Предпосылки
Многолетняя работа в проектных продажах по доработке и внедрению программного обеспечения обогатила возможностью собрать и систематизировать ошибки и проблемные точки проектов.
Так как работа в компании накладывает ряд непреодолимых ограничений, что, зачастую, снижает качество работ, перешел во фриланс. Появилось немного больше свободного времени, как минимум на транспортную составляющую, что и позволило поделиться опытом.
Предмет статьи
Как получить ожидаемый результат от проекта внедрения программного обеспечения.
Отступление I
В статье будет немало камней в огород IT-специалистов. Именно поэтому и выбрана площадка для публикации. Полагаю, данный материал поможет вам избежать неприятных ситуаций.
Граничные условия
О каких проектах и предприятиях пойдет речь. Автоматизация бизнес-процессов компании. Не рассматриваются вопросы автоматизации технологического оборудования.
Предприятия:
Небольшие. Как правило решают вопросы использованием «коробочных» продуктов с минимальными настройками. Проектные внедрения не требуются.
Средние. Наличие структурных подразделений, возможно филиалов. Появляются регламентирующие документы. Несколько уровней менеджмента. Как правило, уже недостаточно функционала стандартных решений и требуются процессы доработки программного обеспечения и его внедрения.
Крупные предприятия. Практически всегда требуется проектный подход.
Холдинговые структуры. Если речь идет об отдельных предприятиях – всё, как и в П.3. В случае включения в проект головной управляющей компании, как правило, требуется существенная доработка. Вопрос только в том, что будем дорабатывать: бизнес-процессы, или программное обеспечение.
Глобальные компании. Зачастую с государственном участием. Пожалуй, требуют отдельного рассмотрения. Процедуры принятия решений и контроля выполнения работ существенно влияют на все процессы подготовки и реализации проекта.
Как вы уже поняли, рассматриваю компании упомянутые в П.2 – П.4.
Ну, и наконец, приступаем к теме статьи.
Истоки. Или откуда ноги растут
Принято решение о внедрении программного обеспечения.
Иногда под влиянием сотрудников – мы перегружены вспомогательной работой, нам некогда качественно выполнять основные функции, или что-то подобное. Кстати, они далеко не всегда заинтересованы в успешной реализации.
Иногда волевым решением руководства. Причем не всегда обоснованном, просто так принято. Чаще по причине потери управляемости процессом вследствие не адекватной отчетности.
Иногда (редко) по инициативе IT-подразделений.
В любом случае (чаще всего), найти исполнителей поручается отделу IT. Все логично, кто же, кроме них сможет разобраться в различных продуктах и исполнителях.
И вот проблема первая
Мы совсем забыли о цели мероприятия. Я сознательно не пишу о внутренних процессах компании по подготовке требований к автоматизации. Такие документы, как правило есть. Иногда в самом общем виде, бывает в формате технического задания. Чаше всего содержат общие требования (скопированные из предыдущего или интернета), но, практически никогда не зафиксированы цели и показатели их достижения.
Да, цели описаны в общем виде (такой раздел есть в любом документе), но такое описание не дает возможности оценить успешность реализации проекта. Скажем прямо, исполнители не любят наличие в контракте условия по достижению целевых показателей. Но, вы же, как Заказчик, планируете внедрение продукта для успешности своего бизнеса, а не ради благосостояния разработчиков программного обеспечения.
К этой теме буду возвращаться еще не раз, поэтому различные аспекты этой проблемы будут раскрыты в кейсах.
Предпроектное обследование
Профессиональные исполнители обязательно предложат провести предпроектное обследование. Варианты от полного аудита бизнес-процессов и разработки общего/частного технического задания (будет зависеть от объема проекта) до краткого анализа требований с согласованием с владельцем бизнес-процесса.
Такая работа необходима обоим сторонам контракта. Исполнителю для предварительной оценки стоимости реализации, а Заказчику обеспечит понимание масштаба бедствия, требуемые ресурсы и, естественно, полную информацию для принятия решения.
В обязательном порядке обследование должно заканчиваться отчетом, содержащим, как минимум описание текущего состояния (как есть), предлагаемые решения, описание «как будет», план-график реализации и, естественно, оценку необходимых ресурсов.
Отступление II
Директора компаний практически, никогда не знают всех тонкостей реализации бизнес-процессов. Да и не их эта задача. Ну, не должен знать директор, например, в какую сторону и с каким моментом должна быть закручена гайка где-то там в недрах двигателя.
Предупреждение
В рамках статьи не будет упоминаний имен, названий компаний, каких-либо иных персональных данных. Только обезличенные материалы.
Кейс 1
Исходные данные:
1. Компания оказывает услуги юридическим и физическим лицам;
2. Заказ выполняется в течении нескольких часов или суток;
3. Особенностью процесса принятия заказа является глубина исполнения при ограниченных ресурсах. То есть, сотрудник принимает заказ, который должен быть выполнен через 123 дня. На выполнение заказа требуется 2 часа. Более подробно описывать иные условия для наших целей не требуется. Иначе будет слишком узнаваемая компания.
