Всем привет! Меня зовут Полина, я специалист по тестированию в ITFB Group. Хотела бы поднять тему сдачи экзаменов для повышения квалификации, а конкретно — экзамена ISTQB (International Software Testing Qualifications Board). Эта международная организация разрабатывает стандарты и сертификацию по тестированию программного обеспечения. Сертификация ISTQB — признанный способ подтверждения компетенций в области тестирования и повышения профессионального уровня в этой сфере.

 В этом посте я поделюсь своим опытом сдачи экзамена ISTQB FL Syllabus 2018 в прошлом году и расскажу о некоторых лайфхаках, которые помогли мне его сдать. Кому интересен мой рассказ, добро пожаловать под кат)

Выбор версии экзамена

Не хотела бы углубляться в философский вопрос, нужен сертификат ISTQB или нет, но если есть возможность сдать экзамен, то почему бы и не проверить свои знания.

Существуют два варианта: сдавать по Syllabus 2018 года (v. 3.1.1) или по версии 2023 года (v. 4.0). Экзамены по старой версии 3.1.1 будут проводиться до 9 мая 2024 г. (английский) и до 9 ноября 2024 г. (русский и др.). Мой выбор пал на экзамен по версии 2018 года, так как:

  • По старой версии гораздо больше информации в интернете, а по новой на момент сдачи экзамена ее практически не было.

  • На момент подготовки к экзамену на сайте RSTQB не было примеров экзаменационных вопросов по v. 4.0 (сейчас уже можно найти). По старой версии выложены два варианта на русском и три на английском.

  • Сертификат Базового уровня (Foundation Level) действует бессрочно и не требует пересдачи в случае новой актуальной версии

При выборе языка мне показался полезным такой совет: если вы сможете с ходу и в контексте QA перевести слова root cause, commercial off-the-shelf (COTS), ad hoc reviewing, inspection, boundary value analysis, equivalence partitioning, entry/exit criteria, approach, estimation, data-driven testing, keyword-driven testing, то, вероятно, английский вариант Syllabus вы осилите. Если же перевод этих терминов вызывает определенные сложности, то, скорее всего, стоит отложить английскую версию и готовиться по русскоязычной. Я перевод не осилила, так что выбрала русскую версию.

Полезные ссылки

Самая важная и основная ссылка — Материалы ISTQB®. Здесь можно найти глоссарий ISTQB, в котором есть вся необходимая информация для сдачи экзамена. В разделе Sample Exams можно пройти пробный вариант, заодно и ознакомиться с ним, чтобы не растеряться на настоящем экзамене. Забегу вперед: на пробном тестировании мне попался вариант, соответствующий бумажной версии. Каких-то новых вопросов я не получила, однако стала чувствовать себя увереннее при взаимодействии с экзаменационной системой.

ISTQB Trainer — тренажер. Обратите внимание, что на главной странице указано, что вопросы актуальны для Syllabus 2011 года, так что много времени здесь я бы не тратила. Тем не менее, его можно спокойно использовать. С его помощью я увеличила скорость чтения заданий, их понимания и выбора ответа. Если у вас есть свободная минутка в очереди или при поездках на работу, то тренажер неплохо разминает мозги. 

Как пользоваться материалами

Для успешного прохождения экзамена нужно выучить все материалы, но никто не идеален, так что предлагаю следующую схему.

В самом начале Syllabus следует ознакомиться с уровнями: K1 — запомнить, K2 — понять, K3 — применить.

В начале каждой главы есть «Цели обучения» и ей присвоен свой уровень. После чтения главы предлагаю пройтись по этим целям и пересказать для себя содержание, обращая внимание на уровень. Где-то потребуется просто вспомнить определение, подумать и проанализировать вопрос. Еще рекомендую делать записи на сложных темах. У меня были проблемы с темами 1.4.2 – 1.4.3, поэтому я для себя создала таблицу, где для каждой группы активностей тестирования полностью расписала их, добавила примеры и рабочие продукты.

Так получилось нагляднее: разница между группами стала более заметна, не было необходимости бесконечно листать одни и те же страницы, всё было в одном месте. В начале каждой главы перед «Целями обучения» есть блок «Ключевые слова». В этом блоке описано использование глоссария.

Я делала так: создала документ, куда выписывала определения по главам. По ходу изучения дополняла свой словарь. Тут хорошо подходят как материалы самого Syllabus, так и свое творчество: вставляем или рисуем самостоятельно схемы, выделяем текст разным цветом и т. д. Мне кажется, что визуальные приемы сильно облегчают запоминание.

