В новом исследовании Хабр Карьеры мы разобрались, как обстоят дела с менторством в IT.
В начале этого года мы запустили сервис Хабр Эксперты и столкнулись с тем, что не все знают про такой инструмент, как IT-менторство. Тогда мы поставили перед собой две глобальные цели: разобраться, насколько развито IT-менторство сейчас и как IT-специалисты оценивают его эффективность. Из этих целей вытекли разные гипотезы и исследование, которое вы читаете сейчас.
Чтобы собрать данные, мы отправили специальный опросник хабраюзерам и попросили знакомых эйчаров отнести его к IT-специалистам из их компаний. Всего удалось собрать 3000+ ответов, которые мы анализировали.
Дальше рассказываем, что получилось узнать.
Сколько IT-специалистов знают про менторство
Про менторство знают 77% опрошенных айтишников. Из них 34% ответили, что уже занимались с ментором. Вообще ничего не слышали про менторство 7% респондентов.
Любопытно, что похожий вопрос мы задали пользователям Хабра с помощью сквозных опросов под статьями: 51% ответили, что ничего не знают про менторство, а у остальных был разный опыт работы с этим инструментом: кто-то сам ментор, кто-то планирует попасть на консультацию, а кто-то считает, что менторство не решит его запрос.
Чем выше квалификация IT-специалиста, тем выше его интерес к менторству. Больше половины лидов ответили, что уже работали с ментором, тогда как среди стажеров к менторам обращались только 12%.
Пробуют свои силы в качестве менторов тоже преимущественно специалисты старших грейдов: 73% лидов уже менторили, и только 11% это неинтересно. Младшие специалисты почти не менторят и не хотят.
Где находят менторов
Больше половины IT-специалистов (55%) рассказали, что знакомятся с менторами на работе. Почти 25% обращаются за помощью к знакомым специалистам. По личной рекомендации менторов находили 11% респондентов.
Среди сервисов для поиска менторов IT-специалисты отметили Solvery, Хабр Экспертов, GetMentor, Эйч и Miranna.
Менторство в компаниях
Среди опрошенных 30% ответили, что в их компании внедрено менторство, 55% — что нет, оставшиеся 15% не знают, внедрено оно или нет.
Начали разбираться, в компаниях каких размеров работают те 30% IT-специалистов, у которых внедрено менторство. Оказалось, что менторство есть преимущественно в больших компаниях (от 1000 до 5000 сотрудников) и гигантских (больше 5000 сотрудников), но все еще не во всех.
Те, кто обращается к менторам у себя на работе, рассказали, как у них это устроено. По ответам специалистов выделили три популярных формата:
За каждым специалистом закрепляется персональный наставник на испытательный срок.
За каждым направлением закреплён лидер компетенции. Лидеры выстраивают карьерный трек и работают с индивидуальным планом развития непрерывно на протяжении всего времени работы в компании.
Выбор ментора осуществляется из списка анкет на внутреннем сайте компании.
Запросы, встречи, деньги
Попросили тех, кто уже работал с ментором, рассказать, какие запросы у них были и сопоставили ответы с уровнями специалистов.
Популярные запросы на старте карьеры:
помощь со входом в IT, начало карьеры,
смена профессии,
подготовка к собеседованию,
помощь с резюме.
Запросы, популярность которых растет по мере роста грейда:
план карьерного роста,
поддержка и коучинг (отношения с коллективом, синдром самозванца, выгорание и т.д.),
карьера за рубежом,
развитие личного бренда.
Запросы, с которыми приходят всегда:
смена работы,
помощь с конкретной задачей,
развитие навыков.
Интересно, что 79% специалистов не платили за менторство. Те, кто обращался к специалистам платно, называли разную стоимость консультации, чаще всего одна встреча стоила от 1000 до 3000 рублей.
Те, кто занимается с ментором бесплатно, в среднем берут больше пяти консультаций. Платно — 2-3 консультации.
