Вот уже который год зарплаты представителей российского ИТ-сектора поражают своими контрастами в сравнении с остальными сферами. До сих пор вчерашний студент-программист через пару лет может получать в два раза больше, чем опытный врач. Многие ИТ-гуру зарабатывают как корпоративные магнаты, в то время как другие профессии отстают. Существует мнение, что этот экономический пузырь должен лопнуть, когда рынок насытится квалифицированными кадрами. Но это будет явно не в 2024 году. Мы собрали на Youtube-дискуссию экспертов из российских компаний и Amazon, чтобы попробовать предсказать, вырастет ли зарплата программистов в 2024 году и каким разработчикам стоит ожидать повышения доходов, а каким – нет.

Полную версию обсуждения, организованную нашей компанией Artezio, можно посмотреть на канале Ai4Dev на Youtube. За лучший комментарий под видео мы подарим бесплатную подписку на фильмы и сериалы кинотеатра KION. А еще у нас появился Telegram-канал для разработчиков, которые используют ИИ. В нем можно обмениваться мнениями и реальными кейсами.

«Рост зарплат не останавливался…»  

Рост зарплат разработчиков в 2023 году замедлился, но не остановился. Об этом говорят эксперты и статистика по отрасли, которая указывает на то, что трудоустроиться в ИТ теперь не так просто, как раньше. В цене опытные разработчики и системные аналитики. 

«Зарплаты в целом растут. Это видно из тенденций и общего интереса к процессу повышения зарплат. По моему мнению, это нормально», – говорит Роман Мартиросян, генеральный директор и сооснователь Smartex.

«Я не замечаю значительного разрыва в росте зарплат разработчиков в сравнении с другими специалистами. Раньше, возможно, была охота именно за разработчиками, особенно в российском Big Tech, что приводило к сильному росту заработной платы. Но сейчас, как мне кажется, этот период заканчивается, и растет она примерно так же, как и в среднем по стране», – отмечает он. 

Увеличение оплаты труда в сфере разработки ПО за последние 10 лет еще никогда не останавливалось. Об этом говорит Алексей Козак, генеральный директор KODE.

«За 10 лет в ИТ я наблюдаю ежегодный рост зарплаты. Это обусловлено многими факторами, включая колебания курса доллара, что позволяет разработчикам требовать повышения зарплаты, основываясь на сравнении с доходом коллег за пределами России. Также влияют крупные технологические компании внутри страны, которые постоянно увеличивают оплату труда своих сотрудников. Разработчики обмениваются информацией о зарплатах, что тоже влияет на рост дохода. При этом любопытен тот факт, что разработчики с опытом в три года, узнав об уровне дохода коллег с опытом в семь лет, стремятся получать столько же, сколько более опытные коллеги, но уже сейчас, а не спустя четыре года», – рассказывает эксперт. 

Владислав Гукасов, Software Development Engineer Amazon, говорит, что за 2023 год зарплаты выросли. Правда, не в России, а в Канаде, где и работает эксперт. Но это может быть показательным фактом, отражающим международный тренд.

«Рост произошел не из-за пузыря на рынке, а из-за инфляции. Компании стараются ее догонять, но вряд ли удается сделать это полностью. Мы видели, что многие компании в США провели массовые увольнения. Например, Amazon уволил десятки тысяч сотрудников, так как в 2021 году они активно нанимали персонал и делали неверные ставки на продукты. Это касалось колонок Alexa, которые не окупились. Сейчас много внимания уделяется генеративному AI, например, OpenAI. Некоторые стартапы предлагают очень высокие зарплаты. К примеру, middle-разработчикам предлагают до 950 тысяч долларов в год, что даже для Калифорнии очень много. Это приводит к тому, что сотрудники, работающие в крупных компаниях типа Facebook, начинают переоценивать свои зарплаты и рассматривают возможность перехода в такие стартапы», – говорит Гукасов. 

В свою очередь Анастасия Эллисон, руководитель команды ИT-рекрутинга в Outlines Tech, говорит, что зарплаты в ИТ растут, но не быстро.

«Большого скачка в зарплатах нет. Не знаю, связано ли это с тем, что рынок стабилизировался и все уже определились со своим местом работы. Конечно, зарплаты подросли. Я могу говорить за то направление, в котором работаю чаще всего. Мы ведем разработку в разных сферах, в том числе программного обеспечения. У нас есть проекты на 1С, и если раньше разработчик получал 180 тысяч рублей, то сейчас из-за того, что кроме 1С, никто не может предложить такое ПО на рынке России, он может претендовать на 350 тысяч. Я считаю, что это хороший скачок – с 180 до 350», – отмечает она.

«В ИТ много интровертов, которым сложно говорить о деньгах» 

Рост зарплат в разработке – это постоянный процесс, который зависит от множества факторов. Один из них – ценность конкретных специалистов и наличие у бизнеса стимула к их удержанию.

Некоторые компании мотивируют сотрудников сами, других нужно вовремя просить.

«В больших компаниях, как правило, есть установленные процессы повышения и пересмотра зарплат. Например, у сотрудников есть возможность продвижения каждый квартал, но это не означает, что они могут реально получать повышение каждые три месяца. Обычно это происходит раз в два года и инициируется менеджером, который видит успехи сотрудника. Также происходит индексация зарплат раз в год на основе 360-градусного обзора от коллег. Если сотрудник показал хорошие результаты, ему могут повысить зарплату выше минимального процента индексации», – рассказывает Software Development Engineer Amazon.

