Привет! Я Наташа Тарасова, руководитель проектного офиса в AGIMA. Сегодня хочу поговорить об одном из самых важных качеств в заказной разработке — умении прогнозировать. Иначе сказать — попадать в ожидания, и в первую очередь, в свои собственные. Будет полезно всем проектным менеджерам и их руководителям.
В заказной разработке мы оттачиваем навык прогнозирования каждый день, и чем дольше специалист в агентском бизнесе, тем более мастерски он умеет это делать. Вопросы в стиле «Как сделать так, чтобы разработчики давали более точные оценки?» — почти всегда от ребят не из заказной разработки, а из продукта.
Но о разработчиках лучше расскажут тимлиды, а я бы хотела поговорить о менеджерах.
Как мы прогнозируем в AGIMA
В AGIMA все руководители проектов участвуют в управленческом учете: от каждого РП ждут прогнозов по объемам проектов. Причем, не так важна величина объемов работ, как точность прогнозов, ведь проще справиться с падением объемов, чем с неожиданным падением объемов.
У неожиданного роста тоже есть свои подводные камни. Неожиданный рост может создать коллапс в производстве, а также не самую очевидную, но серьезную проблему — ошибки руководства компании в планировании.
Например, РП не был уверен, что заказчик доверит нам больше работ на проекте и сообщил руководству, что денег можно не ждать. Руководители в это время решали, проводить или нет важный митап, который привлек бы новых заказчиков. Так как денег теперь не ожидается, митап решают не проводить. В итоге заказчик продлевает контракт и приносит деньги, но нужный момент уже упущен. Спасибо, конечно, но осадочек остался.
И это самый лайтовый пример. Руководители компании одновременно решают огромное количество разных вопросов по большей части с помощью денег. Чтобы принимать решения, руководители должны знать заранее о приходе/уходе этих денег. Нанять нового дорогого специалиста? Или сохранить текущего, повысив ему зарплату? А может, купить в офис второй холодильник, который все давно ждут? Всё это нужно планировать. И тут ты, как менеджер, либо помогаешь этому процессу, либо вставляешь палки в колеса.
Как добиться эффективного планирования
Как выстроить планирование понятно: устанавливаешь регламент, организовываешь процесс, регулярно его отслеживашь. Так или иначе это делают все. Но как добиться эффективного планирования от каждого участника?
Практически все пользуются одним и тем же методом, но либо не хотят признаваться, либо адаптируют его и называют иначе. Наверняка в психологии есть специальный термин, например, манипуляция (мне он не нравится), но я назвала этот метод — контролируемый самоконфликт.
Главная задача самоконфликта — сделать так, чтобы человек, которому ты задаешь вопрос, засомневался во всех возможных вариантах ответа, но нащупал границы и выплыл с точным прогнозом.
В AGIMA мы планируем на три месяца вперед: текущий месяц + 2 следующих. Именно на этот период РП должен четко понимать, чего ждать от проекта: какой бэклог у заказчика, будут ли перестановки в команде, когда согласуем финальный результат и получим акты?
Если ты неопытный менеджер, все эти вопросы жутко пугают. Как я могу назвать точное время, когда заказчик всё согласует? А вдруг он не захочет? А вдруг мы не успеем? От страха неопытный менеджер пессимизирует, или наоборот, излишне верит в людей и обещает лишнее. Оба варианта — нерабочие.
Тут не обойтись без помощи руководителя. Его задача — не только получить ответы на вопросы, а научить менеджера составлять прогнозы и отстаивать их, вплоть до драки :)
Обучение может быть мягким или жестким — зависит от руководителя. Я за тот вариант, где оно эффективно, поэтому в самом начале стоит понять мотивы и характер менеджера. Вот несколько примеров:
Здесь важно вовремя распознать эти модели поведения, не перепутать их и понять, что именно защищает менеджер — точность прогнозов или свои личные мотивы. Руководителю нужно добиться первого.
Дальше — самая мякотка. Нужно сделать так, чтобы менеджер:
понял, что каждый его прогноз можно подвергнуть сомнению;
начал сам сомневаться в своих решениях;
совместно с руководителем, а потом и сам, корректировал прогнозы;
постепенно калибровался и совершенствовал свое умение прогнозировать;
в конечном счете научился готовить ответы еще до вопросов;
научился прогнозировать лучше руководителя.
Пример 1: «Давай еще месяц накинем»
Вводные: работы по дизайн-концепции. Запланировано закрытие актом 200 тысяч рублей через две недели.
В этот момент руководитель заставил РП сильно сомневаться в своем прогнозе (а еще — в адекватности заказчика). И вот РП уже готов отодвинуть дату сдачи проекта. Но проект на финальной стадии, и ждать его окончания еще один месяц — совсем не дело. Тут руководитель начинает раскручивать маховик в другую сторону:
В этом абсолютно вымышленном, но похожем на реальный диалоге мы смогли сделать следующее:
заложили риски в проект;
подчеркнули ответственность РП за результат и сроки;
не позволили уйти проекту в состояние болота, когда никто уже не знает, когда он кончится;
заставили РП подумать шире об аспектах, которые могут влиять на проект;
подчеркнули важность рисков, показав разницу между адекватными и нет.
Пример 2: «А как это предугадать? Никак. Но можно предусмотреть риск»
Вводные: разработчик N работает на проекте уже полгода. Он стабильно выполняет задачи и закрывает объемы.
Мы не можем знать на 100%, что будет завтра даже с самым надежным разработчиком. Не говоря уже о перспективе на месяцы вперед. Но мы и не отбрасываем «уровень надежности», а наоборот закладываем его как один из критериев при планировании работы.
