Привет от QA-комьюнити Тинькофф! В нашем профессиональном сообществе непрерывно обсуждаются вопросы обеспечения качества. Встречи QA-инженеров, общение в чатах, работа над новыми проектами — все это помогает нам развивать качество продукта. А любовь к работе, непрерывное обучение и нетворкинг помогают развивать QA-сообщество.
Сейчас популярность набирают новые форматы — социальные сети и подкасты. В Тинькофф мы ведем несколько подкастов и сегодня расскажем про один из них — «QAk-QAk — и в продакшен».
Мы расскажем историю появления нашего подкаста и познакомим с командой его создателей, поделимся, как готовили первый выпуск, и оставим несколько советов для создания своего подкаста.
Как появилась идея
По данным Яндекс Музыки, в России на конец 2021 года подкасты слушали 16 миллионов человек, и такой формат набирает популярность. Мы решили тоже ворваться в индустрию и запустить шаринг знаниями в формате подкаста.
Для слушателей главное преимущество в том, что подкасты можно слушать где угодно. Представьте, что вы пьете кофе утром или едете на работу, слушая при этом о тонкостях тестирования или необычных фактах о тестировщиках. И уже сегодня может выпасть шанс применить новые знания.
Кроме того, запись профессиональных выпусков приносит много пользы команде создателей и компании. Вот основные плюсы:
Проявление творческих способностей технических специалистов. Да-да, они не только умеют автоматизировать, следить за качеством продукта и общаться с разработчиками и дизайнерами, но и готовы участвовать в неожиданных проектах и делиться своими знаниями со всеми.
Расширение кругозора по профессии и шаринг знаний — как внутри компании, так и вовне.
Развитие бренда компании и привлечение новых специалистов. А еще создание личных брендов сотрудников. Кстати, про бренд компании и личный бренд можно послушать в одном из наших выпусков. Мы любим Тинькофф и рассказываем, как классно у нас быть QA-инженером, но еще нам интересно узнать о том, как устроены качество и процессы разработки у других.
Как мы собирали команду
Главное в любом деле — это команда. Сначала мы не знали, какие люди нам нужны, поэтому просто позвали тех, что хорошо разбираются в профессии, с большим опытом в ИТ и заинтересованы в создании подкаста.
В нашу команду вошли шесть инженеров по обеспечению качества из разных отделов.
На первом синке обсудили, с чего начать и какие роли нам нужны. Получился такой перечень: ведущий, сценарист, пиар-менеджер, звукорежиссер, редактор.
Вот как мы размышляли:
Нужен ведущий! Лучше не один, а сразу два. Так будет интереснее: можно выбрать людей с разным темпераментом и строить диалог между ними.
Ведущие должны обсуждать выбранную тему, задавать гостям интересные вопросы. Значит, нужно готовиться — писать текст или канву диалогов. Пришли к выводу, что нужно несколько сценаристов. Так будет больше идей и меньше нагрузка на каждого.
Собрать рассуждения ведущих и гостей в одно целое поможет звукорежиссер. Для оформления выпусков будем подбирать музыку, делать музыкальные заставки — это тоже работа звукорежиссера. Пробовали монтировать звук сами, но потом позвали профессионала, который умеет и записывать качественный звук, и монтировать выпуск, и создавать джинглы.
Сразу поняли, что не обойтись без пиар-менеджера нашего продукта, поэтому попросили помочь одну из наших DevRel.
Выбирать лучший материал для выпусков и валидировать их поможет редактор.
Ведущими подкаста стали Маша Палагина и Стас Буткеев. Вот что говорит Маша про их дуэт:
«Мне кажется, что идея создания подкаста витала в воздухе, я ее просто озвучила. Нам же надо как-то общаться внутри QA-комьюнити. Смотреть видео очень накладно, надо сидеть и смотреть. А слушать проще: в магазине, на пробежке или в метро это удобнее, потому что не надо держать телефон перед глазами. Так и родилась идея. Когда искала людей, не думала, что сама стану ведущей. Но во время подготовки мы поняли: чтобы заинтересовать слушателя, нужен какой-то нерв, конфликт. Нужно противопоставление разных точек зрения, чтобы темы лучше раскрывались и повествование не было скучным. А у меня такой характер и опыт работы, что в любой команде именно я легко беру на себя роль критика. Мне даже толстовку подарили с надписью „Я бы не выпускала“. Противопоставление — моя суперсила. Я предложила себя на роль ведущего, а команда меня поддержала.