Аналогичное мнение и у представителя российского бизнеса. «Не стоит думать, что если кто-то не просит повышения зарплаты, он не интересуется рыночной ситуацией. Это не означает, что его семья не думает, что его недооценивают. Просто иногда человеку проще искать новые возможности на рынке, чем обсуждать вопросы зарплаты с работодателем. Особенно это касается ИТ-сферы, где много интровертов, которым сложно говорить о деньгах. Поэтому важно быть проактивным в этих вопросах», – отмечает Роман Мартиросян.

Алексей Козак уверен, что можно работать и на опережение по графику увеличения зарплат. 

«Мы приняли решение регулярно поднимать зарплаты сотрудникам: разработчикам – каждые три месяца, инженерам – каждые четыре месяца, административному персоналу – раз в год, а менеджерам проектов – два-три раза в год. Около 40% повышений составляют от 5 до 10 тысяч рублей за одну итерацию, 22% – от 10 до 15 тысяч, а остальные – более 15 тысяч. Среднее повышение составляет примерно 14 тысяч рублей. Замечу, что эти данные включают административный персонал, который снижает средний показатель. Если исключить их из расчета, средний шаг повышения будет больше», – говорит эксперт. 

«Создавая такую систему, мы проанализировали предыдущие периоды и обнаружили, что если мы забывали о повышении зарплаты какому-то разработчику или он сам не просил об этом, то в конце года повышение для удержания сотрудника оказывалось значительно больше. Даже больше, если бы мы повышали ему зарплату регулярно. Когда сотрудник выходит на рынок, он может получить предложение с зарплатой больше, даже если у него и так высокая зарплата. Поэтому любой разработчик, независимо от уровня, может получить повышение зарплаты на 10% просто при выходе на рынок труда», – рассказал Алексей Козак.

Оценки дефицита специалистов в сфере ИТ в России в последнее время сильно расходятся. Но Алексей Козак считает, что в отечественной ИТ-отрасли наблюдается дефицит сотрудников, включая не только разработчиков, но и инженеров, аналитиков, менеджеров проектов. По оценке специалиста, дефицит составляет порядка полмиллиона человек.

«Бывает такое, что мы не успеваем уследить, и он уже приходит к нам с оффером»  

В компаниях, которые не используют проактивные методы повышения заработной платы, сотрудники сами поднимают себе цену через приглашения на работу в другую компанию. По словам экспертов, некоторым людям проще устроиться на работу в другое место, чем поговорить о повышении заработной платы со своим нынешним работодателем.  

«На рынке есть тенденция искать оффер с большей зарплатой и приходить с ним к руководству. У нас, конечно, в компании есть служба заботы. Там работают классные девушки, которые любят, холят и лелеют наших разработчиков, чтобы такого не происходило. Но бывает такое, что мы не успеваем уследить, и он уже приходит к нам с оффером. Это очень болезненная для нас проблема. Я руковожу отделом подбора, и для меня это сложная задача. Ведь мне нужно найти специалиста на ту должность, с которой он уходит. Поэтому мы любим своих разработчиков и делаем все, чтобы они с нами работали. Повышение зарплаты – это один из стимулов, чтобы они остались. Понятно, что корпоративные мероприятия и другие льготы – это дополнительные плюшки. Но рынок растет, и я имею в виду не только зарплаты. Все дорожает, людям нужно жить. У нас есть четкое понимание, что если мы не поднимем разработчику зарплату, то сэкономим деньги сегодня, но потеряем 50 разработчиков завтра. Это большая потеря для компании. Поэтому проще удержать его сейчас, поднять ему зарплату, чтобы ему было комфортно», – отмечает Анастасия Эллисон.

Но у любых повышений есть предел, говорит эксперт из Канады. «Работая в аутсорс-компании в России четыре года назад, я заметил быстрый рост своей зарплаты, потому что проявлял инициативу, обсуждая свои запросы о повышении зарплаты. В итоге мне сообщили о пределе для моей позиции в конкретной компании, после чего я без проблем нашел работу с зарплатой на 50% выше в другой. Такие рамки существуют не только в России, но и в США. В любой большой компании есть четкие рамки для общей компенсации по каждой роли, и чтобы выйти за эти рамки, нужно быть исключительным сотрудником, работающим над критически важным проектом», – говорит Владислав Гукасов.

Анастасия Эллисон считает, что лучше приходить к руководителю и спрашивать, что нужно сделать, чтобы получать больше. 

«Человек хочет большую зарплату, готов рассмотреть другие задачи или что-то еще. Возможно, он сейчас функциональный тестировщик, но ему можно дать задачи по автоматизации, которые он давно хотел делать. И у нас есть такая потребность. То есть все можно решить обычным разговором. А если приходить с оффером, то это уже похоже на шантаж», – отмечает она. 

С этим мнением согласен и Роман Мартиросян. «Всегда плохо приходить с оффером и просить контр-оффер. Лучше обратиться с вопросом о том, как стать полезнее. Часто специалисты упускают это из виду. Они думают только в техническом контексте, забывая об отсутствии мягких навыков, менеджменте. В любой компании полно инициатив. Если вы работаете на аутсорсинге, у вас много разнообразных проектов, требующих разных навыков. Если же вы находитесь в большой компании, там всегда множество внутренних проектов. Тут важно стремление человека, пришедшего за повышением, к личному росту. Бывают случаи, когда сотрудник хочет больше денег, но не готов менять свою роль, что и является проблемой. Когда есть диалог, всегда можно найти решение», – говорит он. 

