Как устроен сервис
Сервис состоит из серверной и клиентской части. Используются «агентная» и «безагентная» технологии, в зависимости от инфраструктуры. На клиентском компьютере или хост-сервере виртуализации устанавливается агент, задачей которого является соединение клиентского компьютера/хоста с сервером Acronis Backup Cloud и осуществление задач резервного копирования и восстановления.
Про клиентскую часть
Вот какие Агенты (Клиенты) разработаны:
- Клиенты резервного копирования для Windows, Linux и Mac – отвечают за резервное копирование данных на машинах под управлением ОС Windows/Linux/Mac.
- Клиент резервного копирования для VMware – выполняет резервное копирование виртуальных машин на платформе VMware vSphere (ESX/ESXi) без установки соответствующих клиентов в гостевых системах. Этот клиент устанавливается на «виндовых» машинах с доступом к vCenter Server и хранилищу, в котором сохраняются резервные копии виртуальных машин.
- Клиент резервного копирования для Hyper-V – выполняет резервное копирование виртуальных машин на платформе MS Hyper-V без установки соответствующих клиентов в гостевых системах. Этот клиент устанавливается на хосте Hyper-V.
- Клиент резервного копирования для MS Exchange Server – поддерживаются версии Microsoft Exchange Server 2003, 2007/10, 20013.
- Клиент резервного копирования для MS SQL Server – поддерживаются версии Microsoft SQL Server 2005, 2008, 2008 R2, 2012, 2014.
Про серверную часть
Давайте рассмотрим, как устроена серверная часть. Серверная часть сервиса состоит из двух компонентов – управление системой и хранение резервных копий.
Управляющий компонент доступен через интернет и позволяет с помощью веб-браузера управлять резервным копированием удаленных машин и уже созданными резервными копиями; создавать, редактировать и удалять политики резервного копирования и политики хранения; настраивать шифрование создаваемых резервных копий, используя AES или ГОСТ стандарт, и в случае необходимости сохранять отдельные резервные копии локально; следить за состоянием удаленных машин; восстанавливать отдельные файлы/папки, диски/разделы или же целиком машины из облака прямо на «голое железо». Одной из наиболее отличительных и полезных возможностей является создание иерархии подчиненных администраторских и пользовательских учетных записей, в рамках которых распределяются доступ к данным и удаленным машинам. Администраторы могут следить за состоянием подчиненных учетных записей и в случае необходимости оказывать помощь.
Компонент хранения позволяет развернуть масштабируемое, дешевое и при этом надежное хранилище данных. Хранилище для резервных копий состоит из группы серверов, на которые записываются клиентские данные. Для обеспечения достаточного уровня надежности всех хранимых пользовательских данных каждый входящий файл разбивается на «K» блоков и затем добавляются «N-K» (где N – некоторое число большее K) блоков избыточности с использованием алгоритма коррекции ошибок Рида-Соломона. Все блоки хранятся независимо друг от друга, и сохранность любых «K» блоков из записанных «N» гарантирует восстановление хранящихся пользовательских данных.
Серверные роли
Система хранения данных Acronis строится на физических серверах. Но при этом серверные роли назначаются непосредственно дискам.
Существуют три серверные роли: Сервер Метаданных (Metadata Server (MDS)), Сервер Хранилища (Storage Server (STS)) и Front-end Server (FES).
Сервер Метаданных отвечает за хранение информации о фрагментах, на которые разбит файл, и расположение этих фрагментов на серверах. Это наиболее критический компонент системы.
Для обеспечения высокого уровня доступности и отказоустойчивости хранилища рекомендуется иметь несколько серверов с ролью MDS. Один из серверов становится основным, и метаданные периодически реплицируются с остальными серверами с ролью MDS.
Кроме того, на каждый сервер, имеющий роль MDS, также устанавливается и компонент управления системой (MGMT). В случае если основной сервер MDS перестает работать, компонент управления системой автоматически включается на другом сервере с ролью MDS, таким образом, web-консоль управления хранилищем постоянно доступна.
Сервер Хранилища (STS) предназначен для хранения фрагментов данных.
Front-End сервер позволяет клиентам сервиса Acronis Backup Cloud получать доступ к хранилищу и осуществлять передачу данных между пользовательской стороной и хранилищем данных Acronis.
