Представьте, вы проснулись в 2045 году, ваш голосовой помощник на основе ИИ напомнил о предстоящем собеседовании в Первом Межпланетном Банке, рассказал, что проанализировал все отзывы о работодателе, изучил психологический портрет вашего потенциального руководителя и взял в учет еще 128 показателей, и, как оказалось, получение крутого оффера зависит на 41,74239321% от 20-и софт скиллов. Опа, думаете вы, закрывая свою любимую книгу Марти Лэйни "Преимущества интровертов"… Как-то обидно, что в 2023 году вам не попалась ни одна статья на тему важности саморазвития не только в мире репликаций и шардинга, но и по части общения с командой таких же неисправимых айтишников.

Меня зовут Вера, я HR в компании Quillis. И я хочу обезопасить вас от такого неприятного происшествия. Для этого мне нужно рассказать вам о некоторых перспективных навыках группы "soft skills" и поделиться рекомендациями, как их можно развить.

Считаю тему важной, поскольку развитые мягкие навыки уже сейчас помогают адаптироваться к происходящим изменениям и быть успешным в условиях быстро меняющихся требований, и этот тренд будет неумолимо расти. Однако, говорить, что "софты" просто "полезны" для IT-специалиста, это тоже небольшое лукавство, ведь мало кто заметил, как безобидная рекомендация уже почти превратилась в "монстра" с названием "Требование". Ведь очень сложно представить эффективную продуктовую команду, которая не способна взаимодействовать и договариваться, управлять задачами и сроками, принимать ответственность за свои действия и решения.

Кроме того, практикуя найм сотрудников, периодически сталкиваюсь с тем, что технически компетентный специалист не всегда может презентовать свои результаты и навыки, что может влиять на исход собеседования. Также, некоторые сотрудники могут испытывать затруднения в период адаптации на новом месте, например, потому, что имеют сложности в коммуникации. Поэтому хочу поделиться опытом и рекомендациями, запасайтесь, пожалуйста, чаем и вкусняшками, потому что информации будет много.

Мир подобно скоростному поезду несется вперед с такой большой и трудновоспринимаемой скоростью, что пассажиры тревожатся, что рано или поздно контроллеры этого поезда высадят кого-то после первой же невинной ошибки или из-за "непоспевания" за постоянными прогрессом, изменениями и развитием. Появилась даже специальная трактовка новой реальности – BANI-мир (brittle, anxious, non-linear, incomprehensible), которую придумал Джамаис Кашо. И вот некоторые из рекомендаций, к которым автор сводит свою модель сегодняшнего мира:

  • Необходимо ослабить тревогу и беспокойство по поводу будущего. В этом поможет сопереживание "в моменте" и внимательность к настоящему.

  • Необходима большая прозрачность и задействование интуиции.

А это значит, что для того, чтобы быстро адаптироваться к изменениям, быть успешным в новой реальности, и в условиях быстро меняющихся требований, потребуется развивать мягкие навыки.

 Переходим к делу! Давайте сегодня разберем следующие важнейшие компетенции:

  • Управление изменениями;

  • Критическое мышление.

Начнем с управления изменениями

Управление изменениями – это процесс, который помогает компаниям планировать, разрабатывать, внедрять и оценивать изменения, которые станут необходимыми в будущем. Важно обеспечить плавный переход от старой практики к новой, без значительных нарушений бизнес-процессов.

Для IT-специалистов важно оперативно адаптироваться к изменениям: уметь анализировать новые требования бизнеса, технологические изменения в сжатые сроки, быть готовыми использовать/внедрять новые инструменты и технологии, а также оценивать воздействие изменений на бизнес-процессы компании.

Изменения в технологических процессах происходят довольно часто, поэтому умение адекватно реагировать на них, управлять процессом внедрения изменений, обеспечивать стабильность систем, инфраструктуры, даже в условиях неопределенности, является важным условием для успешной деятельности IT-специалиста.

Нередкая практика, когда в ходе разработки меняются требования к продукту, что может влиять на его функциональность, качество, совместимость с другими системами. Наличие данного навыка позволит оценить влияние этих изменений на продукт, а также предложить альтернативные планы, чтобы снизить риск возможных негативных последствий.