Эффективность менторства
Решение карьерных запросов
Попросили IT-специалистов оценить, насколько консультация с ментором помогла им с решением карьерного запроса по шкале от 1 до 5, где 1 — совсем не помогла, 5 — помогла на 100%.
Общая оценка — 3.2. Самую высокую оценку дают те, кто занимался с ментором платно — 3.7. Специалисты, которые занимались с ментором бесплатно, ставят 3.6. Можно сказать, что эффективность менторства не зависит от того, была консультация платной или бесплатной.
Специалисты без опыта взаимодействия с ментором дают оценку ниже среднего и занижают общий балл — 2.9.
Айтишники без опыта работы с ментором не верят в этот инструмент карьерного роста и не готовы обращаться к ментору в ближайшей перспективе. А те, кто работал с ментором, в 68% случаев готовы повторить опыт.
Менторство и удовлетворенность карьерой
Специалисты рассказали, насколько они удовлетворены своей карьерой по шкале от 1 до 5, где 1 — все очень плохо, 5 — моя карьера на волне успеха.
Любопытно, что те, у кого есть опыт консультаций с ментором, удовлетворены своей карьерой в среднем на 3.2. Специалисты без опыта в менторстве — на 2.2.
Менторство — драйвер роста по грейдам
Мы предположили, что менторство — драйвер роста по грейдам. Но в нашем исследовании эта гипотеза не подтвердилась: менторство не помогает специалистам быстрее повышать свой профессиональный уровень.
Скорость роста по грейду прямо зависит от самого грейда: начинающие айтишники растут быстрее, старшие — дольше. Учитывая, что менторство как инструмент известно большей части опрошенных (77%) и выделяется как актуальное в перспективе у тех, кто его еще не пробовал (37%), оно работает в другой плоскости и влияет на что-то другое. Возможно, мы разберемся в этом вопросе в рамках нашего следующего исследования. А пока — напишите в комментарии, что думаете вы.
Менторство и другие инструменты карьерного развития
Попросили IT-специалистов оценить эффективность разных инструментов карьерного развития. Получили вот такой топ по убыванию эффективности:
Копируйте, сохраняйте и используйте!
Для тех, кто прокрутил сразу в конец
Всего про менторство знают 77% опрошенных IT-специалистов. Из них 34% уже занимались с ментором. Тех, кто вообще ничего не слышал о менторстве до опроса — 7%.
Интерес к менторству растет вместе с уровнем специалиста. Опыт работы с ментором чаще всего встречается среди лидов — 53% и реже среди стажеров — 12%.
Пробуют свои силы в качестве менторов преимущественно специалисты старших грейдов: 73% лидов уже менторили, только 11% это неинтересно.
Больше половины специалистов знакомятся с менторами в компаниях, где работают. Треть обращается за помощью к знакомым специалистам и по личной рекомендации.
Специалистов, в чьих компаниях внедрено менторство, оказалось 30%, но больше половины (55%) ответили, что у них это не практикуется.
Менторство внедрено преимущественно в компаниях, в которых работает от 1000 сотрудников, но все еще не во всех.
Бесплатно обращались к менторам 79% специалистов.
Те, кто занимается с ментором бесплатно, в среднем берут больше пяти консультаций. Платно — 2-3 консультации.
IT-специалисты без опыта работы с ментором не верят в этот инструмент карьерного роста. Те, кто работал с ментором, в 68% случаев готовы повторить опыт.
Менторство не является драйвером роста по грейдам.
Те, у кого был опыт консультаций с ментором, в среднем удовлетворены своей карьерой на 3.2. Специалисты без опыта в менторстве — на 2.2.
Просто напоминаем, что в начале этого года мы запустили сервис Хабр Эксперты — платформу для менти и менторов в IT, которая помогает учиться и учить всем, кто этого захочет. Сейчас на сервисе больше 5К экспертов разных профилей. Поиск нужного ментора можно отфильтровать по своему запросу.
Мы в соцсетях: Telegram, Twitter, IT HR-Тусовка.
