На просторах Хабра можно встретить достаточно много статей про soft skills для разработчика, их роль в карьере и вклад в результат [один, два, три]. В этом посте хотелось бы абстрагироваться от ссылок на бизнес ресурсы и поговорить о научных исследованиях. Возможно, что материал поможет под другим углом взглянуть на привычную ситуацию на рынке и внесет ясность в то, что такое soft skills.

Что такое софт скилы?

Как это нередко бывает, чем популярнее феномен, тем больше у него различных названий и определений. Обычно терминология тесно связана с теориями, с помощью которых исследователи пытаются объяснить связанные с этим феноменом закономерности. Однако в ситуации с soft skills наблюдаются еще и страновые различия. Так, в Австралии в исследованиях и практике используются такие синонимы, как key competencies, generic skills или employability skills. В Европе зачастую прибегают к термину vital competencies, а в США имеется понятие workplace know-how. Наряду с этим в вакансиях, научных работах или публикациях в СМИ можно нередко встретить упоминания life skills, critical competencies или lifelong learning. 

Основной научный спор ведется вокруг соотношения понятий soft skills и competency (компетентность). При этом компетентность в большей степени связана с профессиональными навыками человека. С чисто теоретической точки зрения между этими двумя феноменами существует весьма запутанная взаимосвязь. На практике же анализ научных исследований показал, что 37% работ не проводят четкого теоретического разделения между soft skills и competency. В остальных 63% работ авторы напрямую или косвенно связывают competency с soft skills. В сухом остатке получаем, что все упомянутые выше термины являются прямыми синонимами софт скилов.

Теперь остановимся на определении самого понятия soft skills. В общем виде soft skills представляют собой набор важных и связанных с работой навыков, которые не используются для непосредственного взаимодействия с орудиями труда и могут пригодиться в различных рабочих ситуациях. Некоторые авторы полагают, что soft skills это набор нетехнических навыков, которые не связаны с абстрактным мышлением. Другие видят в soft skills личностные черты, предпочтения и мотивацию. На самом деле ситуация обстоит так, что только в 11% исследований имеется определение soft skills.

Более того, в 36% работ исследуется только один навык, а не весь набор soft skills.  По сути это означает, что в это понятие авторы вольны вкладывать все, что необходимо им в момент проведения исследования. Аналогичная ситуация и с работодателями, которые могут говорить об умении жонглировать тремя мячами как о soft skills.

Еще одна особенность заключается в том, что софт скилы являются составным конструктом. На сегодняшний день в исследованиях принято разделение soft skills на внутриличностные и межличностные навыки. До 2011 года работы в основном были посвящены последним, а после наметился перевес в сторону первых. Внутриличностные навыки связаны со способностью управлять собой, а межличностные - с взаимодействием с другими. 

Как рассматривают софт скилы?

В более чем половине исследований (57%) можно встретить упоминание той или иной теории, используемой для связи soft skills с различными показателями эффективности труда. При этом всего можно встретить более 50 разнообразных теоретических моделей. Популярными являются четыре подхода: организационный, теория научения, теория лидерства и теория капитала. 

Организационный подход рассматривает soft skills в качестве ресурса, который влияет на производительность всей организации. Фокусом внимания здесь становится не человек и его навыки, а то, какой он вклад вносит в общее дело. Теории научения пытаются объяснить развитие и последствия применения soft skills на уровне отдельного человека. Они рассматривают социальный контекст как важную составляющую процесса научения. Эти теории в большей степени вносят вклад в то, как можно повлиять на развитие soft skills, нежели чем отвечают на вопрос, достаточно ли у кандидата софтов для работы. Теории лидерства фокусируются на софт скилах лидеров и тому, как эти навыки могут повлиять на эффективность работы подчиненных и, в конечном итоге, производительности предприятия в целом. Теория капитала показывает то, как инвестиции компаний в soft skills позволяют повысить бизнес показатели.  

