Так получилось, что с играми серии я начал знакомиться в обратном порядке. Сначала поиграл в Renegade III: The Final Chapter на Спектруме у друга, потом рубился в Target: Renegade. Правда, у меня на кассете не было последнего уровня, поэтому я загружал вместо него четвертый. Полноценную игру прошел спустя год, уже на 128-м с двумя дисководами и в паре с товарищем.
Я до сих пор тепло отношусь к старым играм, периодически гоняю что-то типа Myth: History in the Making в симуляторе, и читаю книги об истории развития игровой индустрии. На Хабре я уже опубликовал историю The Saboteur!, Elite и обзоры некоторых книг.
В детстве мы не особенно задумывались, как появлялись те или иные игры, а просто получали удовольствие от отличных для того времени гемплея и графики. Некоторые игры типа Target:Renegade смотрятся хорошо даже сейчас. А между тем, когда начинаешь пристально изучать историю игр, читать интервью с создателями, которые “зашибали” первые реально большие деньги за свои разработки в 16-17 лет. Чем глубже знакомишься с предпосылками появления игровой индустрии и атмосферой компьютеризации за рубежом, тем лучше понимаешь, почему так мало софта и игр выходило в нашей стране…
Многие культовые игры того времени изначально появлялись в Японии, а на Запад попадали уже в виде адаптированных для аудитории портов. Зачастую во многом не похожих на оригинал из-за особенностей платформ (NES, Commodore, Amstrad, ZX Spectrum), культурных различий и специфики издательств.
Даже сами порты во многом были играми с единым сюжетом, но заметно отличающимися графикой и геймплеем. Собственно, и “наш” Renegade родом из Японии.
Скриншот Nekketsu Kōha Kunio-kun
Оригинальная игра Ёсихисы Кисимото Nekketsu Kōha Kunio-kun (Technos Japan Corporation, 1986) появилась на автоматах Taito и круто отличалась от “коллег” по жанру. Она не была плоской. Передвигаться можно по вертикали и горизонтали, наносить удары ногой, кулаками, в прыжке, делать броски через спину и добивать врагов.
В этой игре есть даже кат-сцены, например, похищение Хироси — друга Kunio-kun и встреча после победы.
В версии для западной аудитории история меняется на “рыцаря-дракона-принцессу”. И если стилистика игры “Крутой парень Кунио-кун” больше похожа на фильмы с Брюсом Ли, то на вид персонажей и элементы сюжета для Renegade заметно повлиял фильм об уличных бандах “Воины” (1979). Я сам недавно его посмотрел. Атмосфера очень похожа на то, что видишь в Renegade и Target: Renegade. Даже локации и враги, включая женскую банду, совпадают.
Сравните:
Фото обложки фильма “Воины” и «Ренегата» для Cпектрума
Как я уже говорил, портами для домашних ПК занимались совершенно разные разработчики: для Amiga, Apple II и DOS — Software Creations (издатель Taito), для Amstrad CPC, ZX Spectrum, Atari ST и Commodore 64 — Ocean (издатель Imagine Software). В результате пострадали и графика, и игровой процесс. Например, в оригинальной игре масса “комнат”, и есть уровень с гонками на мотоциклах.
Так в 1987 году началась история серии игр Renegade, которая стала первой в стиле Beat'em Up на домашних ПК (поправьте меня в комментариях, если это не так). К описаниям первых двух частей добавляю фишки и баги, которые нашел, когда играл сам.
❯ Renegade
Год создания: 1987
Авторы: Майк Лэмб (Arkanoid, Renegade, Robocop, Batman: Movie и др.), Fred Gray, Ronnie Fowles, Bob Wakelin, Bob Wakelin Inlay/Poster Art
Сюжет. Девушку героя, который решает порвать с криминальным миром, похищают. Рене нужно пройти 4 локации (метро, пирс, глухой переулок, тупик и комната босса), чтобы ее спасти.
Скриншоты (Commodore, DOS, ZX Spectrum и т.д.) ― угадаете, где какая платформа?
Особенности:
- На первых двух уровнях врагов можно сбрасывать в обрыв.
- На каждом уровне свои враги и боссы (панк, байкер, Большая Берта и главный босс).
