Мы часто видим ТЗ от клиентов, где указаны личные предпочтения о проекте и ноль технических подробностей. У заказчика мало понимания о том, что именно ему нужно с технической точки зрения. А что если взглянуть на разработку ПО со стороны собственника бизнеса?
В своей работе я сталкиваюсь с активными и успешными бизнесменами, которые хороши в своей нише. Как правило предприниматели имеют слабое представление об ИТ сфере и им сложно принимать решения о том, как рост бизнеса можно поддержать с точки зрения ИТ.
В поисках решения для автоматизации бизнеса собственники часто:
покупают готовые программы и потом не знают, как к ним подобраться, используют 10% функционала, а нужных функций и вовсе нет;
вкладываются по полной и нанимают ИТ команду или создают целый отдел;
изучают nocode решения и пытаются сделать свою первую CRM систему своими руками;
не найдя подходящего решения – ведут свои отчёты и финансы на коленке и в гугл-таблицах.
Когда я консультирую бизнесменов, для них бывает откровением, что можно сделать по-другому и, что важно, не потратить целое состояние. Об индивидуальной разработке принято думать, что это дорого, требует целой команды и при этом существует шанс, что сделают всё равно не то, либо продукт не будет использоваться.
Обычно, у предпринимателя нет цели заиметь свою кастомную CRM-систему, как правило, обращаются ко мне совсем с другим запросом: есть проблема в бизнеса, которую нужно решить раз и навсегда наилучшим образом.
Примеры успешных кейсов
1) Компания, которая занимается чартером яхт – аренда яхт для богатых и успешных (Франция, Греция, Монако). Снаружи так. А внутри на старте имеем собственника, который постоянно недополучает информацию от своих брокеров (менеджеров, ведущих сделки). Сорванные сделки из-за забывчивости или расслабленности сотрудников и сложности в коммуникации, данные о сделках хранятся в гугл-таблицах.
Переписка с клиентами, звонки и e-mail переписка у брокеров. Владелец каждое утро обзванивает своих же сотрудников, чтобы понимать, что заказано, где уж тут согласование сделки и прочие вопросы.
Запрос клиента: видеть чем занимаются брокеры, статус по каждой заявке и переписку по каждой заявке, если сделка сорвалась – причину отмены. Контролировать качество ответов менеджера. В случае отпуска/болезни/ухода брокера ничего не потерять, продолжить работать как обычно.
Решение: самописная CRM-система, в которую также будут интегрированы следующие сервисы:
телефония и запись звонков (был выбран сервис Zadarma)
переписка WhatsApp (Интеграция с Wazzup)
онлайн чат с сайта (freshworks)
e-mail с автоматическим добавлением подписи брокера и фирменным бланком (чтение и отправка напрямую из ящиков хостера, включая хранение файлов)
управления заказами, клиентами и внутренний каталог яхт
Заявки с сайта, онлайн чата и из e-mail ящиков автоматически попадают в столбец New. А далее первый открывший ее брокер, забирает заявку себе. При открытии заявка сразу закрепляется за брокером, так что другие брокеры перестают ее видеть в списке и также теряют к ней доступ, если все-таки попытаются открыть.
Самописная CRM система, решает конкретно их задачи. Функционал уместился в 5 основных разделов. Готовый результат за 2 (два) месяца совместной и кропотливой работы.
2) Магазин китайского чая на Бали
Запрос клиента: Выйти в онлайн, соединить сотрудников между собой. Вести склад из 1000 наименований чая, розничные заказы, систему лояльности и бонусную систему для покупателей.
Перемещать товары на склады партнерам «под реализацию». Формировать сборные заказы новой партии чая и аксессуаров и передавать их сборщикам, находящимся в Китае. Одна партия может собираться от десятка поставщиков. Один из магазинов также имеет полноценное кафе с едой и чаем на розлив.
Решение: разработка самописной CRM-системы и интегрированного с ней сайта с простым и понятным интерфейсом.