В теоретических подходах, в фокусе внимания которых находится бизнес, soft skills служат фактором увеличения прибыли. В результате у работника могут быть весьма развитые софт скилы, но не те, которые требуются в конкретной организации. Наряду с этим есть отрасли, в которых требуемые soft skills вообще никак не связаны с результатами работы компаний. К такому выводу, например, пришли Lyu и Liu при исследовании энергетического сектора.

Важно подчеркнуть, что софт скилы в целом понятие более практическое, чем научное. Ведь организационные теории, доминирующие в литературе, не отвечают на вопрос о том, как развить те или иные навыки. В психологических исследованиях, напротив, фокусируются именно на развитии и связи таких навыков с другими психологическими и социальными феноменами. Но происходит это в контексте изучения какого-либо одного навыка, будь то креативность, психологическая устойчивость или мотиваци. Вместе они объединяются общим понятием некогнитивных навыков

Что говорит рынок труда?

В вакансиях нередко встречается довольно большое количество разнообразных навыков, относящихся к софт скилам. Например, исследование ИТ рынка труда в Новой Зеландии позволило выделить 17 навыков, в которых заинтересованы работодатели. 

  • Аналитические навыки: способность к критическому мышлению, анализу различных типов информации из разных источников.

  • Сотрудничество: качества и компетенции, необходимые для совместного продвижения к общей цели с другими заинтересованными сторонами.

  • Общение (общее): способность взаимодействия с другими в "двустороннем процессе", то есть обмен информацией (передача и прием).

  • Общение (устное): способность обмениваться (передавать и принимать) информацию устно в различных формах, например, в формальных презентациях или неформальных разговорах.

  • Общение (письменное): способность обмениваться (передавать и принимать) информацию в различных формах письма, например, в технической документации или документах для клиентов.

  • Культурная осведомленность: осознание и принятие других культур и культурных идентичностей, связанных как с самим программным обеспечением (например, культурная адаптация приложений), так и с его разработкой и поддержкой (например, работа в культурно разнообразных командах).

  • Креативность: способность представлять и формировать оригинальные идеи для создания чего-то нового и потенциально инновационного.

  • Разнообразие: способность взаимодействовать с людьми различных социальных, образовательных, профессиональных и этнических фонов, а также разного пола.

  • Эмпатия: способность понимать или чувствовать то, что другой человек (включая подчиненных, коллег, руководителей, клиентов) переживает изнутри его ракурса (когнитивно, эмоционально и сочувственно).

  • Независимость: способность действовать свободно от влияния или контроля другого человека, группы или организации (например, без детальных инструкций от руководителей команды, клиентов или коллег).

  • Межличностные навыки: способность вступать в отношения, устанавливать связи или взаимодействовать с отношениями между отдельными лицами или группами людей (например, клиентами или заказчиками).

  • Лидерство: способность влиять, направлять, мотивировать и вдохновлять других членов команды, организации или сообщества, включая лидерство в проекте, бизнесе, практике и технологии.

  • Слушание: способность воспринимать речь других заинтересованных сторон (внутренних и внешних) без суждений или мгновенного ответа (в отличие от общения, слушание представляет собой "односторонний" процесс и может рассматриваться как "поднавык" общения).

  • Наставничество: способность устанавливать значимые отношения с другими лицами или группами (обычно на том же или более низком уровне иерархии, опыта или экспертизы) с целью профессионального, технологического и личностного развития.

  • Переговоры: способность эффективно обсуждать для достижения соглашения (возможно, консенсуса), урегулирования конфликтов с внутренними и внешними заинтересованными сторонами.

  • Решение проблем: способность определить, почему возникает "проблема", и как ее решить, определяя и измеряя проблему, анализируя ее и, в конечном итоге, приступая к ее решению.

  • Работа в команде: навыки успешного взаимодействия с другими во время разговоров, проектов, встреч или других форм совместной работы.

Так какие же soft skills нужны в ИТ? Изучение рынка Европы показало, что в большей степени компании ищут кандидатов с критическим и аналитическим мышлением, навыками коммуникации, креативностью и гибкостью мышления. Однако как именно проверяют soft skills остается загадкой. Ведь даже если работодатель определился с их набором, то подобрать валидные методики, да еще и правильно применить их могут только квалифицированные специалисты.