«Выбор специализации не влияет на заработок…»  

Бытует мнение, что в индустрии есть золотые специализации, которые позволяют видеть финансовое будущее всегда в розовом свете. По словам Владислава Гукасова, таких специализаций нет.

«В Amazon, где я работаю инженером-программистом, мои обязанности включают работу с frontend, backend, DevOps. Иногда я выполняю функции скрам-мастера и самостоятельно провожу тестирование. В отличие от моего опыта работы в России, где в команде из восьми человек каждый имел свою узкую специализацию, здесь команда состоит из одного менеджера, инженера по данным и семи универсальных разработчиков, которые выполняют разнообразные задачи. Вилки зарплат у системных аналитиков и разработчиков, включая DevOps, одинаковые по схожим грейдам, так что выбор специализации не влияет на заработок», – говорит эксперт. 

Но есть и разумные пути к более или менее определенной финансовой стабильности.

«Относительно технологий мы используем то, что требует компания. Я перешел от Go и PHP к Python, Node.js и Java после прихода в Amazon. На Западе часто практикуется, что на собеседованиях не спрашивают о конкретных языках программирования, которые вы использовали ранее, а предлагают решить алгоритмическую задачу на любом знакомом языке, чтобы оценить ваше мышление. Таким образом, выбор самой распространенной технологии, например, Node.js или JavaScript для разработчиков или Python для аналитиков, является разумным», – говорит Гукасов. 

Алексей Козак считает, что вопрос зарплатной оценки специализации лежит в плоскости рынка. 

«Вне зависимости от уровня квалификации сотрудника, всегда есть возможность для повышения зарплаты. Конечно, исключения бывают, например, с новичками в профессии. Но в большинстве случаев, если человек активно проходит собеседования, то, вероятно, компания с инвестициями, стремящаяся к увеличению штата сотрудников, предложит ему повышение зарплаты. Это может быть увеличение на 10%, а иногда и на 20-30%», – говорит он.

При этом эксперт считает, что было бы идеально, если бы сотрудники не просто спрашивали, что им нужно делать для повышения зарплаты, но и предлагали конкретные пути для улучшения своей работы, например, ускорение выполнения проекта или сокращение числа необходимых для этого сотрудников. 

«Такой подход облегчает принятие решений, так как сотрудник уже предоставляет все необходимые данные и самостоятельно анализирует возможности для улучшения своей работы. Это идеальный сценарий взаимодействия работника с руководством», – резюмирует эксперт.

Универсальный совет для тех, кто хочет больше зарабатывать – проявляйте инициативу, говорит сотрудник Amazon.  

«В компаниях обычно идут навстречу, если вы проявляете инициативу и интересуетесь, как улучшить свои навыки или взять на себя больше ответственности для роста зарплаты. Если у вас она уже не завышенная, то обычно без проблем можно добиться повышения», – успокаивает эксперт.

И снова вместо вывода

Если вы хотите лучше понять мнения экспертов, посмотрите запись дискуссии на Youtubе и обязательно оставьте в комментариях под видео свой ответ на вопрос, какими должны быть зарплаты программистов в 2024 году. 

Автор самого интересного комментария будет награжден трехмесячной подпиской на сериалы и фильмы в онлайн-кинотеатре KION. Не забудьте подписаться на наш канал – впереди новые обсуждения и выступления экспертов. 

Комментарии (51)


  1. SpiderEkb
    09.04.2024 07:26
    +6

    Почему-то нигде не вижу понимания того, что IT-продукт - это не продукт "конечного" потребления. Его нельзя использовать для отопления дома, его невозможно "намазать на хлеб". Это тот продукт, который обеспечивает и повышает эффективность производства других продуктов. И, таким образом, его ценность для покупателя определяется тем, сколько он сможет заработать, купив то или иное IT решение. И тут влияет покупательная способность рынка. Возникает цепочка: покупатель конечного продукта - продавец конечного продукта (он же покупатель IT продукта) - продавец IT продукта. И конечным звеном тут всегда будет покупатель конечного продукта. С его доходами - если он может платить за конечный продукт условные 100 000 денег - сумма по цепочке пойдет одна. И до IT-продавца дойдут одни деньги. А если покупатель физически (доходы не позволяют) не может заплатить более 1 000 денег - по всей цепочке уже будут совсем другие суммы.

    А любой производитель (если он, конечно, не сидит на каких-то жирных бюджетных дотациях) не может своему работнику заплатить больше некой доли от того, что он заработал.

    Итого - все зарплаты в конечном итоге упираются в покупательную способность рынка. До тех пор, пока рынок был открыт и можно было продавать IT продукт на внешних (более "богатых") рынках, в отрасли крутилось больше денег и было больше возможностей для высоких зарплат. С закрытием внешних рынков (по большей части) остается только внутренний, он "беднее", тут денег крутится меньше. Соответственно и возможностей для повышения зарплат не так много.

    На мой взгляд это и есть ключевой момент.

    Причем, это характерно не только для IT - во всех отраслях, там, где много продукции шло на экспорт, на "богатые" рынки, уровень зарплат всегда был выше чем там, где вся продукция шла только на внутренний рынок.