10 –15% не испортят общую картину в планировании. И РП стоит учесть, что это именно пессимизация, а не стопроцентный план. Это должно быть понятно менеджеру и всем, кому он показывает свой план.
При этом не стоит заигрываться в риск-менеджмент и предлагать самый безопасный минимум работ на случай вулканического извержения. Плюс всегда стоит иметь в виду возможность развития проекта, что двигает планирование в плюсовую сторону.
Пример 3: «Получается, рискуем в квадрате»
Вводные: готовим план-график для заказчика. При этом у него уже есть точные сроки сдачи проекта. РП сделал график, в точности совпадающий с ожиданиями заказчика. Подозрительно? Не то слово.
Вы не сломали результат работы РП и не заставили его бояться сложностей на проекте. Наоборот, вы согласны, что график неплох, но в нем есть опасные места, которые можно исправить пока без жертв по срокам. Еще вы увеличили уверенность РП в качественной проработке, но предусмотрели форс-мажоры.
Чек-лист для самоконфликта
Конечно, первое время придется вести такие сократовские диалоги часто. Но потом ваши вопросы станут чек-листом в голове РП при планировании бюджета. Эти вопросы к самому себе – и есть самоконфликт. Они могут отличаться, но их объединяет сомнение «Уверен ли я, что…»:
задачу выполнят в срок, который я обозначил (мне обозначили)?
задачу согласуют в срок по договору?
нас не подведут подрядчики?
ожидания по бюджету у нас и заказчика совпадают?
в задаче нет спорных моментов, которые могут всплыть?
каждый участник процесса оправдает тот процент, который я на него заложил?
все, от кого зависят договоренности, в курсе этих договоренностей и согласны с ними?
И обратное сомнение. «Уверен ли я, что…»:
это всё, что мы сможем сделать?
нам понадобится столько времени?
у нас нет возможности повысить эффективность?
от нас не ждут новых идей и предложений?
новые идеи и предложения не понравятся заказчику?
знаю всех участников процесса настолько, что мои представления о них соответствуют моим планам?
я составил план рационально, а не от давления ответственности?
Невероятно раздражающие вопросы, правда? Но на них нужно научиться отвечать сперва самому себе, а потом смело защищать решения перед руководителем.
В своих примерах я привела смешанный способ планирования, но его лучше делать поэтапным:
На первой встрече вы проговорили все пессимистичные риски и составили пессимистичный прогноз.
На второй встрече, допустим через неделю, вы из позиции пессимистичного прогноза рассматриваете возможности вместо рисков.
Чем дальше, тем больше вы калибруетесь и приходите к успеху.
Может показаться, что вы толкаете РП в эмоциональные качели и загоняете его в вечные сомнения. Но именно из такой позиции внутреннего самоконфликта менеджер может стать настоящим профи и отбивать атаки лучше, чем его руководитель.
Ну и главное — не перестараться. К каждому человеку стоит найти свой подход. Удачи!
Мы много пишем об управлении проектами в нашем тг-канале. Так что приходите, если интересно :)
Комментарии (12)
EvilShadow
21.12.2023 15:21Да почему он должен заболеть-то?
У вас правда есть менеджер, способный задать такой вопрос?
kost_tr
21.12.2023 15:21Не соглашусь с подходом:
Эффективное планирование начинается с вышестоящего руководства, если у них отсутствуют годовые и более планы (по выручке, привлечению клиентов и т.д.) планирование на 1-3 месяца провалится:)
Научить на основе психологии и других "оккультных" практик человека верно прогнозировать наверное можно, но сколько адекватных менеджеров разбежится в момент обучения, вопрос открытый
Есть масса фреймворков, в которых методы планирования хоть и спорны на мой взгляд, но позволяют решать задачи планирования и прогноза
Любое решение - это риск, т.к. риск - это вероятность наступления положительного/отрицательного эффекта от решения:)
Система планирования, завязанная на общие планы руководства (смотри п.1) всегда эффективна, но сильно зависит от владельца процесса (по идее владельцем необходимо быть руководителю портфеля или проектного офиса)
Если добавить стоимость планирования и стоимость отсутствия планирования, то ваш подход можно будет проанализировать, уверен получиться интересная статья
В сложившийся системах есть вполне себе понятные метрики производительности, будем честны, большая часть задач довольно однообразно, меняется в основном бизнес контекст (иначе откуда столько low-code платформ)
Для реализации прозрачной системы прогнозирования и системы планирования (я бы их всё же разделил) достаточно выбрать понятные по всему жизненному циклу метрики, которые можно будет применять не только для планирования и прогноза, но и для следующих активностей:
поиск специалистов
объект для применения новых технологий
объект для роста производительности
И как итог рост конкурентоспособности
Natarom Автор
21.12.2023 15:21Спасибо за ваш подробный комментарий!
Отвечу совсем немножко - конечно же, у руководства есть большие планы и цели, они известны, понятны, и мы, как говорится, их придерживаемся. Но в управленке планирование РП на 3 месяца вполне себе рабочий подход много лет)
Оккультных практик честно не используем :) Лишь вопросы, которые полезно задавать самому себе, со временем, в идеале, автоматически на них отвечая. Отбиваешься от всех пограничных значений и становишься ближе к точным прогнозам:)
iggr63
Даже не назначайте проектным менеджером человека которого можно, даже потенциально, загнать в эмоциональные качели или в вечные сомнения. Это просто не тот персональный профиль.
Natarom Автор
Каждого можно при особом старании загазлайтить ) Но мы не будем.
iggr63
Конечно, тогда и вас уволят:)
Natarom Автор
Справедливо