Работа с сервисом
А теперь рассмотрим, как это работает на практике. Администраторам компании IT-Lite (поставщика услуги) и компаний конечных пользователей предоставляется доступ к управлению сервисом через web-консоль. На приведенной ниже диаграмме показана стандартная архитектура сервиса резервного копирования. Синие стрелки обозначают взаимодействие между компонентами программного обеспечения. Черные стрелки показывают, как администраторы и конечные пользователи получают доступ к сервису резервного копирования.
Права огласите, пожалуйста!
Администраторы IT-Lite имеют доступ к управлению группами и учетными записями пользователей.
Администраторы компаний конечных пользователей имеют права, позволяющие управлять пользователями, находящимися только в их группе! А конечные пользователи в свою очередь получают доступ к консоли, в которой можно добавлять компьютеры и создавать расписание автоматического резервного копирования. Сервис интегрирован с сайтом поставщика услуги, что позволяет пользователям сразу же по заполнению формы на этой странице проходить автоматическую регистрацию.
Acronis Backup Cloud глазами пользователя
Для конечного пользователя работа с системой проста и наглядна. После создания учетной записи пользователя и входа в Личный кабинет необходимо указать компьютер, для которого будет сконфигурировано задание на резервное копирование. Для этого нужно нажать на «+» и выбрать ОС, на которую будет установлен агент. Следующим шагом нужно сконфигурировать задание для резервного копирования.
В консоли управления пользователя отображаются все Задачи, которые выполнялись ранее для конкретного компьютера, помимо этого есть функция «Создать новую Задачу» и «Восстановить данные из облака». Кроме того, доступен просмотр текущего статуса бэкапа для заданного компьютера.
Сравнение с локальными бекапами
Данные пользователей сервиса BaaS хранятся на серверах, которые расположены в сертифицированном дата-центре класса TIER-3.
Благодаря используемой архитектуре обеспечивается защита от сбоя на уровне отдельных серверов и отдельных дисков, что, заметим, невозможно при использовании RAID-массивов, которые используются для создания отказоустойчивых хранилищ. В системе также используется полная проверка целостности данных. Уровень избыточности конфигурируется в консоли управления хранилища. Используемый при разработке хранилища самовосстанавливающийся дизайн позволяет избежать типичных для RAID-массивов потерь в производительности системы.
В случае выхода из строя одного из дисков или даже целого сервера система произведёт автоматическую перебалансировку, что позволяет избежать немедленной замены вышедших из строя компонентов.
Бэкапить локально – да, быстрее, но менее надежно
Забыл упомянуть про особенность использования бекапов как сервиса – в случае возникновения аварийной ситуации необходимо восстанавливать компьютер (виртуальную машину) целиком. Да, действительно, если сравнивать скорость восстановления сервера, то локальный бекап, конечно, сделать быстрее. Но в данном случае надо сделать выбор – либо в пользу скорости, но без гарантии от косяков, либо в пользу надежности решения, но придется немного пожертвовать скоростью.
Подытожу так – я пришел к выводу, что вопрос о надежности/простоте локальных бекапов и использования BaaS, – это, скорее, вопрос ценностный. Тот, кому информация действительно ценна, скорее выберет сервис, а остальные – первый вариант. Но это уже мое личное мнение, непосредственно к делу не относится.
Резюме
Резюмируя все изложенное выше, хотел бы добавить, что, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому лучше поработать с сервисом самостоятельно и сделать свои выводы, благо есть бесплатный тест.
Комментарии (27)
icCE
18.11.2015 03:00>Да, действительно, если сравнивать скорость восстановления сервера, то локальный бекап, конечно, сделать быстрее.
А еще бывает ряд обстоятельств, когда физически пропадает интернет и вам ВДРУГ резко нужен backup. Еще есть регионы, и там конечно очень быстрый интернет. Прям во всех его уголках.
То-то будет веселье с облаками. Мое личное мнение, облака удобная плюшка для обычного потребителя — который ну ничего не понимает.
Локальная резервная копия должна быть всегда, а моя паранойя выросла на столько, что я теперь еще все записываю на ленту для долгосрочных резервных копий. Ну а компания Acronis за 7 лет (как я первый раз задал этот вопрос и переодически его задаю) так и не сделала поддержку стримеров в своих продуктах, понятное дело для корпоративных продуктов.Pugnator
18.11.2015 09:53Ну, поддержка LTO есть уже много лет.
icCE
18.11.2015 10:20Много лет — это сколько? Какой формат LTO поддерживается?