4. Заказчик изучил рынок, готового решения не нашел;
5. Подобрать исполнителя поручено сотруднику IT подразделения компании, назовем его Х;
6. Х провел предварительные поиски и выбрал возможного исполнителя.
Реализация
От предпроектного обследования компания категорически отказалась. Причина: Х самостоятельно описал процесс, сформулировал требования и, что немаловажно, они утверждены директором. То есть, требуется только исполнитель на доработку программного обеспечения по ТЗ Заказчика
Исполнитель, изучив ТЗ, определился со сроками и стоимостью работ. Заказчика устроило предложение, контракт подписан.
Наступило время сдачи релиза для тестовой эксплуатации. Контрольный прогон системы с участием Х и руководства компании недоработок не выявил.
Система инсталлирована на технических средствах сотрудников, которые до этого момента ничего о ней не знали.
Понимаю, что вы уже знаете к какому результату мы пришли. Естественно, началось с мелких не критичных правок, но в итоге, неучтенные тонкости процесса похоронили всю систему. Реализация всех требований потребовала существенной переработки ядра решения и, фактически удвоения бюджета проекта.
Итог. Расстались недовольные друг другом. Заказчик своих ошибок не признал и менять бюджет проекта отказался. Исполнитель отказался перепроектировать систему за свой счет.
Продолжение следует
Уважаемый читатель. Это пробная статья. Если тема покажется Вам интересной и будут отклики и обсуждение, буду дополнять кейсами, которых скопилось не мало. Как успешных, так и провальных.
Комментарии (13)
NataliaVladimirovna
08.04.2023 15:23Практически все проекты по автоматизации в ходе разработки и внедрения отклоняются от первоначального ТЗ. Причин очень много. Например, первоначальное исследование и описание бизнес-процессов было выполнено не очень качественно. Самая большая боль проектов, когда меняется ключевой заказчик. В моей практике, таких проектов половина. И этот риск очень сложно, практический не возможно минимизировать.
VlIoAd Автор
08.04.2023 15:23Риск замены ключевого заказчика всегда есть. Как правило приводит к пересмотру технического задания и, соответственно, договора (корректировка сроков, стоимости). Предусмотреть возможно на уровне Устава проекта в части корректировки задач, сроков.
По поводу не качественного описания БП, да, бывает. Причем, как правило, дилемма не разрешима. Заказчик: а вы нас про это не спросили, Исполнитель: да вы про этот процесс не рассказали....
Наталия, Вы же закладываете эти риски в стоимость/сроки выполнения работ по проекту?
NataliaVladimirovna
08.04.2023 15:23Риск замены ключевого заказчика очень часто ведет к увеличению стоимости бюджета, и часто к отказу от проекта в целом.
По описанию БП, еще чаще бывает ситуация - мы сами не знаем как правильно)))
Насколько это возможно стараемся учитывать риски.VlIoAd Автор
08.04.2023 15:23Сами не знаем как - не худший вариант, есть возможность предложить свое решение. Хуже, кода предлагают решение, требующее значительной переработки уже спроектированного модуля.
VitalikKoshelev
08.04.2023 15:23Да, ничего нового, мир не идеален, клиент не знает чего хочет, разработчик не умеет читать мысли и прочее. А вы с какой целью и для кого хотите этот пул примеров расписать? Научить заказчиков как общаться с разработчиками?
gennayo
Ничего нового для тех, кто имеет непосредственное отношение к автоматизации бизнес-процессов. Но продолжайте, иногда выговорится полезно.
VlIoAd Автор
Добрый день!
Да, не открыл Америку. Но, вероятно, Вы в теме, как непосредственный участник процесса. Но почему продолжаем ходить по граблям? Сколько в Вашей практике, с Вашей точки зрения, было неуспешных проектов?
gennayo
Что есть не успешный проект? Например, потратили 10 млн, чтобы бизнес остался на плаву, а могли тоже самое получить за 2 млн - это не успешный проект? Или, качественно внедрили документооборот, а бизнес загнулся от кривых бизнес-процессов в отделе продаж?
VlIoAd Автор
Предлагаю для определения успешности проекта оперировать целевой функцией и степенью её достижения. Если, как Вы пишете, документооборот внедрен качественно, цель достигнута - проект успешен. Он же имел граничные условия. Ведь не стояла задача, например, повысить доходность бизнеса? Которая потребовала бы, вероятно, пересмотра многих бизнес процессов.
Что касается стоимости реализации проекта, то это, скорее, вопрос морально-этический.
gennayo
Это у исполнителя "целевая функция", а у бизнеса задача минимум выжить при изменении условий, а максимум - увеличить прибыль.
VlIoAd Автор
Мы говорили о конкретной ситуации - успешности реализации проекта. Однако, если у бизнеса проблемы в продажах, а ресурсы решено вложить в документооборот, это и есть отклонение от целевой функции - как минимум выжить. Только не проекта по документообороту, а бизнеса. Конечно, не знаю подробности о предложенном Вами примере, но естественный отбор никто не отменял. Остается только вспомнить профессора Преображенского: "разруха - она в головах".