    1. ASGAlex
      09.04.2024 07:26
      +3

      Ну они тут в целом ничего про рынок и то, как всё устроено "под капотом" не обсуждают, похоже. Заголовок - сплошной ввод в заблуждение, прогноза тут и близко нет. Перечислили "вечные" вещи о том, как стоит себя вести - вещи которые любому начинающему программисту стоит понимать, если он ещё не.


      1. SpiderEkb
        09.04.2024 07:26
        +2

        Рассуждать у зарплатах в условиях рынка, не учитывать реалий этого самого рынка... Ну такое себе...

        Можно подумать, что работодатель может своей волей взять и повысить всем з/п сразу в 10 раз, но не делает это только в силу своей жадности. Без учета того, что прибыли у многих упали после закрытия западных рынков. И дело не в том, что "исчезло давление по з/п со стороны западных работодателей", в просто в том, что денег в отрасти меньше стало - рынок сбыта резко схлопнулся.

        Кстати, презираемые многими разработчиками банки (там же дремучее легаси и кровавый энтерпрайз...) в этом смысле сейчас в выигрыше - отрасль не только не схлопнулась, но и неплохо себя чувствует в плане прибылей. И з/п там внезапно выходят на уровень выше медианного.


        1. ASGAlex
          09.04.2024 07:26
          +8

          В этом сообществе социально одобряется только писать, что разработчику всегда надо платить много, а если ему уже платят очень много - то надо платить ещё больше и точка)) О каких таких реалиях рынка вы хотите порассуждать? Реальны только запросы кандидатов, а больше ничего нет.


          1. rusik2293
            09.04.2024 07:26
            +1

            О каких таких реалиях рынка вы хотите порассуждать?

            Давайте по рассуждаем о том почему при сверхдоходах отечественные компании все равно платят меньше чем хотелось бы. Во все дыры деньги кидают лишь бы ЗП не повышать.


            1. ASGAlex
              09.04.2024 07:26

              при сверхдоходах

              Вы наверное про какие-то конкретные отечественные компании говорите, да? Буквально вот в соседней статье несколько оппонентов мне доказывало, что малый и средний бизнес обречён на страдание и смерть, вот бы вам рассказать этим людям о том, что на самом деле там сверхдоходы :-)


            1. SpiderEkb
              09.04.2024 07:26
              +1

              Во-первых, всегда платят меньше чем хотелось бы. Мне бы хотелось 100500 в час при 6-часовом рабочем дне и 4-дневной рабочей неделе. Но, почему-то алчные капиталисты столько не платят :-(

              Во-вторых, хотелось ты узнать точную цифру "сверхдоходов", которая остается после всех налогов и отчислений и тех самых компаний.


              1. rusik2293
                09.04.2024 07:26

                Да кто вам скажет точную цифру сверхдоходов, все сверхдоходы пойдут на премии топ-менеджмента. А обычным сотрудникам потом как в Сбере скажут мы не достигли цели премия будет уменьшена


            1. iRusher
              09.04.2024 07:26

              Причем даже не только в айти компаниях, жена работает руководителем отдела менеджеров в компании по пожарной безопасности, СТУ. Так вот там сейчас учередители страдают вкидывают бабки во все что угодно, но не в работников, небольшая компания генерит чистую прибыль 20+ млн руб, где то 450к+- (с учётом зп) на сотрудника в среднем, при этом самые большие ЗП руководителей 150-200 тыс, у остальных 100 и меньше, штат не расширяют, копятся долги по объектам, не хватает людей, зато гении выкидывают по 1-2 ляма на инфоциган, от которых потом отказываются, потому что ноль пользы и которые учат "во всем всегда виноват сотрудник а вы такой молодец и бизнесмен", вкидывают бабки на гениев маркетологов, продажников с ЗП 500к, котрый за год не привел ни одного клиента и был уволен, увольняют людей которые не хотят слушать бред про успешный успех от инфоциганей, нанимают управленцев от инфоциганей на ЗП 1лям в месяц, который только показательно гавкает и даже не может причину корректно назвать за что, а когда не вывозит вообще рекомендует директору увольнять всех. Вот такие дела в РФ бизнесе, ребята уже одну фирму развалили, сейчас вторая на дно идёт, может с третьей попытки чёт в голову придет. Сам проектировщиком раньше работал, и тоже сфера - болото, как со сценаристами, отношение как к исполнителям, только у нас вместо профсоюза и какой то защиты или соответствующей мотивации ты получаешь полное разочарование. Чтобы кто не говорил, а в РФ скорее больше тех кто любит экономить на всем, и выжимать с сотрудников до последней капли.


              1. ASGAlex
                09.04.2024 07:26

                Дебилы всегда найдутся, у нас один клиент такой тоже был - как рассказывали его бывшие коллеги, до промывки мозга "курсами роста" вполне адекватный руководитель. Хотя я был на встрече в его офисе (кабинет из кожи посреди постсоветской разрухи в промзоне) - и что-то как-то не верю в изначальную адекватность.


    1. Kanut
      09.04.2024 07:26
      +4

      Это тот продукт, который обеспечивает и повышает эффективность производства других продуктов.

      И эффективность каких других продуктов повышают Facebook, Whatsapp, Netflix, Spotify, Tiktok или там компьютерные игры?


      1. SpiderEkb
        09.04.2024 07:26

        Ну про это не подумал. Игры, пожалуй, можно считать "конечным продуктом". Тут просто цепочка короче - для одного рынка "нормальной" будет цена 1000р (дороже уже не купят а будут искать способ спиратить), для другого - $100.

