В предыдущей статье мы увидели, как с помощью вычислительных выражений можно сокращать довольно сложный код.

Вот код без вычислительных выражений:

let log p = printfn "expression is %A" p

let loggedWorkflow =
    let x = 42
    log x
    let y = 43
    log y
    let z = x + y
    log z
    // возвращаем
    z

А это — код с вычислительными выражениями:

let loggedWorkflow =
    logger
        {
        let! x = 42
        let! y = 43
        let! z = x + y
        return z
        }

Обратите внимание, что вместо оператора let используется оператор let!. Чтобы разобраться, как работет этот код, попробуем его эмулировать. Но прежде нам необходимо понять, как устроены продолжения.

Продолжения

В императивном программировании существует концепция "возврата" из функции. Вызывая функцию, мы "входим в неё", а потом "возвращаемся обратно", точно также, как в случае со стеком — помещаем и возвращаем значения.

Вот достаточно типичный код на C#, который действует описанным способом. Обратие внимание на ключевое слово return.

public int Divide(int top, int bottom)
{
    if (bottom==0)
    {
        throw new InvalidOperationException("div by 0");
    }
    else
    {
        return top/bottom;
    }
}

public bool IsEven(int aNumber)
{
    var isEven = (aNumber % 2 == 0);
    return isEven;
}

Вы видели подобное миллион раз, но, возможно, никогда не обращали внимание на тонкий момент, а именно: вызываемая функция определят детали реализации.

Например, функция Divide определяет, что при делении на ноль будет выбрасывать исключение. Но что если нам не нужно исключение? Что, если мы хотим результат типа nullable<int> или мы хотим вывести на экран сообщение "#DIV/0"? Зачем выбрасывать исключение, которое придётся немедленно перехватывать? Иными словами, почему бы решение о деталях не отдать на откуп вызывающей функции, а не вызываемой?

Также и в примере с IsEven не ясно, что я сделаю с полученным булевым значением. Вставлю в if? Или, возможно, помещу в отчёт? Я не знаю, но вместо того, чтобы возвращать логическое значение, почему бы мне не разрешить вызывающей функции определять, что делать дальше — в случае чётных и нечётных чисел?

Это именно то, чем являются продолжения. Продолжение — это функция, которую вы передаёте в другую функцию, чтобы сказать, что делать дальше.

Вот код на C#, переписанный так, чтобы вызывающая функция могла решать, что делать вызываемой в разных случаях. Если это поможет, вы можете думать об этом приёме, как о некой форме паттерна Посетитель. Или нет.

public T Divide<T>(int top, int bottom, Func<T> ifZero, Func<int,T> ifSuccess)
{
    if (bottom==0)
    {
        return ifZero();
    }
    else
    {
        return ifSuccess( top/bottom );
    }
}

public T IsEven<T>(int aNumber, Func<int,T> ifOdd, Func<int,T> ifEven)
{
    if (aNumber % 2 == 0)
    {
        return ifEven(aNumber);
    }
    else
    {   return ifOdd(aNumber);
    }
}

Обратите вниманеие, что теперь функции возвращают значение обобщённого типа T и оба продолжения — это Func, которые возвращают T.

Да, в C# передача нескольких параметров типа Func выглядит достаточно уродливо, так что подобную технику используют не часто. Но в F# передача функций изящнее, поэтому взглянем, каким станет код после портирования.

Это код "до":

let divide top bottom =
    if (bottom=0)
    then invalidOp "div by 0"
    else (top/bottom)

let isEven aNumber =
    aNumber % 2 = 0

А это — код "после":

let divide ifZero ifSuccess top bottom =
    if (bottom=0)
    then ifZero()
    else ifSuccess (top/bottom)

let isEven ifOdd ifEven aNumber =
    if (aNumber % 2 = 0)
    then aNumber |> ifEven
    else aNumber |> ifOdd

Несколько замечаний. Во-первых, вы видите, что я добавил дополнительные функции (ifZero и прочие) в начало списка параметров, а не в конец, как в примере на C#. Почему? Потому что я, возможно, захочу воспользоваться частичными применением.

Во-вторых, я написал aNumber |> ifEven и aNumber |> ifOdd в теле функции isEven. Такая запись подчёркивает идею, что мы передаём значение в функцию-продолжение и продолжение всегда является последним шагом в вычислениях. Мы будем часто применять этот паттерн в статье, так что убедитесь, что вы понимаете, как он работает.

Примеры продолжений

С обретённой мощью продолжений, мы можем использовать функцию divide тремя совершенно разными способами, в зависимости от того, что требуется вызывающей стороне.