*данные по процентам исследований взяты из работы Soft skills, do we know what we are talking about?

Что почитать?

Soft skills, do we know what we are talking about?

Soft skills, hard skills: What matters most? Evidence from job postings

Soft skills and their importance in the labour market under the conditions of Industry 5.0

Soft skills required from software professionals in New Zealand

Комментарии (76)


  1. iggr63
    23.12.2023 19:52

    В части межличностого общения про программистов шутят что их надо учить разговаривать.


    1. Breathe_the_pressure
      23.12.2023 19:52

      Я ничего не понял: - "Способность общаться с другими посредством двух-стороннего процесса. Т.е. обмениваясь, принимая и передавая информацию. " Что они хотят то?

      Какой-то асинхронный режим им нужен что-ли? Чтобы не UDP, и не чтоб порт совсем закрыт?

      Что думаете парни?


      1. cArmius
        23.12.2023 19:52

        Чтобы человек мог не только вещать, или не только слушать не умея ответить/возразить

        Нужно чтобы peer-to-peer сеть в рамках работы выстраивалась в общем

        Иначе это не диалог (в целом, ничего нового, но правда не все это умеют)


        1. MiraclePtr
          23.12.2023 19:52

          или не только слушать не умея ответить/возразить

          И возразить умел конструктивно и по существу, а не "это полное говно, какой мудила вообще такое может предлагать?! почему? да потому что мне не нравится и все тут!"


          1. Egor3f
            23.12.2023 19:52

            И возразить умел конструктивно и по существу, а не "это полное говно

            Ну я кстати такое вижу очень часто независимо от специальности. Так что не сказал бы, что это проблема именно айтишников


        1. iggr63
          23.12.2023 19:52

          Определенно и peer-to-peer, и broadcast надо применять. Первый чтобы понять как должно работать то, что надо запрограммировать. Второй - чтобы всех известить как это будет реализовано.


      1. iggr63
        23.12.2023 19:52

        Async, broadcast, peer-to-peer, tcp-ip. Подтверждение, коммуникации с пирами, следить за передачей и приемом пакетов чтобы ничего не потерялось.


      1. bogolt
        23.12.2023 19:52

        «Индивидуальный член социального сообщества нередко получает информацию по визуальным, символьным каналам». Повертел я это предложение так и сяк и наконец перевел его на нормальный язык. Знаете, что оно означало? «Люди читают».

        Ричард Фейнман


      1. saboteur_kiev
        23.12.2023 19:52

        Я ничего не понял

        Вот это и есть показатель низкого soft skill


    1. Gromilo
      23.12.2023 19:52

      Работая с джунами, я понимаю, что это нифига не шутки: бывают просто не могут связно мысль сформулировать. При этом могут прилично кодить.


      1. garr1nch4
        23.12.2023 19:52

        А бывает и наоборот, что кодить нормально не могут, но за счет коммуникации выгребают.


      1. kshirinskiy
        23.12.2023 19:52

        Надо заставлять таких читать Аристотеля. Помогает.


  1. sergiodev
    23.12.2023 19:52

    раньше это называлось "коммуникабельность" и относилось не только к сфере IT

    но программистам почему-то пришлось выдумать аж свой (более обширный?) термин

    неужели у нас все повально не умеют общаться с людьми, что аж нужно столько тренингов и курсов проводить? иной раз удивляет


    1. tzlom
      23.12.2023 19:52

      Ну в принципе если допустить что вы программист, то ваш комментарий это наглядный ответ "да, не умеют"


    1. ItsNickname
      23.12.2023 19:52

      Вы так себе должность и зп не выбъете.

      А сколько полезного можно сделать разогнав всю эту ИБД кодлу.


    1. sshikov
      23.12.2023 19:52

      Ну, коммуникабельность - это слишком узкий термин, как по мне. Ну или не очень точный.