От бизнеса поступил запрос реализовать решение, которое будет находить потенциальных клиентов на b2b маркетплейсах через парсинг объявлений. Однако, при проверке данной гипотезы были получены  неудовлетворительные результаты, по ряду причин: объявления с разных площадок имеют различные форматы, не все маркетплейсы имели API для взаимодействия с ними в требуемом режиме, полнотекстовый поиск по объявлениям, зачастую, выдавал нерелевантные результаты.

В качестве альтернативы обсуждалось решение, представляющее собой интерфейс маркетолога для  выполнения поисковых запросов по аналогии с интернет-поисковиками, однако, оценка затрат на реализацию данного варианта оказалось слишком велика.

В конечном счёте, соизмерив желание с возможностями, задача трансформировалась: бизнесу было предложено решение анализировать торговый оборот компаний, путем анализа информации из платных источников данных и таможенной статистики, поскольку среди описаний товаров можно найти те, производители которых, потенциально интересны бизнесу в качестве клиентов (содержат определённые ключевые фразы). Был выполнен выбор наиболее полных источников данных, для получения описания продукции, а затем, реализован поиск с применением методов ML.

Несмотря на изменение изначальной постановки требований, конечная цель бизнеса была достигнута, благодаря оперативному и корректному управлению изменениями командой исполнителей.

Моделей управления изменений много, одна из них ADKAR

Изменения вызывают, зачастую, отрицательные реакции и процесс внедрения сопровождается сопротивлением со стороны сотрудников, поэтому важно внедрять их постепенно, чтобы не "сломать" действующую систему.

Считаю важным сохранять принцип открытости – сообщать сотрудникам об изменениях, объяснять их цель, обозначать роль команды в этом процессе.

Существует более десяти моделей управления изменениями, применение которых позволит сделать этот процесс мягче. Расскажу про одну из них – модель ADKAR, автором которой является – Джеффри Хаятт. Модель универсальная – может быть применима в случае организационных изменений на уровне компании, а также в IT-проектах при реализации изменений, связанных с внедрением новых технологий, или на этапах разработки продуктов.

Согласно данному подходу, успешный результат от внедрения изменений зависит от подготовленности команды и ее понимания необходимости этих изменений. Модель включает пять этапов:

  • Awareness (осведомленность)

  • Desire (желание)

  • Knowledge (знания)

  • Ability (способность)

  • Reinforcement (подкрепление)

Разберем подробнее каждый из них.

Awareness (осведомленность) – пусть все в команде знают, зачем на них летом надевают пуховики.

Первично необходимо сообщить команде о цели изменений. Важно, чтобы участники процесса понимали, чем обусловлена необходимость нововведений. Если у вас новый проект на Аляске – отлично, давайте всем об этом расскажем! В случае молчаливых изменений, подозрительный дядька доставит в офис 100 пуховиков, в которые сотрудникам предлагается облачиться – это странно и вызовет, мягко говоря, встревоженный климат.

Как?

  • Объясните причины и необходимость изменений, расскажите о возможных последствиях в случае их отсутствия;

  • Получите первичную обратную связь, что позволит спрогнозировать возможные риски до реализации изменений;

  • Расскажите об успешных примерах/практиках, чтобы стимулировать интерес к изменениям.

По сути, вам нужно донести следующую информацию:

  • Зачем меняться

  • Почему сейчас

  • Что будет, если

Desire (желание) – сотрудники сами попросят пуховики, если узнают, что впереди холодные времена.

На данном этапе важно заинтересовать команду: показать, как изменения повлияют на компанию и почему изменения важны для сотрудников лично, так сказать, сформировать "желание перемен". 

Продвигайте идею внедрения изменений, обозначайте их необходимость и пользу для компании и сотрудников:

  • Проводите презентации, встречи, рассказывайте о преимуществах нововведений;

  • Давайте возможность высказаться сотрудникам, обсудите мысли, опасения относительно нововведений.

 Объясните сотрудникам:

  • Почему, как раньше – неэффективно, или "работать не будет";

  • Какую роль они играют в процессе изменений и как изменения повлияют на них.

Knowledge (знания) – пуховики обычно несколько стесняют движения, поэтому важно научиться жить в них.