В новом исследовании Хабр Карьеры мы разобрались, как обстоят дела с менторством в IT.
В начале этого года мы запустили сервис Хабр Эксперты и столкнулись с тем, что не все знают про такой инструмент, как IT-менторство. Тогда мы поставили перед собой две глобальные цели: разобраться, насколько развито IT-менторство сейчас и как IT-специалисты оценивают его эффективность. Из этих целей вытекли разные гипотезы и исследование, которое вы читаете сейчас.
Чтобы собрать данные, мы отправили специальный опросник хабраюзерам и попросили знакомых эйчаров отнести его к IT-специалистам из их компаний. Всего удалось собрать 3000+ ответов, которые мы анализировали.
Дальше рассказываем, что получилось узнать.
Сколько IT-специалистов знают про менторство
Про менторство знают 77% опрошенных айтишников. Из них 34% ответили, что уже занимались с ментором. Вообще ничего не слышали про менторство 7% респондентов.
Любопытно, что похожий вопрос мы задали пользователям Хабра с помощью сквозных опросов под статьями: 51% ответили, что ничего не знают про менторство, а у остальных был разный опыт работы с этим инструментом: кто-то сам ментор, кто-то планирует попасть на консультацию, а кто-то считает, что менторство не решит его запрос.
Чем выше квалификация IT-специалиста, тем выше его интерес к менторству. Больше половины лидов ответили, что уже работали с ментором, тогда как среди стажеров к менторам обращались только 12%.
Пробуют свои силы в качестве менторов тоже преимущественно специалисты старших грейдов: 73% лидов уже менторили, и только 11% это неинтересно. Младшие специалисты почти не менторят и не хотят.
Где находят менторов
Больше половины IT-специалистов (55%) рассказали, что знакомятся с менторами на работе. Почти 25% обращаются за помощью к знакомым специалистам. По личной рекомендации менторов находили 11% респондентов.
Среди сервисов для поиска менторов IT-специалисты отметили Solvery, Хабр Экспертов, GetMentor, Эйч и Miranna.
Менторство в компаниях
Среди опрошенных 30% ответили, что в их компании внедрено менторство, 55% — что нет, оставшиеся 15% не знают, внедрено оно или нет.
Начали разбираться, в компаниях каких размеров работают те 30% IT-специалистов, у которых внедрено менторство. Оказалось, что менторство есть преимущественно в больших компаниях (от 1000 до 5000 сотрудников) и гигантских (больше 5000 сотрудников), но все еще не во всех.
Те, кто обращается к менторам у себя на работе, рассказали, как у них это устроено. По ответам специалистов выделили три популярных формата:
За каждым специалистом закрепляется персональный наставник на испытательный срок.
За каждым направлением закреплён лидер компетенции. Лидеры выстраивают карьерный трек и работают с индивидуальным планом развития непрерывно на протяжении всего времени работы в компании.
Выбор ментора осуществляется из списка анкет на внутреннем сайте компании.
Запросы, встречи, деньги
Попросили тех, кто уже работал с ментором, рассказать, какие запросы у них были и сопоставили ответы с уровнями специалистов.
Популярные запросы на старте карьеры:
помощь со входом в IT, начало карьеры,
смена профессии,
подготовка к собеседованию,
помощь с резюме.
Запросы, популярность которых растет по мере роста грейда:
план карьерного роста,
поддержка и коучинг (отношения с коллективом, синдром самозванца, выгорание и т.д.),
карьера за рубежом,
развитие личного бренда.
Запросы, с которыми приходят всегда:
смена работы,
помощь с конкретной задачей,
развитие навыков.
Интересно, что 79% специалистов не платили за менторство. Те, кто обращался к специалистам платно, называли разную стоимость консультации, чаще всего одна встреча стоила от 1000 до 3000 рублей.
Те, кто занимается с ментором бесплатно, в среднем берут больше пяти консультаций. Платно — 2-3 консультации.