        Соцсети - это прежде всего способ впаривания рекламы. Ну а что между баннерами вы можете котика запостить - ну недоработали, бывает...


        1. Kanut
          09.04.2024 07:26

          Ну про это не подумал

          И про кучу других вещей тоже. Например про кучу всякого софта вроде того же бухгалтерского.

          Соцсети - это прежде всего способ впаривания рекламы.

          И что это меняет?


          1. SpiderEkb
            09.04.2024 07:26

            А вот бухгалтерский софт - это как раз тот самый "не конечный продукт". Это просто "средство производства".

            И что это меняет?

            То, что они созданы не для вас. И прибыль извлекается не от того запостили вы туда котика или нет. А от рекламы, которую там разместят. Т.е. зарабатывают на рекламе, на не софте.

            Как и любые банковские продукты - банк зарабатывает на клиентах. А весь софт нужен только чтобы было удобнее этих клиентов окучивать.

            Деньги в карман идут от конечного покупателя. Физического лица. Он их заработал и потратил на свои нужды. Хлеба купил, обеспечив выручку хлебокомбинату. Хлебокомбинат, чтобы бухгалтерия лучше работала, покупает бухгалтерскую программу. На те деньги (а других у него нет), что получил от продажи хлеба.

            Если комбинат продал 1000 булок хлеба по 50р, он получит 50 000р выручки. Из которых (все цифры условны) он может потратить 5 000 рублей на бухгалтерскую программу. А если он продаст 1000 булок по $5, то у него будет $5 000 из которых он выделит $500 на бухгалтерскую программу.

            Т.е. выручка разработчика бухгалтерской программы зависит (условно) от стоимости булки хлеба на рынке. Потому что не будет комбинат печь хлеб - ему и программа ваша не уперлась никуда.

            Это все очень на пальцах, но экономика только обвешана умными словами, а работает на самом деле достаточно просто в основе своей.


            1. Kanut
              09.04.2024 07:26
              +3

              А вот бухгалтерский софт - это как раз тот самый "не конечный продукт". Это просто "средство производства".

              Я бы тут поспорил, но лень. Возьмите тогда софт для обработки/проигрывания музыки, видео, картинок. Или там электронный календарь.

              То, что они созданы не для вас

              И что? Они созданы для кого-то, кто на них заработает деньги. Причём именно на них.


            1. Ivan22
              09.04.2024 07:26
              +1

              этой еды на планете столько, что развитые страны приплачивают фермерам, чтобы те меньше растили еды.


      1. MANAB
        09.04.2024 07:26

        Телекомпании предлагают свои интернеты с iptv с включенно1 в стоимость абоненткой в netflix/youtube. WhatsApp предлагает аккаунты для бизнеса, а не только конечныхпользователей. ТикТок развлекательная площадка не только для конечного пользователя, но и тех кто на развлеканиях зврабатывает. Инстаграм так и вообще в интернет магазин превратился почти. Facebook как маркетплейс для бизнеса. Компьютерные игры да, конечный продукт.


        1. Kanut
          09.04.2024 07:26

          Так назовите конкретные продукты, эффективность которых должна повышаться.


          1. MANAB
            09.04.2024 07:26

            Вы наверное имеете ввиду под эффективностью количество произведенных в единийу времени устройств? Я под эффективностью понимаю увеличение количества зарабатываемых денег в единицу времени. Продавать что то через инстаграмм моей жене эффективнее, чем делать сайт и привлекать трвффик туда. Телекомпании продавать iptv с включенной подпиской на нетфликс эффективнее, чем без нее, т.к. большим пользователям это интересно.

            В количестве произведенного продукта это не выражается напрямую.


            1. Kanut
              09.04.2024 07:26

              Про повышаемую эффективность каких-то там других продуктов написал не я. Но если их эффективность повышается, то хотелось бы знать что это за продукты.

              Особенно в случае с электронным календарём и читалкой для андроида.


              1. MANAB
                09.04.2024 07:26

                Я привожу пример того как я понимаю. Под продуктом в данном случае я понимаю определенные сервисы/услуги. Интернет и телевидение, маркетплейсы.

                Под эффективностью - насколько больше денег можно заработать или меньше потратить по сравнению с другими вариатами.

                Про календарь тоже просто - назначить встречу с отправкой уведомления по емейл и автоматическим напоминанием в календаре намного быстрее и удобнее, чем каждой стороне это все руками записывать. Экономит время - самый ценный ресурс.


                1. Kanut
                  09.04.2024 07:26

                  Экономит время - самый ценный ресурс.

                  Ну то есть это помогает мне экономить моё время. А не повышает эффективность какого-то там непонятного продукта.

                  А какой-нибудь Netflix меня развлекает. И так далее и тому подобное. То есть существует софт, который имеет ценность сам по себе. Как минимум для отдельных людей.


                  1. MANAB
                    09.04.2024 07:26

                    В моем примере про календарь экономит время не только ваше, но и бизнеса, который с вами взаимодействует. Это может увеличить продуктивность бизнеса - 1 человек назначит больше встреч или в освободившееся время проведет дополнительно интервью или еще что то сделает.
                    В моем примере про Netflix я говорил не про развлечение конечного пользователя, а про увеличение прибыли (в моем понимании тоже эффективности) компании, которая предлагает свой интернет и телевидение с подпиской на netflix за счет увеличения привлекательности своего продукта/услуги для конечного пользователя. Т.е. другие продукты тоже получают дополнительную прибыль, не только сам netflix.
                    Это не отменяет ценности софта самого по себе для отдельных людей. Дополняет.


