Интервью завершено, и … ничего не происходит. Кандидат уже договорился с гадалкой, чтобы навести порчу на HR-а и всю компанию. Сообщить соискателю об отказе всегда нелегко, но мы разобрали 3 способа дать честный и полезный фидбек потенциальным сотрудникам. Читайте, сохраняйте и делитесь с коллегами, чтобы не попасть под проклятие кандидатов.
Зачем, а главное – чтобы что?
Профессионализм – не просто сообщить соискателю, что он вам не подходит, но и пояснить, что было не так. Даже если кандидат прошел интервью успешно, все равно лучше дать ему обратную связь. Фидбек и грамотное общение HR-а с потенциальными сотрудниками сильно сказывается на HR-бренде и делает компанию более привлекательной в глазах других соискателей.
Если вы отказываете кандидату…
То благодаря обратной связи человек поймет, что он может изменить, чтобы на следующем собеседовании показать себя лучше. Когда HR пропадает с радаров после интервью, кандидат оказывается в неопределенности и испытывает негативные эмоции. Это может навредить репутации компании как работодателя.
Если вы нанимаете кандидата…
То лучшее решение – подчеркнуть те качества и навыки человека, которые понравились компании и подошли обсуждаемой должности. Их можно упомянуть, когда отправляете тестовое задание или приглашение на новый этап интервью. Проблемные вопросы и недостатки будущего сотрудника тоже можно упомянуть, но тактично и указывая их как зоны роста.
Заговор №1. Бутерброд
Суть этого способа заключается в схеме “похвалить-поругать-похвалить”. Прием довольно универсален, и использовать его можно в том числе в имеющейся команде и даже в обычной жизни.
Что делать?
Отметить успехи, достижения или сильные стороны человека.
Упомянуть свои предложения по тому, что стоит исправить в поведении или подаче кандидата, каких знаний, умений или опыта ему недостает.
Добавить небольшое положительное замечание о перспективах соискателя, сказать что-то мотивирующее. Уместно будет поблагодарить кандидата за уделенное время и пожелать ему успехов в дальнейшем поиске.
Метод Бутерброда позволяет смягчить восприятие критики. Упомянув что-то хорошее в начале, вы завоюете расположение соискателя. Это помогает избежать включения защитных механизмов психики: вместо того, чтобы злиться, оправдываться или игнорировать ваши слова, человек их услышит и примет к сведению. Заключительное предложение с добрыми словами оставит о взаимодействии с вами приятное впечатление.
Заговор №2. DAKI (Drop, Add, Keep, Improve)
Концепция метода проста: нужно разделить обратную связь на 4 части, в которых вы поочередно ответите на вопросы:
Что можно сохранить?
Что можно улучшить?
Что можно убрать?
Что можно добавить?
Порядок вопросов выбран не случайно: начало и конец фидбека стоит сделать позитивными. Этот прием дает возможность упомянуть достоинства соискателя и показать ему потенциальные пути развития. Недостатки, которые стоит исправить, и нюансы, которых было недостаточно, в середине текста будут восприниматься кандидатом гораздо легче.
Такая обратная связь займет у HR-а немного больше времени и сил, так что для соискателей на массовые позиции метод DAKI не подойдет. А вот для ситуаций, когда претендентов на должность не так много, этот вариант оптимален.
Заговор №3. Плюс и плюс-плюс
Используя этот метод, нужно начать с тех аспектов, которые кандидату особенно удались и достойны похвалы. Затем можно дать вектор по улучшению ответов, презентации себя, профессиональных навыков. Именно здесь стоит упомянуть о недостатках соискателя или недостающих пунктах, но делать это не с позиции критики, а в качестве совета по дальнейшему развитию.
Еще несколько советов:
Старайтесь не давать оценку soft skills, так как она может показаться субъективным мнением или предвзятым отношением. Но если упоминаете особенности общения, то фокусируйтесь только на положительных моментах.
Приводите факты, а не оценочные суждения.
Выражайтесь конкретно, просто, прозрачно. Избегайте двусмысленности и неопределенности.
Начинайте и заканчивайте фидбек на позитивной ноте.
А вы даёте фидбек соискателям? Делитесь своим опытом и наблюдениями в комментариях!
Surrogate
Я не HR. В 95% случаев я не получаю обратной связи, в оставшихся случаях получаю стандартную формулировку:
Скорее всего это обусловленно тем, что я не являюсь особо ценным специалистом и кадровикам нет дела до того, какое мнение у меня останется от этой компании…
Был у меня однажды такой печальный опыт: на летнюю практику на месяц к нам в отдел приглашали студентов 2-3 курса. Начальник отдела был в отпуске, я остался за исполняющего обязанности . Отдел кадров по ошибке направил ко мне на собеседование кандидата, который искал постоянную работу! Ему было 35 лет, с инвалидностью (нарушена речь и слух: сложно понять что он говорит и надо несколько раз повторять, чтобы кандидат расслышал), опыт работы эникейщиком (у нас отдел оформления документации: что-то среднее между проектировщиками и техническими писателями), более 5 лет уже сидит без работы.
Раз я собеседовал, обратную связь пришлось давать тоже мне! Было нелегко объявить человеку в такой ситуации об отказе. Хотя во время интервью я стал готовить почву, что мы ведем речь о бесплатной практике и вакансий для постоянной работы у нас нет (я не слышал от начальства о заявках на открытие вакансий в отделе/ на нашем сайте тоже не было вакансий отдела). Но мне надо уточнить в отделе кадров: есть ли все таки вакансия.
Как я и предполагал, отдел кадров ошибочно направил мне это резюме, как кандидата на практику.
Пришлось тоже сказать "Что как только у нас появится открытая вакансия, вы будете в списке первых рассматриваемых кандидатов"…
Думаю у профессионалов по подбору кадров (которые после первых строк резюме сотнями в корзину отправляют и десятки кандидатов собеседуют) не бывает столько рефлексии…