У Илона Маска и его компании SpaceX появился серьезный конкурент в лице Blue Origin, детища Джеффа Безоса. Blue Origin удалось запустить свою ракету-носитель с возвращаемой первой ступенью, и после взлета на высоту в 100 километров успешно посадить как капсулу космического корабля, где планируется размещать команду и «космических туристов», так и саму первую ступень. Приземление и капсулы, и ступени прошло без проблем, при посадке системы не были повреждены.
Капсула космического корабля рассчитана на размещение 6 человек. Ракета New Shepard предназначена для совершения суборбитальных космических полетов. Скорость ракеты недостаточно высока для достижения регулярной орбиты, но для суборбитальных полетов она подходит практически идеально.
Посадка капсулы и ступени произошла в запланированных местах, рядом с городом Ван Хорн, Техас, США.
Капсула спускалась на парашюте, в то время, как первая ступень ракеты-носителя тормозила при помощи реактивной струи, выброшенной при снижении. В результате ступень опустилась на все четыре опоры. При этом ракете пришлось выдержать воздействие ветров на большой высоте, дующих со скоростью около 190 км/ч. После удачного приземления Безос написал, что он сам и его команда с нетерпением ожидают новой возможности запустить ракету в полет. Предприниматель назвал посадку «важным историческим событием».
Ракета-носитель New Shepard предназначена для перевозки «космических туристов», при этом капсула снабжена большими иллюминаторами, для того, чтобы люди внутри могли наслаждаться открывающимися видами. Стоимость космического путешествия на этом корабле пока не раскрывается. Разработка системы началась компанией Blue Origin в 2006 году. Тогда же компания приобрела участок площадью около 770 км? в штате Техас для постройки стартового комплекса и других сооружений. Испытательный полёт первого прототипа состоялся в 2006 году. В 2011 году состоялись два тестовых полёта второго прототипа, второй полёт окончился аварийно. В ходе тестового полёта 29 апреля 2015 года капсула достигла высоты 112 км и успешно приземлилась, посадка ракеты не удалась.
Что касается SpaceX, то эта компания действительно разрабатывает возвращаемую ракету-носитель собственной конструкции, но цель здесь несколько иная — получение системы, которая может улетать гораздо дальше, чем New Shepard, в открытый космос. Скорость Falcon 9, корабля SpaceX, выше, чем New Shepard, ракета тяжелее. Поэтому при приземлении первая ступень Falcon 9 развивает более высокую скорость, и выброс реактивной струи для торможения также должен быть более мощным. Пока что посадить первую ступень своей ракеты SpaceX не удается. В случае, если разработка окажется успешной, это позволит во много раз снизить стоимость запуска ракеты, с многократным снижением себестоимости перевозки грузов и людей.
Изначально компания SpaceX отрабатывала технологию запуска и посадки многоразовых ракет на уменьшенном макете Falcon. Тестовый образец получил название Grasshopper. Запуск и посадка этого макета проводились успешно, но здесь надо помнить, что высота взлета составляла всего несколько сотен метров.
Комментарии (22)
VGTGroup
24.11.2015 21:20Не знаю, как манекенам, но мне в том капсуле не хотелось бы находится. На видео видно, что 3 парашюта не хватило чтобы замедлить достаточно капсюль с людьми. А сам факт посадки, это конечно грандиозное достижение.
Это почти начало новой космической эры. Туризм может стать следующим двигателем прогресса в разработке космических технологий.AMDmi3
24.11.2015 21:56+13> На видео видно, что 3 парашюта не хватило чтобы замедлить достаточно капсюль с людьми
Я предполагаю что это не пыль от сильного удара, а как раз таки работа тормозных двигателей мягкой посадки.
bfDeveloper
24.11.2015 21:29+4Ни разу не конкурент SpaceX. Тут не идёт речи о полётах в космос. Цель чисто туристическая, поболтаться чуть-чуть в невесомости и посмотреть на землю свысока. Интересно, найдутся ли желающие попробовать такой туризм? Должно быть гораздо дешевле орбитального полёта, но и впечатления не те.
VGTGroup
24.11.2015 21:34+3При стоимости в 20-60к долларов для граждан стран США, Европы почему бы и нет. Стоимость одной 1-3 машин, но впечатления на всю оставшуюся жизнь. Эдакий эконом вариант, и самое главное такой полет не будет требовать серьезной подготовки человека перед полетом. Сдал нормативы и полетел.
rPman
24.11.2015 21:57Искренне рад за них. Каждый такой успех это огромный бонус для всего человечества.
p.s. Суборбитальный полет, четыре минуты, по мне так эмоций не густо… лично мое мнение, высокие эмоции должны начинаться где то с другой планеты или хотя бы луны, и, желательно, не десять минут а хотя бы сутки.
Даже посещение орбитальной станции хоть и круто, но… не то.
С другой стороны — заплатить 100500 денег чтобы пройти через перегрузки, кучу неудобств полета и предполетной подготовки,… чтобы побывать в 'жестяной банке' в стесненных условиях с огромным риском просто не вернуться живым и здоровым.
p.p.s. кстати почти наверняка туризм будет начинаться не с 'жестяной банки' а с надувной… то еще чувство.VGTGroup
24.11.2015 22:04+1Но люди и от посещения МКС радуются. А про астронавтов, которые были на Луне вообще говорить не приходится, они вне конкуренции.