При этом я понимала, что не умею разговаривать тонко. В противовес нужен человек, который сможет поддержать гостя, мягко задать неудобные вопросы, вывести стесняющихся собеседников на диалог. Стас это умеет. Кроме того, у Стаса большой опыт. Идеальный кандидат на роль ведущего. Так и сложилась наша пара».
Как готовились стартовать
Для вдохновения и понимания механики мы узнавали про опыт создания подкастов у других команд. И поняли, что вся подготовка делится на два больших раздела: подготовку к старту подкаста и рутину к каждому выпуску. Давайте сначала разберемся со стартом.
Подкаст должен емко и привлекательно называться. Мы хотели, чтобы фигурировало QA. В то же время было сложно вставить эту аббревиатуру так, чтобы название было звучным и запоминающимся. Для генерации идеального названия привлекли все комьюнити QA в Тинькофф, коллеги накидали десятки версий.
Ближе к сердцу оказалось «QAk-QAk — и в продакшен»: аббревиатура Quality Assurance, название запоминающееся и звучное, есть отсылка к тому, что наша главная цель — качество в продакшене. Читается название «Куак-куак — и в продакшен».
С таким названием стало очевидно, что на обложке подкаста должен быть милый лягушонок! Мы накидали идей для обложки, а отрисовали ее наши дизайнеры. Ниже вы видите предыдущую и актуальную обложки подкаста.
Для подкаста важно сделать классное описание. Оно помогает сразу понять, о чем подкаст, стоит ли его слушать или можно пролистывать. В описании нужна главная мысль и фишки, которые заинтересуют людей и замотивируют их послушать подкаст. При этом описание не должно быть перегружено информацией. Вот что у нас получилось:
Важна и музыка подкаста, чтобы сделать стиль узнаваемым. Каждый кусочек музыкального оформления называется джинглом. Нам понадобился такой набор джинглов:
вступительная музыка;
фоновая музыка для выделения важных моментов, например определений;
музыкальная отбивка между темами;
отбивки под разделы подкаста — тема, представление гостя, блиц.
Иногда мы заказываем специальные джинглы к особым выпускам, например звон бокалов к новогоднему выпуску. Нам очень повезло, что музыкальным оформлением занимается наш звукорежиссер Роман Лукинов. Сделать уникальный музыкальный дизайн — сложная задача, которую лучше доверить профессионалам, чтобы создать правильную атмосферу подкаста.
Чем больше площадок вы охватите, тем больше людей смогут стать вашими слушателями. Мы начинали публиковать подкаст только на аудиоплощадках — это Apple-подкасты, Яндекс Музыка, ВКонтакте. Но часть аудитории привыкла получать контент на YouTube, поэтому там тоже размещаем выпуски.
Еще наш подкаст представлен на podcast.ru. Этот сервис-агрегатор добавляет ссылки на другие платформы, где размещен подкаст, и создает страницу для прослушивания.
Как работаем над каждым выпуском
Когда готовы артефакты для старта, можно переходить к перечню работ для каждого выпуска.
Выбор темы. Область обеспечения качества очень широкая, и нам хотелось строить сезоны так, чтобы все выпуски были связаны между собой общей темой. В итоге в первом сезоне мы обсуждали разные области качества ПО и устройство команд, во втором — shift right и shift left testing практики.
Кроме темы сезона, нужна еще и тема конкретного выпуска. Она должна быть:
актуальной внутри компании;
интересной вовне;
не попадать под NDA;
быть связанной с качеством и с темой сезона.
Например, наш самый первый выпуск — про необходимость навыков автоматизации. Иногда мы делимся реальными историями наших гостей или показываем дебаты между участниками с противоположными точками зрения. Наши выпуски бывают приурочены к событиям — конференциям или праздникам. Если вы тоже ищете темы для доклада, статьи или выпуска подкаста — наша коллега рассказывала об этом:
После выбора темы выпуска к работе подключаются несколько сценаристов. У ребят разные компетенции, поэтому они смотрят на одну и ту же тему под разными углами. Сначала проводится встреча-брейншторм. Сценаристы накидывают на онлайн-доску идеи по теме выпуска. Для брейншторма мы используем Miro. Идеи сортируются по тематическим блокам, выбирается их очередность. После этого создается текстовый документ в Google Docs, где пишется сценарий.