Советую пользоваться чужими глоссариями только в крайнем случае. Лучше запоминается текст, написанный вами лично, с вашими примечаниями и уникальной структурой. Пока вы ищете и записываете определения в свой словарь, мозг уже запоминает информацию.

  • Материалы, которые совсем не поддавались запоминанию, я схематично выписывала на листочки и прикрепляла на доску либо просто раскладывала по столу. Мне кажется, когда видишь одни и те же записи в поле зрения в течение рабочего дня, невозможно их не запомнить. Рекомендую делать именно короткие записи или схемы, не выписывать целые параграфы, чтобы не тратить время на чтение записей, а короткий текст сразу бросается в глаза и таким образом проще отпечатывается в памяти

  • В свободную минуту можно использовать тренажер.

  • Проходим два пробных варианта экзамена. Тут будет много лайфхаков, так что предлагаю уделить тестам отдельную часть моего повествования

Пробные экзамены

В экзамене 40 вопросов, на решение которых дается 60 минут (не носителям языка — 75 минут). Нужно набрать минимум 65 %, т. е. ответить правильно хотя бы на 26 вопросов.

Во время тренировки крайне рекомендую засекать время, так как это один из ключевых моментов экзамена. Времени действительно мало для того, чтобы хорошенько пораскинуть мозгами. Поэтому во время тренировки у вас есть шанс безопасно, без каких-либо последствий проверить, хватит ли вам времени на экзамене, и тем самым морально подготовиться. Очень полезно делать записи. К примеру, вот один из пробных вопросов:

Здесь довольно легко ошибиться, забыв, каким методам какие номера вы присвоили. Самой мне этот совет сначала показался ненужной тратой времени, но практика с таймером показала, что гораздо быстрее схематично записывать свои ответы, чем несколько раз пробегать по вопросу.

Задачи, за некоторым исключением, требуют немного логики и внимательности. Сама несколько раз очень глупо ошибалась. И опять же, наш лучший помощник — это записи. Рассмотрим пример:

Чтобы облегчить себе решение, очень полезно будет пронумеровать переходы, хотя бы визуально:

Далее для каждого варианта ответа выписываем номера переходов:

Обратите внимание, что вариант b уже не подходит, так как содержит состояние «Заряжать», а не «Заряжено».

Получаем следующие комбинации:

a) 2 1 2 3 4 5 6 7 — затронуто 7 переходов из 10 возможных;

b) экономим время и сразу убираем этот вариант ответа;

c) 6 7 8 9 10 3 10 3 — 6 переходов из 10 возможных;

d) 3 4 5 6 9 10 1 2 — 8 переходов из 10 возможных.

Таким образом, правильный вариант — d. Решить эту задачу в уме, без нумерации и записей, можно, но времени на это будет потрачено гораздо больше.

По ссылке RSTQB есть ответы на тестовые варианты. Во время проверки я рекомендую читать не только расшифровку тех вопросов, на которые был дан ошибочный ответ, но и вопросов с корректным ответом. Важно понять логику вопросов и ответов конкретно этого экзамена. Также можно выбрать правильный ответ наугад или руководствуясь какой-то другой логикой, отличной от предложенной в расшифровке. Если такое везение случилось с одним вопросом, не факт, что на экзамене будет так же.

Рядом с каждым ответом есть поле «Цель обучения», где указана глава Syllabus, к которой относится задание. Мне очень помогла следующая практика: я выписывала номера вопросов, в которых ошиблась, вместе со ссылкой на главу. После чего отдельно проходилась по «слабым» местам.

Эту же практику я применила, когда прошла оба пробных варианта экзамена. Выписываем комбинации «ошибка – глава» для обоих вариантов теста. Далее сравниваем их между собой. В моем случае около 70 % ошибок в обоих вариантах были сделаны в вопросах, относящихся к одним и тем же главам. То есть можно было увидеть четкую тенденцию, какие главы хуже всего освоены.

Таким образом, нужно в первую очередь уделить особое внимание «проблемным» главам.

Что по срокам

Я начала готовиться 19 мая в довольно расслабленном темпе. Кстати, рекомендую найти товарища или компанию для подготовки, т. к. вместе веселее и можно мотивировать друг друга, помогать в разборе вопросов и сложных тем. Экзамен я успешно сдала 1 сентября, потому что уже не было больше сил готовиться, случился «перегрев». Ну и дата сдачи красивая — день знаний.  

