— Не, ну С++ я, конечно, не знаю... Немного понимаю, чего он такое делает...
— Так и запишем: декламирую читаю код на С++ вслух с выражением! Самое главное забыл — значит, понимаешь конечный результат, то есть почти тянешь на системного аналитика?
— Да не, старик, какой из меня аналитик... Просто я им документацию написал и единственный, кроме главного архитектора, понимал, как все это работает. Разработчиков консультировал иногда...
— 3.14Ц... Ты там до пенсии собрался работать литературным негром? Ты ж на большее тянешь здесь и сейчас!
— Да не, ну кому я нужен... [GO TO старт цикла]
Уговорив товарища прожать кнопку «опубликовать», разошлись: Антоний в легкой панике, я — с чувством выполненного долга.
На след день созвонились и Антоний вещал как весь день ему названивали HRы зазывая на собеседования, а он в шоке упирался. В какой‑то момент даже трубки перестал снимать, не до конца понимая, что происходит. Противоречит ведь установке, что он «нафиг никому не нужен»? С грехом пополам договорились на созвоны пару раз в неделю дабы регулярно проводить ретро обсуждать ситуацию. При первом же созвоне поняли, что смысла нет откликаться самим — входящий поток бы обработать:‑)
Как итог, оффер Антоний получил спустя 3 недели после публикации резюме превысив цель (2.4x против 2x).
Мораль проста — рынок труда сам оценит какого качества ты профессионал. Если кто‑то предлагает тебе условно 2x, а сам ты думаешь, что твой потолок «x» — выкинь дурь из головы, рынку труда виднее. Синдром самозванца — двигатель профессионального роста, но опасно становиться его заложником. Тем более, что всегда найдется работодатель с офисом в Муходрищинске, который «снизойдет» платить тебе в 3 раза ниже медианы и будет успешно манипулировать твоим синдромом. Обходи таких стороной и будь счастлив.
История вторая (личная): Ευγενία
Кейс не из мира IT, но для меня не менее поучительный. Жена работает в корпоративных финансах в компании из сферы гособорозаказа. Подобные компании, как правило, не обладают передовыми бизнес‑процессами. Впрочем, мне всегда было интересно, когда жена чем‑нибудь делилась по рабочим моментам. В жизни я видел всякое, однако и поржать не прочь. Ей же тяжело давалось как взаимодействие с «военными», так и в целом достаточно «несовременная» организация труда. И когда у нее накипало — могла 2–3 часа нонстопом рассказывать какие‑то особенности тяжелого дня. Но если обычно меня эти рассказы забавляли, а любимой давали возможность выговориться, то с 2020 все поменялось. Я стал начальником на работе и вечером дома хотелось банальной тишины, а не душещипательных историй о бизнесе в сфере гособоронзаказа. В январе 2021, в один особо‑тяжелый вечер, состоялся разговор наподобие:
— Как же они меня все задолбали... Надо увольняться, хватит это терпеть. Значит, слушай...
— Погоди, у меня был адски тяжелый день и надо нам обоим сэкономить жизненную энергию. Давай‑ка ты уволишься уже или...
— Или??
— Или перейдешь на полставки и будешь работать 3 дня в неделю со вторника по четверг.
— Ты не понимаешь, — никому не нужен сотрудник на неполную ставку…
— Так они тебе нужны или ты им?
— Хм... А ТАК МОЖНО БЫЛО?!!!
— Нужно:‑)
На следующий день, без всяких манипуляций, жена предложила финансовому директору на выбор 2 стула варианта. Конечно же он выбрал чтобы жена осталась хотя бы на полставки, тк только она понимала, что происходит в крупнейшем проекте размерами с годовой объем выручки компании. Еще и повышение зарплаты себе выбила и ДМС, положенный только руководителям.
Не помню, чтобы жена так «летала» за 10+ лет нашего знакомства. Буквально за месяц стала другим человеком: начала усиленно учить пятый иностранный язык, стала более расслабленной, и самое главное — больше не было вопросов о том, кто вечером готовит:‑) Определенно — это была лучшая идея и ее воплощение 2021 года. И точно стоило сокращения семейного денежного потока (благо перекрывшегося ростом моей зп годом ранее).
Лирическое отступление по ситуации
Смена места работы не поменяло бы ситуацию с точки зрения общей нагрузки. Да и новый коллектив, процессы (а жена - интроверт) точно не изменили бы ситуацию кардинально. Поэтому именно уменьшение нагрузки в знакомом месте стало идеальным выходом для второй половины и нашей семьи в целом.
