Эта статья — перевод оригинальной статьи "Introducing runes".
Также я веду телеграм канал “Frontend по-флотски”, где рассказываю про интересные вещи из мира разработки интерфейсов.
Вступление
В 2019 году Svelte 3 превратил JavaScript в реактивный язык. Svelte - это фреймворк для создания веб-интерфейса, который использует компилятор для превращения декларативного кода компонентов в такой...
<script>
let count = 0;
function increment() {
count += 1;
}
</script>
<button on:click={increment}>
clicks: {count}
</button>
...в жестко оптимизированный JavaScript, который обновляет документ при изменении состояния, например, count
. Поскольку компилятор "видит", где ссылаются на count
, генерируемый код очень эффективен, а поскольку мы используем такие синтаксисы, как let
и =
, а не громоздкие API, вы можете писать меньше кода.
Чаще всего мы получаем такие отзывы: "Хотел бы я писать весь свой JavaScript именно так". Когда вы привыкли к тому, что вещи внутри компонентов волшебным образом обновляются, возврат к старому скучному процедурному коду кажется вам переходом от цветного к черно-белому.
В Svelte 5 все это изменилось благодаря рунам, которые открывают универсальную, тонкую реактивность.
Прежде чем начать
Несмотря на то, что мы меняем принцип работы под капотом, Svelte 5 должен стать полноценной заменой практически для всех. Новые возможности являются опциональными - существующие компоненты будут продолжать работать.
Дата выхода Svelte 5 пока не определена. То, что мы показываем здесь, - это наработки, которые, могут измениться.
Что такое руны?
Руны - это символы, влияющие на работу компилятора Svelte. Если сегодня в Svelte для обозначения конкретных вещей используются let
, =
, ключевое слово export и метка $:, то руны используют синтаксис функций для достижения того же и даже большего.
Например, чтобы объявить часть реактивного состояния, мы можем использовать руну $state
:
<script>
// let count = 0;
let count = $state(0);
function increment() {
count += 1;
}
</script>
<button on:click={increment}>
clicks: {count}
</button>
На первый взгляд, это может показаться шагом назад - возможно, даже не по-свельтовски. Не лучше ли, если let count
будет реактивным по умолчанию?
Нет. Реальность такова, что по мере роста сложности приложений выяснение того, какие значения являются реактивными, а какие нет, может стать сложной задачей. К тому же эвристика работает только для объявлений let
на верхнем уровне компонента, что может привести к путанице. Если в файлах .svelte
код ведет себя одним образом, а в .js
- другим, это может затруднить рефакторинг кода, например, если вам нужно превратить что-то в хранилище, чтобы использовать его в нескольких местах.
За пределами компонентов
С помощью рун реактивность выходит за пределы файлов .svelte. Предположим, мы хотим инкапсулировать логику счетчика таким образом, чтобы ее можно было повторно использовать в разных компонентах. Сегодня для этого используется кастомное хранилище в файле .js
или .ts
:
import { writable } from 'svelte/store';
export function createCounter() {
const { subscribe, update } = writable(0);
return {
subscribe,
increment: () => update((n) => n + 1)
};
}
Поскольку в данном случае реализуется контракт с хранилищем - возвращаемое значение имеет метод subscribe
, - мы можем ссылаться на значение хранилища, добавляя к его имени префикс $
:
<script>
import { createCounter } from './counter.js';
const counter = createCounter();
// let count = 0;
// function increment() {
// count += 1;
// }
</script>
// <button on:click={increment}>
// clicks: {count}
<button on:click={counter.increment}>
clicks: {$counter}
</button>
Это работает, но довольно странно! Мы обнаружили, что API хранилища может стать довольно громоздким, когда вы начинаете делать более сложные вещи.
С рунами все гораздо проще:
// import { writable } from 'svelte/store';
export function createCounter() {
// const { subscribe, update } = writable(0);
let count = $state(0);
return {
// subscribe,
// increment: () => update((n) => n + 1)
get count() { return count },
increment: () => count += 1
};
}
<script>
import { createCounter } from './counter.js';
const counter = createCounter();
</script>
<button on:click={counter.increment}>
// clicks: {$counter}
clicks: {counter.count}
</button>
Обратите внимание, что мы используем свойство get в возвращаемом объекте, поэтому counter.count
всегда ссылается на текущее значение, а не на значение в момент вызова функции.
