Опросы менеджеров высшего звена показали, что софт скилы вносят от 75% до 85% в долгосрочный успех в трудовой деятельности. Это утверждение логично вписывается в современный тренд, когда на работу берут тех, у кого более прокачены софты. Нет сомнений в том, что бизнес получит больше профита от работника, который лучше общается с другими, не выгорает, имеет внутреннюю мотивацию, может передать свои знания и так далее. Но какой профит от soft skills для самого работника? Сегодня мы попытаемся разобраться в том, как мягкие навыки связаны с уровнем вашего дохода.
Проблемы мягких навыков
Прежде всего, существующих работ на эту тему можно набрать едва ли несколько десятков. Но если тема софт скилов настолько актуальная, то почему имеется достаточно мало полноценных научных исследований? Все дело в самом феномене soft skills. Я уже писал о том, какие есть трудности в понимании и теоретическом обосновании этого феномена. Так, многообразие определений и теоретических подходов к софтам, с одной стороны, становится причиной появления различных методик оценки, которые не являются общепризнанными в сообществе и используются редко.
С другой стороны, сами методики далеко не всегда имеют высокую валидность и надежность. Происходит это вне зависимости от того, как именно мы пытаемся измерять софт скилы. Для этих целей обычно используются опросники или непрямые методы оценки мягких навыков наблюдающими экспертами или коллегами по работе. Если с едиными опросниками беда, то косвенные методы оценки soft skills могут подразумевать под собой вообще все, что угодно.
Наряду с этим все без исключения утверждения о связи софт скилов и дохода стоит воспринимать с легкой долей скептицизма.
Во-первых, количество эмпирических работ весьма небольшое, что не позволяет сравнивать разные исследования между собой и провести так называемый мета-анализ. Последний нужен для того, чтобы отсечь предвзятость авторов и методик, влияние социально-демографических факторов и вывести среднее значение взаимосвязи между наблюдаемыми явлениями.
Во-вторых, используемая в исследованиях выборка зачастую может иметь отличное от нормального распределение. Например, авторы могут опрашивать высококвалифицированных специалистов, которые в опросниках могут высоко оценить свои софт скилы. Или, наоборот, в выборке могут быть низкоквалифицированные работники, у которых будет наблюдаться эффект низкой базы по доходам. Даже минимальное увеличение последних в результате улучшения soft skills будет выглядеть весьма впечатляюще в относительном выражении.
В-третьих, подавляющее большинство работ были проделаны в области экономики, в частности, под эгидой National Bureau of Economic Research. Такие исследования призваны отразить среднюю ситуацию по больнице. А вот полноценных экспериментальных психологических исследований можно пересчитать по пальцам.
Противоречивые факты
На сегодняшний день можно вполне уверенно сказать, что те, у кого более развиты софт скилы, имеют более высокий уровень дохода. Наряду с этим мы знаем, что soft и hard skills вносят отдельный вклад в получаемое работником вознаграждение. Более того, этот вклад сопоставим: увеличение хардов на одно стандартное отклонение приносит 8.84%, а софтов 8.51% прибавки к доходам. Но одними мягкими навыками сыт не будешь, они работают только в тесной связки с профессиональным опытом и компетенциями.
К выводу о том, что софт скилы влияют на доходы можно прийти двумя путями. Первый связан с экономическими исследованиями, пик которых пришелся на начало 2000-х годов. В них в качестве софт скилов выбирался какой-либо агрегированный показатель, а данные по доходам брались из страновых опросов и индексов. Например, в польском исследовании в качестве софт скилов авторы выделили восемь навыков: предпринимательство и инициатива, устойчивость к стрессу, взаимодействие в группе, коммуникативность, способность решать конфликты, координация работы коллег, креативность и интерес к учению. С помощью различных статистических моделей удалось показать, что все навыки так или иначе связаны с доходом. В большей степени на заработок влияют предпринимательство и креативность, в меньшей степени взаимодействие в группе и коммуникативность.
Второй путь связан с проведением классических психологических исследований. Мы можем взять небольшую выборку работников вполне конкретной сферы. А дальше самый простой вариант - построить разнообразные статистические модели, в которых контролируются харды, пол, возраст или уровень образования. Вариант посложнее - провести экспериментальное исследование с тренингами и множественными замерами. Однако тут результаты получаются не всегда однозначные.
Одним из примеров экспериментального исследования является работа, посвященная влиянию тренингов по софт скилам на повышение уровня дохода у индийских работников швейных производств. Оказалось, что улучшение soft skills влияет на продуктивность, но не влияет на уровень дохода и текучку кадров. Продуктивность представляет собой отношение количества выполненных работником операций к условной норме производства. При этом компания получила свой профит в как в виде продуктивности отдельных работников, так и в виде большего количества человеко-часов.
Какой вывод можно сделать из описанных выше примеров? Софт скилы связаны с доходом, но это средняя температура по больнице. Далеко не факт, что повысив свои soft skills, вы как специалист, сможете претендовать на более высокую заработную плату на рынке. Совсем не понятно сколько софтов достаточно и какой именно набор должен быть в вашем арсенале. То, что мягкие навыки можно прокачать, это факт, но надо ли оно лично вам, - это большой вопрос.
