Введение
Каждый геймер знаком с ощущением «И ещё одну каточку... И спать», когда невозможно оторваться от экрана. Это состояние называется игровой зависимостью или аддиктивностью. Но что именно делает игру такой увлекательной и как разработчики игр используют эту информацию для создания более привлекательных продуктов? В этой статье мы рассмотрим основные факторы, которые влияют на аддиктивность игры.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/9b1/43c/482/9b143c48208b73577b19bce51b156d07.png)
Определение аддиктивности
Аддиктивный (от англ. «addiction» — зависимость) геймплей — это такой стиль игры, который вызывает у игрока желание возвращаться снова и снова в игру. Это может быть вызвано различными факторами, включая уровень сложности, геймплей, дизайн, механику и многое другое.
Факторы аддиктивности
1. Сложность игры и уровень мастерства
Сложность игры и уровень мастерства — два существенных аспекта, которые непосредственно влияют на аддиктивность игры. Чем сложнее игра, тем сильнее она привлекает и завораживает игроков, предоставляя им постоянные вызовы и возможность преодолевать себя. Уровень мастерства, в свою очередь, является индивидуальным показателем игрока, определяющим его способность эффективно освоить игровой процесс и достигать высоких результатов. Оба этих фактора взаимодействуют и создают более глубокое и увлекательное игровое впечатление.
Одним из примеров такого влияния сложности и уровня мастерства на аддиктивность игры является серия Dark Souls, разработанная компанией FromSoftware. Все игры этой серии известны своей высокой сложностью. Они предлагают множество запутанных локаций, сильных противников и коварных ловушек. Выжить и преодолеть сложности требует не только хороших навыков и реакции, но и глубокого понимания механик игры.
![Игроки, выбравшие Dark Souls, окунутся в безжалостный и бесконечно привлекательный мир, где каждый шаг может быть последним. Игроки, выбравшие Dark Souls, окунутся в безжалостный и бесконечно привлекательный мир, где каждый шаг может быть последним.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/6fc/69b/429/6fc69b429856a57d918343feb682b101.jpg)
Еще одним примером может служить серия FIFA от Electronic Arts. Несмотря на то, что видеоигры по футболу предоставляют возможность выбирать уровень сложности, есть режимы, требующие высокого уровня мастерства. Например, в соревновательных онлайн‑режимах игроки сталкиваются с противниками разных уровней и мастерства. Игра в таком случае становится гораздо более аддиктивной.
![Игроки стремятся улучшить свои навыки и достичь высокого рейтинга для преодоления более сильных соперников. Игроки стремятся улучшить свои навыки и достичь высокого рейтинга для преодоления более сильных соперников.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d3e/ee9/3bf/d3eee93bf9ffd16f1238d83666a927ed.jpg)
Также следует упомянуть игры‑головоломки, например, Portal от Valve Corporation. Эта серия включает в себя ряд головоломок и испытаний, которые требуют от игроков логического мышления и интуиции. Чем сложнее становятся головоломки, тем больше увлечения и страсти они вызывают у игроков.
![Игра награждает тех, кто обладает высоким уровнем мастерства, предлагая им более сложные и затягивающие испытания. Игра награждает тех, кто обладает высоким уровнем мастерства, предлагая им более сложные и затягивающие испытания.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/dbb/388/2ff/dbb3882fffea71fcca4d823df9a41f16.jpg)
Приведенные примеры — лишь малая часть игр, где эти факторы оказывают значительное влияние. Они подтверждают, что игры, требующие стремления игрока к самосовершенствованию, могут быть особенно привлекательными и незабываемыми.
2. Предвкушение
Одним из факторов, которые в значительной степени способствуют созданию аддиктивных игровых впечатлений, является предвкушение — ощущение ожидания и возможности получить желаемый результат.
Один из наиболее ярких примеров предвкушения в игровой индустрии представлен в виде системы наград и достижений. Игроки стремятся достичь определенных целей или выполнять задания, чтобы получить особые предметы, навыки или призы. Промежуточные показатели, позволяющие игроку понять, насколько близок он к достижению конечной цели, создают мощное ощущение предвкушения. Чем более захватывающим и привлекательным будет предмет или приз, тем сильнее будет влечение продолжать играть и вкладывать все больше времени и усилий в процесс.