Реактивность во время выполнения
Сегодня Svelte использует реактивность во время компиляции. Это означает, что если у вас есть код, использующий метку $:
для автоматического перезапуска при изменении зависимостей, то эти зависимости будут определены при компиляции компонента в Svelte:
<script>
export let width;
export let height;
// компилятор знает, что ему следует пересчитать `площадь`.
// при изменении `ширины` или `высоты`...
$: area = width * height;
// ...и что он должен логировать значение `area`.
// когда оно меняется
$: console.log(area);
</script>
Это работает хорошо... до того момента пока не перестанет. Предположим, что мы рефакторим приведенный выше код:
const multiplyByHeight = (width) => width * height;
$: area = multiplyByHeight(width);
Поскольку объявление $: area
= ... может "видеть" только width
, оно не будет пересчитываться при изменении height
. В результате код трудно рефакторить, а понимание тонкостей того, когда Svelte решает обновить те или иные значения, может стать довольно сложным после определенного уровня сложности.
В Svelte 5 появились руны $derived
и $effect
, которые вместо этого определяют зависимости своих выражений при их вычислении:
<script>
let { width, height } = $props(); // вместо `export let`
const area = $derived(width * height);
$effect(() => {
console.log(area);
});
</script>
Как и $state
, $derived
и $effect
также могут быть использованы в файлах .js
и .ts
.
Усиление сигнала
Как и любой другой фреймворк, мы пришли к пониманию того, что Knockout всегда был прав.
Реактивность Svelte 5 обеспечивается сигналами, которые, по сути, являются тем, чем занимался Knockout в 2010 году. Совсем недавно сигналы были популяризированы Solid и приняты множеством других фреймворков.
Однако у нас все немного по-другому. В Svelte 5 сигналы - это детали реализации, а не то, с чем вы взаимодействуете напрямую. Таким образом, мы не имеем тех же ограничений на дизайн API и можем максимально повысить эффективность и эргономичность. Например, мы избегаем проблем с сужением типов, возникающих при обращении к значениям через вызов функции, а при компиляции в режиме рендеринга на стороне сервера мы можем вообще отказаться от сигналов, поскольку на сервере они - не более чем накладные расходы.
Сигналы позволяют реализовать мелкозернистую реактивность, то есть, например, изменение значения в большом списке не обязательно должно приводить к аннулированию всех остальных членов списка. Таким образом, Svelte 5 работает невероятно быстро.
Впереди более простые времена
Руны - это добавочное свойство, но они делают устаревшими целую кучу существующих концепций:
разница между
let
на верхнем уровне компонента и в остальных местахexport let
$:
, со всеми вытекающими отсюда странностямиразное поведение между
<script>
и<script context="module">
API хранилища, часть которого на самом деле довольно сложна
префикс хранилища
$
$$props
и$$restProps
функции жизненного цикла (такие вещи, как
onMount
, могут быть просто функциями$effect
)
Для тех, кто уже использует Svelte, это новые знания, хотя, надеюсь, они облегчат создание и поддержку приложений Svelte. Но новичкам не нужно будет изучать все эти вещи - они просто будут находиться в разделе документации под названием "старые вещи".
Однако это только начало. У нас есть большой список идей для последующих релизов, которые сделают Svelte еще проще и функциональнее.
Попробуй Svelte 5!
Пока что Svelte 5 нельзя использовать в продакшене. Мы сейчас находимся в гуще событий и не можем сказать, когда он будет готов к использованию в ваших приложениях.
Но мы не хотели оставлять вас в подвешенном состоянии. Мы создали предварительный сайт с подробным описанием новых возможностей и интерактивной игровой площадкой. Вы также можете посетить канал #svelte-5-runes
в Svelte Discord, чтобы узнать больше. Мы будем рады получить ваши отзывы!
