В новом исследовании Хабр Карьеры мы разобрались, как обстоят дела с менторством в IT. 

В начале этого года мы запустили сервис Хабр Эксперты и столкнулись с тем, что не все знают про такой инструмент, как IT-менторство. Тогда мы поставили перед собой две глобальные цели: разобраться, насколько развито IT-менторство сейчас и как IT-специалисты оценивают его эффективность. Из этих целей вытекли разные гипотезы и исследование, которое вы читаете сейчас. 

Чтобы собрать данные, мы отправили специальный опросник хабраюзерам и попросили знакомых эйчаров отнести его к IT-специалистам из их компаний. Всего удалось собрать 3000+ ответов, которые мы анализировали. 

Дальше рассказываем, что получилось узнать.


Сколько IT-специалистов знают про менторство 

Про менторство знают 77% опрошенных айтишников. Из них 34% ответили, что уже занимались с ментором. Вообще ничего не слышали про менторство 7% респондентов. 

Любопытно, что похожий вопрос мы задали пользователям Хабра с помощью сквозных опросов под статьями: 51% ответили, что ничего не знают про менторство, а у остальных был разный опыт работы с этим инструментом: кто-то сам ментор, кто-то планирует попасть на консультацию, а кто-то считает, что менторство не решит его запрос.

Чем выше квалификация IT-специалиста, тем выше его интерес к менторству. Больше половины лидов ответили, что уже работали с ментором, тогда как среди стажеров к менторам обращались только 12%.

Пробуют свои силы в качестве менторов тоже преимущественно специалисты старших грейдов: 73% лидов уже менторили, и только 11% это неинтересно. Младшие специалисты почти не менторят и не хотят.

Где находят менторов

Больше половины IT-специалистов (55%) рассказали, что знакомятся с менторами на работе. Почти 25% обращаются за помощью к знакомым специалистам. По личной рекомендации менторов находили 11% респондентов. 

Среди сервисов для поиска менторов IT-специалисты отметили Solvery, Хабр Экспертов, GetMentor, Эйч и Miranna.

Менторство в компаниях

Среди опрошенных 30% ответили, что в их компании внедрено менторство, 55% — что нет, оставшиеся 15% не знают, внедрено оно или нет. 

Начали разбираться, в компаниях каких размеров работают те 30% IT-специалистов, у которых внедрено менторство. Оказалось, что менторство есть преимущественно в больших компаниях (от 1000 до 5000 сотрудников) и гигантских (больше 5000 сотрудников), но все еще не во всех.

Числа на графике — количество сотрудников в компаниях
Числа на графике — количество сотрудников в компаниях

Те, кто обращается к менторам у себя на работе, рассказали, как у них это устроено. По ответам специалистов выделили три популярных формата: 

  • За каждым специалистом закрепляется персональный наставник на испытательный срок. 

  • За каждым направлением закреплён лидер компетенции. Лидеры выстраивают карьерный трек и работают с индивидуальным планом развития непрерывно на протяжении всего времени работы в компании. 

  • Выбор ментора осуществляется из списка анкет на внутреннем сайте компании.

Запросы, встречи, деньги  

Попросили тех, кто уже работал с ментором, рассказать, какие запросы у них были и сопоставили ответы с уровнями специалистов. 

Популярные запросы на старте карьеры: 

  • помощь со входом в IT, начало карьеры, 

  • смена профессии, 

  • подготовка к собеседованию, 

  • помощь с резюме.

Запросы, популярность которых растет по мере роста грейда: 

  • план карьерного роста, 

  • поддержка и коучинг (отношения с коллективом, синдром самозванца, выгорание и т.д.), 

  • карьера за рубежом, 

  • развитие личного бренда.

Запросы, с которыми приходят всегда:

  • смена работы, 

  • помощь с конкретной задачей, 

  • развитие навыков. 

Интересно, что 79% специалистов не платили за менторство. Те, кто обращался к специалистам платно, называли разную стоимость консультации, чаще всего одна встреча стоила от 1000 до 3000 рублей.

Те, кто занимается с ментором бесплатно, в среднем берут больше пяти консультаций. Платно — 2-3 консультации.

