Всем привет! Меня зовут Дмитрий Нозадзе и я - QA-лид агентства по тестированию “Кавычки”. На рынке мы уже 11 лет, поэтому историй и опыта накопилось немало. Поэтому сегодня немного о том, что делать лиду, если приходится объединять тестирование и управление , и вообще, стоит ли это делать?
Ннннеее нннада!
На этом, пожалуй, бы и закончилась моя статья сегодня, если бы я следовал всем советам из интернета. Ведь в 80 (ну может в 90) процентах случаев советуют не раздваиваться и работать только на одну точку - либо тестирование, либо управление. Говорят, что попытка успеть везде и сразу может привести к негативным результатам и прочим бедам (возможно, даже с головой).
Что ж, в этом есть доля правды, когда ты ведешь не один проект, а несколько или если этот проект - первый твой опыт в роли лида.
Спойлер алерт - если знать как к такому подходить - выстроить процессы и пр., все может сработать. Как грится, долго ли умеючи…
Предыстория
Итак, было дано: молодой амбициозный лид в моем лице, жаждущий славы и мирового признания, несколько проектов, ждущих своего “вожака” и несколько команд, чьи "стаи" мне предложено было возглавить. Не ожидая подвоха и лучась готовностью, я согласился взять все, не зная еще, что на одном из проектов придется выполнять роль тестировщика.
Всего было 4 команды, 5 тестеров и я (прямо трое в лодке, не считая собаки). На трех проектах процессы были выстроены, но на одном формировалась полностью новая команда, и поэтому это потребовало больше внимания и сил, чтобы качество тестирования не просело.
Естественно, процессы в четвертом проекте были не выстроены, для всех он был новым, даже для проджекта ( представляете?). И тут началась веселая жизнь, сказал бы сказка, но скорее это была басня про лебедя, рака и щуку - каждый тянул в свою сторону, желая все сделать под себя даже в ущерб другим отделам.
Моя задача как QA-лида состояла в том, чтобы оградить тестеров от выстраивания процессов и дать им возможность сосредоточится на проекте и погружении в него, при этом выстроить процессы таким образом, чтобы им было комфортно работать в будущем.
Забегая вперед скажу - времени и концентрации хватило только на то, чтобы заонбордить ребят и выстроить процессы, а вот до микроклимата добраться я не успел, что в будущем привело к определенным трудностям и нездоровой атмосфере внутри команды.
ПОЭТОМУ, СОВЕТ № 1:
Не беритесь за несколько проектов ОДНОВРЕМЕННО (ключевое здесь слово), увеличивайте нагрузку постепенно, если проекты для вас новые и вам нужно погрузиться.
-
Оцените ситуацию проектов, на которых будете работать. Если вы понимаете, что какой-то из них потребует больше времени и концентрации, то:
выделите с чем столкнетесь и, где могут быть слабые места
если есть возможность - отсрочьте участие в других проектах на небольшое время, например, предложите, что сначала вы выстроите процессы на одном, а затем возьмете в работу остальные
если есть возможность взять проверенного человека, на которого можно положиться и делегировать - возьмите ????
При-о-ри-тет!
Итак, у меня сформировалась новая команда и новый проект, а еще я отвечал за тестирование дополнительного проекта. Ожидаемый итог - времени стало не хватать. От меня постоянно что-то хотели, что приводило к стрессу и выгоранию: на одном проекты ждали срочные задачи, отданные в тестирование, на другом моего внимания требовал релиз. Тестировщики приходили за помощью или с проблемами, плюс нужен был контроль ( ранее я упоминал, что для людей проект был новый). В общем, дом вверх дном. Казалось, что рабочего дня не хватает и нужно еще пару часов в сутках, чтобы все успеть. Конечно, голова была забита нерешенными вопросами на проектах и как всё успеть.
Тут, наверняка, кто-то скажет: “Ну так выставил бы приоритеты!”. И этот кто-то точно на опыте и абсолютно прав.
Отсюда у нас совет намбер 2
Выстраивайте приоритет!
Очевидно, но факт! Очевидно, но не забудьте! Очевидно, ну вы поняли! ПРИ-О-РИ-ТЕТ!
Например:
для тестирования - можно обсудить процесс релизов и взятия задач в работу так, чтобы между ними был зазор. Или учитывать в планировании занятость на другом проекте.
для команды создать флоу и выстроить взаимодействие, чтобы большая часть вопросов, не требующая вашего внимания, решалась без вас. А то, что без вас решить/обсудить невозможно - зафиксировать в чёткие созвоны и встречи. Таким образом, вы даже высвободите время для развития своих сотрудников, а задачи не будут перекрывать друг друга. Тем самым из хаоса создаем порядок и исключаем лишнюю занятость, которая может решаться без вас.
Примечание для особо чувствительных :) : У читателя может возникнуть вопрос: “Какая принцесса попалась,что под ее занятость должны подстраивать флоу?”.
И таки - да, стараемся как можем, корона не давит:) Но проект и заказчик сами озвучивали, какая занятость им нужна и соглашались на формат сотрудничества.
