https://m.fotostrana.ru/public/post/234354/1798422617/
https://m.fotostrana.ru/public/post/234354/1798422617/

Предпосылки

Лет восемь назад настиг меня кризис среднего возраста. Случилось это в новогодние каникулы, когда осознание скорого выхода на работу вызывало тошноту и хандру. Связано такое состояние было с осознанием бесперспективности моей профессиональной деятельности.

Со временем эмоции улеглись, но осталось желание найти удаленную интеллектуальную работу. Поскольку Сеть соблазнительно пестрила объявлениями о потенциальных заработках разработчиков

и изобиловала историями успеха людей всех возрастов, решивших кардинально изменить свою жизнь переходом в IT,

кроме сферы программирования, других вариантов для реализации задуманного я не увидела.

Старт самопроверки был положен через изучение основ программирования на таких платформах как GeekBrains, CodeBasics и Hexlet.

Поначалу шло туго, но, втянувшись в это с головой, через пару месяцев прохождения бесплатных курсов, я поняла, что программирование мне нравится. По-прежнему очень отдаленно представляя себе, чем именно в IT-сфере мне хотелось бы заниматься, я решила вытянуть жребий. Написала в четырех экземплярах на разных бумажках названия таких языков программирования как Python, Java, Java-Script и, трижды вытянув Java, решила начать изучение этого языка, несмотря на его сложность.

Организационные основы

В выборе платформы для обучения я руководствовалась следующими основными критериями:

  • платформа должна быть известной, иметь соответствующую лицензию на образовательную деятельность,

  • по окончании обучения должен выдаваться диплом государственного образца,

  • стоимость обучения должна быть приемлемой.

Сравнив условия таких образовательных ресурсов как GeekBrains, Skillbox и Нетология, я остановила свой выбор на GeekBrains, поскольку интерфейс этой платформы мне уже был знаком, а, при прочей относительной схожести предложений этих трех компаний, новогодние скидки на обучение были привлекательнее.

Что обещал GeekBrains за те 70 тыс. рублей, что я в рассрочку заплатила за двенадцатимесячное обучение, кроме возможности с нуля любому студенту (независимо от уровня начальной подготовки и знаний, основной занятости) освоить программирование на языке java?

Приведу положения оферты от 25.12.2020:

4.2.12. Общая продолжительность Программ:

- 12 (двенадцать) календарных месяцев на факультетах: … «Java-разработка»…

При этом продолжительность Программы может быть увеличена Сервисом в связи с перерывами в процессе оказания Услуг по независящим от Сервиса причинам: государственные праздники, технические неполадки, болезнь преподавателя и т.д. Сервис самостоятельно определяет время начала Программы.

7. Условия содействия в трудоустройстве (при соблюдении студентом порядка 20 пунктов, о которых я более подробно скажу далее).

Итак, обучение я начала в середине января 2021 года. По обещаниям GeekBrains и, как следует из п. 4.2.12 оферты, закончить обучение я должна была в феврале 2022 года.

Весь процесс был разбит на 4 крупных блока – «четверти». Каждая четверть включала в
себя от двух до пяти обязательных курсов:

Средняя продолжительность одного курса: месяц.

Среднее количество занятий в одном курсе: 8 - 10. Проводятся они в формате видеоконференции с возможностью общения с преподавателем on line в чате. Видеозапись занятия сохраняется, ее можно просматривать со следующего дня в любое удобное время.

К каждому занятию прилагаются файлы с кратким методическим материалом, в котором излагаются основы предмета, а также файл с кодом (или ссылка на GitHub, где код размещен), который преподаватель писал на уроке.

Занятия начинаются, как правило, не раньше 20,00 часов по московскому времени. Средняя продолжительность одного занятия – два часа.

После каждого занятия студенту дается практическое задание, срок выполнения которого составляет 7 календарных дней. Если задание не выполняется вовремя, возможность сдачи его результата на проверку в общем порядке закрывается, и получить ее можно только индивидуально через службу поддержки.

Перерыв между курсами: около недели.

Практически каждый курс завершается итоговой аттестацией – тестированием на знание пройденного предмета.

