Как создателю игры приобрести право использования всех составляющих элементов игры, право на игру в целом и избежать юридических рисков? Публикуем подробную инструкцию от GameDev-юристов

Процессы разработки, опубликования и продажи игры связаны с множеством юридических рисков.

Когда мы говорим о GameDev, первостепенная задача юристов состоит в получении исключительных прав на все элементы игры. Также необходимо обеспечить этим элементам дополнительную защиту, правильно оформить отношения внутри команды, подключить платежные системы и сопроводить этапы опубликования игры и продаж. Остановимся подробнее об особенностях и сложностях каждого из этапов и расскажем о фишках, которые можно использовать для эффективного решения задач.

Что учесть на этапе разработки

Множество элементов – отличительная черта, особенность игры. Название, сценарий, персонажи, музыка, видеоряд, программный продукт – все эти элементы подлежат защите.

Сложность состоит в том, что на каждый элемент игры нужно получить и/или закрепить свои интеллектуальные права. Возможна, в том числе и дополнительная защита этих прав в виде регистрации элемента в государственных реестрах.

Как защитить элементы игры?

Название игры

Этот элемент имеет существенное значение с точки зрения восприятия игроками, это своего рода визитная карточка, вызывающая определенные ассоциации. Важно чтобы название игры являлось не только оригинальным и уникальным, но при этом не нарушало права третьих лиц. Перед принятием окончательного решения при выборе названия мы рекомендуем проверить, не является название тождественным или сходным до степени смешения с чужими товарными знаками или фирменными наименованиями, зарегистрированными или используемыми в однородных видах деятельности, в нашем случае – в игровой индустрии. Это поможет на начальном этапе выпуска игры на рынок избежать получения претензий с требование прекращения использования названия,  выплаты компенсации и начала судебных разбирательств.

 Название игры нужно не только проверять, но и своевременно регистрировать.

Что будет, если этого не сделать? Игра может стать популярной, узнаваемой и на этом этапе разработчик может выяснит, что ее название уже зарегистрировано на третье лицо. Рекомендуем регистрировать название игры в качестве товарного знака в максимально короткие сроки.

Персонаж

Практика показывает, что из всех элементов игры именно персонажи вызывают наибольшее количество вопросов. Например, можно ли считать персонаж самостоятельным элементом? В большинстве случаев можно, поскольку персонаж обладает идентификацией, на необходимость которой обращают внимание суды при решении вопроса о самостоятельности элемента.

Часто персонажей копируют, используют в других играх или мерче в качестве составной части.

Давайте разбираться! Итак, персонаж является объектом авторского права. В соответствии с законодательством не является обязательной регистрация объектов авторских прав. Права у автора возникают в момент создания произведения.

Однако авторам приходится очень сложно в случае наличия спора доказывать именно момент возникновения своего права и таким образом и свое авторство. Поэтому придумывают очень много способов как это  подтвердить: направляют себе письмо заказным с уведомлением  и его не распечатывают, направляют себе электронное письмо, обращаются нотариусу, чтобы заверить подпись на документе, в котором имеется подтверждение авторства , в данном случае рисунок персонажа.

Но есть на наш взгляд более надежный и удобный способ - можно зафиксировать подтверждение авторского права на произведение путем депонирования. Это не стоит больших денег.

Депонирование – это внесение объекта в реестр объектов авторских прав Российского авторского общества. При этом вам выдадут Свидетельство о депонировании, в котором будет указан объект, имя автора и времени создания персонажа.

Особенно это удобно, когда персонажей несколько, их изображения не являются статичными - можно задепонировать сборник изображений. По практике в сборник включают не только изображения персонажей, но другие авторские художественные элементы игры - изображения различных локаций, предметов, оригинальные шрифты, тексты, описание правил игры, сценарий. На все объекты, представленные в сборнике, будет зафиксировано авторское право. В сборник моно включить любое количество объектов. 

Мы много раз помогали своим клиентам депонировать своих персонажей и это очень удобная форма, если вдруг начнется спор и кто-то будет пытаться оспорить ваше авторство. Даже если вы утеряете свидетельство, то все данные возможно запросить в организации, которая вам депонировала. Так на сайте каждой организации, которая занимается депонированием, представлен Реестр объектов авторских прав, где указаны сведения о правообладателях и произведениях. Например, реестры организаций, с которыми работаем мы, представлены по ссылкам: 

Российским авторско-правовым обществом РАО Копирус https://copyrus.org/

Реестр РАО (Российское авторское общество) https://rao.ru/information/reestry/

Также можно своих персонажей зарегистрировать как товарный знак. Это имеет смысл в том случае, если вы хотите использовать изображение персонажа как средство индивидуализации товаров и/ или услуг. То есть планируете размещать изображение персонажа на товарах, которые вводятся в гражданский оборот, в том числе на этикетках, упаковках, вывесках, в рекламе, на документации, в сети интернет и тд.