Что почитать?
Комментарии (16)
dyadyaSerezha
02.01.2024 16:27+12Довольно банальный факт - часто повышают тех, кто грамотно и мягко (soft) лижет начальству... Чему я был сам неоднократным свидетелем, причём один случай был просто вопиющий - чел получил повышение при нулевых знаниях и умениях, но лизал очень профессионально.
ЗЫ. Я не против софт скилов вообще, они вещь полезная, если в целом.
iggr63
02.01.2024 16:27Как бы все-таки soft skills по другому переводить на русский? Харизматичность?
yudeek Автор
02.01.2024 16:27Ближе всего надпрофессиональные, социальные или человеческие навыки.
iggr63
02.01.2024 16:27Конечно в общем это о персональных качествах и навыках, однако в контексте вашего обзора т.е. влияние на бизнес, это не совсем тоже самое что и общечеловеческие и социальные навыки. Можно например поддерживать множество связей, но уделять меньше внимания собственно работе.
saboteur_kiev
02.01.2024 16:27Обычные социальные и персональные навыки.
Характер, коммуникация, умение позиционировать себя в обществе.
Их сложно оценить. Например можно быть душевным человеком, легко вливаться в любую компанию, достигать связей. А можно быть наоборот жестким диктатором и достигнуть еще больше.
Но да, важно уметь высказывать свои мысли и доводить свои идеи до собеседника/аудитории. И тогда, при наличии хард скиллов, можно их доносить и воплощать.
newintellimouse
02.01.2024 16:27+3Построение и поддержание сети социальных связей, я бы сказал, а не каждый подряд произвольно взятый софт-скилл.
И это не та работа, на которую все подряд согласны тратить время, даже понимая их потенциальную выгоду и прочее.
Потому что развитая сеть социальных связей требует не только создания, но и внимания, усилий по поддержанию и ревизии.
А внимания часто и на то, что интересно, не хватает.
Nelman86
02.01.2024 16:27+2Но одними мягкими навыками сыт не будешь, они работают только в тесной связки с профессиональным опытом и компетенциями.
Есть хорошее выражение: Хороший парень - не профессия
AzatJ
02.01.2024 16:27+1Hard skills нужны в начале карьеры. И hard skills позволяют достаточно быстро поднять доход, но проблема, что у этого дохода есть потолок. При достижении этого потолка, чтобы его преодолеть, уже просто необходимы soft skills
Nick0las
02.01.2024 16:27Я бы даже конкретизировал. Hard skills это дорости до позиции senior или team lead или principal, в общем до довольно высокой технической позиции. Если хочется расти дальше по карьере то надо становится руководителем руководителей, а для этого нужны те самые софт скилы. Альтернатива - перестать продавать свое время и выпустить свой продукт. Но для этого тоже нужны некоторые навыки помимо кодинга.
AzatJ
02.01.2024 16:27+2Наверное, tech lead, а не team lead. Team lead без soft skills - это самое ужасное, что может произойти: причем, плохо всем - компании, которая потеряла хорошего девелопера и приобрела плохого руководителя, и сотруднику, который вместо того, чтобы писать код, постоянно сидит на ненавистных митингах
LeetCode_Monkey
02.01.2024 16:27+2А можно сделать так, чтобы вся эта мягкоскилловая публика, несомненно метящая в менеджмент, как-нибудь байпассила непосредственно разработку и не мешала нам работать?
iggr63
02.01.2024 16:27Можно. Если это действительно мягкоскилловый (понравилось название) специалист то его можно, да и нужно, вовлечь в процесс. Уточнение требований, поддерживание связи между разрабами, стейкхолдерам, и заказчиком. Разрулирование конфликтов, как между разработчиками, так и другими актерами. Ему можно отдать общение с начальством и так далее. В общем то наличие такого человека в команде придает процессу большую плавность.
LeetCode_Monkey
02.01.2024 16:27+1Вы и описали работу менеджера. Конечно, пусть этим и занимаются. Но зачем они в разработку лезут?
fromfedorov
Спасибо автору за статью.
Из своего опыта хотел бы добавить, что как только специалист замечает необходимость в применении софотовых навыков (даже если взять 8 навыков, перечисленных в данной статье), то этот специалист потенциально уже вырос из позиции просто исполнителя. Дальше, если он начнет развивать свои софты, и если эти софты будут помогать в достижении результатов, естественно это поможет ему в росте. В том числе и финансовом.
Другой случай, когда человек не развивает свои софт скиллз, что очень сильно будет мешать. И если не конкретно этому человеку, то команде где человек работает, очень возможно.
JaneGame
Тут не соглашусь. Та же коммуникативность нужна на 90% работ (а то и больше), банально уточнить задачу у начальника таким образом, чтобы и самому дураком не показаться, и начальника дураком не выставить))
А если речь идёт о тех, кто работает с клиентами, то это вообще первостепенный навык.