Если с lto-5 — то это смешно, так как с lto-5 и так есть поддержка партиций.
И да можно ссылку, а то видно у меня гугл сломался, а на сайте acronis конечно сразу такая инфа находится.Pugnator
18.11.2015 10:26icCE
18.11.2015 10:29Я посмотрю, но то что сразу в cli — это конечно весело.
Поддержка lto-6 еще веселее. Пойду побегу продавать lto-4 и сразу покупать lto-6.
Да и для поддержки lto-5 как я писал выше особого ума не надо.
В общем сейчас в дороге будет увлекательное чтиво у меня.Pugnator
18.11.2015 10:34Эм. А что мешает пользоваться LTO-1 даже? Поддерживаются все.
В гуях тоже всё есть. Я просто привел примерicCE
18.11.2015 13:39ok. Еще раз повторю, что когда я в пслд раз спрашивал тех поддержку об поддержки стримеров, а это был конец 2013 года. Мне сказали котегорическое нет. Буду пробовать.
Pugnator
18.11.2015 13:52Возможно просто не так поняли. У меня слово «стример» ассоциируется именно с TEAC MT-2ST и сокомпания, вроде тех что я подключал к спектруму в свое время. Ибо обычно употребляется «tape»/«ленточный накопитель»/«библиотека».
Но эт вопрос к саппорту, даicCE
18.11.2015 22:31НУ первый фронт тех поддержки вообще меня не поняли :) В общем — это отдельная история.
Alexey_Ru
18.11.2015 17:53+2Acronis Backup Cloud позволяет делать резервные копии как в облако, так и в локальные хранилища (будь то внешний или внутренний жесткий диск или сетевая папка). Восстановиться можно не только с помощью веб интерфейса, но и с помощью загрузочной медии.
Скачиваете .iso образ загрузочного диска, записываете на флешку или CD, храните в надёжном месте. Как только с компьютером или сервером произошла беда, можете загрузить его с этой медии и восстановить всю систему (при чём даже на другое железо) — хоть из облака, хоть с локальной сетевой папки или внешнего жесткого диска.
Для пущей надёжности можно также делать стэйджинг — настраивать бэкап план так, чтобы сначала бэкап шёл в локальное хранилище, а от туда реплицировался в облако. Таким образом у вас есть 2 копии ваших данных — локальная и облачная.
kai
18.11.2015 09:00Покупал облачный бекап от Акронис пару лет назад. Не смог использовать в Питере, довольно таки большой объем данных и очень низкая скорость работы сети с облаком.
lawyer_nsk
18.11.2015 13:09полагаю, что пару лет назад — это еще до появления датацентра в россии:
www.acronis.com/ru-ru/pr/2014/08/14-08-48.html
PavelPV
18.11.2015 10:18Интерфейс по всему вдохновлён MS Azure?
Допускаю, что это правильно, но у вас даже на демонстрационных скринах русский текст не помещается в отведённое ему пространство. Что же будет в реальной эксплуатации? Местами не понятно какой контрол выделен, а местами не понятно почему контролы активны, если ничего не выбрано. Кнопка «Добавить» то снизу, то с краю справа. На одних модальных окнах есть кнопка «Готово» (хотя чего готово? там же ничего сделать нельзя, только закрыть по этой кнопке), на других модальных окнах нет. Где то присутствует кнопка вызова справки, где то её нет. Раскрытые группы выглядят неряшливо, у вас всего 11 пунктов, а они занимают весь экран максимально раскрытого окна браузера.
Вот такие смешанные чувства при беглом просмотре скринов. Если что - никого не хотел обидеть.icCE
18.11.2015 10:22как по мне, то с возвращением Белоусова, с UI пошла вакханалия. Ничего против Белоусова не имею, просто отмечаю как факт.
Сам просто сполз к конкурентам в виде paragon, но у них там намечаются те же тенденции.
Claud
18.11.2015 15:37Продукт у вас хороший хоть и с нудными багами, но поддержка у вас сама отвратная.
Причем так удивительно совпало, что не договариваясь, я и мой знакомый купили вашу программу, почти в один месяц, и оба были ввосторге!
Технические вопросы ваша поддержка так и не смогла решить, а в ходе решения я пожалуй сам больше рассказал и протестировал чем ваша поддержка.