Другой пример — это механизм рандомных и случайных событий в игре. В заранее неизвестный момент игрового процесса могут произойти события, которые приведут к неожиданным и благоприятным для игрока последствиям. Например, в ролевой игре есть возможность найти редкий и ценный предмет или выполнить задание с удвоенным вознаграждением.
![Такие возможности создают стимул продолжать игру в надежде, что каждая следующая попытка принесет еще больше наград. Такие возможности создают стимул продолжать игру в надежде, что каждая следующая попытка принесет еще больше наград.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f8d/7be/888/f8d7be888d4354216bc1e681a9e74f15.jpg)
Еще один фактор, способный повысить аддиктивность игры, это социальное предвкушение. В многопользовательских онлайн‑играх игроки могут заранее планировать совместные действия и сражаться с другими игроками.
![Знание того, что игровой мир населен тысячами других игроков, создает ощущение реальности и подстегивает желание победить и добиться признания со стороны других участников. Знание того, что игровой мир населен тысячами других игроков, создает ощущение реальности и подстегивает желание победить и добиться признания со стороны других участников.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/929/5d6/86f/9295d686f01ba90bc871482fcb69a512.jpg)
Нельзя не упомянуть и эффект «следующего шага». В многих играх разработчики сознательно создают ситуацию, когда игрок всегда остается недовольным текущим результатом и стремится к следующему предвкушаемому этапу. Например, в платформенных играх после прохождения уровня появляется очередной, более сложный и интересный. Такой подход мотивирует игроков постоянно преодолевать себя, прививает им ощущение, что впереди всегда есть новые и захватывающие вызовы, которые они обязательно должны пройти.
Конечно, предвкушение игры не всегда приводит к аддиктивному поведению, но позволяет значительно увлечь и заинтересовать игроков, не позволяя им остановиться на достигнутом.
3. Вознаграждение
Этот механизм игровой мотивации не только стимулирует игроков к дальнейшему участию в игре, но и может способствовать их зависимости от нее.
Системы вознаграждений в играх имеют различные формы и проявления. Один из наиболее распространенных способов вознаграждения — это награда за достижения, какие‑либо задания или выполнение определенных целей в игре. Например, игрок может получить награду за успешное прохождение уровня, выполнение сложного квеста или достижение определенного ранга в многопользовательском режиме.
![Эти вознаграждения могут быть виртуальными – игровой валютой, предметами, а также внешними – какими-то реальными благами или статусами в сообществе игроков. Эти вознаграждения могут быть виртуальными – игровой валютой, предметами, а также внешними – какими-то реальными благами или статусами в сообществе игроков.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/1f8/04d/a6b/1f804da6b459dca236f26f8062e0134d.jpg)
Вознаграждение на первый взгляд может показаться лишь мотивацией для достижения цели или как просто инструмент развлечения. Однако оно обладает свойством усиливать аддиктивность игры. Когда игрок получает вознаграждение, его нейрохимия меняется — выделяются определенные нейромедиаторы, отвечающие в организме за чувство удовлетворения и удовольствия. Это создает эффект удовлетворения, стимулирующий игрока желать получать еще больше вознаграждений и продолжать играть.
Примеры влияния вознаграждения на аддиктивность игры могут быть разнообразны. Например, ролевые игры часто используют систему опыта и уровней, где каждый новый уровень открывает доступ к новым возможностям персонажа или предоставляет новые скиллы. Этот прогрессирующий геймплей предоставляет игроку постоянные цели и вознаграждения за их достижение, что приводит к постоянному стремлению продвигаться дальше и улучшать своего персонажа.
Представим ситуацию в виде одного из конкретных примеров. В игре «World of Warcraft» игроки могут выполнять наборы заданий. Помимо опыта и виртуальной валюты, которые являются обычными вознаграждениями, разработчики награждают игроков дополнительными поощрениями, которые мотивируют их вкладывать больше времени и усилий в игру. Это может быть как новый вид оружия, так и визуальные эффекты, которые делают персонажа более привлекательным в глазах других игроков.