Более сложный вариант зарегистрировать свой персонаж как Промышленный образец, при этом вы получаете патент.

В качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия. Это форма, конфигурация, орнамент, сочетание цветов, линий, контуры изделия, текстура или фактура материала изделия, если они являются новыми и оригинальными. Техническая функция изделия не охраняется в качестве промышленного образца.

По нашему мнению, патент предоставляет более широкую правовую охрану образцу, поскольку патентом охраняются все существенные признаки, которые определяют эстетические особенности внешнего вида изделия.

В практике известен пример регистрации в качестве промышленного образца персонажа
Мурзилка

Мурзилка
Мурзилка

Сценарий, музыка, видеоряд и программные продукты

Сценарий, музыка, видеоряд и программные продукты – также относятся к объектам авторского права и все вышеизложенное можно применить и к этим объектам.

музыка, видеоряд и программные продукты

Исключительное право использовать произведение принадлежит автору. Автор музыкального произведения может зафиксировать свои права путем записи произведения на материальный носитель.

 Другому лицу для легального использования музыкального или аудиовизуального произведения необходимо заключить лицензионный договор с автором. 

Для сохранения уникальности произведения, используемого в игре, мы можем рекомендовать заключить с автором лицензионный договор на условиях исключительной лицензии - без сохранения за автором произведения права выдачи лицензий другим лицам. Сам автор произведения также не вправе использовать произведение в том объеме и теми способами, которые предоставлены другому лицу по исключительной лицензии.

Как действовать, если элементы игры создаются другими лицами?

Обычно команда разработки состоит из нескольких категорий работников: тех, кто работает постоянно (по трудовому договору) и тех, кто привлекается в работу для выполнения отдельных заданий (по договору ГПХ). От статуса членов команды зависит и выбор стратегии, направленной на получение и защиту исключительных прав на конечный продукт. Расскажем, как действовать в том и другом случаях.

  • С подрядчиками

Важно заключить договор, фиксирующий переход исключительного права к заказчику. Крайне важно обеспечить идентификацию объекта. Если создается персонаж, высока вероятность того, что его запланированная и итоговая версии существенно отличаются. В таком случае в актах стоит зафиксировать изображение, это поможет при возникновении спора исключить сомнения в том, что именно этот персонаж используется в игре. Если говорить о видеоряде, музыке или другом контенте, для дополнительной идентификации можно помещать их на флешки или в репозиторий, а в акте - указывать ссылку на такое размещение.

  • С работниками

Для получения прав на созданное работником, нужно соблюсти определенные процессы.

Во-первых, нужно зафиксировать, что создание результатов интеллектуальной деятельности входит в трудовые обязанности работника. Рекомендуем закрепить это положение в трудовом договоре или в дополнительном соглашении к нему. Раскрыть такую трудовую обязанность можно в формате конкретных создаваемых объектов.

Важно учитывать, что обязанности работника в какой-то момент могут измениться. Например, работник изначально занимался рисунком, а затем занялся фотографией. Во избежание споров и разногласий рекомендуем не указывать конкретную узкую трудовую обязанность, а прописать в документах, что работник в рамках исполнения должностных обязанностей создает результаты интеллектуальной деятельности.

Во-вторых, нужно идентифицировать объект в служебном задании. Для того, чтобы каждый раз не писать множество служебных заданий, можно документально закрепить порядок взаимоотношений и постановки задач. Рекомендуем зафиксировать возможности постановки задач в устной форме, по электронной почте и в письменном виде.

Такие условия можно фиксировать в трудовом договоре, но это не всегда удобно. Компания может пойти иным путем и разработать положение о служебных произведениях. В нем можно конкретизировать должности, в обязанности которых входит создание результатов интеллектуальной деятельности. Также в документе прописываются общие правила, порядок постановки служебных заданий, порядок оплаты и т.д. Затем эти положения дублируются в трудовой договор.  


Таким образом, для минимизации своих рисков и во избежание споров фиксируйте свои права различными способами! Помните главное, что право авторства возникает в момент создания произведения и для защиты своего права вы можете использовать любой способ защиты, не обязательно только тот, который мы привели в нашей статье!

В следующей статье мы напишем подробнее как оформить процессы, какие документы необходимо оформить сторонам.

Комментарии (0)