Мои договоры не являются образцово-показательными, однако я использую их с 2011 года и периодически вношу небольшие улучшения. Поэтому это не туториал «как правильно делать», а живой пример «как конкретный фрилансер делает это последние 12 лет».

Важно также добавить, что я ни разу ни с кем не судился, отношений не выяснял. В работе я больше защищён грамотно выстроенными процессами и коммуникацией с заказчиком, нежели договором. За основу я когда-то взял договор, использовавшийся в компании Webmaster.spb, в которой проработал несколько лет проектировщиком интерфейсов в начале карьеры.

Статья получилась объёмной, поэтому я сделал оглавление с якорными ссылками. Приятного чтения!

Номер, дата и участники

Два основных параметра, делающих договор уникальным, — это номер и дата. Номер я указываю прямо в заголовке, а дату — сразу под ним.

Формирование номера не регламентируется какими-то правилами, каждый их может придумать для себя. Это практически любое сочетание цифр и букв. Я вот использую число в формате ХХХ и две последние цифры текущего года через слэш.

Забавный факт: раньше я никогда не использовал номер договора 001, чтобы мой первый клиент в году думал, что он уже не первый, и что я настолько востребован, что уже занят какими-то проектами. Особенно это было актуально, когда первый клиент приходил где-нибудь в апреле-мае :) На сегодняшний день меня эта мелочь совершенно не беспокоит: очевидно, что в реальности клиенты ни разу не обращали внимания на эти номера.

Первый абзац договора — это перечисление участников и того, на основании чего они действуют. Также здесь вводится определение для этих участников: «Стороны».

Предмет договора

Это, собственно, и есть то, о чём договариваются стороны. Обычно исполнитель обязуется что-то сделать, а заказчик обязуется за это заплатить. Остальное — детали.

В предмете договора я чаще всего ссылаюсь на то, что делаю что-то в соответствии с Приложением 1 к договору, потому что перечень моих «дел» слишком большой, чтобы встраивать его прямо в этот раздел.

Когда я в течение пары недель собираю функциональные требования для сложных проектов, то фактически занимаюсь составлением Приложения 1. А само тело договора по объёму работ над документом — это «вишенка на торте».

Когда же работ мало, я включаю их прямо в этот пункт, безо всяких отсылок на приложения. Например «оказать услуги по консультации на такую-то тему» или «собрать и оформить перечень функциональных требований к такому-то проекту».

Стоимость работ и порядок расчётов

Тут всё довольно просто:

— Общая стоимость циферками и прописью (для двойной проверки: можно случайно написать лишний нолик, но уж словами-то ты точно не напишешь случайно другую сумму);

— Применяемая система налогообложения (это важно бухгалтерам обеих сторон и может реально повлиять на условия сделки);

— В какой момент обязательства заказчика считаются исполненными.

В моём договоре получается, что, если заказчик нажал на кнопочку «отправить» в своём банк-клиенте, — значит он уже молодец. И надо бы этот момент исправить в следующей версии. Потому что по-хорошему обязательства исполнены, когда деньги оказываются на моём счёте. Ведь перевод может «зависнуть» по вине банков, а по договору это уже мои проблемы. Но на практике, разумеется, у меня ни разу такого не случалось. Поэтому договор в таком виде и существует все эти годы.

— Размер авансового платежа циферками и прописью;

— Срок, в течение которого этот авансовый платёж необходимо внести.

Если я работаю без аванса, то эта строка не нужна. Вместо неё будет написано, что оплата производится по факту выполнения работ.

Однако я с 2017 года всегда работаю по 100% предоплате, поэтому для меня эта строчка неизменна.

Обязанности сторон

Здесь перечисляю кто что обязан сделать. Это как бы более подробная версия предмета договора.

Исполнитель обязуется сделать всё полностью и в срок в соответствии с Приложением №1. А ещё он (то есть я) обязуется выполнить работы самостоятельно. Если я планирую привлекать третьих лиц к работе по договору, я так и напишу в этом разделе. Это важно, потому что результатом труда является предмет интеллектуальной собственности, с правами на использование которого всё должно быть прозрачно и однозначно для клиента.

Заказчик, в свою очередь, обязуется принимать и оплачивать работы в соответствии с Договором, а также заплатить дополнительные деньги, если решит изменить условия и состав работ. При этом ещё и сроки увеличатся на время, необходимое для выполнения этих новых работ. Ну а как иначе? И вся эта красота, если произойдёт, то будет описана в Дополнительном соглашении.