Также есть курсы вне четверти (которые тоже для получения диплома являются обязательными, но период для начала прохождение таких курсов студент выбирает самостоятельно):

И есть факультативы, которые, на первый взгляд, необязательны, но дальше мы поймем, в чем подвох:

В итоге: минимум два раза в неделю (зачастую это будние дни, например, понедельник и четверг) с 20,00 часов до 22,00 часов (а то и дольше) вам необходимо отложить все дела и заботы, сесть перед экраном и слушать лекции, наблюдать, как преподаватель пишет и комментирует код. После чего до следующего занятия, а, в крайнем случае, через занятие, вам необходимо в свободное время выполнить практическое задание и сдать его на проверку. И так в течение года, из недели в неделю. Без каких-то ощутимых перерывов.

Практический процесс постижения гранита науки

Первые пять занятий я пыталась присутствовать на вебинарах on line, но на большее меня не хватило. Кроме того, меня не устраивал сам формат проведения занятий: преподаватель отвлекался на чат, читал его и отвечал на вопросы, которые зачастую носили праздный и демонстративный характер. После ответов на вопросы многие преподаватели порой теряли нить повествования, да и в целом при подаче материала перепрыгивали с темы на тему, объясняли путано, не структурно. Было понятно, что кто-то подходил ответственно и готовился к лекции, поскольку вполне спокойно ориентировался по ходу урока и не терял нити повествования, укладывался в заранее отмеченный регламент проведения урока, а кто-то проводил занятие «для галочки», отбывал его, без какой-либо подготовки, наобум. Доходило до того, что один лектор в прямом эфире параллельно с проведением урока вел активную семейную жизнь: переговаривался с женой, спорил с ней, кто выключит свистящий чайник или ответит на телефон, курил, пил чай, отгонял от себя пристающего и пищащего ребенка, рассказывал студентам, как прекрасно ему работается в Яндексе и сколько акций этой компании у него есть... Но знаний тот преподаватель не дал ни грамма... А это была вторая четверть, где мы должны были под патронажем учителя почти самостоятельно написать графическое приложения - сетевое хранилище. К слову, если вам не нравится какой-то преподаватель, вы можете обратиться в службу поддержки, чтобы вам предоставили доступ к курсу, проведенному другим преподавателем (в записи). Проблема в том, что не всегда знаешь, к чьим урокам стоит просить предоставить доступ... За время обучения я дважды просила открыть мне доступ к курсам других преподавателей: по курсу «Разработка сетевого хранилища на Java» и по курсу «Основы веб-разработки на Spring Framework».

Одним словом, по окончании второй четверти я поняла, что мало полезного получаю от вебинаров (кроме, наверное, некоторых участков кода, который я со временем научилась читать и понимать), поэтому в дальнейшем просматривала их в формате ускоренного воспроизведения и, порой, перемотки. Больший практический смысл для себя я выносила из кратких методических материалов и кода к урокам, а также из дополнительных ресурсов и материалов, рекомендуемых как самим преподавателем, так и сокурсниками (книги, образовательный ресурс JavaRush, различные видеоуроки и форумы в Сети).

Уровень преподавателей разный, часто оставляет желать лучшего. События, произошедшие в феврале 2022 года, спровоцировали дефицит качественного преподавательского состава. В дополнение к этому сам GeekBrains по собственной инициативе избавляется от хороших преподавателей. Для примера: в четвертой четверти у нас полтора курса вел Алексей Ушаровский, выпускник МГТУ им. Баумана, который живет и работает в Чехии. Преподавал хорошо: ответственно подходил к вебинарам - явно готовился к лекциям, быстрее всех преподавателей проверял домашние задания и всегда к ним писал дельные комментарии, давал рекомендации. Материал преподносил доступным языком и с актуальными живыми примерами. Но внезапно в середине курса его уволили. Сам Алексей успел на одном из последних занятий предупредить студентов, что у него с GeekBrains неожиданно возник конфликт и, вероятно, он не сможет довести курс до конца. О сути конфликта преподаватель не распространялся, но, памятуя о прошедших уроках, я могу предположить, что Алексея уволили за то, что он позволил себе в прямом эфире немного покритиковать политику платформы (неодобрительно высказался о том, что ему без согласования перестали в расписание ставить on line занятия, вместо этого демонстрируют студентам записи его же занятий с другими группами, а также о том, что снизилось качество методического материала, поэтому мы можем не читать то, что выкладывается к урокам, он нам будет сам давать нужные темы и объем информации по ним). Алексей был одним из немногих достойных преподавателей! И GeekBrains так просто от него избавился, поставив во главу угла не качество преподавания, а корпоративную этику и что-то там еще, известное только им.

