Если вы считаете себя олдскульным тру-геймером, помните Ultima Online и EverQuest, но не слышали слова MUD, у меня для вас плохие новости. Потому что именно MUDы были первыми — текстовые и суровые, но некоторыми до сих пор любимые. Погружение в игровой мир было куда глубже. Тут всё как с книгой и кино — второе красочнее, но отсутствие картинки включает воображение на максимум.
Итак, давайте знакомиться. А кто знает и тем более играл сам — ностальгировать.
(Большая часть статьи взята с сайта https://writing-games.com/, но с нашими дополнениями, исходя из русского опыта игры)
Что такое MUD?
MUD — это разновидность словесной ролевой игры, в которую одновременно играют несколько пользователей. Каждый игрок выбирает себе роль, после чего все участники отправляются в приключение по некому вымышленному миру.
Персонажи перемещаются из одной области в другую, сражаются с монстрами и заводят друзей. Напоминает обычную ММО? Это она и есть, просто вместо графики у вас текст. Каждая новая локация, в которую вы попадаете, сопровождается детальным описанием. Например: «Вы дошли до конца тропинки и перед вами открылась залитая солнцем полянка. Мимо пролетела пёстрая бабочка. Всё дышит спокойствием, но что‑то привлекает ваш взгляд. За дальней раскидистой сосной сверкает глазами гоблин».
Да, придётся много читать, но разве можно этим напугать любителей ролевых игр? Фактически, именно MUD и были предшественниками современных MMORPG! Многие функции и концепции пришли именно оттуда.
В игровом сообществе MUD принято расшифровывать, как «multi‑user dungeon» (многопользовательское подземелье), но «D» также может означать «domain» или «dimension.»(область, измерение). Для простоты этот тип игр можно представить себе в виде чата со специальными командами, которые вы вводите для совершения действий в игровом мире. Если вы хотите ударить гоблина мечом, вы не кликаете мышкой, как в MMOrpg, а пишете что‑то вроде attack goblin
или kill goblin
.
Если вы когда-либо играли в онлайновые ролевые игры, то сленг MUD будет вам знаком.
Обычно у игрока есть лист персонажа, где указаны их характеристики, навыки и другие качества. Вы получаете опыт, поднимаете уровень, одеваетесь — всё это вам, наверняка, знакомо.
В большинство MUD можно играть бесплатно, их до сих пор поддерживают энтузиасты.
Во всех ли MUD есть подземелья
Определённо нет! MUDы могут быть совершенно разными, так что трактовка со словом «измерение», казалось бы, подходит куда больше, чем с «подземельем». Но тогда почему прижилось именно «подземелье»?
Откуда взялись многопользовательские подземелья (MUD)
Существует древняя легенда, которая гласит, что аббревиатура произошла от ранней текстовой приключенческой игры MUD1, созданной Роем Трубшоу и Ричардом Бартлом в конце 70-х.
Говорят, что и Трубшоу, и Бартл обожали одну из версий интерактивной фантастической игры, известной как Dungeon (Zork).
В последующие годы другие первопроходцы создали MOO, MUSH и MUCK, используя разные подходы. (Вы уже заметили закономерность? Грязь, каша, гадость, муу… ). Но схожее звучание названий не так уж важно, главное, эти игры объединяет то, что они все многопользовательские. В отличие от Zork.
Эволюция аббревиатуры MUD
В наши дни MUD часто называют играми MU*, где вместо звёздочки можно подставить что‑то своё. Термин MU* охватывает все стили игр, а не только «подземелья» или приключенческие игры. Но для простоты весь жанр многопользовательских текстовых игр зовут просто «MUD».
Русские MUD
Конечно, играть в текстовую игру без знания английского языка тяжело. К счастью, русские МАДы тоже были и немало. Самым популярным, пожалуй, можно считать Аладон, игру в фэнтезийном сеттинге. Похоже, в него до сих пор играют, по крайне мере в прошлом году на форуме игры ещё были сообщения.
Чем отличаются современные MUD?