Порядок сдачи и приёмки выполненных работ

Здесь указываю:

— В какой срок после завершения работ я должен предоставить заказчику акты и счета для оплаты остатка. Кстати, в этом договоре слова про счета — лишние, т.к. договор предоплатный;

— В какой момент работа считается принятой. В момент, когда подписали акт. Не подписан акт — и в любой момент (даже через два года) клиент может заявить, что работа не принята;

— Что делать клиенту по факту вручения акта. А тут два варианта: либо подписывает его в течение какого-то срока, либо объясняет, почему не готов принять работу. Если клиент ничего не делает, то он как бы автоматически соглашается с тем, что всё в порядке и работа выполнена.

В этом пункте я прямо сейчас вижу огромный косяк моего договора. Там сказано, что при составлении претензии клиент не только перечисляет, какие недостатки выявил в результате работы, но и указывает сроки их исправления. Что? О_о Конечно же, это недопустимо. Сроки должен указывать исполнитель, а не клиент. Главное, что за 12 лет никто не обратил внимания на этот пункт. Хотя следующий пункт несколько нивелирует этот недочёт:

— Если исполнитель не согласен с мотивированным отказом принимать работу, то создаётся комиссия из представителей обеих сторон, которая пытается во всём разобраться и согласовать;

— Передача прав использования результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством РФ;

— Исключительные имущественные права на результаты работ исполнитель оставляет за собой.

Когда мой договор проверяют юристы клиентов, они часто вносят правки в последний пункт. А я не возражаю.

Ответственность сторон

— Пункт о том, в течение какого времени нельзя разглашать конфиденциальную информацию, предоставленную для выполнения договора. Самое страшное, что я узнавал за свою карьеру, — это способы ухода от уплаты налогов или обхода сотрудниками регламентированных производственных процессов, чтобы задачи выполнялись быстрее. Это при проектировании ERP-систем. Никому об этом не расскажу;

— За косяки со стороны исполнителя назначается штраф в размере 0,1% от стоимости всех работ за каждый день неисправленного косяка. Но не больше 15% (это, получается, за 150 дней). Стандартная формулировка. Штрафование заказчика мой договор никак не предусматривает, т.к. у него просто нет участков, где он мог бы проштрафиться;

— Последний пункт у меня появился после работы с одним из клиентов. Его юристы настояли. Он о том, что, если я нарушу чьи-либо авторские права, то я сам должен с ними разбираться, в том числе и в судах. Пункт для меня теоретически очень опасный, потому что можно нарушить чьи-то права по неведению, а затем попасть на огромные проблемы. А практически я не использую чужих артефактов в своей работе. Прототипы и тексты я создаю с нуля своими руками, поэтому и на пункт согласился.

Разрешение споров

Самый короткий и понятный раздел. Все споры стороны будут пытаться разрешить «мирным путём» во время переговоров. Ну а уж если совсем край, то обращаемся в суд. Я, разумеется, указываю Арбитражный суд Санкт-Петербурга, чтобы никуда ездить не надо было.

На моей практике не было не только ни одного суда, но и даже намёка на то, что он возможен. Я, если честно, не представляю, что должно было произойти между мной и клиентом, чтобы нужно было идти судиться.

Обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор)

— Пункт о том, что в случае пожаров, наводнений, землетрясений и прочих штук, которые нам никак не подвластны, непредотвратимы, непреодолимы и чрезвычайны, стороны не отвечают за то, что полностью или частично не исполнили свои обязательства по договору;

— Если одна из сторон попадает в такие обстоятельства, она должна тут же оповестить об этом вторую. А если в трёхдневный срок она ничего не сообщит, значит нечего потом рассказывать про форс-мажоры, поезд ушёл. Разумеется, если предупредить не удалось именно из-за форс-мажора, то тогда ничего страшного и все всё понимают;

— Если в течение месяца форс-мажор не прошёл, то надо договариваться о том, что делать дальше. При этом у стороны, не подверженной форс-мажору, есть право прекратить сотрудничество по договору. Но денег обратно потребовать нельзя.

Кстати, слово форс-мажор произошло от французского force majeure — «высшая сила». В юридических документах используется термин «непреодолимая сила», а «форс-мажор» — это понятный всем разговорный вариант.

Срок действия договора и заключительные положения

— С какого момента договор начинает действовать и в какой момент заканчивает. Очевидно: с момента подписания и до полного выполнения сторонами обязательств. Но у меня возможны и другие варианты. Например, когда указано количество месяцев с момента подписания, а затем он заканчивает действовать автоматически. Но это нужно быть уверенным в том, что никаких дополнительных соглашений в будущем не предвидится. А то придётся новый договор заключать;

— Строчка о том, что, если до окончания срока действия договора возникли какие-то новые обязательства, их нужно исполнять;

— Если что-то изменилось и дополнилось, то оно действительно только в том случае, когда эти изменения где-то зафиксированы и подписаны. У меня они обычно появляются и фиксируются в дополнительных соглашениях к договору;