      Ну вот например, разве вас никогда не звали на встречу для обсуждения какой-то темы, куда приглашены скажем 10 человек, и при этом ни цели встречи, ни постановка проблемы, ни программа - не озвучены? Ну т.е. предлагается потратить скажем час рабочего времени 10 человек непонятно на что. Я такое вижу регулярно. И это именно что недостаток навыков общения. Только не просто общения - а эффективного общения. Причем, обратное тоже верное - иногда вместо того чтобы собраться и обсудить вживую на 10 минут, устраивается переписка на 10 дней.

      Я бы это назвал способностью выстраивать эффективные коммуникации. И да, очень многие этого не умеют.


    1. FrankNStein
      23.12.2023 19:52

      Практика показывает, что не умеют.

      И та же практика показывает, что никакие курсы и тренинги этого изменить не могут. Это как "Java за 5 часов".

      Только постоянная практика с постоянным долблением головой о стенку способна чуть чуть двигать вперед прогрессбар прокачки этого скила. Но все ж хотят не напрягаться, а чтоб курс оплатил - и сразу можешь продать песок арабам.


    1. iggr63
      23.12.2023 19:52

      Программисты, и не только, часто говорят также как думают. То-есть излагают свои мысли или как их программа написана. И как это работает пошагово.


      1. panzerfaust
        23.12.2023 19:52

        И как это работает пошагово

        И я искренне считаю этот подход как раз-таки правильным софт-скиллом. Юзер-стори, сценарии, юзер-флоу - это лишь эвфемизмы слова "алгоритм". Говорить об алгоритмах без пошагового описания - в наивысшей мере идиотское занятие, которое, однако, отлично освоили разномастные менеджеры, продакты, аналитики и т.д.

        Я сейчас как раз работаю в коллективе, где результат приносит только горизонтальное общение разрабов друг с другом. Слушать продактов про их "вэлью", "капасити", "экспиренсы" и "ревампы" просто нет никакого смысла.


        1. WebPeople
          23.12.2023 19:52

          Мне кажется, вы не всю картину видите, поэтому так пишите. Я лично отслеживал ряд таких показателей и, когда проводился обзор спринта (это как подведение итогов и демонстрация результата), делился показателями с командой (объясняя, что они означают), а на следующий день на ретро команда толковые идеи предлагала, как что улучшить. И за пару-тройку спринтов мы улучшали показатели втрое. Т.е в первом спринте мы делали 20% от запланированного, во втором уже около 40%, а после третьего около 70%. Дальше выше. И достигалось подобное через улучшение документации проекта, воркфлоу, замену отдельных специалистов, улучшение процессов и т.п.. В итоге, команда разработчиков довольна, потому что своими глазами видят, как явно выросла скорость их работы, как их собственные оценки и прогнозы начинают биться с реальностью. Им приятно, появляется ощущение профессионализма своей работы, чувство слаженной команды. И самое важное в этом - это удовлетворение от того, что это они сделали сами. Через те же митинги ретроспективы, через предлагаемые улучшения. Предложили, их поддержали, внедрили. И это ведь результат горизонтального общения, как вы пишите. Но вы работу продакта или менеджера проекта за этим почему-то не видите. Хотя, всякое бывает конечно.

          P.s. Кстати, все что я выше писал, это больше к менеджеру проекта относится. А продакт он больше за сам продукт топит. Зачем ему капасити? Когда у него есть конверсии?)) Или юзабилити.


        1. iggr63
          23.12.2023 19:52

          Конечно на горизонтальном уровне такой способ общения самый подходящий. Однако на уровнях выше - проектном, продуктовым, и бизнес - все же требуется другой подход. Тут надо уметь и хорошо представить свою разработку, и быть немного политиком, и тому подобное.