![Подобные вознаграждения создают ощущение прогресса и достижения, что стимулирует игроков продолжать игру. Подобные вознаграждения создают ощущение прогресса и достижения, что стимулирует игроков продолжать игру.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/469/9ed/8a7/4699ed8a71b7a2b9886e6711777c6785.jpeg)
Еще один пример можно найти в мобильной игре «Candy Crush Saga». В этой игре после прохождения уровня игрок получает звезды, и количество полученных звезд напрямую соотносится с его успехом. Когда игроку удается получить наивысшую оценку и максимальное количество звезд на уровне, ему доступны дополнительные возможности и продвижение в игре становится более быстрым.
![Это мотивирует игроков переигрывать уровни, улучшая свои результаты и стремясь достичь максимальной оценки на каждом этапе. Это мотивирует игроков переигрывать уровни, улучшая свои результаты и стремясь достичь максимальной оценки на каждом этапе.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/b28/40d/6c0/b2840d6c09832188f9c338e5eca90bd9.jpg)
4. Социальный аспект
Одним из самых значимых аспектов является роль друзей и общества в формировании аддиктивного поведения в играх. Под влиянием ровесников и давлением группы, многие люди начинают увлекаться игрой, даже если изначально к ней не испытывали особого интереса. Одним из ярких примеров можно назвать популярную онлайн‑игру «Fortnite». Она завоевала огромную популярность среди подростков благодаря своей многопользовательской составляющей, которая позволяет играть вместе с друзьями и общаться с ними одновременно. Влияние группы является мощным фактором, приводящим к развитию зависимости от игры.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/838/770/aba/838770abad216cad4b0064ef6e454c9a.jpg)
Другим социальным аспектом, способствующим аддиктивности игры, является феномен командного соревнования. Многие игры имеют возможность соревноваться с другими игроками, формировать команды и достигать различных игровых целей вместе. Стремление к победе и ощущение принадлежности к успешной команде способны захватить игрока настолько, что он начинает играть в игры не только ради удовольствия, но и для поддержания своего имиджа в глазах других участников игрового сообщества. Примером может служить такая игра, как «League of Legends». В ней участники образуют команды и сражаются друг с другом в эпичных битвах. Большая часть успеха в игре зависит от согласованной игры в команде, что требует многих часов тренировок и вклада в игровой процесс.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/948/eff/47b/948eff47b8ad8d93ed87a7b27cdb5dac.jpg)
Далее, стоит упомянуть влияние игровых сообществ на развитие и поддержание аддиктивности игры. Виртуальные миры, предоставляемые играми, не только создают возможность погрузиться в другую реальность, но и позволяют встретиться с единомышленниками, найти новых друзей, а также получить поддержку и признание от других игроков. Это особенно актуально для людей, испытывающих затруднения в социальном взаимодействии в реальной жизни. Разумеется, конкретные примеры сильно зависят от игры и ее сообщества, но онлайн‑игры в жанре MMORPG, такие как «World of Warcraft», заслуживают особого внимания в этом контексте. В них игроки могут создавать своих уникальных персонажей, взаимодействовать с другими участниками игры, объединяться в гильдии и сражаться вместе в событиях.
Социальные аспекты игр обладают удивительной способностью привлекать наше внимание и поддерживать интерес даже после многих часов игровой активности. Это особенно ярко проявляется в тактических стратегиях, где каждый игрок играет определенную роль в команде и совместными усилиями стремится к победе. Примером может служить популярная игра Dota 2, где игроки должны работать вместе, принимая стратегические решения и выполнять свои задачи, чтобы одержать верх над противниками. В этом случае социальный аспект игры создает чувство взаимодействия и вовлеченности в коллективные достижения.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/369/0e9/284/3690e9284442de2314f441de74ffa7ed.jpg)
Кроме того, соревновательный аспект игр, который основан на социальных взаимодействиях, также оказывает большое влияние на аддиктивность. Большинство игр включают компоненты соревнования, которые заставляют игроков стремиться к победе и преодолевать соперников. Например, игра «Counter‑Strike: Global Offensive» не только предлагает сражения между командами, но и стимулирует игроков к совершенствованию своих навыков, достижению более высоких рангов и общению с другими игроками (да‑да, общение, вы не ослышались). В этом случае социальный аспект игры активизирует желание быть лучше других и поддерживать связь с игровым сообществом.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/253/e26/a24/253e26a24afa80d244bd4e6a4dbdaca4.png)
5. Уникальность и вариативность
Одним из основных факторов, влияющих на аддиктивность игры, является уникальность игрового мира. Если мир, в котором происходит игровой процесс, представляет собой уникальное и захватывающее место, игроки будут чувствовать себя привлеченными и заинтересованными в его исследовании. Например, в игре «The Elder Scrolls V: Skyrim» игроки погружаются в фантастический мир, полный загадочных существ, завораживающих пейзажей и множества интересных заданий.