Основные полученной модули CRM системы:
-
Проекты (они же партнеры или филиалы)
Каждый проект является некой отдельной бизнес-единицей, имеющей свой склад, денежные счета. Проекты привязывается в том числе к пользователям CRM, так что каждый сотрудник в разках имеющихся у него прав доступа, имеет доступ только к определенным проектам.
-
Склады
Каждый склад в любой момент времени имеет остаток, сумму остатка с учетом закупочных цен. Склад также может подсвечивать заканчивающиеся позиции (с учетом частоты их покупки). Такие позиции можно в один клик добавить в формируемую партию для заказа.
Закупки как отдельный модуль формирования партий для заказа чая из Китая. Сотрудник в Китае работает в той же CRM.
База клиентов. Сумма заказов, накопительная система скидок.
Касса и счета для оплаты (привязываются к проекту)
Отчеты (по продажам, по складу, по кассе, по совместно покупаемым позициям)
Розничные заказы
Модуль для POS-терминала кафе. POS-терминал в кафе представляет из себя
Заключение
Для большинства типовых бизнесов более простым и разумным решением являются зарекомендовавшие себя на рынке готовые CRM системы, с этим очевидным выбором не имеет смысла спорить.
Разработка индивидуальной CRM системы подходит развивающимся бизнесам, имеющим большие планы на будущее. Такой способ автоматизации подходит, когда есть нестандартные запросы, требуется большая детализация, сведение многого воедино, а также, когда четко требуется перспектива постоянного развития ПО совместно с развитием бизнеса. Ведь в случае с самописной CRM любые небольшие изменения занимают считанные дни или часы, а более крупные - дни или недели. Разработку CRM системы следует доверять людям или командам с подтвержденным опытом и пониманием решаемых бизнес задач, в противном случае разработка рискует быть никогда не внедренной или отвергнутой сотрудниками.
Комментарии (11)
slavanikolsky
13.11.2023 23:46+2У заказчика мало понимания о том, что именно ему нужно с технической точки зрения.
Вы едете на автомобиле, вы понимаете все как работает в авто? Уверен, что не все, но вы можете выявить основное, что для вас важно. Так и заказчик знает основное, что ему нужно. Ему не нужно углубляться в подробности, ему нужен понятный инструмент для контроля и управления.
Несколько лет назад не найдя простого решения написали для собственных нужд ЦРМ. А предпосылкой стало следующее:
Нежелание разработчиков из ТОП 10 ЦРМ дописать под нас фунционал даже при готовности купить сервер и оплатить доработку. (Мы вам сообщим, когда это появится).
Большинство ЦРМ заточены под продажи.
Много лишних действий чтобы создать или закрыть задачу.
При обновлении интеграции начинают глючить. (Простой пример: вы проводите сделку по воронке продаж, после смены статуса ЦРМ отправляет уведомление, но в какой-то момент система отправляет не одно уведомление, а три уведомления с одного события. Вам приходится дописывать проверку на определение ложных уведомлений)
Цена вопроса. Сейчас за одну лицензию +/- ЦРМ просят от 500 до 1000 р. После 100 сотрудников возникает вопрос, а может самим написать)) но тут очень много подводных камней: интерфейсы и саботаж)) как давно высидели, какие поля удобны для работы у бухгалтеров со стажем? ЦРМ работает только в том случае, когда в ней работают все и она закрывает все рабочие процессы.
-
Чтобы запустить свою ЦРМ мы год прожили с каждым отделом чтобы понять, что удобно, а что бесит.
ПС
своя ЦРМ это круто, но только единицы могут это реализовать. В большинстве случаев это будет никому ненужный недоделанный продукт.
и да))) ЦРМ — это еще плюс как минимум одно приложение.
мои извинения за мою нудность
Rampages
13.11.2023 23:46Зачем бухгалтеру CRM? )
Мне современные CRM неудобны по простой причине – сложно настроить под свои бизнесс процессы и убрать все лишнее.