  1. nin-jin
    23.12.2023 19:52

    Короткая история из жизни софт-скиллов: один человек, которого я уважал, всё хвастался своими софт-скиллами и говорил как у меня с ними плохо. И я было даже поверил, что это со мной что-то не так. А потом он ляпнул фразу, после которой всё встало на свои места и наша с ним коммуникация полностью прекратилась, как бы он ни продолжал софтскилить в личке дальше. Вообще, я заметил, что люди, которые активно софтскиллят, в конечном счёте негативно влияют на коллектив. Вплоть до раскола на два непримиримых лагеря под эгидой сохранения коллектива.


    1. PavlovM
      23.12.2023 19:52

      Вам, собственно, весь хабр последние лет 5 (10?) говорит, что у вас плохо с софт-скиллами.


      1. nin-jin
        23.12.2023 19:52

        Я и без Хабра знаю, что у меня плохо с лицемерием и прочими социальными манипуляциями.


        1. MiraclePtr
          23.12.2023 19:52

          Нет, речь совсем не про лицемерие и манипуляции. С ними-то у вас, кажется, все как раз неплохо.


          1. olartamonov
            23.12.2023 19:52

            С манипуляциями — плохо, для манипуляций нужны софт-скиллы. Иначе это не манипуляции, а прокоцирование собеседника на дать тебе в табло.


            1. MiraclePtr
              23.12.2023 19:52

              Ну, это только одна лишь небольшая часть софт-скиллов. Бывает так, что с какими-то из них у человека нормально, а с другими все очень плохо.

              И кстати, "сдержаться и не дать в табло, даже когда очень хочется" - это тоже софт-скиллы :)


              1. olartamonov
                23.12.2023 19:52

                Ну, «дать в табло» может выливаться и в «найди повод выбросить их из конкурса, я этих *удаков видеть больше не хочу, не то что следующий год с ними работать».

                Сдерживаться тут не надо, наоборот — вовремя обезопасить себя.


        1. faiwer
          23.12.2023 19:52

          и наша с ним коммуникация полностью прекратилась

          У тебя с головой плохо, в первую очередь. Ты один из немногих нацистов на хабре.


          1. nin-jin
            23.12.2023 19:52


  1. profFortran
    23.12.2023 19:52

    Очередная херня про мягкие навыки... Как мы без вас раньше-то жили, работали, общались?


    1. Gorthauer87
      23.12.2023 19:52

      Без них - никак, а вот без термина очень даже. Просто человек - существо социальное и он просто не может выжить без общения с себе подобными.


      1. LeetCode_Monkey
        23.12.2023 19:52

        Просто человек - существо социальное и он просто не может выжить без общения с себе подобными.

        Пожалуйста, перестаньте уже наконец дискриминировать интровертов!

        А уж если человек социофоб, требование от него "пообщаться" сровне требованию калеке с переломом пробежаться.


        1. blueboar2
          23.12.2023 19:52

          Так если человек социофоб - то жить в обществе для него вообще не очень подходит. Только вот сбежать от общества в современном мире проблематично...


          1. LeetCode_Monkey
            23.12.2023 19:52

            Только вот сбежать от общества в современном мире проблематично...

            Вот программирование как раз и было райем для социофобов. Работа от полной автономности до общения максимум в чатах и форумах. Но стараниями мягкоскилловых всё это пошло по п-е.


            1. MiraclePtr
              23.12.2023 19:52

              Тут скорее больше совпало с тем, что возросла сама сложность задач. Более масштабные проекты, более сложные требования, гораздо более комплексные разработки и взаимодействие между ними. Времена одиночек, которые в одно лицо могли затащить продукт, прошли - над проектами стали работать команды, а нередко по несколько команд, каждая из которых представляет собой такое же маленькое "общество".

              P.S. я сам интроверт.


              1. LeetCode_Monkey
                23.12.2023 19:52

                Раньше было всё то же самое. Одиночки в одну харю могли тащить разве что мелкие шароварные тулзы.


        1. Gorthauer87
          23.12.2023 19:52

          Эм, это я то интровертов дискриминирую? Вы вот интровертов вообще приравняли к социофобам, хотя это разные понятия.

          Интроверты просто быстрее устают от общения, они на это тратят свою социальную энергию, вот и все. Можно быть и экстравертом и социофобом одновременно.