                    1. Kanut
                      09.04.2024 07:26

                      В моем примере про календарь экономит время не только ваше, но и бизнеса, который с вами взаимодействует.

                      То есть вы утверждаете что я покупаю календарь чтобы экономить чужое время? :)

                      В моем примере про Netflix я говорил не про развлечение конечного пользователя

                      Но платит то именно конечный пользователь. За что он платит и почему?


                      1. MANAB
                        09.04.2024 07:26

                        Вы покупаете календарь для чего вам нужно. А бизнес покупает календарь и через него же назначает вам встречу для своей эффективности. Про нее я и говорил.
                        Про Netflix - телекомпании хорошо тем, что ее продукт привлекательнее. Пользователю - дешевле и все включено. Эффективнее для всех.


                      1. Kanut
                        09.04.2024 07:26

                        Вы покупаете календарь для чего вам нужно

                        То есть для меня календарь имеет ценность сам по себе?


                      1. MANAB
                        09.04.2024 07:26

                        Да, имеет и для вас сам по себе и для других сам по себе, и для бизнеса через других.

                        Хотя более точным будет спросить у вас, имеет ли он для вас ценность. На самом деле не знаю. Для меня имеет.


        1. SpiderEkb
          09.04.2024 07:26

          Вот именно. Пользователь ничего не платит за подключение к соцсети. Ну разве что какие-то "премиум подписки". А деньги идут за то, чтобы как можно большему числу подключившихся показать побольше рекламы (которая им в подавляющей массе вообще не интересна т.е. пролетает мимо мозга). Ну плюс еще всякая статистика собирается, но тоже совсем не ради удовлетворения интересов пользователей.


          1. Kanut
            09.04.2024 07:26

            Давайте проще. Вот у нас есть хабр. Для кого он сделан? Зачем вы сюда приходите? Эффективность какого конкретного продукта он повышает?

            Или скажем есть Телеграмм с его премиум подписками. Эффективность какого другого продукта повышает он?

            Есть платный электронный календарь для андроида. Без рекламы и прочего. Эффективность какого другого продукта повышает он?

            Есть платная читалка для андроида. Без рекламы и прочего. Эффективность чего повышается в этом случае?


            1. SpiderEkb
              09.04.2024 07:26
              +2

              Все в кучу. Платный календарь, читалка - вы из своего кармана платите разработчику. Зачем оно вам - вопрос даже не второй. Но платите вы. Как конечный пользователь. Как покупатель булки хлеба.

              С Хабром уже не так. Там платят не те, кто на него ходит, а кто-то еще. Судя по всему - рекламодатели. Т.е. фактически разработчики Хабра обслуживают рекламодателей, а не тех, кто сюда пишет/читает.


              1. Kanut
                09.04.2024 07:26
                +1

                Платный календарь, читалка - вы из своего кармана платите разработчику

                Вот именно. Так эффективность какого продукта должна при этом повышаться?

                Но платите вы. Как конечный пользователь. Как покупатель булки хлеба.

                Ага. То есть всё-таки есть софт, который обладает ценностью сам по себе? Как хлеб?

                Т.е. фактически разработчики Хабра обслуживают рекламодателей, а не тех, кто сюда пишет/читает.

                Вы рекламодатель? Если нет, то зачем вы сидите на хабре? Ну если он сделан не для вас?


                1. Drucocu
                  09.04.2024 07:26

                  Вы рекламодатель? Если нет, то зачем вы сидите на хабре? Ну если он сделан не для вас?

                  Кажется, вы тут спорите ради спора, потому что не согласны с первым комментарием в ветке. Коммерческая модель хабра описана упрощённо, но верно, на мой взгляд. Всё так и есть.


                  1. Kanut
                    09.04.2024 07:26

                    Ну так лично я сижу на хабре, потому что он для меня полезен и меня развлекает. И "плачу" за это просмотром рекламы.

                    В теории если хабр решит убрать рекламу и сделать подписку, то меня это тоже устроит.

                    То есть я считаю что хабр сделан в том числе и для меня. И конкретно для меня он имеет ценность сам по себе, а не как "придаток" к какому-то там другому продукту.


    1. Ivan22
      09.04.2024 07:26
      +3

      Да все нормально, без паники:

      за 2023 год зарплаты выросли. Правда, не в России, а в Канаде,


    1. exim
      09.04.2024 07:26

      Весь тест можно сократить до одной простой мысли: лавочка закрылась, кто успел - тот и съел.

      Добавим ещё сюда конкуренцию среди выживших и стремления работодателя оптимизировать расходы.

      Hidden text


  1. Farongy
    09.04.2024 07:26
    +33

    "Вы когда говорите, такое ощущение, что вы бредите"

    Всегда плохо приходить с оффером и просить контр-оффер. Лучше обратиться с вопросом о том, как стать полезнее.

    Кому плохо? Кому лучше? Человек потратил 2 часа времени на собес и получил +20%, зачем ему навешивать на себя дополнительный головняк за те же 20%?! А то и за 10%, через полгода, может быть.

    Из всех только 1 высказал вменяемую мысль - поднимают ЗП потому что если не поднимут они, поднимут другие. У остальных какая то чушь в голове.