Эффективность менторства
Решение карьерных запросов
Попросили IT-специалистов оценить, насколько консультация с ментором помогла им с решением карьерного запроса по шкале от 1 до 5, где 1 — совсем не помогла, 5 — помогла на 100%.
Общая оценка — 3.2. Самую высокую оценку дают те, кто занимался с ментором платно — 3.7. Специалисты, которые занимались с ментором бесплатно, ставят 3.6. Можно сказать, что эффективность менторства не зависит от того, была консультация платной или бесплатной.
Специалисты без опыта взаимодействия с ментором дают оценку ниже среднего и занижают общий балл — 2.9.
Айтишники без опыта работы с ментором не верят в этот инструмент карьерного роста и не готовы обращаться к ментору в ближайшей перспективе. А те, кто работал с ментором, в 68% случаев готовы повторить опыт.
Менторство и удовлетворенность карьерой
Специалисты рассказали, насколько они удовлетворены своей карьерой по шкале от 1 до 5, где 1 — все очень плохо, 5 — моя карьера на волне успеха.
Любопытно, что те, у кого есть опыт консультаций с ментором, удовлетворены своей карьерой в среднем на 3.2. Специалисты без опыта в менторстве — на 2.2.
Менторство — драйвер роста по грейдам
Мы предположили, что менторство — драйвер роста по грейдам. Но в нашем исследовании эта гипотеза не подтвердилась: менторство не помогает специалистам быстрее повышать свой профессиональный уровень.
Скорость роста по грейду прямо зависит от самого грейда: начинающие айтишники растут быстрее, старшие — дольше. Учитывая, что менторство как инструмент известно большей части опрошенных (77%) и выделяется как актуальное в перспективе у тех, кто его еще не пробовал (37%), оно работает в другой плоскости и влияет на что-то другое. Возможно, мы разберемся в этом вопросе в рамках нашего следующего исследования. А пока — напишите в комментарии, что думаете вы.
Менторство и другие инструменты карьерного развития
Попросили IT-специалистов оценить эффективность разных инструментов карьерного развития. Получили вот такой топ по убыванию эффективности:
Копируйте, сохраняйте и используйте!
Для тех, кто прокрутил сразу в конец
Всего про менторство знают 77% опрошенных IT-специалистов. Из них 34% уже занимались с ментором. Тех, кто вообще ничего не слышал о менторстве до опроса — 7%.
Интерес к менторству растет вместе с уровнем специалиста. Опыт работы с ментором чаще всего встречается среди лидов — 53% и реже среди стажеров — 12%.
Пробуют свои силы в качестве менторов преимущественно специалисты старших грейдов: 73% лидов уже менторили, только 11% это неинтересно.
Больше половины специалистов знакомятся с менторами в компаниях, где работают. Треть обращается за помощью к знакомым специалистам и по личной рекомендации.
Специалистов, в чьих компаниях внедрено менторство, оказалось 30%, но больше половины (55%) ответили, что у них это не практикуется.
Менторство внедрено преимущественно в компаниях, в которых работает от 1000 сотрудников, но все еще не во всех.
Бесплатно обращались к менторам 79% специалистов.
Те, кто занимается с ментором бесплатно, в среднем берут больше пяти консультаций. Платно — 2-3 консультации.
IT-специалисты без опыта работы с ментором не верят в этот инструмент карьерного роста. Те, кто работал с ментором, в 68% случаев готовы повторить опыт.
Менторство не является драйвером роста по грейдам.
Те, у кого был опыт консультаций с ментором, в среднем удовлетворены своей карьерой на 3.2. Специалисты без опыта в менторстве — на 2.2.
Просто напоминаем, что в начале этого года мы запустили сервис Хабр Эксперты — платформу для менти и менторов в IT, которая помогает учиться и учить всем, кто этого захочет. Сейчас на сервисе больше 5К экспертов разных профилей. Поиск нужного ментора можно отфильтровать по своему запросу.
Мы в соцсетях: Telegram, Twitter, IT HR-Тусовка.