          1. LeetCode_Monkey
            23.12.2023 19:52

            Эм, это я то интровертов дискриминирую? Вы вот интровертов вообще приравняли к социофобам, хотя это разные понятия.

            Я не вас лично. Я про вообще про устроявшуюся концепцию будто каждый человек должен быть разговорчивым экстравертом, уметь публично выступать и всё такое. Но это такая же дискриминация как от геев требовать чтобы "баб любили, ибо по природе так".

            Можно быть и экстравертом и социофобом одновременно.

            Это садомазо уже.


  1. janvarev
    23.12.2023 19:52

    При этом всего можно встретить более 50 разнообразных теоретических моделей.

    Это все, что вам нужно знать о софт-скиллах. Люди делают теоретические модели, пишут по ним статьи, защищаются на конференциях - но сами друг с другом о том "какая модель эффективная", договориться не могут. Потому что это серьезно, это "про бабки" (т.е. кому уйдет финансирование).


    1. kinall
      23.12.2023 19:52

      Потому что это натягивание совы на глобус. Софт-скилы на то и "софт", чтобы лежать вне плоскости формального анализа.


      1. janvarev
        23.12.2023 19:52

        Ну т.е. если подходить честно к этой теме, то это будет выглядеть так:

        "Да, это слабо поддается формальному анализу и повторяемых экспериментов с результатами у нас нет, но нам надо вам продать что-то, что бы выглядело как эффективная технология, поэтому вот вам теория..."

        (сей тезис не отменяет наличия то, что называется "софт-скиллами", просто грубо оценивает качество теорий и технологий в этой сфере)


        1. kinall
          23.12.2023 19:52

          Вот с этим согласен. Софт-скилы есть, и они важны, но формально их анализировать можно только с сомнительными целями. Ну или чтобы курсовик статью написать=)


      1. vkni
        23.12.2023 19:52

        Как раз таки «софт» отлично поддаётся формальному анализу. Если, конечно, его действительно хочется проводить.


        1. kinall
          23.12.2023 19:52

          Можете пояснить? Не понимаю, что вы имеете в виду?


          1. vkni
            23.12.2023 19:52

            :-(

            Это шутка была, игра слов.


  1. commanderkid
    23.12.2023 19:52

    Почему-то цитата вспомнилась из фильма "Джентльмены удачи": "Вежливость - лучшее оружие вора."


  1. Daddy_Cool
    23.12.2023 19:52

    Статья указывает на имеющиеся проблемы, но не более.
    Список в таблице не такой простой - это уже результат чего-то. Пройдемся по некоторым пунктам.

    Аналитические навыки: способность к критическому мышлению, анализу различных типов информации из разных источников.

    надо быть умным, эрудированным, образованным и ИМЕТЬ ЖЕЛАНИЕ анализировать информацию.

    Сотрудничество: качества и компетенции, необходимые для совместного продвижения к общей цели с другими заинтересованными сторонами.

    Проект должен предполагать существование возможности взимовыгодного сотрудничества. Стороны должны быть в равных условиях.

    Общение (общее): способность взаимодействия с другими в "двустороннем процессе", то есть обмен информацией (передача и прием).

    Есть люди которые изъясняются крайне невнятно, но обычно если их потрясти, то всё что нужно узнать можно. Опять таки - общение преследует какую-то цель.

    Креативность: способность представлять и формировать оригинальные идеи для создания чего-то нового и потенциально инновационного.

    надо просто быть креативным от природы ))) и хотеть креативить.

    Разнообразие, Эмпатия - нужно желание.

    Независимость: способность действовать свободно от влияния или контроля другого человека, группы или организации (например, без детальных инструкций от руководителей команды, клиентов или коллег).
    Нужна квалификация

    Резюме - чтобы иметь хорошие софт-скиллс из списка - надо быть
    а) умным и квалифицированным,
    б) видеть выгоду во взаимодействии с другими людьми - а это уходит в жизненные ценности и интересы человека.