    1. Aizz
      09.04.2024 07:26
      +3

      Совсем недавно, в какой-то HR-ной статье видел мысль, которая всё объясняет. Бюджет у HR на нового сотрудника обычно гораздо свободнее (и больше), чем бюджет у руководителя подразделения на увеличение зарплат. Естественно, это относится не только к ИТ, а в целом к бизнесу.
      До тех пор, пока этот подход не сменится в головах руководителей - проще будет уйти на новое место, чем просить повышения на текущем.


      1. rusik2293
        09.04.2024 07:26
        +2

        Забавно что в некоторых компаниях где нет лимита на прибавку глобально в компании, есть лимит на прибавку в продукте. Друг из МТС рассказывал прикол. Разработчик хорошо работает, знает продукт и хочет прибавку 30%, а дать ему могут только 20%, при этом если он пройдет на другой продукт про который он ничего не знает и будет вкатываться полгода то ограничения в 20% уже нет, можно просить хоть 50, а вместо него наймут другого человека, который будет вкатываться полгода, на зарплату которую он хотел.

        Хотя это может быть такой ход для борьбы с выгоранием, но повышение зп тоже неплохо борется с выгоранием


  1. fedorez
    09.04.2024 07:26
    +16

    дорогие ребята. забудьте пожалуйста слово "шантаж". это довольно сильно бесит. Это указывает на то, что вы сильно отрываетесь от реальности. к вам приходишь "поговорить" без оффера - получаешь слова, только слова, много слов и без особого результата. приходишь с оффером - ты шантажист. Нет, я понимаю откуда это - как обычно, механически перевели на русский и применили к родным осинам книгу "Не переговаривайтесь с шантажистом", причем только те куски, которые нравятся менеджменту. Раньше, во время fido крайне популярна была мантра "повышение зарплаты не работает", которую выдрали из какой-то довольно грамотной в целом статьи, но почему-то забыли приложить огромный кусок текста с граничными условиями, что речь шла об условном гуглере с высокой зарплатой, которому неинтересен посул лишних десяти тысяч, ему б самореализацию и делать мир лучше. Нет, зачем - мы механически перенесем это к условному джуну Мише с городской окраины, которому лишняя сумма позволила бы съехать от родителей или банально приодеться получше. Естественно Миша бесится и почитывает hh.

    Забудьте слово "шантаж", пожалуйста.


  1. vis_inet
    09.04.2024 07:26
    +1

     Обычно это происходит раз в два года и инициируется менеджером, который видит успехи сотрудника

    А разве любой работодатель не обязан ежегодно проводить индексацию размера заработной платы согласно ст. 134 ТК РФ ?


    1. Roland21
      09.04.2024 07:26

      1. Считать ли индексацию фактическим повышением ЗП?

      2. Индексация - изменение на уровень официальной инфляции. А у нас она таки оторвана от реальности :).


      1. vis_inet
        09.04.2024 07:26

        1. Не считать. Про это есть разьяснения к данной статье.

        2. Тем не менее закон есть закон.


  1. zabanen2
    09.04.2024 07:26
    +3

    "проявляйте инициативу" и выше "нельзя шантажировать" и в то же время: "предлагайте решения". если те, кто предлагают решения не на руководящих должностях, то что тогда делают руководящие должности? ускорять план? "ускорение выполнения проекта или сокращение числа необходимых для этого сотрудников" такой стахановец - уволить коллегу, работать по вечерам и выходным, чтобы сделать себе +50% к зп))

    статья вообще о чем? вы сраниваете зп амазона и рога и копыта? приросты в зарплатах у работников амазон и рога и копыта стали низкие n%? и тут же: " Замечу, что эти данные включают административный персонал, который снижает средний показатель" т.е. у администрации и так хорошие зп, че им еще повышать?

    могли бы сократить статью до: "ищем сеньора на зп миддла" и тогда претензий нет


  1. NeverIn
    09.04.2024 07:26
    +2

    >Всегда плохо приходить с оффером и просить контр-оффер. Лучше обратиться с вопросом о том, как стать полезнее.

    Разве это не одно и тоже ?! Если человеку предложили оффер лучше - значит разглядели в нем полезность за бОльшие деньги. Т.е. он и так полезный, просто на текущем месте ему стесняются об этом сказать деньгами.


    1. AndyKy
      09.04.2024 07:26
      +2

      Иногда это означает, что человек действительно ценнее в другом месте, там знают как его применить чтобы он принес пользы на большую сумму, и тогда получается что текущая компания не может использовать его на 100%


      1. NeverIn
        09.04.2024 07:26

        Если это действительно так, то значит человек растет быстрее конторы, она стагнирует, не зная как обеспечить занятость при профессиональном росте. Печально. Но чаще бывает наоборот - контору все устраивает и объем работы есть подходящий, но проявлять инициативу по удержанию она не собирается - ведь и так все работает. Любые индексации в бизнесе обычно происходят со значительной задержкой, ведь сначала надо снять сливки тем, кто извлекает прибыль.


  1. exim
    09.04.2024 07:26
    +2

    Пока все рассуждают о растущих айтишных зарплатах и делают оптимистические прогнозы, ситуация на рынке труда приобретает примерно такой характер:

    Hidden text

    Между тем, в моём приложении HH.ru уже полгода висят одни и те же вакансии. Одни и те же компании. И создаётся ощущение, что никто никого нанимать не собирается, а на вакансию, которая подходит под моё резюме на 80%-90% прилетает моментальный отказ.