— Строчка о том, что договор составлен в двух идентичных экземплярах, имеющих равную юридическую силу. Это стандартная штука, которая всем хорошо знакома и понятна;

— Строчка о том, что если исполнитель решил передать все работы третьим лицам или заказчик решил передать ответственность за оплату кому-то ещё, то это возможно. Но только с письменного согласия другой стороны (то есть, на самом деле невозможно, пока не будет подписано дополнительное соглашение :)

— Возможность заказчика отказаться от исполнения договора, если предупредить об этом за 15 дней до расторжения. Нужно будет возместить исполнителю его расходы. Здесь тонкое место. Мои клиенты ни разу не пользовались этим пунктом. Но если бы воспользовались, то, кажется, это было бы законным основанием потребовать у меня часть предоплаты обратно. Но я бы её не хотел отдавать и объяснял бы, что она уже соответствует моим фактически понесённым расходам.

Реквизиты и подписи сторон

Сначала перечисляю реквизиты заказчика, затем исполнителя. Важно указать:

— Место нахождения

— Контактные данные

— ИНН

— ОГРН (или ОГРНИП)

— КПП

— Банковские реквизиты

Этого будет достаточно для идентификации участников договора, а также для проведения финансовых расчётов.

Реквизиты я запрашиваю у клиента уже в момент подготовки КП, чтобы не тратить на это время в будущем. Нет никакого смысла проявлять самостоятельность и добывать их, например, на сайте заказчика. Часто у бизнеса имеется несколько юридических лиц и никогда не знаешь, какое захотят использовать для работы с тобой.

Также, отправляя документацию по почте, я отдельно уточняю адрес. Потому что часто получается так, что удобнее получить не на юридический, а на какой-то другой (например, на адрес проживания бухгалтера), чтобы никуда не бегать.

Приложения

В моём случае всё обычно ограничивается одним приложением к договору. Средний размер приложения — 3 страницы. Большую часть занимает перечень функциональных требований к проектам и описание их структур.

— Под заголовком приложения я обязательно указываю, к какому договору от какой даты оно имеет отношение. Это нужно для однозначной связи одного документа с другим;

— В перечне работ детально описываю, что планирую сделать, и в каком виде клиент получит результат;

— В сроках указываю количество календарных дней, необходимых для работы, а также часов, необходимых для согласований;

— Приложение скрепляется подписями сторон так же, как и договор.

В приложении я ничем себя не ограничиваю. Стараюсь простыми словами максимально понятно и подробно описывать, что будет происходить во время работы и какой получится результат. Прописываю все нюансы, которые было бы странно фиксировать в самом договоре. Ссылаюсь на внешние референсы, если выполняю работу на основе чего-то уже существующего.

Для моей работы приложение является более важным документом, чем сам договор. Договор-то рамочный, а вот приложение каждый раз уникальное и я трачу довольно много времени на его подготовку. На картинке показан пример самого простого из возможных приложений: к договору на составление функциональных требований. Это когда я говорю клиенту, что для того, чтобы сделать коммерческое предложение (КП) на проектирование, мне нужно потратить много времени и сил, чтобы погрузиться в проект. Поэтому я не готов выполнять эту работу бесплатно. И как бы странно это ни звучало, придётся заплатить денег за то, чтобы получить КП на этап проектирования. А сам этап проектирования нужен для того, чтобы получить на его основе КП на разработку. Вот такая рекурсия!

Дополнительные соглашения

Дополнительные соглашения. На моей практике встречались довольно редко, т.к. хорошо подходят для предоставления регулярных типовых услуг для одного и того же клиента (а это не мой случай). Чтобы не нужно было каждый раз заводить новый договор. Хотя прямо сейчас я не понимаю, чем создание дополнительного соглашения отличается по трудозатратам от заключения нового договора.

У дополнительного соглашения есть свои номер и дата, а также ссылка на оригинальный договор. Оно так же, как и договор, и приложения к нему, скрепляется подписями.

Вступительный абзац — такой же, как и в основном договоре. Перечисляем участников и того, на основании чего они действуют.

А дальше нет никаких регламентов. Можно, как в договоре, детализировать предмет дополнительного соглашения, стоимость работ и перечень работ, разбив это дело на разделы. А можно уместить всё в пару строк текста. Главное, чтобы читателю было понятно, о чём дополнительно согласились стороны.

Приложений к дополнительным соглашениям я не использую, перечисляя все работы в них самих. Хотя никто не запрещает этого делать.


Если статья оказалась для вас полезной, буду благодарен за подписку на мой «Канал нормального фрилансера» в Телеграме, где я делюсь личным опытом жизни и работы на фрилансе.

Комментарии (2)