- На последнем уровне все враги “фатальные”. Удар ножом или пуля из пистолета — минус жизнь.
- Врагов можно кидать через спину, сшибая с ног других, либо так отправлять в обрыв.
- Врагов (включая и Большую Берту, которая резво бегает и сшибает героя) можно загнать в угол и дубасить кулаками, коленом, задним ударом ноги.
- После завершения игра начинается заново, но враги становятся умнее и сильнее.
Баги:
- На последнем уровне можно убить босса, не трогая всех врагов. При этом враги исчезают с экрана, но остаются действующими. Поэтому вполне можно по пути к своей возлюбленной Люси нарваться на нож.
❯ Target: Renegade
Год создания: 1988
Авторы: Jonathan Dunn, Mike Lamb, Bob Wakelin, Simon Butler, Dawn Drake, Bob Wakelin, Gari Biasillo
Сюжет. У Рене убивают брата Мэтта. В деле замешан босс преступного мира Мистер Биг. Герой должен пройти 5 локаций Скамвилля (парковка, трущобы, парк, торговый центр, бар) и отомстить.
Скриншоты:
Карта уровней:
Особенности:
- Есть двухпользовательский режим!
- Можно отбирать у врагов оружие. За удар кувалдой, палицей, топориком и кием даются максимальные очки. За каждые 50 000, 150 000, 250 000 начисляется “шкурка”.
- Босс только один. Mr. Big. Но при бое лицом к лицу душит до конца.
- На заднем плане первого уровня можно я заметил несколько «DD». Возможно, это отсылка к Double Dragon, которая вышла в 1989. А может, и просто пробоины в ограждении.
- После завершения игра начинается заново, но враги становятся умнее (пригибаются при вашем прыжке) и сильнее.
- У версии для C64 нет возможности играть вдвоем.
- Кассетный вкладыш к игре — копия обложки книги американского кикбоксера и артиста Джо Льюиса.
Баги:
- Если на втором уровне не взять палицу, и она пропадет за пределами экрана, враги так же уходят за экран. Хаотичное движение героя может вернуть их назад, но обычно ничего не происходит, время заканчивается, и вы тупо теряете жизнь.
- Если переместить героя в верхнюю часть экрана и сделать удар в прыжке, его голова “зеркалится” в нижней части.
- В момент, когда Рене держит врага для удара коленом, можно выполнить удар в прыжке, после чего противник забавно задергается, и уже не встанет.
❯ Renegade III: The Final Chapter
Год создания: 1989
Авторы: Bob Wakelin, Andrew P. Deakin, Ivan Horn, Jonathan Dunn, Bob Wakelin
Сюжет. В этой части снова похищают подругу Рене. Чтобы ее спасти, герою приходится отправиться в путешествие во времени. Честно говоря, самая странная и бестолковая игра в серии. Из всей игры мне нравится только загрузочный экран. Герой в версии для «Комода» выглядит и двигается, как умалишенный. В игре 4 однообразных локации: доисторический уровень, Древний Египет, Средневековье и будущее.
Скриншоты:
Особенности:
- Была разработана версия для Amiga, но так и не была выпущена.
- Игра была высоко оценена в журналах (например, 91% баллов присуждено Crash), но была «опущена» фанатами за сюжет, плохую физику, отсутствие боссов, оружия и двухпользовательского режима. Мне даже попадалось видео, где автора спрашивают, не были ли редакторы журналов финансово заинтересованы в таком завышении рейтингов.
❯ Римейки и версии фанатов
В свое время я перебрал все доступные римейки. Честно скажу: играть в большинство из них невозможно. Единственный вариант, который мне действительно понравился:
Скачать его можно здесь: https://www.ys3.org/target-2006/
А еще Rafal Miazga в 2015 году сделал для спектрума мод, в котором изменил фоны уровней и включил число врагов для однопользовательского режима, как для двоих.
Могу выложить образ, если кому-то понадобится.
❯ Пара слов о версии для Спектрума
В процессе подготовки материала я прочитал несколько интервью основного разработчика Ренегата ― Майка Лэмба. Мне запомнились несколько моментов:
- Мы вполне могли остаться и без Ренегада — Майк так долго ждал свой заказанный Спектрум, что чуть не потребовал у производителя вернуть деньги.
