Про зарплату ни слова, одни “печеньки” и “дружеская атмосфера”, а требования расписали в 3 томах. Бывают такие вакансии от тех, кто не нацелен нанимать толковых кандидатов. Для таких людей – мои вредные советы. А для тех, кому важен успех команды, я собрал другие рекомендации, настолько полезные, что их можно даже есть после шести.

Вредный совет №1. Ждите чуда

Вашей компании нужен супергерой, который умеет одновременно выполнять 25 задач, стоять на голове и закрывать клиента? Впишите в требования вакансии умение проходить сквозь стены. Оно понадобится, когда сотрудник окончательно выгорит и решит вас покинуть. Увы, но в реальном мире не бывает существ возраста 20 лет, которые имеют 30 лет опыта в вашей сфере, быстро обучаются и умеют работать за целый отдел.

Полезный совет №1. Будьте реалистами

Не перегружайте вакансию нереалистичными требованиями, которые могут отпугнуть хороших кандидатов. Выносите в список только ключевые навыки, без которых работник действительно не справится.

Идеальный кандидат по мнению работодателя
Идеальный кандидат по мнению работодателя

Вредный совет №2. Выражайтесь невнятно и используйте клише

"Ищем энергичного и целеустремленного специалиста, готового идти в ногу со временем и принимать вызовы". Всем известно, что эта волшебная фраза притягивает топовых соискателей. Если вы настроены идти до конца, можете приправить вакансию обобщенными словами вроде «уникальный опыт», «расширение кругозора» и «возможности для роста». Позвольте соискателям самим догадываться, что вы на самом деле имеете в виду. Заодно и сами останетесь в тишине, покое и без сотрудников.

Полезный совет №2. Выражайтесь четко и конкретно

Забудьте клише и пространные формулировки. С ними ваша вакансия выглядит неубедительно. Если не знаете, как добавить в текст конкретики, доверьте это дело профессионалу. Например, перед публикацией на нашем сервисе, администраторы каналов помогают клиентам скорректировать текст вакансии, чтобы он был информативным, интересным для соискателя и не содержал ничего лишнего.

Соискатель пытается понять, что же имел в виду HR
Соискатель пытается понять, что же имел в виду HR

Вредный совет №3. Будьте безразличны к опыту работы 

Нужен соискатель со стажем в 10 лет, который готов обучаться с нуля? Так и напишите! К вам придет куча Middle и Senior специалистов, которые только и мечтают о том, чтобы повторить свой карьерный путь еще раз с самого начала.

Полезный совет №3. Либо опыт, либо готовность к обучению

Не требуйте в вакансии одновременно и большого опыта работы, и готовности к обучению "с нуля". Это может создать неправильное впечатление о компании.

HR смотрит на кандидата без опыта
HR смотрит на кандидата без опыта

Вредный совет №4. Скрывайте информацию о зарплате

Держите информацию о заработной плате по вашей вакансии в тайне. Оставьте кандидатам интригу, пусть сами думают, как будут оплачены их труды. В конце концов, деньги ничего не значат, и людям должно быть стыдно интересоваться своей финансовой устойчивостью. Все, что нужно – восторг от работы и возможности находиться в вашей прекрасной команде. А если соискатель откликнулся, но не согласен с зарплатой — он просто слишком много о себе возомнил и вообще сам виноват, что не умеет предвидеть будущее.

Полезный совет №4. Называйте цифры

Не играйте в секретных агентов. Если не можете указать точную ставку, напишите в вакансии зарплатную вилку или хотя бы примерную сумму. Это сэкономит время и HR-ов, которым не придется общаться с нерелевантными соискателями, и кандидатов, которые сразу поймут, устраивает ли их уровень оплаты.

Назовите зарплатную вилку, и никто не пострадает
Назовите зарплатную вилку, и никто не пострадает

Вредный совет №5. Усложняйте условия труда

Обязательно распишите все условия труда, которые вообще бывают в вашей организации. Грузите длинными предложениями и закрученными формулировками. Не забудьте указать, что вы ждете, что сотрудники должны пахать 24/7 без отдыха и сна. И никаких перерывов для обеда или отпусков! Преимущества работы у вас оставьте завуалированными, например, «хорошие бонусы». Дайте кандидатам шанс на приятный сюрприз после того, как они подпишут контракт или хотя бы пройдут собеседование.

Полезный совет №5. Будьте проще и люди потянутся

Если вы не хотите оттолкнуть соискателей, не забывайте показывать свою компанию в хорошем свете. Не перегружайте объявление сложными условиями или непонятными “плюшками”. Лучше кратко и по делу расписать, какие условия и преимущества вы можете предложить кандидату. Но при этом оставайтесь честными с собой и с соискателями, не обещайте того, чего нет.

Создавая качественные тексты для вакансий, вы получите самых талантливых кандидатов и улучшите репутацию своей компании на рынке труда.

Продолжим список? Делитесь в комментариях своими вредными или полезными советами!

Комментарии (28)


  1. csharpreader
    22.05.2023 07:47
    +13

    Набор трюизмов.