    1. iggr63
      23.12.2023 19:52

      Есть люди которые изъясняются крайне невнятно, но обычно если их потрясти, то всё что нужно узнать можно.

      Очень верно. Зачастую разработчики даже скрывают по разным причинам информацию. Никто не спросил, зачем мне говорить об этом если в результате мне лишь добавится нагрузка, и тому подобное.


      1. Daddy_Cool
        23.12.2023 19:52

        Ну вот, да! Можно наверное еще больше обобщить - люди обычно редко хотят заниматься чужими делами. А работа на дядю - это именно такое, чужое дело. Там где люди увлечены чем-то искренне - не замечал каких-либо проиводственных проблем с софт-скиллс.
        Из забавного непроизводственного.
        Компания из восьми научных работников - интровертов на конференции. Было видно, что всем им ОЧЕНЬ хочется веселой тусы, но... все стесняются. В результате стараниями единственного человека, с развитыми этими-самыми софт-скилс, была найдена одна бутылка вина, гитара и вокалистка местной рок-группы. Туса состоялась, все остались довольны.


        1. iggr63
          23.12.2023 19:52

          Ничего себе интроверты - даже вокалистку нашли!


  1. LeetCode_Monkey
    23.12.2023 19:52

    Софт-скиллы это умение культурно и завуалированно посылать нах%й.


    1. cucuruz
      23.12.2023 19:52

      Софт-скиллы - это умение получать зарплату за хард скиллы, ими не обладая. Секта какая-то


      1. LeetCode_Monkey
        23.12.2023 19:52

        Когда эпоха оффлайновых продаж окончательно канула в лету, продавцы пылесосов ломанулись в хайповое тогда айти. Программировать у них получалось так себе. Но зато красиво чесать языком они всегда хорошо умели. Поэтому теперь в айти имеем что имеем.


      1. garr1nch4
        23.12.2023 19:52

        С другой стороны есть коллега, к которому по хард скиллам вообще претензий нет. Но из-за неумению общаться идет негативная обратная связь от менеджеров, клиентов и прочих. Обучиться этому у него не получается либо нет желания, а закрывать его от общения не всегда представляется возможным.


        1. Alesh
          23.12.2023 19:52

          Клиенты не должны подпускаться к технарям вообще, вне зависимости от наличя у них софт скилов. Софтскили технарей не для общения с клиентами.

          Если у вас не соблюдается этот принцип, то у вас проблемы не с софтскилами технарей, а проблемы и с хард и с софт, у менеджмента.


          1. MiraclePtr
            23.12.2023 19:52

            Зависит от того, какие клиенты. Когда технари клиента обсуждают ту или иную проблему или требование напрямую с технарямии исполнителя, обычно получается гораздо более эффективно и конструктивно, чем когда это происходит через глухой телефон из нескольких менеджеров с каждой стороны.


            1. Alesh
              23.12.2023 19:52

              Если вы PM и сводите своих технарей с технарями заказчика. То да,.. но при сдаче проекта, когда заказчик откроет ТЗ (ФТ, User Story, Use Case, и т.п.) и скажет: "Таак ...", на вас может обрушится все боль Вселенной) И виноваты будут в этом не технари)


        1. Megabyte88
          23.12.2023 19:52

          Пожалуй озвучу мысли вашего коллеги по данному вопросу: "Вам шашечки или ехать? На работе надо работать свою работу, а нравиться всём подряд даже кино-модели не могут." ИМХО.


    1. jsre
      23.12.2023 19:52

      Вспомнился бородатый анекдот про такое вот просветление:

      Сантехник Иванов трижды за вечер послал соседа Петрова в пещеру лотоса и пять раз - на нефритовый жезл.


  1. maxgammer
    23.12.2023 19:52

    В садике это все формируется, как умение ходить и говорить)


    1. maxgammer
      23.12.2023 19:52

      Сделать из нелидера - лидера , бред, иначе где миллионы лидеров и всех остальных. А в нормальный литературе и это называется универсальные навыки. И еще интересно, на вики можно почитать например за лидерство, что первые исследователи этого дела считали это все врождёнными качествами.