Вот три сценария, которые мы можем быстро реализовать:

  • превратить результат в сообщение и напечатать его,

  • обернуть результат в тип Option, используя None для плохого сценария и Some для хорошего,

  • или выбросить исключение в плохом случае и просто вернуть значение в хорошем.

// Сценарий 1: превращаем результат в сообщение
// ----------------------------------------
// готовим функции для печати сообщений
let ifZero1 () = printfn "bad"
let ifSuccess1 x = printfn "good %i" x

// используем частичное применение
let divide1  = divide ifZero1 ifSuccess1

// проверяем
let good1 = divide1 6 3
let bad1 = divide1 6 0

// Сценарий 2: оборачиваем результат в тип `Option`
// ----------------------------------------
// готовим функции для оборачивания
let ifZero2() = None
let ifSuccess2 x = Some x
let divide2  = divide ifZero2 ifSuccess2

// проверяем
let good2 = divide2 6 3
let bad2 = divide2 6 0

// Сценарий 3: выбрасываем исключение в случае ошибки
// ----------------------------------------
// готовим функции для исключения
let ifZero3() = failwith "div by 0"
let ifSuccess3 x = x
let divide3  = divide ifZero3 ifSuccess3

// проверяем
let good3 = divide3 6 3
let bad3 = divide3 6 0

Обратите внимание, что при таком подходе вызывающая сторона никогда не перехватывает исключения в функции divide. Именно вызывающая (а не вызываемая) сторона решает, надо ли выбрасывать исключение. Теперь функция divide не только больше подходит для использования в разных контекстах, но и снижается и уровень цикломатеической сложности.

Те же три сценария можно применить к реализации isEven:

// Сценарий 1: превращаем результат в сообщение
// ----------------------------------------
// готовим функции для печати сообщений
let ifOdd1 x = printfn "isOdd %i" x
let ifEven1 x = printfn "isEven %i" x

// используем частичное применение
let isEven1  = isEven ifOdd1 ifEven1

// проверяем
let good1 = isEven1 6
let bad1 = isEven1 5

// Сценарий 2: оборачиваем результат в тип `Option`
// ----------------------------------------
// готовим функции для оборачивания
let ifOdd2 _ = None
let ifEven2 x = Some x
let isEven2  = isEven ifOdd2 ifEven2

// проверяем
let good2 = isEven2 6
let bad2 = isEven2 5

// Сценарий 3: выбрасываем исключение в случае ошибки
// ----------------------------------------
// готовим функции для исключения
let ifOdd3 _ = failwith "assert failed"
let ifEven3 x = x
let isEven3  = isEven ifOdd3 ifEven3

// проверяем
let good3 = isEven3 6
let bad3 = isEven3 5

В этим примере преимущества не так очевидны, но, в любом случае: вызывающая стороная никогда не обрабатывает возвращаемый результат с помощью if/then/else. Сложность кода становится ниже, как и вероятность допустить ошибку.

Это может показаться тривиальной разницей, но, передавая фукнции подобным образом, мы можем использовать все наши любимые функциональные техники: композицию, частичное приминение и другие.

Мы уже встречали продолжения раньше, в серии статей про проектирование с помощью типов. Мы видели, что их применение позволяет вызывающей стороне решать, что делать в случае ошибок валидации в конструкторе, вместо того, чтобы просто бросать исключения.

type EmailAddress = EmailAddress of string

let CreateEmailAddressWithContinuations success failure (s:string) =
    if System.Text.RegularExpressions.Regex.IsMatch(s,@"^\S+@\S+\.\S+$")
        then success (EmailAddress s)
        else failure "Email address must contain an @ sign"

Функция обработки в успешной ветке получает в качестве параметра электронный адрес, в то время, как функция обработки ошибки получает строку. Обе функции должны иметь одинаковый тип, и вы можете выбрать любой.

Вот простой пример использования продолжений. Обе функции вызывают printf и ничего не возвращают (то есть возвращают unit).

// готовим функции
let success (EmailAddress s) = printfn "success creating email %s" s
let failure  msg = printfn "error creating email: %s" msg
let createEmail = CreateEmailAddressWithContinuations success failure

// проверяем
let goodEmail = createEmail "x@example.com"
let badEmail = createEmail "example.com"

Программирование через передачу продолжений

Использование продолжений описанным способом ведёт к стилю, который называется "программированием через передачу продолжений" (Continuation Passing Style, CPS). При этом каждая функция вызывается с дополнительным параметром-функцией "что делать дальше".

Чтобы увидеть разницу, давайте взглянем на стандартный стиль передачи управления.