На Луну нет смысла лететь на 1 день, полет только 3 дня в одну сторону займет. 14 или 28 дней хороший срок для таких полетов. Проблема Луны заключается в том, что надо подготовить базу для 6-12 человек желательно у Лимба на экваторе. А стоимость такого проекта 12-16 млрд. при очень грубых расчетах. А это скажем так, очень большая сумма и мало компаний которые обладают достаточными средствами, чтобы хотя бы гипотетически профинансировать такое предприятие. Плюс не стоит забывать о постоянной поддержке с Земли. Это не Марс где в перспективе будет создан замкнутый цикл производства.
П.С. так как считал я стоимость может разительно отличатся.
Psionic
25.11.2015 11:52Не думаю что цифры будут такими, будут больше — ракетный двигатель сколько циклов запусков может пережить без ремонта? А износ силовых компонентов конструкции ракеты, а аренда земли под стартовую площадку, а НИОКР, а горизонт окупаемости какой?
Чисто технический вопрос: а как ракета ориентируется для вертикальной посадки?
alff31
24.11.2015 22:32+3Сравнили тоже. Высота у New Shepard что-то около 15ти метров(нигде не смог точных размеров), а dragon 9 в высоту 68 метров.
Соответсвенно, сажаемые ступени у Шепарда около 12м, а у Дракона порядка 50ти метров.alff31
24.11.2015 22:37+24У Илона Маска и его компании SpaceX появился серьезный конкурент в лице Blue Origin
«У БЕЛАЗа появился серьезный конкурент, ГАЗ выпустил Газель-самосвал»
netto
24.11.2015 22:33+16Это конкурент не для Маска и SpaceX, а для Брэнсона и Virgin Galactic, про которого как-то стали постепенно забывать уже.
wormball
25.11.2015 00:15+4Ну, вообще-то они обещали следующую ракету орбитальной построить. https://en.wikipedia.org/wiki/Blue_Origin А вот для Брэнсона, судя по всему, и суборбитальный полёт на грани возможного.
a_batyr
25.11.2015 11:01+3А зачем это сравнивать со SpaceX-ом? У каждой компании своя специфика, одни выполняют коммерческие полёты на МКС, другие отрабатывают высотный старт космического корабля. А Blue Origin выполнили ровно ту задачу, которую себе поставили. Прогресс каждой компании это прогресс человечества, развитие частной космонавтики должно быть многогранным, не допускающим монополии. Гонка СССР и США это история человечества и она осталась в прошлом, сейчас же мы наблюдаем гонку частных компаний, что не может не радовать.
Equin0x
25.11.2015 22:29Возвращаемая ступень у них намного легче, чем у Маска. Даже на видео видно, по скорости ответа на рули и тягу. В один момент она даже так накренилась, что, будь чуть тяжелее — повторила бы неудачную недавнюю посадку SpaceX.
zapimir
Забыли добавить что SpaceX еще и сажает «боевые» ступени, которые выполняют реальные полеты, а не тестовые, из-за чего они проходят не в оптимальное с точки зрения тестов время, плюс сажают в океан на баржу. А с «кузнечиками» у SpaceX тоже всё нормально было.
marks
Добавил, но с кузнечиками речь идет о сотнях метров, а тут все же побольше, полет New Shepard тестовый, но максимально приближен к реальному запуску с людьми.
eaterman99
Фактически, BE-3 вышла в космос – 100,5 километров это же больше канонических 100 на целых 0,5. К тому же, нагрузка у нее была вполне себе настоящая: космический корабль, как никак, пусть и без экипажа. Так что условия те еще «боевые», Безос молодец.
wormball
> А с «кузнечиками» у SpaceX тоже всё нормально было.
Пока один из них не взорвался. Помнится, они обещали вскорости ему замену построить, только до сих пор ничего на эту тему не слышно. Что печалит и настораживает.
alff31
Зачем им ещё один кузнечик? Он выполнил свою функцию в качестве демонтрации технологий и тренировки посадки. Они сейчас на настоящих Драконах отрабатывают.
wormball
Он был бы ни к чему, ежели бы у них ракеты садились так, как задумано. Однако ж уже три подряд ракеты разбились при посадке. Значится, видимо, ещё не всё на кузнечиках отработали.
alff31
А не рассматриваете версию, что не все можно на макете отработать? Сам Маск на третьей попытке писал что вероятность успешной посадки менее 50%. И говорил, что 80% будет только к концу года при достаточном количестве запусков.
twitter.com/elonmusk/status/587704139225759744SelenIT2
В последней попытке в общем села как задумано, только потом на ногах не устояла. Может, садись она на сушу (как здесь), с горизонтальным запасом маневра не в пару десятков, а в пару сотен метров — и устояла бы…
zapimir
Во второй попытке не садились из-за шторма (так что вряд ли можно считать фейлом). Да и скорее сложности в том, что совмещают коммерческие запуски с тестами, к примеру у первой попытки просто не хватило гидравлической жидкости (там открытая система) для рулей. Стоит ли говорить, что если бы полет был тестовый и не нужно было экономить килограммы, то залили бы с большим запасом.