    1. igor6130
      22.05.2023 07:47
      +6

      Но для многих организаций это до сих пор откровение.


      1. OneManStudio
        22.05.2023 07:47
        +2

        Ну так если организации нужны специалисты, их нужно нанимать специалистом. Но специалиста нет, потому что его еще надо как то нанять.
        А кто ищет нормальных специалистов HR? По-моему никто, но при этом почему то думают что любой человек сможет найти специалиста или он сами прибежит если написать любую ахинею в вакансии. И в итоге получается что если вдруг какой то специалист и придет в такую компанию, он офигеет от происходящего хаоса и пойдет дальше.

        Либо работает просто сарафанное радио, когда знакомые зовут знакомых если место работы адекватное.


      1. Moskus
        22.05.2023 07:47

        Давайте рассмотрим дерево решений. Есть те, кто это понимает и не нуждается в объяснении. Есть те, кто не понимает, несмотря на все эти одинаковы статьи. Есть какое-то количество тех, кто поймёт, просто ещё не знает об этом (вероятно, эта категория - малочисленна). Вопрос: нужно ли повторять одно и то же ещё раз, учитывая, что вторая категория самим своим существованием доказывает неэффективность простого повторения трюизмов?


      1. softaria
        22.05.2023 07:47
        +1

        Таким это, тем более, бесполезно


  1. zodchiy
    22.05.2023 07:47
    +10

    В последнее время заметил, обычно в конце вакансии пишут типа преимущества работы именно с ними - с нашей командой профессионалов вы вырастете, уникальная возможность работать с суперменами индустрии разработки. А при этом вакансии показывают, что ищут СТО, тимлидов и сеньоров. Ахаха. Очень комично выглядит "работать с суперменами индустрии", ну, если вы придете, а то у нас одни джуны остались.


    1. sergbe
      22.05.2023 07:47

      Ага, еще в конце описания ваансии оч. стимулирует фраза о возможности купить что-то из продуктов этой компании или пройти курс по их продукту со скидкой.


  1. Ivnika
    22.05.2023 07:47

    Давно публиковал свои советы из личного опыта: Вот такие


  1. yakimchuk-ry
    22.05.2023 07:47
    +16

    Да блин, всё сильно проще.)

    Пишите информацию ДЛЯ ЛЮДЕЙ. Всё.

    Мне лично нравится пример разговора через Авито, когда звонишь, спрашиваешь что как почем, и тебе открыто говорят сколько стоят работы, как работают, всё рассказывают. Мол Вася, экскаватор есть, свободны завтра, стоит столько, доедем куда надо, но техника хреновая, поэтому рвать особо не будем, выбирайте сами, звоните.

    Когда дело про найм в IT, это тайны и муть сплошная. Зарплаты не озвучивают, на людей не выводят, информации про проекты почти нету, примеров нет, и этот список можно долго продолжать. Я помню звонишь, даже название проекта не хотят говорить. Дичь вобщем.)

    Просто пишите вакансии для людей, рассказывайте.
    Чем проще, точнее, и ближе к людям, тем лучше.

    Нужен программист, пишем на TS, используем React и такие-то библиотеки, проект такой то, посмотреть можно там то, платим столько, мы есть на Github смотрите код, плюшки такие, команда большая, там те то и те то, нужен новый человек потому что растем, тестирования нет но стараемся, всё что не рассказали спрашивайте, расскажем. Не дословно, понятно что написать нормально, правильно подать, формулировки более формальные, но посыл именно такой, должна быть информация.

    Работа это про людей, а не про шаблоны вакансий.

    ВСЁ)


    1. Moskus
      22.05.2023 07:47

      Тут возникает вопрос, а в чём причина подобного? Глупость, жадность, ещё что-то. Например, пресловутые клише в речи - не от большого ума, как правило, а основной мотив их употребления - это чтобы текст казался более авторитетным, "весомым", потому что многим кажется, что выражаться предельно формально и обтекаемо, "как чиновники" или "как корпоративные менеджеры" - это признак авторитета и профессионализма. (На самом деле - нет.) Соответственно, этим же людям также кажется, что обратное, то есть нормальное человеческое поведение - это признак "слабости". И главная проблема тут - как раз в том, чтобы вернуть их на землю и дать понять, что канцелярский жаргон внушает уважение только настоящим идиотам. Это сложная задача, сложнее, чем просто повторение "вредных советов", потому что такое повторение не убеждает никого, кто уверен, что нормальное человеческое выражение мыслей - это неправильно.


      1. eton65
        22.05.2023 07:47

        Это сложная задача

        Это не просто сложная задача, это целую революцию надо провернуть!


        1. Moskus
          22.05.2023 07:47

          Я это сказать к тому, что повторение трюизмов, как в статье - точно бесполезная затея.


      1. izogfif
        22.05.2023 07:47

        канцелярский жаргон внушает уважение только настоящим идиотам

        Может, таких идиотов и ищут? Ну, чтоб на зарплату сильно не тратиться.