Программируя в этом стиле, вы передаёте управление в функцию, а затем получаете его обратно:

вызов функции ->
   <- возврат из функции
вызов функции ->
   <- возврат из функции
вызов функции ->
   <- возврат из функции

С другой стороны, если вы программируете через передачу продолжений, вы получаете цепочку вызовов:

вычислить значение и передать его в ->
   функцию, которая вычисляет значение и передаёт его в ->
      другую функцию, которая вычисляет значение и передаёт его в ->
         ещё одну функцию, которая вычисляет значение и передаёт его в ->
            и так далее...

Очевидно, между этими стилями есть большая разница.

В случае передачи управления есть иерархия функций. Функция верхнего уровня — это, своего рода, "главный управляющий", который сначала вызывает одну подрограмму, затем другую; решает, когда нужны ветвления, а когда — циклы и, в целом, явным образом управляет потоком управления.

В случае передачи продолжений, как видим, нет ничего похожего на "главного управляющего". Вместо него, есть своеобразный канал — не данных, а потока управления — в котором исполняемая функция определяет, куда это управление будет передано.

Даже если вы просто присоединяли обработчик к событию нажатия кнопки в пользовательском интерфейсе, или использовали функцию обратного вызова в BeginInvoke, вы уже использовали этот стиль, даже не зная об этом. И, фактически, этот стиль окажется ключевым для понимания, как работает async, о чём мы поговорим позже в этом цикле.

Продолжения и let

Так как всё это связано с let?

Вернёмся к описанию того, что в действительности делает let (ссылка на статью на английском языке)

let никогда не может быть использован изолированно — он всегда должен быть частью большего блока кода.

То есть:

let x = someExpression

В действительности означает:

let x = someExpression in [выражение, где встречается x]

И потом, каждый раз, когда вы видите x во втором выражении (в теле выражения), подставляйте на его место первое выражение (someExpression).

Так, например, выражение:

let x = 42
let y = 43
let z = x + y

В действительности означает (с использованием громоздкого ключевого слова in):

let x = 42 in
  let y = 43 in
    let z = x + y in
       z    // результат

Весьма забавно, что лямбды очень похожи на let:

fun x -> [выражение, где встречается x]

И, если мы свяжем x с лямбдой конвейерным оператором, мы получим следующее:

someExpression |> (fun x -> [выражение, где встречается x] )

Разве этот код не похож на страшную версию let? Вот let и лямбда, записанные рядом:

// let
let x = someExpression in [выражение, где встречается x]

// конвейер из значения и лямбды
someExpression |> (fun x -> [выражение, где встречается x] )

В обеих записях есть x и someExpression, и везде, где вы видите x в теле лямбды, вы заменяете его на someExpression.
Да, x и someExpression в записи лямбды меняются местами, но по сути это то же самое, что и let.

Используя этот подход, можно переписать оригинальный пример в новом стиле:

42 |> (fun x ->
  43 |> (fun y ->
     x + y |> (fun z ->
       z)))

Мы видим, что запись в стиле let трансформировалась в запись через передачу прдолжений.

  • В первой строке у нас значение 42 — что мы с ним cделаем?

  • Давайте передадим его в продолжение, как мы ранее делали с функцией isEven. В контексте продолжения переименуем 42 в x.

  • Во второй строке у нас значение 43 — что мы с ним cделаем? Давайте передадим его в продолжение, в контексте которого назовём его y.

  • В третьей строке мы складываем x и y, чтобы создать новое значение. Что мы с ним сделаем? Снова передадим его в продолжение и назовём z.

  • Наконец, в последней строке z становится значением всего выражения.

Оборачивание продолжения в функцию

Избавимся от явного конвейера и напишем небольшую функцию, чтобы спрятать эту логику. Мы не можем назвать её "let", потому что это ключевое слово и, что более важно, потому что порядок параметров функции проитивоположен. Параметр x находится справа, а someExpression — слева. Опираясь на эти соображения, назовём функцию pipeInto (с учётом контекста, означает что-то вроде «передать по конвейеру»).

Определение pipeInfo довольно простое:

let pipeInto (someExpression,lambda) =
    someExpression |> lambda

Обратите внимание, что мы передаём оба параметра как один, заключив их в кортеж, вместо того, чтобы передать их раздельно, перчислив через пробел. Они всегда идут парой.

Благодаря pipeInfo, мы можем ещё раз переписать пример таким образом:

pipeInto (42, fun x ->
  pipeInto (43, fun y ->
    pipeInto (x + y, fun z ->
       z)))

Или мы можем устранить вложенность и записать всё вот так:

pipeInto (42, fun x ->
pipeInto (43, fun y ->
pipeInto (x + y, fun z ->
z)))

Вы, должно быть, думаете: ну и что? Зачем тратить время на оборачивание конвейера в функцию?