 К чему нужно быть готовыми, если не принимать во внимание уже описанные нюансы?

 1. У вас должна быть неплохая компьютерная техника (не важно, стационарный компьютер или ноутбук). Ее ресурс должен позволять устанавливать и запускать несколько «тяжеловесных» программ одновременно. Для примера, мой ноутбук (с характеристиками: процессор Intel Core i3, 2 ядра, объём установленной оперативной памяти - 4 Гб, операционная система - Windows 10 Home) со временем оказался непригодным для выполнения заданий (такая программа как Docker на нем в процессе запуска блокировала работу всех систем). Я больше времени тратила в ожидании завершения обработки запросов и запуска программ, чем фактически писала код.

2. Вам придется самостоятельно осваивать теорию, поскольку для решения практических заданий и понимания предмета того, что рассказывают на вебинарах, и того, что написано в методических материалах к урокам, недостаточно. У меня все свободное время уходило на решение практических заданий и на то, чтобы понять ту или иную тему, пусть даже в минимальном объеме. Формально на курсе есть наставники – такие же ученики как вы, но которые уже успешно прошли тот или иной курс и решили помогать другим ученикам-новичкам. К этим наставникам вы можете обращаться с проблемными вопросами, просить что-то пояснить. В тот момент, когда я решила обратиться к наставнику (это уже была 2-я четверть), мне с наставником не повезло – из его «тупо» ответа я ничего не поняла, кроме того, что мне выказали пренебрежение и дали понять, что пора мне мотать удочки, раз я
такая непонимающая:

После этой попытки новых желаний обращаться к наставникам не возникало – разбиралась во всем сама.

3. Два занятия в неделю (и это не учитывая курсы вне четверти) – это очень интенсивное обучение, особенно, если у вас есть основное место работы. Для себя я поняла, что лучше сдавать практическое задание до начала следующего занятия, в противном случае невыполненные задания накапливаются, как снежный ком. Ситуации, когда я пропускала срок сдачи практического задания, у меня не возникало.

4. Студентов, которые решили переквалифицироваться и с нуля освоить совершенно новую специальность, заметное меньшинство. И с каждым курсом их становится все меньше, т.к. не все выдерживают такой темп обучения. На моем потоке в основном были ребята, уже имеющие какое-то инженерно-техническое образование, часто знающие один из языков программирования.

5. Для каждой группы открывается чат в Телеграмм. В этом чате студенты могут общаться друг с другом, обсуждать вопросы по предмету, задавать вопросы преподавателям. Фактически чат превращается в этакий междусобойчик, в котором общается пара-тройка продвинутых студентов. Общаются зачастую на недоступном для новичка жаргоне, обсуждают либо вопросы из области специфических и узких тем, либо радужные перспективы работы в таких компаниях как Яндекс, Гугл и пр.

6. В IT сообществе практикуется пренебрежительное и хамское отношение к студентам женского пола. К ним относятся по меньшей мере снисходительно. Зачастую тем или иным способом мужчины стремятся продемонстрировать свое превосходство: унизить, оскорбить (пусть даже завуалированно), демотивировать. Наглядно это проявляется в общении все в тех же чатах. Когда студентка робко просит о помощи, ее зачастую игнорируют либо отвечают так, что пропадает всякое желание уточнять. Если же обращается парень, с ним вступают в живой диалог все, включая некоторых преподавателей, и охотно выражают готовность максимально помочь.

7. В процессе обучения вы можете взять академический отпуск в любое время и на продолжительный срок. Чтобы вернуться к обучению, необходимо просто написать в службу поддержки о своем намерении, и вас включат в состав ближайшей группы вашего факультета на курс, с которого вы взяли паузу. Правда, этот курс нужно будет пройти заново независимо от того, с какого занятия вы прерывали обучение.

Проучившись чуть более полугода, в середине третьей четверти я была вынуждена взять
академический отпуск на полгода. В начале февраля 2022 я обратилась в службу
поддержки и выразила свою готовность возобновить обучение.