Эффективность менторства

Решение карьерных запросов 

Попросили IT-специалистов оценить, насколько консультация с ментором помогла им с решением карьерного запроса по шкале от 1 до 5, где 1 — совсем не помогла, 5 — помогла на 100%. 

Общая оценка — 3.2. Самую высокую оценку дают те, кто занимался с ментором платно — 3.7. Специалисты, которые занимались с ментором бесплатно, ставят 3.6. Можно сказать, что эффективность менторства не зависит от того, была консультация платной или бесплатной. 

Специалисты без опыта взаимодействия с ментором дают оценку ниже среднего и занижают общий балл — 2.9.

Айтишники без опыта работы с ментором не верят в этот инструмент карьерного роста и не готовы обращаться к ментору в ближайшей перспективе. А те, кто работал с ментором, в 68% случаев готовы повторить опыт. 

Менторство и удовлетворенность карьерой 

Специалисты рассказали, насколько они удовлетворены своей карьерой по шкале от 1 до 5, где 1 — все очень плохо, 5 — моя карьера на волне успеха. 

Любопытно, что те, у кого есть опыт консультаций с ментором, удовлетворены своей карьерой в среднем на 3.2. Специалисты без опыта в менторстве — на 2.2.

Менторство — драйвер роста по грейдам

Мы предположили, что менторство — драйвер роста по грейдам. Но в нашем исследовании эта гипотеза не подтвердилась: менторство не помогает специалистам быстрее повышать свой профессиональный уровень.

Скорость роста по грейду прямо зависит от самого грейда: начинающие айтишники растут быстрее, старшие — дольше. Учитывая, что менторство как инструмент известно большей части опрошенных (77%) и выделяется как актуальное в перспективе у тех, кто его еще не пробовал (37%), оно работает в другой плоскости и влияет на что-то другое. Возможно, мы разберемся в этом вопросе в рамках нашего следующего исследования. А пока — напишите в комментарии, что думаете вы. 

Менторство и другие инструменты карьерного развития 

Попросили IT-специалистов оценить эффективность разных инструментов карьерного развития. Получили вот такой топ по убыванию эффективности: 

Копируйте, сохраняйте и используйте!

Для тех, кто прокрутил сразу в конец

  • Всего про менторство знают 77% опрошенных IT-специалистов. Из них 34% уже занимались с ментором. Тех, кто вообще ничего не слышал о менторстве до опроса — 7%. 

  • Интерес к менторству растет вместе с уровнем специалиста. Опыт работы с ментором чаще всего встречается среди лидов — 53% и реже среди стажеров — 12%. 

  • Пробуют свои силы в качестве менторов преимущественно специалисты старших грейдов: 73% лидов уже менторили, только 11% это неинтересно.

  • Больше половины специалистов знакомятся с менторами в компаниях, где работают. Треть обращается за помощью к знакомым специалистам и по личной рекомендации. 

  • Специалистов, в чьих компаниях внедрено менторство, оказалось 30%, но больше половины (55%) ответили, что у них это не практикуется. 

  • Менторство внедрено преимущественно в компаниях, в которых работает от 1000 сотрудников, но все еще не во всех. 

  • Бесплатно обращались к менторам 79% специалистов. 

  • Те, кто занимается с ментором бесплатно, в среднем берут больше пяти консультаций. Платно — 2-3 консультации.

  • IT-специалисты без опыта работы с ментором не верят в этот инструмент карьерного роста. Те, кто работал с ментором, в 68% случаев готовы повторить опыт. 

  • Менторство не является драйвером роста по грейдам. 

  • Те, у кого был опыт консультаций с ментором, в среднем удовлетворены своей карьерой на 3.2. Специалисты без опыта в менторстве — на 2.2.


Просто напоминаем, что в начале этого года мы запустили сервис Хабр Эксперты — платформу для менти и менторов в IT, которая помогает учиться и учить всем, кто этого захочет. Сейчас на сервисе больше 5К экспертов разных профилей. Поиск нужного ментора можно отфильтровать по своему запросу.

Мы в соцсетях: TelegramTwitterIT HR-Тусовка.