Ответ заключается в том, что теперь мы можем реализовать дополнительную логику в функции pipeInto. Подобная возможность есть и в вычислительных выражениях.

Переписываем логгирование

Переопределим pipeInto, чтобы добавить в него логгирование:

let pipeInto (someExpression,lambda) =
   printfn "expression is %A" someExpression
   someExpression |> lambda

И снова запустим код.

pipeInto (42, fun x ->
pipeInto (43, fun y ->
pipeInto (x + y, fun z ->
z
)))

Что получим на выходе?

expression is 42
expression is 43
expression is 85

В точности такой же вывод мы наблюдали в простой реализации из прошлой статьи.
Считайте, мы создали собственный движок для вычислительных выражений!

Если сравнить своё решение с обычным вычислительным выражением, мы заметим, что наша доморощенная функция весьма похожа на let!, за тем исключением, что параметры идут в обратном поррядке и для продолжения явно используется стрелка.

computation expression: logging
computation expression: logging

Переписываем "безопасное деление"

Сделаем то же самое с безопасным делением. Оригинальный код:

let divideBy bottom top =
    if bottom = 0
    then None
    else Some(top/bottom)

let divideByWorkflow x y w z =
    let a = x |> divideBy y
    match a with
    | None -> None  // останавливаемся
    | Some a' ->    // продолжаем
        let b = a' |> divideBy w
        match b with
        | None -> None  // останавливаемся
        | Some b' ->    // продолжаем
            let c = b' |> divideBy z
            match c with
            | None -> None  // останавливаемся
            | Some c' ->    // продолжаем
                // возвращаем
                Some c'

Теперь вы знаете, что такая «лесенка», буквально, кричит, что нам надо использовать продолжения.

Проверим, сможем ли мы реализовать дополнительную логику в pipeInto, чтобы она делала то же, что и оригинальный код. Мы хотим, чтобы фукнция:

  • Если someExpression не содержит значения (None), не вызывала лямбду-продолжение.

  • Если someExpression содержит значение (Some что-то), передавала это что-то в лямбду-продолжение.

Получается что-то такое:

let pipeInto (someExpression,lambda) =
   match someExpression with
   | None ->
       None
   | Some x ->
       x |> lambda

С новой версией pipeInto, мы можем переписать оригинальный код вот так:

let divideByWorkflow x y w z =
    let a = x |> divideBy y
    pipeInto (a, fun a' ->
        let b = a' |> divideBy w
        pipeInto (b, fun b' ->
            let c = b' |> divideBy z
            pipeInto (c, fun c' ->
                Some c' // возвращаем
                )))

Его можно немного почистить.

Во-первых, можно избавиться от a, b и c, заменив их выражением divideBy. Вот этот кусочек:

let a = x |> divideBy y
pipeInto (a, fun a' ->

Станет таким:

pipeInto (x |> divideBy y, fun a' ->

Теперь переименовываем a' в a и так далее, и параллельно избавляемся от лесенки. Вот что у нас должно получиться:

let divideByResult x y w z =
    pipeInto (x |> divideBy y, fun a ->
    pipeInto (a |> divideBy w, fun b ->
    pipeInto (b |> divideBy z, fun c ->
    Some c // возвращаем
    )))

Наконец, создаим небольшую вспомогательную функцию и назовём её return. Она будет оборачивать результат вычисления. Когда мы сведём всё воедино, код приобретёт следующий вид:

let divideBy bottom top =
    if bottom = 0
    then None
    else Some(top/bottom)

let pipeInto (someExpression,lambda) =
   match someExpression with
   | None ->
       None
   | Some x ->
       x |> lambda

let return' c = Some c

let divideByWorkflow x y w z =
    pipeInto (x |> divideBy y, fun a ->
    pipeInto (a |> divideBy w, fun b ->
    pipeInto (b |> divideBy z, fun c ->
    return' c
    )))

let good = divideByWorkflow 12 3 2 1
let bad = divideByWorkflow 12 3 0 1

И снова, если мы пострчно сравним этот код с аналогичным вычислительным выражением, мы увидим, что наша доморощенная версия по сути идентична. Различается только синтаксис.

computation expression: logging
computation expression: logging

Заключение

В этом посте мы говорили о продолжениях, о программировании через продолжения, и о том, что мы можем думать об операторе let как о красивом синтаксисе, скрывающим вызов продолжений.

Теперь у нас есть всё, чтобы начать делать свою версию let. В следующем посте мы применим новые знания на практике.

Комментарии (0)