Введение
Привет Хабровчане!
В моей практике были проекты, где я начинал со старта, а где приходилось включаться на этапе реализации. Иногда при вхождении в проект хочется отказаться, так как просто не понятно, а что ожидает заказчик или техническое задание оставляет массу вопросов.
В рамках одного проекта в компании ОТР 2000 были трудности с самим техническим заданием, но благодаря команде проекта (всех помню, вы лучшие с кем я когда-либо работал) удалось нивелировать отставание по проекту, и вывести команду из состояния перманентного цейтнота.
В рамках другого проекта в компании Spora, сам заказчик предложил подобный подход (Эрнест Юрьевич, эти знания до сих пор мне помогают, сердечно вас за это благодарю), что позволило добиться хороших результатов и сформулировать план на длительный период, которые реализовывался с опережением графика и при этом в команде была здоровая атмосфера.
Был проект, где до срока сдачи оставалось два месяца, а прогноз по работам был на пять месяцев:))) Но получилось. Основная сложность была не в техническом задании или непонятных целях, а в постоянно растущих объемах и небольшом административном хаосе. Как удавалось решить данные вопросы и хотелось рассказать.
Постановка задачи
Иногда техническое задание не даёт ответы на вопросы: какой ожидается результат, что хочет получить заказчик. Сроки начинают гореть. Заказчик хочет больше, чем предусмотрено техническим заданием и отказать возможности нет. Возникает вопрос, что делать? С чего начать?
Суть подхода
Необходимо на основе технического задания построить дерево целей по проекту. Если техническое задание вызывает больше вопросов чем ответов, то придётся его немного пересобрать. Если же вы начинаете со старта проекта, то будет легче. В этом помогут два шага.
Шаг 1. Дерево целей – структурированная, построенная по иерархическому принципу (распределенная по уровням, ранжированная) совокупность целей экономической системы, программы или плана, в которой выделены: генеральная цель («вершина дерева») и подчиненные ей подцели первого, второго и последующего уровней («ветви дерева»). Название «дерево целей» связано с тем, что схематически представленная совокупность распределенных по уровням целей напоминает по виду перевернутое дерево.
Нам важно описать как минимум первые 2-3 уровня, в зависимости от сложности проекта/продукта, т. к. для нас это будет набор задач по достижению цели. Не всегда задачи будут коррелироваться с техническим заданием, тут важно выяснить у заказчика, где истина и конечно адаптировать под приёмочные испытания, так как принимать результат работ будут по техническому заданию.
Нам необходимо взять цель, которая указано в техническом задании, и формализовать ее. Важно помнить, что у каждой цели должны быть целевые показатели.
Пример 1:
Генеральная цель – технология оценки состояния здоровья сотрудника для допуска к работе/учебе/процедурам/…
Цели второго уровня. Бизнес-цели верхнего уровня (решение о допуске) и цели удовлетворенности пользователя (данные по состоянию здоровья). На их базе можно сформировать примерный план по реализации, если же проект/продукт достался вам на начальном этапе, то на основе данных можно дать примерную оценку требуемых ресурсов по технологиям, применяемому ПО и потребности в ресурсах
Пример 2:
Бизнес-цели (пример будет частичный, чтобы понять логику построения).
Повышение доходов:
увеличение продаж (не менее 10 клиентов/заказчиков в год);
возможность использования в любом браузере (программное обеспечение доступно внутри
ЗСПДзащищённой сети передачи данных);интеграция с популярными моделями оборудования для снятия медицинских показаний (например, нам необходимо замерять давление, температуру и пульс. Для определения показателя необходим список оборудования).
Снижение расходов:
возможность использовать в облаке;
обеспечение возможности сохранности данных в защищенном хранилище (медицинские данные требуют особого отношения, не у всех есть возможность хранить такие данные);
возможность формирования обезличенной отчетности для заказчика (специальный инструмент).
Удовлетворенность пользователя (у системы как минимум 3 группы пользователей – заказчик, потребитель и администратор, причем у каждого из них свои критерии удовлетворенности):
Заказчик. Возможность получать отчет на мобильные устройства (за 1 день и за период).