Однако 14 марта обучение не возобновилось. Предположив, что события в мире могли внести свои коррективы, я подождала до 28 марта и снова обратилась в службу поддержки, которая, изобразив удивление и сославшись на сбой в системе, предложила записаться на курс к преподавателю, который был мне знаком по предыдущим курсам:

В общем, с большим трудом после долгой переписки я возобновила обучение с 5 апреля, к тому же не с тем преподавателем, которого я согласовывала. И если до академического отпуска количество студентов в группе было не более 50 человек (причем, с каждым курсом их становилось все меньше), то с момента возобновления мной обучения студентов в группе оказалось порядка 70 человек, а на некоторых курсах в четвертой четверти и все 120.   

8. Преподаватели не учитывают того, что в мире программирования с февраля 2022 года произошли существенные изменения, в том числе ограничился (либо совсем прекратился) доступ к ресурсам, необходимым разработчику. Многие лекторы, несмотря на то, что являются гражданами России, живут и работают в других странах (например, в Грузии), имея по-прежнему неограниченный доступ ко всем ресурсам. Они совершенно не вникают, какие есть трудности для тех, кто учится и работает в России. В их лекциях используются ресурсы, которые без VPN в России недоступны. Например, на курсе «Agile, Scrum. Теория» нас учили работать в Trello (на курсе “Командная разработка на Java” также в обязательном порядке использовался указанный ресурс), предоставляли методические материалы и инструкции, как регистрироваться на сайте, создавать и наполнять доски. Но преподаватель ни словом не обмолвился, что у нас возникнут вот такие проблемы при регистрации и попытке войти без VPN:

При этом, когда студенты массово стали писать лектору о том, что ресурс недоступен, он искренне удивлялся и терялся, поскольку даже не разбирался в аналогах. Все закончилось тем, что нам предложили самостоятельно искать альтернативу.

Что из всего этого получилось

Вместо обещанных двенадцати мое обучение заняло 25 месяцев. При этом только 6 месяцев я была в академическом отпуске по своей инициативе, остальные 7 месяцев обусловлены, как я понимаю, отсутствием у GeekBrains преподавателей. Чтобы прикрыть проблемы в организации учебного процесса, эта образовательная платформа ввела разного рода каникулы и наполнила межканикулярное время какими-то совершенно ненужными интенсивами и буткемпами, без просмотра которых завершение обучения невозможно.

24.02.2023 я сдала итоговый выпускной проект и заполнила анкету для получения диплома, и только спустя полтора месяца — 10.04.2023 курьер привез мне документ о полученном образовании.

Дает ли что-нибудь этот документ? — пока не проверяла. Но наблюдения за судьбой однокурсников показывают следующее.

Некоторые студенты находили работу еще в процессе обучения, поскольку прохождение отдельных курсов всегда подтверждается сертификатами.

Все, кто находил работу, имели основное инженерное высшее образование, а в процессе обучения зачастую нигде не работали, все свое время безраздельно посвящая углубленному изучению теории и практике.

Вопреки информации о дефиците разработчиков, в результате ухода иностранных компаний из России предложений на открытом рынке для специалистов, недавно получивших образование и не имеющих опыта коммерческой разработки (трудового стажа на должности разработчика в какой-нибудь организации), не так много. Если такие предложения и существуют, то ни о какой удаленной работе и речи быть не может, а уровень заработной платы колеблется в районе 40 тыс. рублей. При этом конкурсный отбор очень жесткий — сложность технических заданий, которые требуется выполнить кандидату-новичку, соответствует уровню знаний опытного middle-разработчика. Мои сокурсники соглашались на такие условия, лишь бы где-нибудь закрепиться. В случае успешного прохождения испытательного срока им обещали повысить зарплату до 70-80 тысяч рублей. И это в Москве. Как в других регионах России — не знаю. 

Вернусь к положениям оферты об обязанности GeekBrains трудоустроить студента после окончания обучения (уговаривая вас на покупку их курсов, менеджеры на этой обязанности особенно настаивают, уверяя, что эти положения реальны и исполнимы).

Раздел оферты, посвященный трудоустройству, очень громоздкий, но вот некоторые выдержки, касающиеся обязанностей студента:

 7. Условия содействия в трудоустройстве.