В новом исследовании Хабр Карьеры мы разобрались, как обстоят дела с менторством в IT. 

В начале этого года мы запустили сервис Хабр Эксперты и столкнулись с тем, что не все знают про такой инструмент, как IT-менторство. Тогда мы поставили перед собой две глобальные цели: разобраться, насколько развито IT-менторство сейчас и как IT-специалисты оценивают его эффективность. Из этих целей вытекли разные гипотезы и исследование, которое вы читаете сейчас. 

Чтобы собрать данные, мы отправили специальный опросник хабраюзерам и попросили знакомых эйчаров отнести его к IT-специалистам из их компаний. Всего удалось собрать 3000+ ответов, которые мы анализировали. 

Дальше рассказываем, что получилось узнать.


Сколько IT-специалистов знают про менторство 

Про менторство знают 77% опрошенных айтишников. Из них 34% ответили, что уже занимались с ментором. Вообще ничего не слышали про менторство 7% респондентов. 

Любопытно, что похожий вопрос мы задали пользователям Хабра с помощью сквозных опросов под статьями: 51% ответили, что ничего не знают про менторство, а у остальных был разный опыт работы с этим инструментом: кто-то сам ментор, кто-то планирует попасть на консультацию, а кто-то считает, что менторство не решит его запрос.

Чем выше квалификация IT-специалиста, тем выше его интерес к менторству. Больше половины лидов ответили, что уже работали с ментором, тогда как среди стажеров к менторам обращались только 12%.

Пробуют свои силы в качестве менторов тоже преимущественно специалисты старших грейдов: 73% лидов уже менторили, и только 11% это неинтересно. Младшие специалисты почти не менторят и не хотят.

Где находят менторов

Больше половины IT-специалистов (55%) рассказали, что знакомятся с менторами на работе. Почти 25% обращаются за помощью к знакомым специалистам. По личной рекомендации менторов находили 11% респондентов. 

Среди сервисов для поиска менторов IT-специалисты отметили Solvery, Хабр Экспертов, GetMentor, Эйч и Miranna.

Менторство в компаниях

Среди опрошенных 30% ответили, что в их компании внедрено менторство, 55% — что нет, оставшиеся 15% не знают, внедрено оно или нет. 

Начали разбираться, в компаниях каких размеров работают те 30% IT-специалистов, у которых внедрено менторство. Оказалось, что менторство есть преимущественно в больших компаниях (от 1000 до 5000 сотрудников) и гигантских (больше 5000 сотрудников), но все еще не во всех.

Числа на графике — количество сотрудников в компаниях
Числа на графике — количество сотрудников в компаниях

Те, кто обращается к менторам у себя на работе, рассказали, как у них это устроено. По ответам специалистов выделили три популярных формата: 

  • За каждым специалистом закрепляется персональный наставник на испытательный срок. 

  • За каждым направлением закреплён лидер компетенции. Лидеры выстраивают карьерный трек и работают с индивидуальным планом развития непрерывно на протяжении всего времени работы в компании. 

  • Выбор ментора осуществляется из списка анкет на внутреннем сайте компании.

Запросы, встречи, деньги  

Попросили тех, кто уже работал с ментором, рассказать, какие запросы у них были и сопоставили ответы с уровнями специалистов. 

Популярные запросы на старте карьеры: 

  • помощь со входом в IT, начало карьеры, 

  • смена профессии, 

  • подготовка к собеседованию, 

  • помощь с резюме.

Запросы, популярность которых растет по мере роста грейда: 

  • план карьерного роста, 

  • поддержка и коучинг (отношения с коллективом, синдром самозванца, выгорание и т.д.), 

  • карьера за рубежом, 

  • развитие личного бренда.

Запросы, с которыми приходят всегда:

  • смена работы, 

  • помощь с конкретной задачей, 

  • развитие навыков. 

Интересно, что 79% специалистов не платили за менторство. Те, кто обращался к специалистам платно, называли разную стоимость консультации, чаще всего одна встреча стоила от 1000 до 3000 рублей.

Те, кто занимается с ментором бесплатно, в среднем берут больше пяти консультаций. Платно — 2-3 консультации.