Комментарии (21)
Anstak
25.09.2023 11:27Я использую svelte в 3х больших проектах, реактивность через `$:` часто работает не так как ожидаешь, так что это безусловно шаг вперёд. Да, как-будто бы заимствование из реакта, но свелт намного быстрее в разработке и с поддержкой typescript он стал моим любимым фреймворком. В целом я очень ожидаю это обновление.
ValeryIvanov
25.09.2023 11:27-1Ничтожества. Столько лет вам понабилось на то, чтобы прийти к модели свойств JavaFX.
var width = new SimpleIntegerProperty(); var height = new SimpleIntegerProperty(); var area = Bindings.multiply(width, height); area.addListener((observable, oldValue, newValue) -> { System.out.println(newValue); });
/s
nin-jin
25.09.2023 11:27Что придёт в newValue, когда произведение width и height выйдет за пределы инта?
ValeryIvanov
25.09.2023 11:27В newValue придёт произведение примитивов, которые обёрнуты в SimpleIntegerProperty. Как эти примитивы перемножаются, что будет при переполнении, за это отвечает Java(или, скорее, JVM).
nin-jin
25.09.2023 11:27Ок, спрошу прямее: Что придёт в newValue, когда произведение width и height выкинет ArithmeticException?
ValeryIvanov
25.09.2023 11:27+1ArithmeticException при переполнении не будет, это же Java. При любом другом исключении, Binding залогирует исключение и примет значение 0. Это же значение и будет передано в слушатель третьим параметром(newValue).
nin-jin
25.09.2023 11:27С 8 версии есть нормальное сложение.
Вы считаете 0 при исключениях адекватным поведением?
ValeryIvanov
25.09.2023 11:27С 8 версии есть нормальное сложение.
Разве? Это включается каким-то флагом или как? По умолчанию, будет переполнение.Вы считаете 0 при исключениях адекватным поведением?
Конкретно в случае с сахаром в виде Bindings.multiply/Bindings.divide, я считаю такое поведение оправданным. Если хочется самому обработать ошибку, то пожалуйста, есть Bindings.createIntegerBinding или его более низкоуровневый аналог IntegerBinding.var width = new SimpleIntegerProperty(); var height = new SimpleIntegerProperty(); var area = Bindings.createIntegerBinding( () -> { try{ return width.get() / height.get(); } catch (ArithmeticException e){ return ohNoTheHeightIsZero(width.get()); } }, width, height // зависимости ); var area = new IntegerBinding(){ { bind(width, height); // зависимости } @Override protected int computeValue() { try{ return width.get() / height.get(); } catch (ArithmeticException e){ return 42; } } };
И на всякий случай скажу, что мой первый комментарий был сарказмом. Там даже плашечка в конце стоит. Само собой, я не считаю JavaFX верхом развития реактивного программирования.
nin-jin
25.09.2023 11:27Разве? Это включается каким-то флагом или как?
https://docs.oracle.com/javase/8/docs/api/java/lang/Math.html#multiplyExact-int-int-
я считаю такое поведение оправданным.
В следующий раз, когда банк-клиент вместо ошибки напишет, что у вас на счету 0 рублей, включите фронталку, вместе посарказмируем.
ValeryIvanov
25.09.2023 11:27+1Не очень красиво, перепрыгивать с вычисления площади, до расчёта баланса.
Само собой, при расчёте баланса нужно будет учитывать и возможность деления на ноль, и все варианты выхода за пределы диапазона int. Это не ответственность Bindings.multiply, $derived и, скорее всего, UI в целом.
Да и о каком переполнении в контексте баланса может идти речь, когда при любых важных расчётах с деньгами, необходимо использовать BigInteger/BigDecimal.
nin-jin
25.09.2023 11:27-2Учитывая, что реактивность через $ сломана by design, мне очень тревожно за ваши проекты.
rob2akhiyarov
25.09.2023 11:27Тот же ref и computed из vue composition api? Или есть разница?
Alexandroppolus
25.09.2023 11:27Идеи восходят к фреймворку Knockout, ну а сейчас есть много где (тот же mobx, например)
olegkusov
На первый взгляд Svelte по DX теперь одна из вариаций React