С пресловутой 10x продуктивностью каждый из нас сталкивался в социальных сетях, на книжных полках, профессиональных конференциях или в описании вакансий. Эта организационная культура опирается на непрерывный рост показателей эффективности, проактивность специалистов, их умение брать на себя риски и активное использование новых технологий. Стоит отметить, что речь в основном идёт о так называемых белых воротничках из digital-сферы и частного сектора.

Как и любая социальная явление, культура 10x имеет множество предпосылок. Негативным фактором стало замедление темпов глобального экономического роста после COVID, что привело к сокращениям в ИТ и смежных областях.

Позитивным фактором стало появление и развитие генеративного искусственного интеллекта, который позволяет автоматизировать рутину.

Рынок стал ценить тех, кто готов делегировать рутину или перевести её на технологии, обладать T‑shaped навыками, закрывать несколько позиций одновременно и находить новые источники роста прибыли для компании. Конкурентная гонка за 10x-сотрудниками стала возможной не только при избытке свободных специалистов на фоне технологической революции, но и потому что расходы на найм и развитие персонала за последнее десятилетие выросли.

Под искомый типаж 10x-сотрудника лучше всего подходят перфекционисты. Они ставят амбициозные профессиональные цели, критичны к своим результатам и болезненно реагируют на профессиональные ошибки. Их подталкивают как желание доказать что-то себе, так и стремление угодить коллегам или руководству. Независимо от источника нацеленности на результат, итог один: перфекционисты чаще испытывают депрессию, тревожность, повышенное давление, стыд и вину. Те, кто стремится к похвале других, ещё быстрее выгорают, теряют уверенность в своих навыках и тревожатся по поводу работы.
Объяснений негатива несколько, но остаётся простое объяснение: в погоне за очередным KPI перфекционисты «завязаны» в работе. Делегирование им не даётся, они стремятся сделать всё сами и контролировать всё вокруг. После работы сложно абстрагироваться от рабочих моментов и продолжать «прокручивать» их в голове. В результате тратится больше времени и сил на работу, повышается уровень стресса и накапливаются психические ресурсы, что приводит к усталости и риску увольнения по собственному желанию. Интенсивность трудоголизма не всегда коррелирует с эффективностью труда.

В конечном счёте победителей здесь нет: компании вынуждены снова подыскивать сотрудников, а работники — восстанавливать психическое и физическое здоровье перед новой гонкой за KPI. Решение может заключаться в смене фокуса с результата на процесс. На сегодняшний день известно, что вовлечённость в рабочий процесс и получаемое от него удовлетворение положительно сказываются на результатах. Фокус на процесс профессиональной деятельности позволяет бережнее расходовать психические ресурсы, что особенно важно на длинной дистанции.

Что почитать
Perfectionism and work performance: A meta-analysis
Multidimensional Models of Perfectionism and Procrastination: Seeking Determinants of Both
A meta-analysis of multidimensional perfectionism and impostor phenomenon