Эффективность менторства

Решение карьерных запросов 

Попросили IT-специалистов оценить, насколько консультация с ментором помогла им с решением карьерного запроса по шкале от 1 до 5, где 1 — совсем не помогла, 5 — помогла на 100%. 

Общая оценка — 3.2. Самую высокую оценку дают те, кто занимался с ментором платно — 3.7. Специалисты, которые занимались с ментором бесплатно, ставят 3.6. Можно сказать, что эффективность менторства не зависит от того, была консультация платной или бесплатной. 

Специалисты без опыта взаимодействия с ментором дают оценку ниже среднего и занижают общий балл — 2.9.

Айтишники без опыта работы с ментором не верят в этот инструмент карьерного роста и не готовы обращаться к ментору в ближайшей перспективе. А те, кто работал с ментором, в 68% случаев готовы повторить опыт. 

Менторство и удовлетворенность карьерой 

Специалисты рассказали, насколько они удовлетворены своей карьерой по шкале от 1 до 5, где 1 — все очень плохо, 5 — моя карьера на волне успеха. 

Любопытно, что те, у кого есть опыт консультаций с ментором, удовлетворены своей карьерой в среднем на 3.2. Специалисты без опыта в менторстве — на 2.2.

Менторство — драйвер роста по грейдам

Мы предположили, что менторство — драйвер роста по грейдам. Но в нашем исследовании эта гипотеза не подтвердилась: менторство не помогает специалистам быстрее повышать свой профессиональный уровень.

Скорость роста по грейду прямо зависит от самого грейда: начинающие айтишники растут быстрее, старшие — дольше. Учитывая, что менторство как инструмент известно большей части опрошенных (77%) и выделяется как актуальное в перспективе у тех, кто его еще не пробовал (37%), оно работает в другой плоскости и влияет на что-то другое. Возможно, мы разберемся в этом вопросе в рамках нашего следующего исследования. А пока — напишите в комментарии, что думаете вы. 

Менторство и другие инструменты карьерного развития 

Попросили IT-специалистов оценить эффективность разных инструментов карьерного развития. Получили вот такой топ по убыванию эффективности: 

Копируйте, сохраняйте и используйте!

Для тех, кто прокрутил сразу в конец

  • Всего про менторство знают 77% опрошенных IT-специалистов. Из них 34% уже занимались с ментором. Тех, кто вообще ничего не слышал о менторстве до опроса — 7%. 

  • Интерес к менторству растет вместе с уровнем специалиста. Опыт работы с ментором чаще всего встречается среди лидов — 53% и реже среди стажеров — 12%. 

  • Пробуют свои силы в качестве менторов преимущественно специалисты старших грейдов: 73% лидов уже менторили, только 11% это неинтересно.

  • Больше половины специалистов знакомятся с менторами в компаниях, где работают. Треть обращается за помощью к знакомым специалистам и по личной рекомендации. 

  • Специалистов, в чьих компаниях внедрено менторство, оказалось 30%, но больше половины (55%) ответили, что у них это не практикуется. 

  • Менторство внедрено преимущественно в компаниях, в которых работает от 1000 сотрудников, но все еще не во всех. 

  • Бесплатно обращались к менторам 79% специалистов. 

  • Те, кто занимается с ментором бесплатно, в среднем берут больше пяти консультаций. Платно — 2-3 консультации.

  • IT-специалисты без опыта работы с ментором не верят в этот инструмент карьерного роста. Те, кто работал с ментором, в 68% случаев готовы повторить опыт. 

  • Менторство не является драйвером роста по грейдам. 

  • Те, у кого был опыт консультаций с ментором, в среднем удовлетворены своей карьерой на 3.2. Специалисты без опыта в менторстве — на 2.2.


Просто напоминаем, что в начале этого года мы запустили сервис Хабр Эксперты — платформу для менти и менторов в IT, которая помогает учиться и учить всем, кто этого захочет. Сейчас на сервисе больше 5К экспертов разных профилей. Поиск нужного ментора можно отфильтровать по своему запросу.

Мы в соцсетях: TelegramTwitterIT HR-Тусовка.

Комментарии (0)