Заказчик. Возможность обрабатывать данные по 100 точкам сбора информации.
Заказчик. Возможность удаленной проверки работоспособности оборудования (мониторинг 1 раз в час).
Пользователь. Возможность получать результаты осмотров на мобильное устройство (за 1 день и за период).
Администратор. Возможность встраивания в контур заказчика (требуется API для построения заказчиком своего UI в рамках собственных систем).
Цели третьего уровня позволят детализировать задачи еще подробнее. Если вам повезло, и вы на старте проекта/продукта, то на этом уровне возникнут ограничения по технологиям, инфраструктуре, пользователям и т. д.
Наша задача – творчески подойти к делу и оформить дерево целей таким образом, чтобы стали очевидны контуры бизнес-архитектуры, стало понятно, что сделано, а что ещё предстоит сделать
Готовое дерево целей достаточно транспонировать, так мы получим набор задач (декомпозицию с критериями достижения результата). Далее этот набор задач требуется сгруппировать, чтобы получить бизнес-архитектуру.
Шаг 2. Бизнес-архитектура – это дисциплина, которая «представляет целостные, многомерные бизнес‐представления о возможностях доставки ценности, а также взаимосвязи между этими бизнес-взглядами и стратегиями, продуктами, политиками, инициативами и заинтересованными сторонами». Такое определение дается в Википедии. Мы для своих целей его немного упростим – это описание ключевых бизнес-целей и бизнес-функций реализации проекта/продукта. На мой взгляд, так оно стало понятней и лучше вяжется с деревом целей.
Для формирования контуров реализации проекта/продукта нам необходимо разбить его на понятные элементы:
Инфраструктура – элемент, с помощью которого мы можем вести бизнес (знания, объекты, оборудование, патенты, ноу-хау).
Производство – элемент совокупности подходов, методов и технологий, позволяющих получить продукт или услугу. (Перечень услуг, продуктов, сервисов)
Снабжение – элемент, обеспечивающий материальные ресурсы для производства. (Получение данных, ресурсов, материалов из внешних источников)
Маркетинг – элемент, позволяющий довести информацию о продукте и услуге до целевой аудитории. (Охват, конвертор, лэндинг, продажа)
Продажи – элемент, оказывающий потребителю помощь при выборе. (способы продажи, А/В тестирование)
Поддержка (сервис) – элемент, обеспечивающий постпродажное обслуживание, техническую поддержку (SLA)
Бухгалтерия, финансы, экономика – элементы, позволяющие учесть все финансовые и нефинансовые потоки по всем элементам. (отчётность по бизнес метрикам, финансовым метрикам и т.д.)
Юриспруденция и безопасность – элементы защиты бизнеса и продукта от происков недоброжелателей.
Управление – элемент организации деятельности и центр принятия решений.
Уверен, что список можно дополнить, а некоторые элементы детализировать. Возможно вам пригодятся не все элементы, но скажу так, всё зависит от проекта/продукта.
Каналы коммуникации. В этом блоке важно учесть способы коммуникации между элементами. Их много. Для примера можно привести CRM-систему, ERP-систему и т. д. Всё что позволяет получать данные.
Способ организации
На мой взгляд, тут всё индивидуально, универсальной таблетки нет. Для каждого бизнеса и элемента существуют свои оптимальные подходы. Эта непростая тема получает дополнительное усложнение из-за неофитов некоторых гибких методологий :)
Выводы
Применение этих двух инструментов позволит привести техническое задание к виду, который позволяет планировать, управлять разработкой или, если вам повезло, и вы участвуете со старта, сформировать понятное техническое задание.
При таком подходе вне зависимости от того, на какой стадии мы приступили к реализации проекта/продукта шанс на успех растет. Но важно помнить, успех зависит в первую очередь от команды и качества управления.
Важно помнить:
Войско баранов, возглавляемое львом, всегда одержит победу над войском львов,
возглавляемых бараном. Наполеон Бонапарт