За две недели до этого я начала готовиться в усиленном режиме. Получается, что на подготовку у меня ушло 3,5 месяца. Курс обучения с преподавателем рассчитан на 16 часов, то есть при самострельной подготовке вам понадобится около 32 часов.

Я бы не рекомендовала затягивать процесс, так как можно всё забыть, неэффективно потратить время, потерять мотивацию из-за такого грандиозного незакрытого гештальта, да и просто выгореть.

Экзамен

Сдать экзамен можно в двух форматах: онлайн и офлайн. Я очень хотела сдавать именно офлайн, так как не горела желанием показывать комнату на камеру, волновалась за работоспособность техники и стабильность интернета. Но несмотря на то, что мой город был в списке доступных для сдачи офлайн, после бронирования со мной связалась менеджер и сказала, что экзамен отменят. Видимо, не набралось достаточное количество людей. Поэтому пришлось сдавать онлайн, который требует подготовки оборудования и окружения. Инструкция есть на сайте, можно даже видео посмотреть. Все подробности высылают сильно заранее на почту, так что подготовиться можно заблаговременно.

Что мне помогло:

  1. Нужно заранее проверить оборудование. Если у вас нестабильный интернет, то стоит продумать запасные варианты. Очевидное, но важное замечание: стоит заранее отключить все всплывающие уведомления, обновления и прочее.

  2. Вечером перед экзаменом я убрала всё со стола, оставила только ноутбук и паспорт, закрыла доску с записями, все вещи переложила на комод и накрыла пледом. Всё это для того, чтобы у проктора не было ко мне вопросов, а утром я не тратила время на подготовку рабочего места.

  3. Также вечером перед экзаменом я протестировала варианты расположения телефона с камерой, т. к. он должен быть расположен определенным образом и обеспечивать достаточный обзор. Для этого мне пришлось за три метра от стола поставить стремянку, соорудить конструкцию из держателя для телефона, зарядки, удлинителя. Опять же, всё сделано в целях минимизации суеты перед часом X. Лучше потратить это время на повторение материала.

  4. Во время экзамена следим за временем.

  5. Отвечала на вопросы я в следующей последовательности:

    • Сначала вопросы, на которые я точно знаю ответ, и на обдумывание которых уйдет не больше минуты

    • Задачи

    • Оставшиеся вопросы, с которыми возникли проблемы

  6. Использовала возможности экзаменационного окружения:

    • Поле для записей

    • Вопросы можно помечать с помощью пина. Таким образом, сразу видно, на какие вопросы еще не был дан ответ. Пины лучше тоже снять перед завершением, хотя об этом не было написано в инструкции. Вопросы можно проходить не по порядку, слева будут ссылки на них, так что можно свободно перемещаться между ними

Итог

Я расправилась с заданием, когда на таймере оставалось всего 3 минуты. Это еще одно напоминание, что время при сдаче ISTQB — важный фактор. В оставшиеся минуты я уже не стала перечитывать все вопросы и ответы, только пробежалась и проверила, что ответы в принципе проставлены, что я не пропустила какой-то вопрос.

Сразу после завершения экзамена вы увидите количество баллов и проценты. При этом расшифровка, в каких вопросах вы допустили ошибку, не будет предоставлена ни на каком этапе. Результаты теста будут подтверждены в случае отсутствия замечаний от экзаменатора, который следит за вашими действиями в течение всего процесса сдачи. Окончательный результат приходит в течение недели.

Мне повезло, результат и сам долгожданный сертификат пришли на почту уже 3 сентября. Вот так выглядит расшифровка ответов:

Опять же, где конкретно были допущены ошибки — непонятно. Но хотя бы по темам можно примерно определить для себя.

В конце моего рассказа хочу пожелать терпения и сил при подготовке к экзамену и удачи при сдаче)

Комментарии (2)


  1. Evgeny_Bondarchuk
    27.03.2024 05:29

    Поздравляю со сдачей экзамена!

    Обратите внимание, что вариант b уже не подходит, так как содержит состояние «Заряжать», а не «Заряжено». 

    Получаем следующие комбинации:

    Вот этот текст дублируется в статье


    1. ITFB_Group Автор
      27.03.2024 05:29
      +1

      Добрый день!

      Спасибо, что заметили.