7.1. При условии выполнения совершеннолетним (достигшим 18-летнего возраста) Пользователем требований, указанных в п.п. 7.2. –7.4 Договора, Сервис обязуется оказать ему содействие в трудоустройстве в течение 6 (шести) календарных месяцев после успешного окончания обучения по Программе и обращения в Сервис.

В случае если Пользователь при выполнении всех условий не трудоустраивается в течение 6 (шести) календарных месяцев после успешного окончания обучения по Программе и обращения в сервис, и отсутствуют обстоятельства, указанные в п. 7.6 Договора, Сервис осуществляет возврат уплаченного Вознаграждения Сервиса Пользователю.

7.2. Пользователь соглашается, что Сервис оказывает содействие в трудоустройстве только при условии приобретения таким Пользователем полного курса обучения и достижения возраста 18 лет на момент подачи заявки на содействие трудоустройству.

7.4. Для оказания гарантированного содействия в трудоустройстве Пользователю необходимо выполнить следующие условия:

7.4.1. Предоставление резюме:

7.4.1.1. Во вкладке «Резюме» в Личном кабинете Пользователь должен заполнить форму резюме и подтвердить необходимость в трудоустройстве, нажав на кнопку «Видно работодателю», не позднее даты начала 1 (первого) урока последней четверти обучения.

В противном случае Пользователь будет считаться трудоустроенным и не нуждающимся в оказании ему содействия в трудоустройстве по окончании обучения по Программе.

7.4.2. Прохождение Программы курсов и сдача итоговой аттестации: Стороны согласовали, что Пользователь также должен выполнить следующие требования:

7.4.2.1. Полностью пройти все Курсы Программы: все курсы основного обучения, курсы «Вне четверти».

7.4.2.2. Пройти минимум 1 (один) факультатив от компаний-партнеров Сервиса.

7.4.2.3. Выполнить и сдать на проверку не менее 75% предусмотренных практических заданий в установленный срок. Для каждого практического задания также предусмотрена возможность пересдачи в срок, определенный Сервисом.

7.4.2.4. Успешно выполнить проверочные тесты по Программе.

7.4.2.5. Защитить проекты после каждой Четверти на оценки «4» или «5» и сдать итоговую аттестацию.

7.4.3. Подача заявки для содействия в трудоустройстве:

7.4.3.1. Пользователь вправе обратиться в Сервис для оказания содействия в трудоустройстве в течение 3 (трех) календарных месяцев после окончания обучения.

7.4.3.2. Для того, чтобы подать заявку Пользователю необходимо выполнить условия п.п. 7.4.2 и заполнить опрос.

Там еще много детализирующих пунктов о самом процессе предложения выпускнику вакансий, но все это начинается после того, как сервисом одобряется заявка.

В суматохе дней и затянувшемся на целый год обучении я упустила момент размещения резюме (п. 7.4.1.1. оферты) и до сдачи итогового проекта не прошла ни один из предложенных факультативов (которые в процессе обучения преподносятся как необязательные). При этом по вине самого GeekBrains я так и не попала на два обязательных курса вне четверти: «Компьютерные сети» и «Операционные системы», поскольку образовательная платформа до сих пор не открыла мне возможность записаться на них (предполагаю, все из-за той же нехватки преподавателей...).

Устав от бесконечного обучения и перманентных взаимодействий со службой поддержки GeekBrains, требуя от них исполнения тех или иных обязательств, для себя я пока решила продолжать осваивать нюансы разработки на java и, по возможности, создавать небольшие проекты (например, телеграмм-боты).

А там посмотрим, куда меня выведет кривая судьбы))

Комментарии (9)


  1. al_kotler
    24.04.2023 07:33

    А как вы не уходя с основной работы юриста представляете себе собеседование с будущим работодателем-айтишником? Ведь собеседование - это торг. Вашу квалификацию покупают за некие деньги. Но вы еще не уволились с прежнего места работы. То есть вас еще и переманить надо. То есть дать вам больше денег чем можно дать сидящему дома специалисту той же квалификации.


  1. MAXH0
    24.04.2023 07:33
    +2

    В их лекциях используются ресурсы, которые без VPN в России недоступны. Например, на курсе «Agile, Scrum. Теория» нас учили работать в Trello (на курсе “Командная разработка на Java” также в обязательном порядке использовался указанный ресурс), предоставляли методические материалы и инструкции, как регистрироваться на сайте, создавать и наполнять доски.