Структура выпуска помогает ведущим держаться в рамках темы подкаста. Для гостя никаких заготовок не делаем, чтобы беседа была живой.
Гостю мы обозначаем тему и ключевые моменты, о которых будем говорить.
Сценарий содержит:
название выпуска — участник подкаста может подкинуть идею названия, а затем на совместном созвоне коллективно выбирается лучшее;
определения — иногда при обсуждении темы встречаются специальные термины, поэтому отдельно записываем определения этих терминов и включаем в выпуск;
интро — вводная часть выпуска, которая не предусматривает импровизацию ведущих и пишется заранее, это помогает без лишних предисловий начать запись подкаста в рабочем темпе;
план выпуска — состоит из тезисов, представляет собой основную часть с темами и вопросами для обсуждения; к тезисам иногда добавляются пояснения; в этой части сценаристы не пишут конкретные фразы, которые будут зачитывать ведущие;
блиц (опционально) — специальные рубрики вопросов для гостей;
заключение — помогает лаконично завершить выпуск, тоже пишется заранее и читается ведущими по сценарию.
У ведущих есть специально подготовленный бонус от сценаристов — это файл с фразами, которыми можно прервать долгий рассказ гостя или направить его в нужное русло, чтобы беседа не превратилась в холивар. Например: «Тема, которую ты затронул, интересная, но давай вернемся к основной теме. У нас еще много вопросов».
Когда тема выбрана, надо найти подходящих гостей. У нас были и дуэты, и выпуски с одним гостем, и еще вариант, когда только наши ведущие строят диалог между собой (например, наш специальный новогодний выпуск).
У нас есть несколько требований к гостям: быть профи в своей сфере, иметь контекст по теме выпуска и уметь складно говорить. Естественно, наши гости — не только QA. Если говорим о руководителях, то зовем тимлидов, об архитектуре ПО — архитектора, об автоматизации — инженеров в этой области, о надежности — представителей SRE.
Запись. Основную часть подкастов пишем в студии, где установлено профессиональное оборудование для записи звука и акустическая звукопоглощающая кабина. Сложность в том, что в маленьком, тесном помещении быстро растет и градус дискуссии, и температура окружающей среды, так что во время записи становится жарко во всех смыслах. Зато в студии мы получаем ценные советы от нашего звукорежиссера.
Иногда ведущие из-за командировки или отпуска не могут встретиться в студии, тогда пишемся дома. Для записи в домашних условиях мы сделали выбор в пользу динамических USB-микрофонов — они лучше, чем конденсаторные, справляются со звуком в условиях незаглушенного помещения, где присутствуют шумы.
Кардиоидная диаграмма направленности таких микрофонов лучше улавливает близкие звуки перед микрофоном, отсекая дальние звуки и звуки по бокам. Еще одно достоинство микрофонов в том, что они работают по принципу plug-and-play, когда не требуется подключение звуковой карты и настройка микшерного пульта.
Наш звукорежиссер предложил на выбор три модели: Rode SAMSON Q9U, RODE Podcaster MKII, SHURE MV7-K.
При домашней записи надо уменьшить способность стен отражать звук в помещении. Подушки, одеяла, ковры, шторы идут в ход для уменьшения гула. Наш звукорежиссер рекомендует надевать наушники, а не выводить звук на колонки: если звук из колонок запишется на аудиодорожку, это может загубить выпуск подкаста. И важно убрать в другое помещение котиков: они любят играть с фантиками и мяукать в неподходящий момент.
Иногда приходится записывать выпуски с гостями, которые не могут приехать в студию. Пробовали записывать в Zoom и брать звуковую дорожку оттуда. Результат не понравился: Zoom обрезает низкие и высокие частоты и выдает недостаточно качественную запись. Такая дорожка отличается эффектом телефона и для индустрии подкастов звучит по-дилетантски.
Сейчас мы просим наших гостей записывать себя отдельно на доступный микрофон или диктофон телефона. После гости отправляют нам эту запись, ее качество можно вытянуть на монтажном столе.