![Этот уникальный мир стимулирует игроков продолжать игру, чтобы исследовать все его уголки и раскрыть его секреты. Этот уникальный мир стимулирует игроков продолжать игру, чтобы исследовать все его уголки и раскрыть его секреты.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/725/dad/6b9/725dad6b9af96215609089dfaa7f3629.jpg)
Кроме того, вариативность в игровом процессе играет важную роль в его аддиктивности. Если игра предлагает широкий спектр возможностей и выборов, каждый игрок может создать собственный уникальный опыт игры. Например, в игре «Fallout 4» игрокам предоставляется свобода выбора взаимодействия с другими персонажами и миром игры. Они могут выбирать свои цели и задания, создавать собственные истории и изменять ход событий в игре.
![Вариативность в игровом процессе позволяет игрокам ощутить свою собственную силу и контроль над игровым миром, что мотивирует их продолжать играть. Вариативность в игровом процессе позволяет игрокам ощутить свою собственную силу и контроль над игровым миром, что мотивирует их продолжать играть.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/8e1/6c7/055/8e16c70551c2240c0bac4ff62497578d.jpg)
Также, уникальность и вариативность влияют на аддиктивность игры через возможность разнообразных стилей игры. Если игра предлагает различные классы, способности или возможности персонажей, игроки могут выбрать подходящий для них стиль игры и наслаждаться процессом. Например, в игре «Overwatch» каждый персонаж имеет уникальные способности и роли, что позволяет игрокам выбрать подходящий для них стиль игры — будь то защитник, стрелок или поддержка.
![Эта вариативность позволяет игрокам находить свою нишу в игре и оставаться заинтересованными. Эта вариативность позволяет игрокам находить свою нишу в игре и оставаться заинтересованными.](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a41/32f/177/a4132f177e8d60645a6c2a7ce3c35de5.jpg)
Заключение
В заключение можно сказать, что аддиктивность игр — это сложное и многогранное явление, которое существенно влияет на жизнь миллионов людей по всему миру. В ходе данной статьи были рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на развитие зависимости от игр.
Во‑первых, следует отметить мощное воздействие игрового дизайна. Компании, разрабатывающие игры, стремятся создавать продукты с максимально привлекательными геймплеем, визуальным оформлением и иными аспектами, которые отвлекают от реальной жизни и затягивают игрока с первых минут. Это, в свою очередь, усиливает желание играть и вовлекает человека в виртуальный мир настолько сильно, что становится сложно оторваться от процесса.
Во‑вторых, социальный аспект игр также играет немаловажную роль в их аддиктивности. Многие игры предлагают возможность играть с друзьями или соревноваться с другими пользователями в режиме реального времени. Благодаря этому, игра становится важным средством общения и социализации, что привлекает людей и не даёт им чувствовать себя одинокими.
Неотъемлемой частью аддиктивности игр является их цель непрерывного прогресса. Большинство игр предлагают системы наград, достижений и возможностей прокачки персонажей, которые мотивируют игрока вкладывать больше времени и энергии в игру. Этот постоянный прогресс, чувство достижения и развития стимулируют человека играть всё больше и больше, не желая отказываться от этой возможности.
В целом, игры являются незаменимой и популярной частью современной культуры. Влияние, которое они оказывают на нас и нашу жизнь, можно рассматривать со множеством разных сторон, включая аспекты развлечения, общения, развития и даже зависимости. Это сложное явление требует дальнейшего изучения и обсуждения. Важно помнить, что каждый человек имеет индивидуальную ответственность за свои действия и умение находить баланс между виртуальным и реальным миром.
Prikalel
прочитал бегло, как по мне много воды.
есть очевидные вещи которые если убрать то статья занимала бы 1/3 своей текущей памяти если не меньше, а мне за интернет платить
tmxx
вот так аддиктивность и работает