Спустя еще время, обратился в поддержку с явным багом в вашей программе, а мне за это говорят еще и давай плати. Мало того что вообще не ясно за что платить: учитывая что на прошлую проблему так и не помогли, так еще и за баги ваши платить надо.
frodnix
18.11.2015 22:20Не могу не согласиться. Вот сейчас нужно срочно достать данные из бекапа, через web — http error 500, через приложение не видно ни одного бекапа, поддержка просит логи вплоть до ловли wireshark'ом пакетов. И это корпоративный продукт называется.
При этом дома всё отлично работает, так что видимо только корпоративщикам не везёт.
Acronis
19.11.2015 12:59Добрый день! Отправьте, пожалуйста, на anna.trifonova@acronis.com побольше деталей (контактные данные, какой продукт, номер заявки, если под рукой, описание проблемы). Мы обязательно разберемся!
Claud
21.11.2015 17:34Побольше информации отправить не могу, случай был не так чтобы вчера, а я не жесткий диск чтобы детали хранить, так долго. Отправлю вам email на который заведен аккаунт, там по тикетам не составит труда восстановить картину.
icCE
18.11.2015 22:35>Продукт у вас хороший хоть и с нудными багами, но поддержка у вас сама отвратная.
Я относительно недавно был в офисе Acronis и Parallels заодно. Дабы они от меня недалеко, можно сказать под боком.
Итак вот, support реально старается как может. Те реально люди там работают, жизнь кипит и бьет ключом. Другой момент, почему происходит недопонимания и другие косяки. Я думаю это больше уже организационный моменты.
P.S. Над тестовыми стендами я просто плакал, жаль нельзя было фотографировать.Claud
21.11.2015 17:32Не то что бы я придираюсь, но как вы оценили качество работы поддержки зайдя в офис. Это же не как в кино, когда хакер ошеломленно долбит в клавиатуру подбирая 10 значный пароль за минуту :)
Косяки возникающие подряд, это уже постоянство.
1. Вот вы встаньте на мое место. Покупаю вещь она вроде должна что-то делать но не делает, сам решения не нахожу стучусь в поддержку, а там начинается процесс в котором я сам пишу код, и активней ищу решение. Ну ладно всякое бывает, я понимаю может не хватать компетенции.
2. Время проходит снова проблема (acronis то и дело сама выводила мой комп из сна при том что таймеры пробуждения у меня отключены), явно что-то не то. Провел анализ убил кучу времени. Нашел англоязычные скрины программы где есть галочки которых у меня нет. Стучусь в поддержку, говорю так и так платной нет, но проблема явно с вашим творением, а мне мол пшел от сель нас не калышет, плати и все. На мои доводы, за что платить прошлый раз не помогли, а если так же будет, мне заявляют если не будет мы можем собрать профи, которые решат можно ли вам вернуть деньги за поддержку. Профи соберутся!
P.S. К слову, убив еще своего времени, я нашел причину проблемы. Оказалось что выключение таймеров acronis не калышет, она продолжает их устанавливать, но при этом в ui она прячет нужные элементы.
3. Спрашиваю по друзьям у кого может есть доступ к поддержке, а мне первый же говорит, тоже мол купил, почти в тоже время что и я, и тоже прифигел от поддержки, деталей его истории я не выяснял мне своей хватило.
Вывод прост…Claud
21.11.2015 17:38К слову учитывая, что детали мне не дали сообщить, я не уверен что этот баг Профессионалы исправили. :)
icCE
21.11.2015 18:24>Не то что бы я придираюсь, но как вы оценили качество работы поддержки зайдя в офис.
Ну если вы в этом понимаете и находитесь продолжительное время, то в общей сложности о работе фирмы можно сложить мнение.
В вашем случаи я бы обратился в support начиная с форума, заканчивая телефонным разговором.
Другой момент, мое текущие отношение к acronis у самого больше отрицательное сейчас, чем положительное.
Честно говоря писать длинно я не хочу, это хватить на статью — которую я наверно в след году засяду писать.Claud
21.11.2015 20:05На форму я тоже писал уже после тикетов, ответа там не было. А по телефону звонить ну это уже перебор, и так лимит затраченного на это времени превысил мыслимые и не мыслимые пределы :)
ultral
20.11.2015 17:54Компонент хранения позволяет развернуть масштабируемое, дешевое и при этом надежное хранилище данных.
масштабируемое, дешевое, надежное — выберите 2 пункта. вы что-то не договариваете?
zapimir
Хм, а зачем делать выбор, что мешает использовать оба варианта одновременно?
icCE
Очевидно религия.