Если вы только начинаете записывать подкаст и хотите сразу делать это качественно, рекомендуем воспользоваться услугами студий, чтобы не тратить много денег на покупку дорогого оборудования.
Иногда хочется добавить в выпуск несколько мнений, например от инженеров разных подразделений. В таком случае выбираем кого-то из знакомых сотрудников и просим их записать аудиоответы на заранее подготовленные вопросы. Это не полноценное интервью, но правила записи те же, потому что нам важно итоговое качество звука.
Такие небольшие кусочки с мнениями разных гостей мы вставляем в выпуск уже при монтаже. Нам нравится, как в выпуске звучит интерактив, а респонденты рады услышать себя.
Монтаж выпуска. После записи получается примерно 60—120 минут аудиодорожки для каждого участника выпуска. Это надо превратить в единый выпуск длительностью 30—60 минут.
Здесь вступает в игру редактор. Его задача — выкинуть из получившейся беседы все лишнее и написать подробный сценарий для звукорежиссера с точными инструкциями, какие моменты надо вырезать и куда добавить вставки из дополнительных аудио. Получается план для каждого раздела выпуска.
Иногда для более гладкой и логичной склейки редактор просит ведущих записать дополнительные фразы, например: «А сейчас давайте послушаем мнение нашего коллеги…» В первых выпусках это приходилось делать постоянно, но к концу второго сезона ведущие научились мысленно прикидывать, какие фразы могут понадобиться для склеек, и записывают их прямо в процессе основного интервью.
Иногда темы обширные и при записи получается много полезного материала, который не хочется вырезать. Тогда редактор делит тему на части и делает сценарий для монтажа сразу двух выпусков.
Сначала с аудиодорожки удаляют шумы, присутствующие даже при записи в профессиональной студии. Дальше идет этап монтирования: вырезаются куски по плану редактора, удаляются оговорки, переговоры, звуки-паразиты. Это большой объем ручной работы. Чтобы из двух часов получившейся записи сделать сорок минут готового выпуска, надо потратить 2—3 рабочих дня на монтаж звука.
Потом делаются компрессия и эквализация. Задача этого этапа — выровнять громкость и сделать подкаст комфортным для прослушивания даже в вагоне метро.
Для обработки звука подходит любая программа, например Audacity или Adobe audition. Мы используем Vegas.
В конце подготовки выпуска на звуковую дорожку накладываются открывающие и закрывающие джинглы и перебивки.
После всех процедур получается аудиофайл в формате MP3, который мы будем заливать на подкаст площадки.
YouTube — это видеоплощадка, поэтому аудиоформат для нее нужно конвертировать в видео. Для этого мы придумываем дополнительную обложку для каждого выпуска и добавляем к ней получившуюся аудиодорожку.
Если вы делаете подкаст самостоятельно, то один из вариантов — генерировать обложки с помощью нейросетей.
Каждому выпуску нужно краткое описание. В нем содержатся тема, представление гостей и основные тезисы. Для ключевых моментов указываем тайм-коды, чтобы слушатели могли перемотать выпуск на интересный момент или послушать отрывок снова.
В конце описания мы всегда оставляем ссылки на полезные материалы, которые упоминались в выпуске, и ссылку на наш телеграм-канал, где можно обсудить выпуск с другими QA или написать отзыв о подкасте.
Когда монтаж готов, ведущие полностью прослушивают выпуск и дают аппрув, что ничего важного по смыслу не вырезали. Потом мы отдаем выпуск на согласование руководству и иногда отделу маркетинга. На этом этапе проверяется, что на внешку не утекли чувствительные данные и конфиденциальная информация компании. Только после этого этапа ревью и получения аппрувов мы считаем, что готовы к публикации.
Наконец, дорожка заливается на аудиохостинг, например на бесплатный castbox.fm. Там генерируется RSS-ссылка, которая понадобится для размещения подкаста на популярных платформах. Выпуск готов!
Как часто выпускаем
В идеале выпуски выходят один за другим, поэтому делимся, как мы наладили постоянный процесс выхода.
Наша периодичность выхода нового материала — раз в две недели. Опытным путем и на примере нашего подкаста «Кем ты стал?» мы выяснили, что такая частота оптимальна. Похоже на итеративную разработку продукта по спринтам.