Да, MUDы — одни из древнейших сетевых игр, но как насчёт современности? Есть три основных отличия современных игр друг от друга:
Кодовая база
Жанр
Культура
1. Кодовая база
«Кодовая база» — это тот код базовой программы игры. Программа (сервер) запускается где‑то на компьютере, а игроки используют клиент для подключения и входа в игру.
Кодовые базы пишутся на различных языках программирования. Например, CoffeeMUD написан на Java, а TinyMUD — на C. Более полный список доступных кодовых баз и языков, на которых они написаны, можно найти тут.
Различные кодовые базы предлагают разные возможности, включая команды по умолчанию, системы и карты. Эти системы определяют, как работает бой или как игроки общаются друг с другом. Многие давно существующие игры сегодня настолько сильно модифицированы, что их код едва напоминает первоначальные кодовые базы, на основе которых они были созданы!
Обращение к кодовой базе игры обычно происходит при входе в систему, сразу после того, как вы подключаетесь к ней, но до того, как вводите имя пользователя. Вот пример из игры (обратите внимание на DikuMUD, ROM и Merc):
Некоторые кодовые базы больше ориентированы на игры в стиле hack‑and‑slash, то есть они в основном сосредоточены на убийстве монстров с целью повышения уровня и получения «вкусного» лута. Другие кодовые базы предназначены для общения или ролевых игр. Обзор различий тут.
В конечном счёте, для игры в MUD вам не нужно знать кодовую базу. Большинство игр построены на сильно модифицированном коде, но если вы заметите, что какие-то две игры очень похожи, вполне вероятно, что они имеют общее происхождение!
Подведём итоги: кодовая база обеспечивает структуру. Она предоставляет среду и команды, которые позволяют игрокам взаимодействовать друг с другом и виртуальным миром внутри игры.
2. Жанр
Ещё один фактор, по которому различаются игры, — это жанр или фандом. Есть много вариантов: от фэнтези до киберпанка, от Гарри Поттера до «Звёздных войн», аниме и многого другого.
Естественно, жанр игры оказывает большое влияние на типы NPC и зон, с которыми вы столкнётесь, а также на доступные заклинания и способности.
Например, в средневековой фэнтезийной игре вы скорее всего встретите колдунов и магические заклинания, а в киберпанке — девчонок в чёрном латексе и энергетические пушки.
Зоны и территории
Зона — это отображаемая область, обычно соответствующая определённому городу, региону, теме или набору головоломок и квестов.
Это похоже на зону в World of Warcraft и других MMORPG.
В MUD эти области состоят из нескольких комнат, через которые проходят игроки, чтобы поговорить с NPC, зарубиться с монстрами, собрать предметы и выполнить квесты.
3. Культура
И последнее, но не менее важное: игры различаются по своей культуре и сообществам, которые вокруг них формируются. Две игры могут использовать один и тот же код и жанр, но при этом способ, каким игроки будут взаимодействовать друг с другом, будет кардинально отличаться.
Например, в некоторых играх применяется ролевой отыгрыш (RPE). Это означает, что игрокам не разрешается говорить о вещах, не связанных с персонажем и окружением. То есть игрок находится полностью в роли и не должен сообщать товарищам, что у него на плите закипают пельмешки.
Другие игры гораздо менее требовательны, там никого не волнует, если кто-то в чате гильдии начнёт рассказывать о вчерашнем футбольном матче.
Правила и запреты
Культура также включает политику игры в отношении метагейминга и притеснений. Это касается например того, как администраторы решают споры, разрешаются ли 18+ темы и т.п.
В играх правила обычно появляются на ранних этапах процесса создания персонажа, и для начала игры необходимо с ними ознакомиться, а впоследствии соблюдать.
В большинстве ролевых игр есть список тем, на которые игрокам запрещено общаться или, например, запрещены сексуальные домогательства.
Почему в MUD можно играть бесплатно?
Сейчас MUD поддерживаются любителями и энтузиастами, которые искренне горят игрой, подобно тому, как GM (гейм мастер) может запускать обычную настольную игру. Но на заре текстовых онлайн игр многие MUDы создавались как образовательные проекты и размещались в университетах.
В прошлом многие MUD были ограничены лицензиями, прикреплёнными к их кодовым базам. Эти лицензии не позволяли администраторам зарабатывать деньги на своих играх.