Тот же Битрикс24 это даже не CRM, а какой-то мегакомбайн с кучей всего лишнего, что невозможно отключить/убрать/скрыть.
CRM это про взаимоотношение с клиентами, а не с поставщиками.
Вот кстати тот же битрикс24 походу не умеет в разные валюты, указываешь сделки в канбане в долларах, тенге и рублях, а сумма в воронке отображается в рублях без конвертации :) 100 USD = 100 рублей(!) идеально! в дирхамах та же ситуация... может в отчетах все же конвертация есть, но по какому курсу :\
slavanikolsky
13.11.2023 23:46Контроль оплат, перемещение ТМЦ между складами, контроль документов по отгрузкам — это малая часть того где бухгалтерия работает в ЦРМ.
PuerteMuerte
13.11.2023 23:46Контроль оплат, перемещение ТМЦ между складами, контроль документов по отгрузкам — это малая часть того где бухгалтерия работает в ЦРМ.
В ЦРМ не бывает складов и перемещений. Да и оплаты/отгрузки там весьма побочная функция. Поэтому штука, где всё это есть, это уже не ЦРМ :)
slavanikolsky
13.11.2023 23:46В моей ЦРМ это есть :) оплаты/отгрузки -побочная функция? Зашел лид, отгрузка это отметка о выполненной работе, а дальше идет анализ, что продали и сколько ибо менеджеры в сезон продают не все, а не в сезон продают больше ассортимента, чтобы сохранить свою ЗП по KPI за объем. Если кратко.
PuerteMuerte
13.11.2023 23:46Ну, я к тому, что система, в которой есть эти функции, уже выходит далеко за пределы CRM. Функции CRM, это каналы сбыта, маркетинг/кампании, клиентская поддержка, и то, что касается этапов воронки продаж - лиды, заказы, контракты, закрытие сделок, ну и понятное дело, аналитика по всему перечисленному.
Gamasha
13.11.2023 23:46Имхо, не вижу ответа "Так когда ж самописная CRM лучшее решение?!"
Озвученные кейсы вообще без какой-либо экстремальной специфики, купите любую облачную CRM-ку и будьте счастливы.
AlexeichD
13.11.2023 23:46+1Я, не имея финансирования, но зато располагая феноменальным дефицитом ресурсов и образованием "инженер-программист", налабал что-то похожее на 1С 7.7. А чтобы старушка 7.7 не сдохла от тормозов, завел ее на файловую базу и дал доступ по RDP. Летает до сих пор, с 2017 года. Интеграция с манго, с точкой банком (онлайн выписка), с яндекс директом и метрикой, с калибри, с чем только не с чем. Вот надо писать whatsapp telegram, да. А то как-то несовременно. Спасибо за подсказку))
ЗЫ современный владелец бизнеса - должен быть наполовину айтишником. Минимум.
PuerteMuerte
Развивающимся - это в смысле, получившем хорошее финансирование от инвесторов. Обычному развивающемуся бизнесу, который развивается за счёт собственных заработанных денег заказывать индивидуальную разработку, это так себе удовольствие. Долго до получения первых результатов, требует наличия собственного руководителя с ИТ-бэкграундом, и обычно намного дороже, чем брать готовое и кастомизировать.
Писать с нуля был смысл двадцать лет назад. Сейчас на рынке навалом готовых комбайнов, стоящих недорого, интегрирующихся с другими сервисами из коробки.
Взять ваши же задачи. Потребности первого клиента закроет любая популярная CRM практически без допиливаний. Ну разве что тайм-шедулер для яхт надо будет доделать.
А второй клиент вообще не заказывал CRM :) Его потребности, это учётная система вроде 1С: УТП.
ASGAlex
Ну тут автор явно работает на генерацию статей для продвижения, а не для шэринга полезного опыта ;-) впереди ещё целая серия, не реже одной штуки в месяц, уверен в этом.