      1. Daddy_Cool
        23.12.2023 19:52

        Вроде есть разные теории лидерства, но если исходить из сути - ИМХО лидер - это тот кому больше всех нужно и кто может вдохновить других на это дело. А дальше начинатся детали. И самое главное - нужно ли это всем остальным.


        1. nin-jin
          23.12.2023 19:52

          А ещё можно быть лидером в одном и ведомым в другом, ибо это занимаемая роль, а не внутреннее качество.


  1. Jianke
    23.12.2023 19:52

    А между тем, в соседнем обсуждении на Хабре сообщение о том, что ничего кроме софскиллов программисту не нужно

    https://habr.com/ru/news/782402/comments/#comment_26293074

    набрало 80 плюсов (сообщение о нужности хардскиллов - заминусовано).


    1. MiraclePtr
      23.12.2023 19:52

      Просто люди, в отличие от вас, понимают шутки :) Поэтому и 80 плюсов. А заминусовали вас не за мнение о нужности хардскиллов, а за то что вы начали душнить в юмористическом треде комментариев, и даже продолжаете здесь сейчас.


      1. nin-jin
        23.12.2023 19:52

        К слову о шутках. Десять лет назад, фашистские кричалки про москалей многими воспринимались всего лишь шутками и все весело прыгали под них на майданах. К чему это привело всем известно. И то, что среди ваших программистов никто сходу не увидел тривиальную ошибку в тривиальной логике, говорит о том, что всё это уже нифига не шутки. Сегодня они не замечают ошибок, завтра доказывают, что надо писать кривой код (ведь код с квадратичной асимптотикой проще!), а послезавтра увольняют за написание корректного кода (ибо нахрен нам этот токсичный выпендрёжник, который всех поучает).


        1. MiraclePtr
          23.12.2023 19:52

          И после этого вы ещё утверждаете, что у вас якобы плохо с лицемерием и манипуляциями, ну-ну.

          Особо весело (а на самом деле печально) тут то, что самые главные ошибки в своей "логике" вы так и не заметили до сих пор.


          1. nin-jin
            23.12.2023 19:52

            Это не логика, а наблюдения из жизни.


            1. MiraclePtr
              23.12.2023 19:52

              Наблюдения сами по себе ничего не стоят, важна их интерпретация, чем вы и занимаетесь. Когда интерпретация производится со случайными или намеренными (для подгона под желаемое) логическими ошибками, и когда база наблюдений сознательно ограничивается ("этого я не вижу, это я проигнорирую"), получается то, что в вашем комментарии выше.


        1. LeetCode_Monkey
          23.12.2023 19:52

          Десять лет назад, фашистские кричалки про москалей многими воспринимались всего лишь шутками и все весело прыгали под них на майданах.

          А не менее фашистские кричалки про "тупых пиндосов" и требования сделать "пролив им.Сталина" норм? Или, "это другое"?


          1. nin-jin
            23.12.2023 19:52

            Хз о чём вы, но видимо это вовремя загасили, раз я не заметил.


            1. MiraclePtr
              23.12.2023 19:52

              загасили

              Хаха, ну да, конечно.

              раз я не заметил

              "в чужом глазу соломину видеть, в своём — бревна не замечать...". Это к вопросу о лицемерии, кстати.


            1. LeetCode_Monkey
              23.12.2023 19:52

              Хз о чём вы, но видимо это вовремя загасили, раз я не заметил.

              "Мы попадём в рай, а они просто сдохнут" (c)

              Т.е. не просто не "загасили", а высшим должностным лицом уже рассматривается и опция ядерной войнушки. Типа тоже в шутку.


              1. nin-jin
                23.12.2023 19:52

                "Опция ядерной войнушки" - это основа ядерного сдерживания от вот таких вот поползновений.


                1. LeetCode_Monkey
                  23.12.2023 19:52

                  Но мы-то чистые душой! У нас таких же поползновений нет и никогда не было!