Хотя срок действия лицензий уже истёк, MUD по‑прежнему остаются нишей для творческих энтузиастов, которые предпочитают заниматься этим ради развлечения, а не в качестве основной работы.
Где я могу найти бесплатную игру?
Вам всё ещё интересно? Отлично! В большинстве игр работают дружелюбные волонтёры и любители – обычные люди с основной работой и/или семьями.
Если вы открыты для идеи текстовых ролевых игр, вы с большой вероятностью найдёте для себя что-то по душе. Чтобы найти игру, которую стоит попробовать, начните с просмотра каталога MUD. Есть несколько на выбор. В первую очередь стоит заглянуть на Grapevine.
В отличие от некоторых классических каталогов, он не включает в себя систему голосования/обзоров или рекламу. Он представляет игры в красивом чистом формате, имеет работающую функцию поиска и показывает статус игры на данный момент: онлайн (доступна) или офлайн (недоступна).
Помимо Grapevine, есть ещё MUDListings, который содержит обзоры, доступные кадровые возможности и ссылки на Discord и Reddit.
Другие каталоги перечислены тут. Просто имейте в виду, что некоторые списки не были обновлены для использования SSL (в URL‑адресе у них http://
вместо https://
), поэтому браузер будет настойчиво трубить о том, что сайты небезопасны. Посещать их или нет — решайте сами.
Хорошо, я нашёл игру! Как мне подключиться?
Ура! Если вы использовали Grapevine для поиска игры, вам повезло: у неё есть встроенный веб-клиент. Просто нажмите кнопку «Play», и готово!
Если вы любите авантюры, можете попробовать кнопку «Surprise Me & Play!». Она расположена прямо под параметрами фильтра. Я нажал кнопку, и меня отправили в… Иберию! Кстати, на сайте Iberia тоже есть неплохие ресурсы по MUD.
Если вы используете другой каталог для поиска игры, возможно, там есть работающий браузерный клиент, а может быть и нет. В некоторых играх даже есть собственные веб‑клиенты!
Клиенты MUD
Когда вы будете готовы перейти на новый уровень, вам, вероятно, захочется попробовать полноценный MUD-клиент, который можно загрузить на свой компьютер. Можно обойтись и без клиента, но он даёт несколько преимуществ.
Например, клиент позволяет настроить окно игры и ярлыки, которые упростят подключение к игре.
Наиболее популярные бесплатные клиенты: Mudlet и MUSHclient.
Лично я использую Mudlet на компьютере с Linux. Он лёгкий и сверхбыстрый. А ещё с ним можно использовать программы для чтения с экрана. Хотя тем, кто не занимался программированием, созданием сценариев или настройкой макросов он может показаться немного пугающим. Но если вам нравится писать собственные сценарии и создавать свои небольшие базы данных, он точно понравится.
Я также иногда использую TinTin++, когда хочется чего-то лёгкого и старомодного.
Если вы хотите поиграть на смартфоне, то в магазине приложений можно поискать MUD Клиент.
MUD все ещё популярны?
Конечно, графические MMORPG перетащили к себе основную массу любителей ролевых игр, но у MUD по‑прежнему есть преданные фанаты.
Многие игроки ценят глубину повествования, социального взаимодействия и захватывающие возможности ролевого отыгрыша, которые предлагают MUD. Другим нравится возможность создавать триггеры и макросы, которые делают игру гораздо удобнее, избавляя от необходимости вводить команды вручную. А ещё MUD подходят слепым игрокам благодаря совместимости с программами для чтения с экрана.
P.S. Если MUDы для вас недостаточно древние, попробуйте сыграть в Zork!
Спасибо за внимание!