Мораль проста (спасибо подруге жены за четкую формулировку): «надо не свою жизнь встраивать в работу, а работу в свою жизнь» ©.
История третья (показательная): Сапожник без сапог
Вишенкой на торте будет личный опыт выгорания, иначе не было смысла и статью‑то писать. В сентябре 2020 стал руководителем отдела данных в Yota. Казалось бы — жизнь удалась и амбиции в какой‑то части удовлетворены. Впрочем, уже летом 2021 стало становиться скучно, несмотря на крутую команду и, в целом, не самые заурядные по рынку задачи. Разговор с руководителем в октябре 2021 был примерно следующим:
— Слушай, а чего дальше‑то? Хочется развития.
— Давай конкретнее.
— Без проблем, обсудим позицию Chief Data Officer под меня? В рамках компании вижу вот такую пользу [пара аргументов]. Win‑win же?
— Миш, парень, ты конечно хороший, но есть нюанс — компания мы небольшая и лимит на директорские позиции исчерпан...
Ок, значит перерос компанию. Такое бывает сплошь и рядом. Дальше все было стандартно: обновление резюме на hh.ru, отклики, собеседования, пара офферов сорвалось, от чего‑то сам отказался. Где‑то на ранней стадии сам сворачивал общение. А в компании тем временем началась смена технологической платформы, затем 24.02.22, а потом еще и трансформация компании. Работы становилось больше при тех же ресурсах. Физически начал много работать при том, что всегда мог очень быстро и легко проходить «тяжелые периоды» во всех без исключения предыдущих компаниях.
Летом 2022 стало как‑то особо невмоготу. Возможно, одолел кризис среднего возраста. Мне 37 и вроде рановато, впрочем, признаки были на лицо. Перестал поддерживать должный уровень самомотивации (а это единственный способ не уйти в штопор стресса и депрессии). Долгое время не мог понять — почему не могу найти нормальную директорскую позицию в сфере работы с данными? Вроде, резюме — цепляющее, профиль Ln — неплохой, сам не дурак и во всех точках контактов минимум удовлетворительно отрабатывал. Так потихоньку наступил сентябрь 2022 и 2-х недельный отпуск в первой половине месяца прошел буднично для руководителя — на работе:‑) Ни своей команде, ни себе не позволял в обычных условиях работать из отпуска, но моя эффективность упала и пришлось поддаться искушению не забить, а сделать «так, как должно быть». Беда в отпуске была стандартной для любой огранизационной трансформации бизнеса, включая перевод персонала из одного юрлица холдинга в другое. Организовано все было печально и пришлось собой закрывать все косяки компании дабы команда меньше нервничала. А тут еще и 21.09 (за 2 дня до перевода команды через увольнение) — забавное было время с точки зрения проверки уровня адаптивности как своей собственной, так и страны в целом, не говоря уж об общекорпоративной.
В один прекрасный день состоялся очередной разговор с руководителем:
Я: — Слушай, чего‑то я на боку уже и эффективность моей работы выше не становиться. Давай снимем с меня часть нагрузки [пара конкретных предложений].
Р: — Миш, тебе надо решить, чего ты хочешь от жизни. Перспективы в холдинге у тебя офигенные, ты интересен и на тебя готовы делать ставку. И если ты остаешься здесь, то соберись и е*;шь!
Блин, а он ведь был абсолютно прав!!! А чего я хочу? Именно ли - быть большим начальником в чужом бизнесе чтобы рано или поздно потолстеть/получить инфаркт или инсульт (нужное подчеркнуть) за относительно небольшие деньги. Вместо того чтобы тратить время на семью, своих близких и себя любимого? Взвесив все за и против пришел к выводу, что хочу не этого :-)
Последующие стадии были делом техники - пообщался с обоими своими руководителями (да-да, суровые условия жизни в больших корпорациях), объяснил свою позицию, выработали план моего ухода из компании и реализовали его за три месяца, что позволило 30.12.2022 мне забрать трудовую и уйти в новую жизнь.
Важнейшим аспектом для меня была команда, да и компания в целом. Мне повезло, как с начальниками, так и с коллегами. Команда была вообще почти семьей, поэтому важно было сообщить всем в правильное время (за 3 недели до ухода) дабы не было излишней дезориентации и длительного периода существования с "хромой уткой". А если честно, то 2 месяца в голове и сердце выдирал себя из/от команды. Возможно, нельзя так близко срастаться, но вряд ли смогу по-другому, если (когда) вернусь в руководители.
По итогу, как выразились оба начальника, - "ушел красиво". Не все конечно пошло по плану, но мораль проста: "жизнь одна и задача каждого человека быть счастливым [не в ущерб окружающим]".
Вместо послесловия
Сейчас безумно счастлив работать обычным data engineer'ом. Мало времени что‑то делал руками за то время, что работаю в IT и теперь с радостью наращиваю упущенное — изучаю иной стэк, возвращаю ушедшие знания... В общем, — доволен как слон:‑)
Самое забавное, что когда искал позицию директора — мало чего находил, а сейчас посыпалось как из рога изобилия. Вроде и резюме закрыто и уже не знаю как (LinkedIn?), но HR где‑то меня находят. Впрочем, вернуться к большим руководящим позициям готов буду только на очень интересные проекты. Перед уходом, думал, что полностью удовлетворил свои лидерские амбиции и до пенсии готов остаться обычным инженером. Однако, не весть откуда взявшееся, но неслучившееся февральское предложение, почти вернуло амбиции и прежние кондиции.
На этом закругляюсь, спасибо за внимание. А как вы пришли к тому, чтобы стать счастливым? Напишите, пожалуйста, в комментариях
Комментарии (7)
censor2005
05.04.2023 10:44В первой истории не увидел выгорания...
McKinseyBA Автор
05.04.2023 10:44Как сказал выше - была. Описал, конечно же не так ярко, как собственный опыт, но товарищу надеюсь помог выйти из того эмоционального состояния в коем он пребывал 2 года назад
Cistercian
05.04.2023 10:44+2Мне кажется, здесь про усталость от работодателя. Выгорание все же кардинально иное - там про усталость от ритма жизни целиком. Когда работа только одна из многих частей тебя, которые перестали вызывать эмоции.
McKinseyBA Автор
05.04.2023 10:44Недавно где-то вычитал о кризисе среднего возраста и в моем упрощенном изложении звучит примерно так - наступает период в жизни, когда первичные цели достигнуты, а новые глобальные не сформулированы. И многие мужчины моего возраста начинают просто зарабатывать деньги. Большая часть через наемный труд. Если считать утверждение истинным, то работа вполне становиться чем-то около центра вселенной для почти 40-летних. И, получается, противоречий вашим утверждениям нет?
ZonDarYota
05.04.2023 10:44С Пробуждением! Трансерфинг реальности вроде кто-то говорил. Работа на то и РАБота в колесе сансары. Место в колесе не значит, что ты свободен :) Капитализм. Крысиная гонка ради маловнятных целей самореализации. Будда познал вселенную сидя под деревом. Вселенная что-то сама подскажет. Может будет рывок ради очередной "цели", а может тихое созидание. Главное ведь - гармония внутри.
bapxat
Рада за вас. Прямо чувствуется со страниц, что вы довольны.
У меня у самой однажды случилось выгорание. И хочу подчеркнуть, что выгорание характеризуется именно упадком эффективности и состоянием «хоспади, просто пристрелите меня». Поэтому две первых истории хоть и поучительны, но я там выгорания не увидела. В отличие от последней, вашей личной истории.
Я поступила банально: ушла из ИТ в офлайн, в маркетинг, то есть в совершенно другую сферу. Спустя 7 месяцев снова вернулась в ИТ. Но через год снова ушла в офлайн. Так меня колбасило после выгорания где-то года 3, настолько мощным оно было. И только спустя это время начала понимать, что меня наконец отпускает.
Мне кажется, в случае с выгибанием, лучший совет, который можно дать — это максимально сделать всё, чтобы НЕ допустить выгорания. То есть лучший совет — это профилактика. Особенно заставить себя оттаскивать от работы, выделить время на отдых (даже если кажется, что он не нужен), чаще переключаться — например, ездить куда-то, наполняться впечатлениями (банально даже музеи подойдут), просто даже гулять по своему городу и открывать его с новых сторон. Потому что выгорание — это колея, когда в неё попадаешь всё вышеперечисленное не поможет и нужно время, чтобы восстановиться. Время — лучший помощник в данной ситуации.
McKinseyBA Автор
Чужие боли тяжелее передавать, чем свои собственные. Видимо поэтому такой контраст. Однако, в обоих случаях была некая степень эмоционального выгорания. Надеюсь, мое довольство не сыпется через край публикации :-)
А насчет профилактики вы безусловно правы и все, что перечислили must have для любого человека заботящегося как о себе, так и о своих близких. Может быть я бы еще добавил свойственную всем высокоразвитым существам - саморефлексию. Впрочем дозированную.