Изменения подразумевают применение новых знаний, поэтому на данном этапе, важно определить, какие навыки будут актуальными и убедиться, что сотрудники обладают ими.

Что делать:

  • Оцените знания сотрудников до начала изменений;

  • Разработайте программу обучения с учетом актуальных потребностей;

  • Контролируйте процесс обучения.

Ability (способность) – привыкнуть к тяжелой одежде лучше заранее, чтобы это не отражалось на эффективности труда, поэтому самостоятельная тренировка приветствуется.

Обучение не гарантирует фактическое применение знаний, поэтому важно обеспечить сотрудников необходимыми ресурсами и инструментами для возможности формирования навыка на практике.

Действия:

  • Помогайте и поддерживайте сотрудников, например, путем наставничества;

  • Оперативно реагируйте на возникающие вопросы.

Reinforcement (подкрепление) – даже после акклиматизации к суровой реальности, пуховики лучше не снимать.

Может так случиться, что азарт прошел, инициаторы изменений стали менее активны в этом вопросе, и постепенно команда возвращается к прошлым методам работы.

Поэтому, даже после реализации изменений, важно поддерживать интерес команды, собирать обратную связь и оперативно реагировать на нее. Помимо этого, необходимо убедиться, что реализованные изменения приносят ожидаемый результат.

Чтобы сохранить мотивацию команды:

  • Обеспечивайте доступность ресурсов и инструментов, необходимых для поддержки изменений;

  • Собирайте обратную связь;

  • Наблюдайте за прогрессом, разработайте метрики для оценки эффективности изменений.

Отмечу, что при использовании данной модели (как и любой другой) важно последовательно реализовывать каждый этап, в противном случае, результат не принесет нужного эффекта.

Данный инструмент поможет управлять процессом изменений и обеспечить эффективную адаптацию к новым условиям.

Что почитать на данную тему:

  • Ицхак Адизес – "Управление изменениями без потрясений и конфликтов";

  • Эстер Дерби – "Психология управления изменениями";

  • Эстер Камерон, Майк Грин – "Управление изменениями. Полное руководство по моделям, инструментам и техникам внедрения изменений в организации".

Где применить критическое мышление в IT

Критическое мышление – это способность анализировать, оценивать достоверность и пользу информации, принимать взвешенные решения.

Ситуации, когда на задачу тратится множество часов – уже становится "непростительной роскошью". Наличие данного навыка позволит вам ориентироваться в технологиях, определять для них лучшее применение, а также поспособствует более быстрому и эффективному решению проблем. Прокачал критическое мышление – сэкономил время.

На самом деле, данный навык, по моему мнению, применим к любой специализации в IT. Например, вам нужно выбрать технологию для разработки продукта – критическое мышление поможет принять наилучшее обоснованное решение, учитывая не только функциональные возможности, но и скорость разработки, масштабируемость решения в будущем.

Критическое мышление полезно при разработке сложной архитектуры и ее интеграции с другими системами; при проектировании функционального и удобного интерфейса; для обнаружения уязвимостей в системе безопасности системы.    

Что происходит, если у специалиста отсутствует этот навык?

У инженера данных увеличился объем входных данных для расчёта, и потребление памяти, которая используется во время расчётов. Ресурсов стало недостаточно, при сборе результатов на одной ноде для последовательной записи расчёт стал падать. Специалист пытался решить эту проблему доступными способами: попробовал перевести расчёт на параллельную запись, чтобы не исключать необходимость сбора данных на одной ноде. В результате, проблема с памятью переместилась с ноды на которой осуществлялся сбор результатов – на произвольную ноду, выполнявшую обработку данных, т. к. процесс обработки данных тоже стал требовать больше ресурсов.

В конечном счёте, для решения исходной проблемы, пришлось исключать данные логически: часть входных данных отбрасывать по бизнес-ключу, чтобы отфильтровать на входе те данные, которые бизнес не был заинтересован видеть в результирующем наборе данных.

Эффект Даннинга-Крюгера

В моей практике были случаи, когда специалист, имея небольшой опыт работы и знаний, считает себя экспертом в данной области. Подобное явление наблюдается, как при поиске кандидатов на вакантные должности, так и среди сотрудников, неспособных объективно оценивать собственные знания.      