        1. Moskus
          22.05.2023 07:47

          Слишком сложная схема.


    1. izogfif
      22.05.2023 07:47

      Мне лично нравится пример разговора через Авито

      А мне не нравится, что все, что можно было бы текстом расписать в объявлении нужно выпытывать по телефону. Доходит до абсурда: понадобилось землю на даче вскопать. Стал искать объявления об услугах. Половина из них с ценой от 1 до 100 рублей. Вот просто так. Фиксированный ценник за услугу. Без указания "за сотку / за час работы" или еще каких-нибудь квалификаторов. При этом в тексте половины из таких - "минимальная цена заказа 2000 рублей". В других и этого вовсе нет, просто "все подробности по телефону". Стал обзванивать - почти все "не, к вам мы не поедем". Те, кто едут, готовы пахать, но не меньше гектара.


  1. livadius
    22.05.2023 07:47

    Вакансии пишут в основном или сам руководитель или же копипастом, с другой вакансии. Не видел, что бы HR сами расписывали требования и обязанности.


  1. eton65
    22.05.2023 07:47

    Если продлить логическую цепочку, то это сводится к одному совету, обращенному к руководству фирм — не будьте *удаками!


  1. dimitrius86
    22.05.2023 07:47

    "Вредный совет №4" - мне очень понравился. Процентов 70 таких работодателей.


  1. Galperin_Mark
    22.05.2023 07:47

    Неплохо бы дополнить статью советами по тестовому заданию. Это действительно трудный вопрос: с одной стороны тестовое задание для ряда вакансий необходимо, с другой стороны перегибать палку со слишком сложным заданием, требующим 2 дня работы нельзя. Совет не дам, возможно автор сделает продолжение.

    Еще один совет работодателю, который выполнить нетрудно и касается он количества вакансий.
    - Вредный совет: разместите 200 вакансий, от повара и курьера, до синьора и директора. На ваш сайт будут заходить тысячи кандидатов. Это хорошо для SEO продвижения, ну и возможно на какую-то реальную вакансию вам кто-то действительно подойдет. Например, расклейщик объявлений.
    - Полезный совет: даже в большой кампании не требуется более десятка-другого специалистов одновременно. Потенциального кандидата отпугнет компания, которая на всех сайтах трубит о поиске сотен сотрудников.


  1. CrazyElf
    22.05.2023 07:47
    +2

    Не помню, чтобы в вакансиях требовалось "обучение с нуля". Обычно от кандидатов требуется просто способность учиться новому, и эта способность даже более нужна опытным синьерам, чем джунам. Джун то по определению ещё будет учиться, а вот синьер не всякий готов учиться дальше, у него и так типа знаний много, чего ж вы ещё хотите то.


    1. Moskus
      22.05.2023 07:47

      Проблема в другом: нанимая настоящего специалиста, нужно быть готовым к тому, что учиться придётся у него, а не ему (и речь не про onboarding). Упоминание обратного, как действия by default, показывает, что в компании сами не понимают, чего хотят.


  1. SobAlex
    22.05.2023 07:47

    Неуказание зарплат на Linkedin - это просто бич какой-то. Их почти никто не указывает из моей области. Но при это в переписке эйчарши присылают их в первых же сообщениях. Честно говоря, парит, что чтоб узнать уровень зарплат, приходится на каждую вакансию писать сообщение.


    1. Devakant
      22.05.2023 07:47

      Хотя бы так пишут. Некоторые "одаренные" приглашают на собес чтобы узнать и зарплатную вилку, и вообще все нюансы касаемо работы.
      Вот и получается видимость работы HR, но трата времени других сотрудников и респондента


    1. Stas911
      22.05.2023 07:47

      Написал шаблон, сохранил в блокноте типа "Спасибо, что написали, вакансия интересная, но без информации о конечном клиенте, job description и информации о размере зарплаты дальнейший разговор, а тем более созвон, не имеет смысла. Чмоки." и шлю рекрутерам - занимает секунды и отсеивает неадекватов. Они шлют нам ковровые письма, мы им шлем ковровые ответы. Так и живем.


  1. Dimsml
    22.05.2023 07:47
    +3

    Забыли клишированные фразы типа молодая, динамично развивающаяся компания и дружелюбный, сплочённый коллектив, ну и самое эпичное:

    Работать в нашем банке - большая честь!


    1. igor6130
      22.05.2023 07:47
      +1

      Самое смешное, когда видишь подобное в вакансиях компаний, существующих на рынке лет 20. Все еще молодая душой и вечно развивающаяся. :)


  1. sergbe
    22.05.2023 07:47
    +1

    Еще вредный совет - молчок про соцпакет, зато "Возможность бесплатно пройти курс по нашему продукту" или еще какая-то офигительная ценность для кандидата.


    1. Dimsml
      22.05.2023 07:47

      Ещё веселее, когда под соцпакетом в описании вакансии понимается всё то, что и так положено по закону. Причём на собеседовании это всё подаётся под таким соусом, как будто это личная заслуга работодателя.