Дьявол кроется в мелочах
Спустя энннное количество времени, потраченных нервишек и дергающегося глаза, я начал постепенно нащупывать баланс между тестированием и выстраиванием процессов в новой команде, более плотно погрузившись в проекты. Хотя, положа руку на сердце, должен признаться - времени на развитие себя как лида и тестера практически не оставалось.
И тут снова можно было закончить мой рассказ, вы могли бы мне посочувствовать и мы с вами на этом и разошлись. Но я вам рассказал только про два проекта из четырех, где я уже чуть не порвался.
Другие два проекта были стабильные, но дьявол кроется в мелочах. Чуть загляделся и все, санки, уехавшие по инерции с горки, без контроля и участия, уже валяются в лесу, становятся собственностью волков, а вы грустно наблюдаете за этим и думаете: “Ну что такое-то, нормально же общались”. А тут еще один из тестировщиков заболевает, уходит в отпуск, сбегает от жены на круизном лайнере и оказывается, что вам только казалось, что у вас большие выразительные глаза. Они могут становится еще больше и выразительнее - ведь именно в этот момент оказывается, что этот самый сотрудник - практически духовные скрепы проекта и википедия в одном лице.
Вся стабильность проекта только что пала, вместе с вами. Как говорится, помянем.
Так что же делать?
Принимать совет номер 3.
Создавайте автономную команду, которая работает даже в случае отказа одного из "винтиков" - членов команды. Выстройте процесс взаимодействия и погруженности, чтобы не получить оплеуху в самый неожиданный момент.
Поглядывайте в чат с разработкой, чтобы понимать, что происходит и быть в курсе
Организуйте редкие, но стабильные (признак мастерства) созвоны, на которых можно узнать ситуацию на проекте. Таким образом, вы будете в курсе происходящего, сможете раньше реагировать на тревожные звоночки, при этом не уделяя много времени микроменеджменту.
Стоит тщательнее проводить рекрутинг сотрудников, обращать внимание на их самостоятельность, конфликтность и умение быстро переключаться (тут да, я Кэп - очевидность, но все же)
А также привлекать тех, на кого вы можете положиться ( я знаю, что вы это где-то видели:)
Так можно или нельзя?
А что же с тестированием? Мы всё говорим про менеджмент, но как успевать и не просаживаться в тестировании, погружаться в задачи и следить за тестовой документацией? А тут все будет быстро и по делу. Даже не будем называть это советом, так, легкое наставление на путь грядущий:
всегда коммуницируйте с командой, особенно когда вы - тестировщик ( а это звучит гордо!), озвучивайте свою нагрузку, старайтесь оценивать ее адекватно, чтобы лучше определять приоритет и не взваливать всё на себя. И если всё - таки нагрузка растет (зараза такая) доносите, что ваших сил не хватает.
В моём случае нагрузка и процесс был выстроен так, что я подключался на проект временно, проводил тестирование и затем возвращался к остальным командам.
Таким образом моя нагрузка была распределена, и я не хватался за всё и не переживал что, что-то не успею. Проект, на котором я тестировал, чётко знал, когда ко мне прийти и когда у них будет проведено тестирование, и они могли лучше подготовить задачи.
ИТОГО, мы имеем:
Со временем получилось распределить и декомпозировать нагрузку и не выгорать
Стабильные проекты не просели, а даже набрали обороты и один из них был продан западному клиенту
Новый проект был запущен и были выстроены процессы (но было еще много работы впереди)
Микро климат в одной из команд был запущен и, к сожалению, один из тестеров ушел
Развитие и выделение времени на личные вопросы сотрудников происходило в меньшем объеме, чем требовалось
А из того, что мы имеем, еще пара советов сверху:
Наращивайте нагрузку постепенно, с учетом вашей погруженности в проект
Старайтесь не брать больше 5 команд в управление
Выстраивайте команду с учётом погруженности и самостоятельности (это облегчит вам жизнь при любых обстоятельствах)
Все! Всем спасибо!
Scarethebear
Сначала вы пишете, что нужно оградить тестеров от выстраивания процессов, а потом про автономную команду, как-то не сходится. По моему опыту, легче выстраивать процесс "изнутри", силами людей, работающих в команде. А задача лида в этом случае - подсказывать варианты, помогать преобразовывать идеи в задачи и указывать на очевидные косяки.
Dima_Nozadze Автор
Спасибо за ваш комментарий.
1. "Оградить тестеров от выстраивания процессов" шло в части о формирующейся новой команде, где сотрудники не были знакомы с проектом. И тут учитывая что им нужно погрузится в специфику проекта и тестовую документацию (если такая имеется, а на данном проекте было не мало), им явно будет не до составления флоу и процессов. По моему мнению - это обязанность Лида взять на себя эту нагрузку, конечно обсуждая уже готовые вариант с командой.
2. Про автономную команду - идёт речь в целом, выстраивать команду взаимно заменяемой внутри проекта. А не про выстраивание процессов.
Надеюсь я правильно понял ваш вопрос и смог внести ясность, что имел ввиду.
С тем что лид должен помогать и подсказывать - согласен, но на моих проектах (к частью или к сожалению) лид был генератором выстраивания процессов.