Есть объяснение, чем подкреплена неоправданная самоуверенность таких людей (так проявляется эффект Даннинга-Крюгера), это метакогнитивное искажение у людей с низкой квалификацией, или, простыми словами, склонность людей оценивать свои способности выше, чем они есть на самом деле.

Как проявляется:

  • Склонность переоценивать собственные способности;

  • Неспособность адекватно оценивать и признавать профессионализм других.

На что это может повлиять?

  • Неоправданное принятие рисков и некорректных решений;

  • Невозможность распознать ошибки и исправить их из-за уверенности в своей компетентности, повтор этих ошибок в будущем.

Как развить критическое мышление?

1. Системный подход

Используйте системный подход для решения задач: наличие последовательного плана процесса решения позволит проработать задачу пошагово и выявить проблемные места. Структурируйте процесс решения задачи – ознакомьтесь с требованиями, определите ожидания к результату, выработайте решение.

2. Принимайте взвешенные решения

Для принятия взвешенного решения важно опираться на факты и устанавливать причинно-следственные связи. При обработке информации, мозг может подсказать решение, опираясь на опыт в прошлом. Попробуйте найти новые варианты решений, чтобы сделать наилучший выбор. Формулируйте задачу разными способами, обдумывайте различные варианты развития событий, составляйте список возможных решений, даже, если они кажутся невероятными, и выбирайте наиболее подходящий вариант, учитывая "за" и "против".

3. Развивайте творческое воображение

  • Рассматривайте рабочие и бытовые ситуации с разных точек зрения;

  • Используйте технику мозгового штурма для генерации нестандартных идей;

  • Общайтесь с разными людьми, посещайте новые места – это поможет разнообразить мышление;

  • Развивайте свои творческие способности: пробуйте что-то новое, не бойтесь экспериментировать.

Рекомендую к прочтению:

  • Том Чатфилд – "Критическое мышление. Анализируй, сомневайся,  формируй свое мнение";

  • Даниэль Канеман – "Думай медленно… Решай быстро";

  • Никита Непряхин – "Анатомия заблуждений. Большая книга по критическому мышлению";

  • Дарелл Хафф – "Как лгать при помощи статистики".

Что нужно для карьерного роста в 2045 году?

Все больше работодателей уделяют внимание soft skills, как при найме сотрудников, так и при работе с действующей командой, хоть на сегодняшний день это и не повсеместно. Но одно можно сказать наверняка: в том самом 2045 году, когда ИИ будет готов выполнять значительно большую часть «хардов», чем сейчас, ценность сотрудников будет складываться и из того, насколько хорошо он умеет «софтить». И теперь для тех счастливчиков, кто прочитал нашу статью, это уже не сможет быть неожиданностью, а собеседование в Первом Межпланетном Банке пройдет более гладко.

Подписывайтесь, ставьте лайки, оставляйте комментарии – это тоже soft skills.

Комментарии (12)


  1. dyadyaSerezha
    07.06.2023 19:02
    +4

    1} Неисправимые айтишники не управляют изменениями. Это прерогатива среднего или старшего менеджмента.

    2) Критическое мышление - даже больше хард-скил, по-моему. И очень сильно зависит от личности как таковой, хотя и может быть развито до некоторой степени

    Необходимо ослабить тревогу и беспокойство по поводу будущего. В этом поможет сопереживание "в моменте" и внимательность к настоящему

    В этом гораздо лучше поможет здоровый пофигизм и о будущем, и о настоящем.

    Необходима большая прозрачность и задействование интуиции

    Интуиция как раз и нужна при отсутствии прозрачности. А дальше по тексту вообще славится критическое мышление. А?


    1. Quillis Автор
      07.06.2023 19:02

      Добрый день! Спасибо за комментарий! ????

      1. Зачастую те или иные решения могут приниматься после анализа обстановки и предложений тех самых "неисправимых айтишников", таким образом, влиять на изменения может каждый член команды, если ситуация ему не безразлична. Разве нет?

      2. Согласны, что у определенных типов личностей может быть собственный "потолок" по такому навыку, мы лишь имели ввиду, что развиваться в этом не будет лишним, в том числе и чтобы достигнуть своего максимума.

