Продолжение. Начало тут

По откликам на первую часть стало понятно, что проблематика шире, чем просто результативность конкретного проекта и возникла необходимость уточнить свою позицию:

  1. Считаю, что универсальной инструкции, как вести бизнес не существует. Как бы не старались гуру, бизнес тренеры, MBA убедить, что действия по их плану ведут к успеху, в реальной жизни это не работает;

  2. Понятие "как правильно" в бизнесе очень относительно. Скорее, привело к желаемому результату, или нет. Естественно, с учетом моральных норм, если их придерживаться;

  3. Не существует двух абсолютно одинаковых компаний. Ну, разве что, совсем мелкие, да и то различия будут. Все мы люди;

  4. Инструкции, правила (см. П.1), да и программное обеспечение (пока еще искусственный интеллект не достиг должного уровня) дают инструмент, обучают им пользоваться. А вот как бизнес этим воспользуется зависит от реальных людей;

  5. Один и тот же инструмент в разных компаниях работает по разному.

Кейс 2

Из опыта управленческого консалтинга. Обращение управляющего бизнес-центром в ближайшем Подмосковье помочь разобраться с некорректно работающей системе управления. Личная встреча на территории Заказчика.

Недавно построенный бизнес-центр, хорошее место, красивый дом, удобный подъезд и парковка. Внутри тоже неплохо, предварительно оценил, как класса B - B+. На ресепшн быстро оформили пропуск, ну разве, что не проводили до кабинета.

Начинаем разговор с управляющим, в чем причина обращения. Рассказ о серьёзной методологической подготовки к ведению бизнеса, о проработке всех бизнес процессах и разработке инструкций для рабочих мест. Как пример, извлекается рабочая инструкция самого управляющего. Большая папка (на вид листов не менее 150) опускаем общие разделы (ТБ, пожарные) и приступаем к инструкции на вторник - текущий день:

  • 08:00 - 08:05 Войти в кабинет, переодеться, включить компьютер;

  • 08:05 - 08:20 Запустить систему, проверить почту;

  • 08:20 - 08:40 Отреагировать на ситуации предыдущего дня и принять решения.

Не буду вас утруждать полным перечнем. Расписан полностью весь рабочий день, включая время для оперативок, решения текущих вопросов, решения вопросов текущей недели, текущего месяца и время для подготовки предложений на бедующие периоды, на перспективные планы. И такие инструкции есть на каждый день недели с подробным описанием что необходимо сделать. Аналогичные инструкции есть для каждого рабочего места вплоть до уборщиц и дворников. Кроме того и разработано программное обеспечение системы контроля выполнения работ. Управляющий продемонстрировал как работает ресепшн на оформлении моего пропуска. Ура! Девушка уложилась в норматив.

Я впервые столкнулся с такими детализированными должностными инструкциями, и на мой вопрос, зачем управляющему помощь консультанта, прозвучал ожидаемый ответ (уже на чистом русском языке) - да не работает!!! Выяснилось, что ранее человек работал тоже управляющим зданием, но не в России, а в Германии и попытался применить этот опыт. Все эти инструкции разработаны им лично.

Итог: требуется полностью переработать систему управления зданием с высокой вероятностью увольнения (хорошего) управляющего. Что русскому хорошо, то немцу...

И возвращаясь к основной тематике статьи. Весьма распространенные случаи, когда по результатам обследования и оценки стоимости реализации проекта заказчик не готов к такому бюджету. Попытки урезания бюджета выливаются в потерю функциональности решения и, соответственно, в дальнейшем, расхождению ожиданий заказчика и результатам проекта. Варианты разрешения ситуации, или отказ от проекта, или запуск в урезанном формате, но тут многое зависит от переговорщиков сторон и грамотного оформления юридической и проектной документации.

Кейс 3

Крупный агрохолдинг. Поставлена задача максимальной "цифровизации" одного из направлений деятельности. Модная тема... но есть сложности в сельском хозяйстве, где всё-таки много ручного труда. В рамках проекта предполагалось найти решение от формирования прогнозов на ближайшие 10 - 20 лет и их реализация в текущей деятельности компании. Учитывая масштабы и сложности выполнения работ, на первую стадию проекта - обследование и описание бизнес-процессов были привлечены несколько компаний, специализирующихся на данных видах деятельности. И так: длительная подготовка (обычная для крупных компаний), контракты подписаны и... вперед в светлое будущее.

При работе по проекту выяснилось, что это не первый заход. Ранее уже проводились обследования двумя компаниями, но ограничились только процессами верхнего уровня, далее дело не пошло.

Результаты глобальной работы:

  • бизнес-процессы вплоть до третьего уровня;

  • проработана дорожная карта внедрения;

  • проведена оценка стоимости проекта;

  • определены участники проекта;

  • подготовлены материалы для контракта.

Итог: после длительных переговоров заказчик отказался от проекта. Всё вернулось на состояние "как было", то есть стали затыкать наиболее болезненные дыры, как силами своих разработчиков, так и силами наиболее дешевых сторонних исполнителей - плодить зоопарк, в котором уже никто разобраться не сможет.

Да, стоимость разработки по первоначальному замыслу, естественно, получилась весьма ощутимой, но вполне подъемной для заказчика. И вот как оценить, выиграл заказчик? Или проиграл?

Комментарии (2)


  1. Tarnella
    17.04.2023 06:47

    По моему опыту, автоматизация управления любой компаний, будь то производство, торговля, обслуживание, на любом этапе, в основе не работает всегда по одной причине: неадекватность заложенной модели реально необходимым бизнес-процессам. Эта причина подразделяется на два крупных множества:

    Первое - неверно спроектированная модель изначально. Это не обязательно прямые отклонения от бизнес-процессов, чаще неадекватный охват множества действий сотрудника: там где возможна большая вариативность решений целесообразно контролировать результат а не процесс, там где решение напрямую влияет на результат, нужно ограничивать рамки решений. Чтобы это безошибочно собрать нужно много работа.

    Второе - динамичность организации. Надо либо закладывать постоянные изменения в процессах в каких-то пределах, так чтобы модель могла их переварить, либо редактировать модель сообразно изменениям. На практике требуется и одно, и второе.


    1. VlIoAd Автор
      17.04.2023 06:47

      Спасибо за Ваш развернутый комментарий. Согласен с Вами. Можно только немного покопаться в причинах. Неверно спроектированная модель - зачастую в недостаточной информированности руководства компании о реально происходящих процессах, принимаемых решениях и критериях этих решений. Если контролировать результат у многих получается, то найти ту реперную точку, где необходимы изменения получается далеко не у всех.

      И, естественно, любая модель должна предусматривать возможность и процедуры изменений, мир не стоит на месте. С этим у многих компаний тоже большие проблемы.