    С удовольствием выслушаю оправдания работодателей реалистичные теории всего происходящего.


    1. NeoNN
      09.04.2024 07:26
      +1

      Ну вот закончил новичок курсы, закончил студент универ - пошел и откликнулся. О ужас, какая конкуренция. Правда потом 95% ни бэ ни мэ на собеседовании сказать не может - и надо дальше искать. И только сеньоры либо сидят на хорошем месте, либо уходят туда, где больше платят, без всяких откликов, а по персональной рекомендации.


      1. exim
        09.04.2024 07:26

        Какой прекрасный комментрий, я ждал его. Ждал потому, что подобная аргументация - это защитная реакция на неизбежность. А сейчас я попытаюсь объяснить, в чём заблуждение этого утверждения.

        Я пишу на языке PHP 22 года. Мне 41 год. Как вы считаете, сколько людей, например, за последние 22 года вкатились в язык PHP? И где все эти люди сейчас? Нет, они не умерли и не разъехались по заграницам.
        22 года назад, 18 лет назад, 15 лет назад, 10 лет назад и даже 5 лет назад люди "входили в IT".
        Задолго до бума курсов.
        Да, это они написали все это ныне здравствующее отечественное IT, начиная с веб-сайтов и заканчивая банковским ПО. Это они создали Яндекс. Это они создали 1.5 млн сайтов в рунете.
        И они живут среди вас. Быть может, в соседнем дворе или даже в соседнем доме. А может, и этажом выше.
        И таких людей на всех существующих языках и технологиях - бесчисленное количество.

        IT-сфере в отдельно взятой локации (РФ) зародилась не вчера.
        Как минимум, она сверх-активно идёт вперед с начала 10-х годов (по субъективным ощущениям), а по факту - ещё в 2002 уже были IT-форумы с профессиональными разработчиками.
        Я за жизнь видел сотни коллег, с начала нулевых и по сегодняшний день: недавно открыл свой старый skype-аккаунт и удивился - "кто все эти контакты?!" А это бывшие коллеги, я работал с этими людьми лет 8-13 назад, а они уже полностью вылетели из моей памяти. Как много их было!

        Но люди почему-то думают, что 400 человек на место - это все студенты онлайн-школ.
        Это искажение действительности связно с тем, что данную гипотезу как правило толкают в массы очень молодые люди, которые ошибочно полагают, что IT живёт с момент их входа в профессию.
        Но это не так. IT-сфере в РФ под 30 лет. И "старички" - это люди максимум лет 50. И они ещё в деле, да. И они, включая меня, среди этих 400 откликнувшихся на вакансию.

        Если кто не понял мысль, я скажу в лоб: это профицит кадров. Предложения многократно превышают спрос. Сейчас покажу как выглядит отсутствие профицита:

        Hidden text

        Следующая гипотеза будет про то, что не хватает "настоящих сеньёров" ©™️. Жду эту гипотезу и готов дать ответ и на неё.


        1. Marcelinka
          09.04.2024 07:26

          Не буду говорить, что кого-то не хватает, однако и не могу сказать, что цифра в 400 кандидатов на одну вакансию реальная.

          Я участвую в собесах в своей компании, и у нас были вакансии, которые по 2-3 месяца не могли закрыть, что не соответствует картине, которую мы видим на hh. И это не были нереальные вакансии, где просто "смотрят" кандидатов (а часть вакансий на хх именно такие, эйчары просто собирают базу), более того, в этих вакансиях не искали супер пупер сеньоров, а просто миддлов. И текст вакансии не был нереалистичным, я сама его проверяла и вырезала всякую чушь, не относящуюся к реальной работе.

          Откликов довольно много, но там приходят реально странные резюме, где кандидат вообще не подходит под описание. Те что были более менее норм потом ещё раз отсеивались тех. специалистами (в том числе и мной), но там уже по другим причинам. В конце концов людей находили, но если бы эта цифра была более реалистичная, то вакансии закрывались бы гораздо быстрее.

          А вот почему на кровельщика меньше откликов, чем на айтишные вакансии, тут я вижу ещё другую причину, люди работающие непосредственно руками используют другие каналы для поиска работы. У меня брат поваром работал, зайдёшь на хх, там 2,5 вакансии, походишь ножками по ресторанам, везде примут без проблем, т.е. реально вакансий на местах гораздо больше, чем на хх, а значит и откликаться там бессмысленно, потому что гораздо быстрее найти работу, просто походив и поспрашивая.

          Вот ещё одна теория насчёт большого количества откликов на айти, реально часто вакансии дохлые, их либо не убирают после найма (если вакансия реальная) и продолжают набирать базу, либо они изначально тухлые. И в айти сейчас такая же ситуация, как с кровлей, проще поспрашивать знакомых, где есть реальные вакансии, чтобы точно понимать, что не в пустоту шлёшь.

          Ну и конечно не будем забывать, что некоторые эйчары считают, что они гораздо лучше разбираются в том, кто реально подходит под вакансию и часто бреют норм кандидатов из-за каких-то своих приколов, что тоже способствует тому, что вакансия долго висит и набирает отклики.


  1. katrin911
    09.04.2024 07:26
    +1

    То есть чтобы получать на текущем месте больше надо предложить начальнику дать больше задач. А если просто за текущие задачи получать большую ЗП, то все равно надо идти за офером в другую компанию?