      "Здоровый пофигизм" тоже отличный инструмент, но научить тревожного коллегу пофигизму трудно (т. к. это - искусство), а вот в том, чтобы проявить к нему внимательность и сопереживание нет ничего сложного, а эффективность налицо ????

      Интуиция и прозрачность в любом случае классно друг друга дополняют. В идеале, конечно, чтобы все было прозрачно, но если вдруг туман, то поможет интуиция!


      1. dyadyaSerezha
        07.06.2023 19:02
        +1

        Технический анализ предложенного изменения и поиск лучшей альтернативы это чисто техническая работа и не имеет ничего общего с soft skills.


  1. ilitaiksperta
    07.06.2023 19:02

    Софт-скиллы такой же фейк и баззворд как критическое мышление. Если вам ктото затирает эти слова - либо вас хотят нае.. обмануть, либо человек вообще не понимает что говорит.


    1. dedmagic
      07.06.2023 19:02
      +4

      Позволю себе поставить под сомнение Ваше утверждение про критическое мышление.

      Такой пример: кричащие заголовки (CAPSLOCK, куча восклицательных знаков, "ШОК!" и т.д.) однозначно указывают на то, что читать это не стоит – вряд ли там будет что-то полезное, если внимание привлекается такими дешёвыми и пошлыми методами.

      При этом таких заголовков в интернетах куча, т.е., на них кто-то ведётся, и ведётся массово – иначе авторы текстов подобные заголовки бы не использовали.

      Это позволяет сделать вывод, что у большого количества людей критическое мышление недостаточно развито.

      Т.е. оно есть :).


      1. ilitaiksperta
        07.06.2023 19:02
        -1

        У людей в целом мышление не развито, а не "критическое".

        Вот вы не ведетесь на заголовке в стиле ШОК, потому что знаете что это дешевая реклама. Зато ведетесь на книжный мусор от боба мартина, потому что ктото сказал что он крутой.

        Так что нет никакого "критического мышления". Это баззворд, который указывает на текст состоящий из воды и всякой дичи.


      1. Quillis Автор
        07.06.2023 19:02

        Мы согласны относительно избитости таких методов и хотим дополнить, что если бы все следовали Вашему примеру, то пользователи массово перестали бы реагировать на такие заголовки, и авторам пришлось бы писать информацию, реально отражающую содержимое - и всем нам жить в интернет-пространстве было бы приятней. Эх, мечты...


    1. Quillis Автор
      07.06.2023 19:02
      +1

      Здравствуйте, спасибо за Ваш комментарий! ????

      Но ведь эффективность софтов в дополнение к хардам была доказана многими поколениями команд и тысячами проектов. Больше того, если на проекте царит благоприятная атмосфера, где взаимное уважение, понимание и поддержка, критические предложения не воспринимаются, как угроза. Они будут приняты, как предложения по усовершенствованию, поднимутся на обсуждение и могут улучшить продуктивность. И плюсом все это влияет на психологический климат.


      1. ilitaiksperta
        07.06.2023 19:02

        Доказана? Только если британскими учеными.

        Софты придумали чтобы протолкнуть в индустрию кучу дебилов, которые кроме как лить воду и ссать в уши ничего не умеют. Раньше их в открытую слали нахер, а теперь придумали мантру что типа "помимо настоящих скиллов есть еще умение красиво разговаривать, давайте его тоже учитывать!". Которая превращается в "ну у нее харды слабенькие, но софты зато хорошие давайте возьмем в команду!".

        Нормально живут только те проекты, где руководитель шарит в теме, фильтрует наем людей в команду и не дает команде лепить говно.

        Я понимаю, почему вы так топите за софт скиллы, ведь без этой мантры вас бы тут не было.


        1. DenSar
          07.06.2023 19:02
          -1

          На самом деле все наоборот. Именно софт скиллы заставляют как рабов трудиться "умных" программистов за копейки (рядовую зарплату), думая, что они создают что-то полезное. Рисуются красивые графики, инвесторы вкладываются, вернее вкладывались. В итоге 90% "великих" проектов в убытках. В прибыли лишь те, кто сделал классную презентацию => софт скиллы.


    1. anonymous
      07.06.2023 19:02

      НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь