Сериал‑вселенная, который хочется разбирать бесконечно и каждый раз находить новые грани. Сегодня я хочу поговорить о персонажах и их влиянии на восприятие истории. А точнее, найти среди них того, кто является истинным главным героем истории «Аркейна».

Мила Апрель — автор, сценарист, скрипт-доктор.
Мила Апрель — автор, сценарист, скрипт‑доктор.

После первого сезона у меня, как, возможно, и у многих, не было сомнений: Джинкс — главный протагонист «Аркейна». Если подумать, то ее предыстория довольно не плохо раскрыта, психологический портрет поражает глубиной, а харизма заставляет следить за каждым ее движением. Логично, ведь второстепенному персонажу вряд ли стали бы уделять столько экранного времени.

Создатели сконцентрировали повествование на конфликте сестер, и это сработало. Но второй сезон породил странное ощущение диссонанса. Будто в пазле не хватает главной детали.

Я попала в ловушку, от чего восприятие истории получилось немного искажено, лично для меня и многих знакомых, которых я спрашивала об этом. В своей первой статье я писала, что Джинкс могла стать той, кто расскажет историю. Она могла стать главным героем. Но нет. Факты заставляют взглянуть на все иначе.

Первый сезон мастерски расставил персонажные арки, оставив нам множество завязок для будущего. Но во втором сезоне некоторые из этих арок получили лишь частичное раскрытие, а иные и вовсе остались за кадром. Если первый сезон был историей Джинкс, то второй превратился в вертикальный сериал, где никто не успел стать главным героем всей истории. Возникает резонный вопрос: а был ли у «Аркейна» главный герой?

И здесь меня осенило. Главный герой был всегда. Проблема лишь в том, что его арку не раскрыли настолько, чтобы мы это прочувствовали.

Джейс. Это его история.

Давайте договоримся о терминах. Главный герой (протагонист) — это персонаж, который совершает ключевые драматургические действия и двигает сюжет вперед. Это его путешествие лежит в основе повествования.

И если беспристрастно проанализировать оба сезона, невольно возникает мысль, что этим персонажем является Джейс.

Факты — вещь упрямая:

  • Его арка начинается с первых кадров сериала и проходит полный цикл: от наивного изобретателя до лидера, несущего бремя власти.

  • Именно его решения определяют судьбы Пилтовера и Заунна. Это он создает Хекстек (с Виктором), принимает закон о независимости, объявляет войну и ищет путь к миру.

  • Второй сезон буквально выстроен вокруг его политических и моральных метаний. Пока Джинкс реагирует на мир из своего бункера, Джейс этот мир активно формирует. 

(Хотя, здесь я бы уточнила, потому что во втором сезоне роль политического вершителя на себя взяла Кейтлин. Или может Амбесса… Это большая тема для отдельной статьи)

Но здесь мы сталкиваемся с главным парадоксом. 

Джейс — главный герой по функции, но не по зрительской любви.

А теперь давайте возьмем Джинкс. Ее история раскрыта не менее детально. Но у нее есть то, чего так не хватает Джейсу — оглушительная харизма, многогранность и трагизм. Ее арка эмоционально заряжена, она импонирует зрителю своей raw‑силой и болью. И пока идеально прописанный с точки зрения структуры Джейс принимает скучные (но судьбоносные!) политические решения, зритель ждет, когда же на экране снова появится сумасшедшая Джинкс.

Это и есть та самая «ловушка харизмы». Авторы дали нам одного главного героя по сюжету (Джейса), но предложили наблюдать за историей через призму другого, более яркого персонажа (Джинкс).

Но если Джейс — главный герой, то кем же тогда была Джинкс?

Как бы я сильно не любила Джинкс, но она просто не могла стать главным героем Аркейна. Джинкс здесь основной персонаж, но ее конфликт с Вай — это второстепенные события. И для гармонии они и должны были оставаться таковыми. Не знаю, может быть Джинкс как персонаж больше нравилась авторам и они хотели дать ей больше экранного времени, потому что знали сколько мерча они смогут с ней продать. Может быть они с самого начала понимали, что Джинкс это не главный персонаж истории и поэтому так стремительно закончили ее арку (хотя они ее не закончили). Куча разных предположений, но одно ясно точно, главным героем всегда был Джейс, но его арку просто не совсем грамотно раскрыли.

Джинкс была Душой истории. Живым воплощением тех трагедий, которые творятся на политической арене. Ее личная катастрофа — это прямое следствие решений, которые принимают «главные герои» у власти. Она — болевой центр «Аркейна», его эмоциональное и тематическое ядро.

Сценаристы попали в сложнейшую ситуацию. Они не могли лишить историю ее души (Джинкс), но и не смогли до конца согласовать ее с ее структурным каркасом (Джейсом).

Теория против практики

Чтобы проверить свою гипотезу, я обратилась к классической структуре «Путешествие героя» Кристофера Воглера. И развитие Джейса идеально в нее ложится:

1. Зов приключений: Создание магии и Хекстека.

2. Встреча с наставником/союзником: Виктор.

3. Преодоление первого порога: Создание Хекстек‑образца для доказательства собственной правоты, что магия нужна.

4. Испытания, союзники, враги: Конфликт с Хеймердингером, вхождение в Совет.

5. Смерть и возрождение: Символическая смерть старого Джейса и рождение жесткого политика.

6. Возвращение с эликсиром: Принятие на себя ответственности за будущее города.

Посмотрите внимательно на структуру. Не складывается такого ощущения, что развитие Джейса, как персонажа, это буквально то самое «Путешествие героя»? А как вы понимаете, структура предназначена для главного героя.

А вот какие события происходили в Аркейне, чтобы вы больше убедились в правдивости моей логики:

В первом сезоне Джейс встречает своего «brother scientist» — Виктора. Затем они ссорятся из‑за разногласий и, ну чего греха таить, из‑за социального неравенства. Как бы там ни было, Виктор из Нижнего города и всегда будет тем, кто в первую очередь будет думать об этих людях. 

Далее Виктор становится главным злодеем, а после они вместе с Джейсом погибают. 

Отлично, в принципе, арка работает. Либо, как вариант, мы могли увидеть развитие арки Джейса чуть иначе, если бы сериал продлили на 3 сезон. Тогда бы, я уверена, мы бы получили логичную арку: конфликта сестер, Джейса, арку (хоть и небольшую) отношений Экко и Джинкс, Хеймердингера, Синджета, да и в целом очень многих персов) 

Путь Джейса — это классическая арка главного героя. У Джинкс мощная персонажная арка, но другая история: история падения и трагедии, а не классического «путешествия».

Я не просто так говорю про то, что Джейс, это главный герой истории. Я проверила по структуре каждого героя Аркейна, чтобы убедиться в своей логике. И как бы там ни было, но Джинкс ни как не могла быть главным героем. Но, здесь важное уточнение, Джинкс не была главным героем Аркейна, потому что она в целом не была прописана как главный герой. Хоть ей уделили очень много экранного времени, от чего у нас сложилось полное ощущение, что Джинкс главный герой. 

Она могла ею стать, если бы ее арка была написана иначе.

А вот Джейс, при всей своей непроработанности, как персонажа — стал главным героем. Точнее серым кардиналом, который двигал историю вперед, совершая большие драматургические действия. В то время, как зрители наблюдали историю через призму совершенно другого персонажа.

Мила Апрель — автор, сценарист, скрипт-доктор.
Мила Апрель — автор, сценарист, скрипт‑доктор.

В итоге

«Аркейн» подарил нам редкий и смелый пример narrative‑диссонанса. Джейс, как структурный главный герой, двигал историю вперед, в то время как Джинкс, как герой эмоциональный, завоевывал сердца зрителей.

Именно это противоречие, эта «разорванность» между сценарной функцией и зрительским восприятием, может быть, и является причиной того самого чувства незавершенности после второго сезона. Мы интуитивно чувствовали, что главный герой был, но так и не смогли по‑настоящему пройти его путь вместе с ним. Его история осталась за кадром.

Комментарии (1)


  1. Bardakan
    13.11.2025 07:08

    зато Scar получил больше экранного времени и во втором сезоне встречается чуть ли не в каждой серии