Что ещё интересного есть в блоге Cloud4Y
→ Симпсоны-ТВ: руководство по сборке
→ Взлом Hyundai Tucson, часть 1, часть 2
Комментарии (16)
Melias
26.10.2023 09:24Я из тех, кто отдал этим динозаврам несколько лет жизни (из того что помню - Carrion Fields, например. Он до сих пор живее всех живых, BTW) . Несмотря на то, что MUDы были текстовыми, в них можно было утонуть полностью. Я еле выбрался в свое время - в 1993-1995 тратил на них все ночи напролет - днем связь была плохая и компы с интернетом в универе все заняты. Когда дошел до вылета из универа - осознал, насколько вся эта тема addictive и дал себе зарок в онлайн-игры больше не играть. С тех пор его и придерживаюсь, и в результате удалось не только в муде прокачаться, но и в RL (real life) выйти из категории нуба. А вот мой напарник по MUDам так в онглайн-играх и остался - в свои 45 не может похвастаться ни семьей, ни нормальной работой, ни какими-то офлайн достижениями ((.
Shnurokspb
26.10.2023 09:24+1Зато он сможет похвастаться тем, что прожил свою жизнь так как хотел он. И ему не нужно в свои 45 думать о том достаточно ли у него "достижений" для хвастовства.
Melias
26.10.2023 09:24+1Если бы он сам был доволен своей жизнью, то можно было бы с вами согласиться. Но он, мягко говоря, не очень рад как все прошло
freebsdmry
26.10.2023 09:24+4О боже! Алладон еще жив. Приятно вспомнить культурный шок, когда в игре всю карту тебе надо держать в голове. А о авто-мапперах ты и не знаешь. :)
egor_nullptr
26.10.2023 09:24+1Сам играл в Аладон,
telnet aladon.sovintel.ru 9000
врезалось в пямять - не сотрёшь) Карты рисовал в таблицах OpenOffice.
SerjReds
26.10.2023 09:24+3Из живых и развивающихся mud на английском языке:
-
Традиционные:
Sci-fi/RP: Legends of the Jedi по лору Звездных Войн
Основанный на книге: Discworld MUD по лору Терри Пратчета
Властелин Колец: MUME c прекрасной картой
Коммерческий (f2p): Aetolia
Если хотите много квестов: Alter Aeon
Процедурный: Procedural Realms
Супер популярный (частично коммерческий): Gemstone IV
-
vesper-bot
26.10.2023 09:24+2cast power drag;flee;flee
мне эти MUD'ы дорогого стоили, но это было круто. Оказалось, не с моим темпераментом и принципами в это играть. PS RIP Solace (mud.solace.org:4000? давно это было)
dolovar
26.10.2023 09:24Особой разновидностью удовольствия было написание скриптов для автоматического кача - куча условий по кусочкам описаний. В итоге персонаж обегает зону, вырезая мобов, продает лут в ближайшем магазине, отсыпается и повторяет. А следующим удовольствием было вычисление модераторами киборгов с последующим баном. А потом подстройка скриптов для имитации присутствия живого человека. А потом...
А потом удовольствие смещалось в область творения - интересно было править описания, создавать новые зоны с квестами, править баланс и просто развлекать игроков неожиданными активностями. А потом...
А потом появились другие игры.
aik
26.10.2023 09:24Ультима Онлайн тогда ещё была, кстати. Но пиратские сервера были очень глючными, а на оффе очень мало кто играл. Ну и системные требования, особенно в плане качества коннекта, были ощутимо выше, чем к mud'ам.
aik
В какой-то из энциклопедий компьютерных игр рекламировался sloth.
А в конце девяностых в России был достаточно популярен "мир мерлина" (mud.multimedia.ru ).
Zara6502
1998, в него и рубились до крови на клавишах )
aik
У нас в универе народ делился на два лагеря. Одни запускали telnet mud.multimedia.ru 4000, другие - bitchx
Zara6502
это вы видимо про отдельный клиент с цветастостями? я про него узнал уже почти на излёте своего интереса, насколько помню там была куча макросов всяких чтобы например быстро вернуться куда-то или применять что-то или кушать в зависимости от ответного текста...
aik
bitchx - это клиент для irc-чатов был
Для mud'ов под линукс тоже было вроде что-то, но не помню уже. У меня было ощущение, что скрипты телнетные больше использовались, чем какой-то отдельный клиент.
Под винду точно было, вроде даже с отрисовкой карты, но у нас в универе интернет только на линукс-сервере был, потому красивые клиенты использовать было затруднительно.
9982th
Собственно, его идейный наследник c7i.ru до сих пор онлайн.