- Те, кто играл во вторую часть, знают, что там масса багов. Лэмб потратил уйму времени на то, чтобы исправить большую их часть. И по ходу правок вносил в игру улучшения. Возможно, благодаря этому у нее шикарный геймплей и графика.
- На вопрос, что было лучше/хуже в Speccy Майк ответил: лучше всего был Z80. Намного лучше, чем 6502 в C64. Отсутствие аппаратной прокрутки и спрайтов заставляли программистов выжимать все, что было в машине. И программисты на Спектруме были гораздо сильнее, чем разработчики для Commodore.
Кроме Ренегата я с трудом вспомню похожие по играбельности. Разве только Subway Vigilante (1989). В 90х на том же Спекки появились и Double Dragon и Teenage Mutant Hero Turtles, но это уже совсем другая история…
Напишите в комментариях, что еще помните про серию игр Renegade?
Комментарии (14)
Timnet
20.05.2023 09:22+3Когда видишь скриншоты старых игр, прям появляется само ощущение магии из детства, юности когда ждал загрузки игры и появлялась картинка.
wilelf Автор
20.05.2023 09:22+4Иногда загрузочный экран был лучше самой игры.
saboteur_kiev
20.05.2023 09:22+1А когда понимал как самому сделать загрузчик , казалось что ты познал суть всего.
Lexst
20.05.2023 09:22+1И там еще «оставалось» особенного - плавающая скорость, рисование во время загрузки, да и вообще изменение любых стандартных функций и визуализаций
Например имя игры - ограничено было количеством символов…
не вопрос - есть спецсимволы выводящие “AND”, “LET”… например «LIVE AND LET DIE”
saboteur_kiev
20.05.2023 09:22+1Или символы бэкспейса, чтобы затереть Program:
Плавающая скорость - ускоренные загрузчики не всегда хорошо читались. А рисование во время загрузки - фича прикольная, но сказывалась на качестве, ибо процессорное время уходило на отрисовку, поэтому алгоритм загрузки должен быть оптимальным.
Но в принципе, там ничего сложного не было
kmatveev
20.05.2023 09:22+1Это в полной мере относится к Renegade 3, заставка красивая, игра - и некрасивая, и играется плохо. И первый уровень "prehistoric" ещё самый визуально чистый, следующие уровни, средневековый и футуристичный - это просто каша из пикселей
kmatveev
20.05.2023 09:22+2Рисовать спрайты на клетчатой бумаге - это мы делали, прямо в школьных тетрадках. А вот рисовать спрайты на миллиметровке - это интересно, до такого мы не додумывались. Может, потому что миллиметровка была дороже.
saboteur_kiev
20.05.2023 09:22+1В те времена, когда использовалась миллиметровка, она доставалась бесплатно. Немного, но бесплатно.
Во всяком случае на спрайты или свой шрифт - более чем достаточно
dizatorr
20.05.2023 09:22+1Тоже, в своё время, играл в ТР. Лучший идибей на моей памяти. Особенно понравился режим на двоих игроков. Если учесть, что нам приходилось делить Спекки на двоих с братом, то редкие многопользовательские игры заходили влёт.
А спрайты мы рисовали не на миллиметровке, слишком мелкие клетки, а на бумаге для графопостроителей. Там клетки были крупнее.
saboteur_kiev
20.05.2023 09:22+1The Way Of The Exploding Fist - я думаю лучший файтер на спектруме.
А Laser Squad - лучшая PVP игра
Lexst
20.05.2023 09:22+1Спасибо автору за очередное столь теплое и душевное путешествие в юность :)
Премного благодарен.
Программирование на 8-битных машинах с пространством в 48к «мозгов» было своего рода уже искусством…
Taritsyn
20.05.2023 09:22+2…, то на вид персонажей и элементы сюжета для Renegade заметно повлиял фильм об уличных бандах “Воины” (1979).
А название игры было придумано под влиянием телесериала «The Renegades», который был создан одним из продюсеров фильма «Воины».
temnikov_vasiliy
когда играли на zx в TR то она была какой-то тормозной. оказалось что это была багованная версия. на zx-online есть версия без тормозов.