Это случилось около пяти лет назад, когда я работал во внутренней службе поддержки «Инфосистемы Джет». Тогда на одном проекте мне удалось поработать с коллегами из центра сетевых решений, после чего я увидел только один возможный сценарий для своего развития — сети и всё, что с ними связано.  

Чтобы переход был плавным, а путь ярким, в свои 30 я решил понизить ранг до стажера. Хоть я был сильно погружен во внутренние процессы компании и имел за плечами 10-летний опыт в ИТ, моя область деятельности сильно отличалась от того, чем я занимаюсь сегодня.

Тогда меня с недавними выпускниками и студентами последних курсов бакалавриата, которые пришли к нам на практику, объединяло одно — горящие глаза (а это уже весомый % успеха) и желание развиваться в сетях. Стоила ли игра свеч — рассказываю под катом.

Материал будет полезен студентам и выпускникам, а также специалистам из других областей, решившим погрузиться в мир сетевых технологий.

Почему сети?

В школьные времена я, как и многие, не особо понимал, чем хочу заниматься в будущем. Но было очевидно, что с гуманитарными предметами нам не по пути. Тогда в голове мелькнула мысль, что «телефоны точно никуда не денутся», а значит, через несколько лет я не останусь без работы с бесполезным образованием на руках.

Я окончил колледж по специальности, на которой готовили специалистов для обслуживания абонентов телефонии МГТС и ремонта оборудования от АТС до конечного пользователя. Затем я два года отслужил в армии, где занимался обслуживанием телефонных станций и коммутаторов в воинской части. И уже вернувшись, поступил в Московский технический университет связи и информатики на специальность «Средства связи с подвижными объектами» и параллельно работал в страховой компании, где обслуживал телефонию и копировальную технику.

В «Инфосистемы Джет» искали инженера службы технической поддержки, который будет устанавливать, настраивать и коммутировать телефонные аппараты для сотрудников. Увидев вакансию, я решил откликнуться. Ранее я тем же и занимался, поэтому с первого дня чувствовал себя как рыба в воде. В 2019 году вместе с командой сетевых решений мы модернизировали внутренние системы: коллеги отвечали за реализацию проекта, а я контролировал процесс миграции. Подобные проекты требуют серьезного планирования и комплексного подхода к модернизации. Мне давно были интересны сетевые технологии, но, поработав тогда с коллегами, я понял, что пришло время глубоко погрузиться в технологические процессы работы с сетями.

Почему стажировка?

Наверное, у меня на руках было всё: техническое образование, хороший опыт и большой стаж работы в ИТ, понимание внутренней структуры компании, знание основ сетевых решений, желание обучаться новому. Но хоть мне и предлагали перейти в другое подразделение без потери уровня, я решил пойти своей дорогой под названием «стажировка».

Этот путь нельзя назвать простым или сложным. Теоретически я мог сразу стать инженером и решать кейсы заказчиков, потому что с какой-то частью ИТ-систем я уже был знаком. Но так как специалисты центра сетевых решений работают на «живых» системах, это большая ответственность и требуется высокая квалификация, к чему я был не готов. Нужно быть уверенным в том, что твои действия не станут причиной масштабных сбоев в работе сети. Поэтому прежде всего нужно было получить некий базис знаний и навыков, поднабраться опыта.

Как отличались мои обязанности тогда и сейчас
Как отличались мои обязанности тогда и сейчас

Когда ты меняешь направление деятельности, даже легкие задачи поначалу кажутся сложными. Приходится задавать «глупые» вопросы, тратить на простые вещи много времени, просить помощи у коллег. Поэтому главная ценность стажировки — умеренный темп. Есть время, чтобы глубже вникнуть в теоретическую составляющую и спокойно отработать полученные знания на практике, начиная с простых кейсов заказчиков вроде настройки коммутаторов и заканчивая сложными, например, обеспечением миграции или перенастройкой Firewall.

Roadmap сетевого инженера

В любых сложных вызовах главное — отбросить сомнения. Если бы я думал в парадигме страха, то никогда бы не перешел в сети, не поработал бы на масштабных проектах с заказчиками — так и настраивал бы телефонию для сотрудников по сей день.

На старте человек должен обладать базовыми навыками, а именно:

  1. Владеть Windows и Linux на уровне администратора

  2. Знать основы сетевых технологий: принципы функционирования технологий виртуализации, модели OSI, ЛВС и ключевые протоколы. А также разбираться в оборудовании крупных вендоров (Cisco, Huawei, Extreme и т. д.)

  3. Уметь писать скрипты на одном из языков программирования для автоматизации рутинных процессов

  4. Знать английский язык, чтобы читать техническую документацию. Хоть некоторые заказчики уже активно используют оборудование отечественных вендоров, от зарубежных никуда не убежишь

  5. Иметь сертификации. Это необязательный пункт, но это увеличит ваши шансы. Я еще во время стажировки получил сертификат CCNA и позже сдал экзамен Huawei HTA. Раньше наличие сертификаций было важнее для компании, теперь же — именно для специалиста. Например, сертификат Cisco дает всю необходимую базу для работы с сетями и позволяет легко справляться с экзаменами других производителей.

Эти умения помогут пройти отбор на стажировку от крупных компаний, занимающихся сетевыми технологиями. После окончания практики необходимо будет определиться с направлением для дальнейшего развития. Обычно есть три пути: внедрение и сопровождение, проектирование и пресейл. Лично мне первое направление показалось самым привлекательным.

Напоследок поделюсь важными сетевыми напутствиями, которые я для себя определил:  

  1. Берите на себя неизвестные кейсы и пытайтесь в них разобраться, чтобы получить больше опыта и знаний. Вопросы будут возникать как в начале пути, так и после 20 лет работы — это нормально, так как технологии постоянно развиваются

  2. Не бойтесь общаться с заказчиками. Это обычные люди, с которыми всегда можно договориться. Главное — быть честным и не умалчивать о проблемах

  3. Доверяйте команде, которая всегда подстрахует и поддержит

  4. Ищите новые направления для развития и повышайте квалификацию. Если понимаете, что в отделе не хватает специализации в каком-то направлении, пробуйте изучать эту сферу и брать на себя новый кусочек ответственности. Например, недавно я взял на себя задачу по тестированию системы авторизации Wi-Fi WNAM, развернув на ней основные функции. Сейчас мы планируем внедрять и тестировать это решение у себя, а далее — тиражировать для заказчиков

  5. Не бойтесь узнавать и пробовать новое. Технологии активно развиваются и занять место эксперта в той или иной области никогда не поздно

Все познается через собственный опыт, поэтому самым правильным решением будет откликнуться на младшую позицию или подать заявку на стажировку. Наш центр сетевых решений сейчас проводит набор студентов и выпускников на осеннюю стажерскую программу. Еще есть время запрыгнуть в последний вагон.

 Автор: Денис, инженер по системам передачи данных центра сетевых решений «Инфосистемы Джет».

Комментарии (2)


  1. Yurets_Ogurets
    22.09.2023 10:26

    Как по деньгам свичнулись, успешно?


    1. JetHabr Автор
      22.09.2023 10:26

      Не потерял в ЗП.