    Реально слегка подбешивает такой подход. Не потому даже, что санкции и блокировки. Еще до всего этого лично меня раздражал подобный подход, когда такое ощущение, что в нагрузку с курсом идет набор продвигаемых "полезных" программ. И программы то не сказать что плохи, но сидит в нас неприятие косвенной рекламы и у каждого свои вкусы.


  1. headrush95
    24.04.2023 07:33
    +3

    Вы большая молодец, что находите в себе силы не бросить это все. Для тренировки могу вам посоветовать не обходить стороной алгоритмы и начать потихоньку решать задачи на leetcode


    1. Polesmih Автор
      24.04.2023 07:33
      +1

      Спасибо! И да, про leetcode я знаю, но во всей учебной круговерти руки до него почти не доходили...


  1. vshopin
    24.04.2023 07:33

    Я обучался по таким курсам, но уже оффлайн и за бесплатно, прошел почти весь, остался только интернет магазин. Знакомый обучился в 2020 году по похожему курсу от GB и устроился на работу. Уже 2 года получается работает. дам мне доступ чтобы я все прошел, а он сам будет у меня ДЗ проверять, и давать подсказки и наставления.
    Скажу так что, если бы я заплатил за него, то оказался бы разочарован. Особенно секция по SQL, это тихий ужас, вела женщина, пол лекции читает чат, несвязно материал дает, с мысли на мысль перепрыгивает. Хорошо еще что SQL я и так знал до этого, думал что покажут как правильно join составлять, по итогу ничего этого не было. Понравился преподаватель по Spring, и которые вел первый семестр по java core. Ну и я даже не представляю как по таким курсам
    обучаются люди которые все это первый раз в жизни видят и слышат. Я сам с AQA, пишу на Python, и то тяжело было вникнуть)


    1. Polesmih Автор
      24.04.2023 07:33

      )) Ну вот так и обучаются - через "не могу" и вопреки всему)


  1. Cheater
    24.04.2023 07:33
    +2

    Но ведь тут вообще не передаются данные по сети. А тупо пишется на диск в директорию.
    Ну и ладно бы это, все это происходит в одном методе с использованием одного и того же входящего потока из сокета. Ну а этот поток походу весь вычитан сохранением файла на сервер.
    Короче, чтоб тот же файл тупо передать обратно, надо бы его сначала считать.
    Ну и запись руками на диск конечно работает, но работает она когда сервер и клиент один комп, иначе надо же в сеть тоже передавать

    из его ответа я ничего не поняла, кроме того, что мне выказали пренебрежение и дали понять, что пора мне мотать удочки, раз я такая непонимающая

    "Пренебрежение"? "Дали понять, что пора мотать удочки"? Для вас любая фраза со словом "тупо" автоматически оскорбляет ваши способности? Например "Функция memset() тупо заполняет данную область памяти данным значением"?

    Я никакого пренебрежения и тем более призыва мотать удочки в ответе препода не вижу, максимум злоупотребление просторечиями, ну мб неумение определить уровень ученика. Как вы ещё в этом страшном айти выживаете, с подобной склонностью оскорбляться.


    1. AndyNorman
      24.04.2023 07:33
      +1

      Как вы ещё в этом страшном айти выживаете

      Так и выживает - привыкла, но все равно расстраивает. А IT у нас действительно токсичное, собственно, как и многие другие сферы в нашей стране. Что в IT, что где-либо ещё принимают хамство и дерьмопреподов, которым может быть плевать на тебя даже за деньги - за чистую монету. Такой менталитет. И это не "приплетение рашки", а факты. Уже полно исследований есть на эту тему, что хамство и безразличие на окружающих в крови у многих наших людей, а у остальных эволюционная способность не обращать на это внимание и не видеть грубость там, где она есть. В западном сообществе за то, что у нас считается "шуткой" банят или игнорировать начинают. Со стороны препода можно это всё перефразировать иначе, а не высокомерные оценочные суждения всем раздавать, так что я понимаю автора.


  1. alexdoublesmile
    24.04.2023 07:33

    Молодец! С их дилетантским подходом к обучению не растерять энтузиазм - это похвально. Напиши мне в телегу, я дам теоретический и практический материал по любой теме, связанной с Java (alexdoublesmile). И помогу с разбором