При такой частоте публикации мы не перегружаем слушателей новой информацией и в то же время не даем им заскучать. Получается, что мы не сильно отвлекаемся от своей проектной работы и успеваем подготовиться к выпуску. При такой частоте выпусков на создание подкаста у каждого участника уходит около двух часов в неделю.
Войдя в рабочий ритм, мы можем вести работу параллельно над несколькими выпусками. Согласовав темы для сезона, можно готовить сценарии на 1—2 выпуска вперед. Зная название выпуска и его описание, художник может заранее подготовить обложку. Раз в неделю проводим получасовой синк между участниками, обсуждаем степень готовности каждого эпизода, сверяемся с планом релизов. Чтобы ориентироваться в текущей работе, после созвона готовим заметку по предстоящим выпускам, например:
Какие бывают трудности
За время существования нашего проекта мы сталкивались с разными трудностями. Например, первый выпуск готовили долго. С полного нуля на подготовку начальной серии потребовалось полгода.
Детали нужно было продумать, мы не укладывались в дедлайны. Наш чатик команды подкаста датируется апрелем 2021 года, в тот же месяц ввели регулярные синки внутри команды. Первый выпуск нашего «Квака» зарелизили в конце октября.
Вот табличка с самыми запоминающимися проблемами и их решениями.
Трудности |
Пути решения, которые используем |
План кажется простым, на деле — сложнее |
Устанавливаем дедлайны Брейнштормим командой и думаем, как побороть ту или иную сложность Ходим за советом, если требуется |
Плохой звук |
Выбираем профессиональные микрофоны Пишемся в специализированной студии Привлекаем звукорежиссера |
Иногда слишком много материала после записи. Сложно нарезать нужное в выпуск |
Делим на 2 выпуска Внутри команды по очереди слушаем материал и решаем, что оставить, а что — убрать |
Прослушивание готовых выпусков (занимает много времени, надо быть внимательным при прослушивании) |
Чередуем тех, кто прослушивает Привлекаем специалистов, которые занимаются подкастами |
Неудобный формат сценариев для ведущих |
Ведущие попробовали провести беседы с гостями по сценариям в разных форматах Выбрали подходящий Остановились на формате: интро и заключение пишутся полностью и зачитываются слово в слово; остальной сценарий расписывается тезисно и ведущие импровизируют с речью |
Совмещение с проектной работой |
На время «завала» на проекте каждый участник может отказаться от участия в записи подкаста Выделяем время на синки, на создание сценариев и букаем встречи в календаре, чтобы точно заняться этим Конечно, мы используем и внерабочее время, потому что нам нравится проект! |
Некоторые участники отваливались (были сильно загружены на проекте или увольнялись) |
Увольняющиеся сотрудники обычно находили себе замену: людей той же специальности, которые готовы драйвить проект вместо них |
Советы начинающим
Когда мы начинали создавать подкаст, возникали сомнения. Если вы тоже мечтаете генерировать контент, особенно в аудиоформате, то наши советы пригодятся:
Найдите единомышленников: одному человеку проделать пласт работы, который описан выше, тяжело.
Определите цель подкаста, подумайте про потенциальную аудиторию.
Подумайте о темах, которые хотите разобрать.
Когда будете придумывать название, старайтесь, чтобы оно было звучное и легко произносимое.
Подумайте про механику: как будут записываться выпуски, как будут собираться в единое целое и выкладываться на платформы (и главное — кто это будет делать).
Поставьте регулярный синк для обсуждения выпусков. Позовите туда всю команду и не пропускайте синки.
Ставьте дедлайны, они помогут держать темп.
Старайтесь выйти на регулярные выпуски серий. Сначала это сложно, но потом войдете в ритм.
Иногда делайте «каникулы»: объявите слушателям, что выпусков не будет в течение нескольких недель или пары месяцев. Слушатели будут с нетерпением ждать нового сезона, а команда отдохнет и зарядится креативом.
Не забывайте собирать обратную связь от пользователей, но тщательно фильтруйте то, к чему стоит прислушаться.
И главное — не бойтесь начать. Можно корректировать темы выпусков и сами обсуждения в последующих выпусках, развивая подкаст.
Ловите все наши выпуски и задавайте вопросы или делитесь опытом в комментариях.