Японская манга имеет уникальный и узнаваемый стиль, который после переняла и японская мультипликация, знакомая миру под именем «аниме», и всевозможные игры. В современности «аниме-стилистику» активно используют не только японцы, но и зарубежные создатели контента: она получила любовь и признание по всему миру. 

Многообразие японской манги для девушек. Источник
Многообразие японской манги для девушек. Источник

Но как формировался этот стиль, где сочетаются персонажи с выразительными огромными глазами и тонкими чертами лица и забавные «чибиками» с большой головой и маленьким телом? Мы продолжаем серию статей о японских дизайнерах и художниках прошлого века.  В предыдущей статье на Хабре мы поговорили о «каваии» — одной из основ аниме-стиля, и о том, какую роль в формировании этого концепта сыграл Такабатакэ Касё. Сегодня рассмотрим ещё одного художника, который внёс огромный вклад в создание современной культуры «каваии»: Мацумото Кацудзи (1904-1986).

Мацумото Кацудзи. Источник
Мацумото Кацудзи. Источник

Мацумото Кацудзи относится к следующему за Такабатакэ поколению художников и дизайнеров — на этом этапе тонкая, изящная хрупкость юношей и девушек с иллюстраций девичьих журналов начала приобретать миловидные, «мультяшные» формы. Кроме того, Кацудзи — один из пионеров жанра манги из тех, кто повлиял на становление японских комиксов в их современном виде.

Очаровательные девушки Мацумото Кацудзи. Источник
Очаровательные девушки Мацумото Кацудзи. Источник

Ещё в школе Мацумото Кацудзи начал подрабатывать помощником оформителя в журнале, а в восемнадцать поступил в школу дизайна Кавабата. Параллельно он самостоятельно изучал разные техники рисования, оглядываясь на более опытных коллег. В 1928 году Кацудзи дебютировал в качестве иллюстратора журналов для девушек и его лёгкий обаятельный стиль быстро завоевал популярность. Наряду с Дзюнъити Накахара Кацудзи был популярнейшим художником своего времени. Помимо обложек и иллюстраций для журналов высокую оценку завоевали иллюстрации Кацудзи к японским и западным произведениям (например, он иллюстрировал европейские сказки), а также его манга.  

Иллюстрация Мацумото Кацудзи к пьесе «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Источник
Иллюстрация Мацумото Кацудзи к пьесе «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Источник

Творчество Кацудзи чрезвычайно разнообразно — он умел гибко адаптировать стиль под то, что конкретно иллюстрирует. Ему прекрасно удавались как реалистичные картины в стиле модерн, так и мультяшно-милые героини. Картины Кацудзи отличались яркостью и жизнерадостностью, кроме того, по ним видно, что художник обладал прекрасным чувством юмора, которое придавало его работам особое обаяние. Талант Кацудзи оценили по достоинству — в 1940 году он стал главным иллюстратором крупного журнала для девушек «Сёдзё но Томо» («Друг девушек»). 

Журнальные иллюстрации Мацумото Кацудзи. Источник
Журнальные иллюстрации Мацумото Кацудзи. Источник

По творчеству Кацудзи можно хорошо проследить, как изначально более сдержанный и реалистичный стиль японского модерна начал облекаться в «обаяние каваии» с по-детски миловидными большеглазыми героинями. Особенно хорошо это заметно в манге Мацумото Кацудзи. Он создал целый ряд коротких или серийных историй в жанре манга, которые оказали большое влияние на становление жанра «сёдзё» — японских комиксов для девочек (сейчас в этом жанре выходят и книги, и игры, и множество другого контента). 

Помимо японских художников на Мацумото оказывал влияние и западный стиль игрушек и комиксов для детей (например, по куклам «Кьюпи» Роуз О’Нилл или иллюстрациям Грейс Дрейтен видно, что подобная стилистика уже не была во времена Мацумото новой — однако он умело адаптировал её под японскую аудиторию и собственный стиль). 

Самой известной мангой Кацудзи стала серия коротких историй о Куруми-тян, которую он начал в 1938 году. Они выходили в журналах целых тридцать пять лет (с перерывом в военное время). Куруми-тян можно назвать первой «кавайной» героиней, созданной в Японии. За повседневностью этой яркой, весёлой и модной девушки с интересом наблюдало множество читательниц по всей Японии. 

Ранняя версия Куруми. Источник
Ранняя версия Куруми. Источник

Изначально Мацумото рисовал Куруми в более реалистичном ключе — как обычную девушку-подростка, но постепенно пришёл к стилю, который после назвали в аниме «чиби» — гротескно большая голова с маленьким телом, слегка схематичное изображение лица — мультяшное, детское очарование, характерное  для многих современных аниме-героинь, особенно в юмористических произведениях. Серия про Куруми стала настолько популярна, что в продаже появился даже поддельный мерч с ней. 

Куруми-тян. Источник
Куруми-тян. Источник

Кроме того, по Куруми хорошо видно, как изменился быт японских девушек к тридцатым годам: героиня щеголяет в европейских нарядах, встречается с мальчиком и ведёт образ жизни, который и не снился её ровесницам-японкам ещё какие-то полвека назад, когда страна была куда более традиционной и патриархальной. 

Источник

Помимо манги о Куруми интересна шестнадцатистраничная манга Мацумото «Таинственный клевер» — история о молодой девушке, освобождавшей бедных деревенских жителей и фермеров от жестоких аристократов. Это одна из первых манг, в которой использованы необычные ракурсы и разные размеры фреймов. Очень живо и динамично смотрится по сей день серия манги Кацудзи «Питико и Тяко» про брата с сестрой и их весёлые будни. 

Страница из манги «Таинственный клевер». Источник
Страница из манги «Таинственный клевер». Источник
Страница из манги «Таинственный клевер». Источник
Страница из манги «Таинственный клевер». Источник

После войны, в пятидесятые годы, Кацудзи Мацумото оставил работу в журналах и сосредоточился на иллюстрировании детских книг, а также работе с дизайном. Художник очень любил детей (у него самого их было целых семь!), и искренне наслаждался созданием детских книжек — он проиллюстрировал множество японских и зарубежных произведений для юных читателей. Кроме того, Кацудзи придумывал разные уловки, чтобы сделать книжки для детей более интерактивными и необычными — например, создавал книги с «выскакивающими» объёмными бумажными иллюстрациями. 

«Алиса в стране чудес» с иллюстрациями Кацудзи Мацумото. Источник
«Алиса в стране чудес» с иллюстрациями Кацудзи Мацумото. Источник

Оставил художник свой след и в дизайне товаров для детей. Так, в 1960-е он создал очаровательных персонажей по имени Хаму и Мони для набора детской посуды компании «Комби». Множество детей 60-70-х годов выросли именно с такой посудой. Продолжал Кацудзи работать и со своими старыми героями, такими, как Куруми. С иллюстрациями Кацудзи выходили детские игрушки, настольные игры, канцтовары и многое другое.  

В 1971 году Кацудзи открыл собственную художественную студию в городе Идзуси префектуры Сидзуока, где наставлял молодое поколение художников. До последних дней художник умело сочетал в своих иллюстрациях любовь к традиционной японской культуре и западному модерну и тонко переплетал их в своём творчестве. Кацудзи Мацумото прожил долгую жизнь и умер в 1986 году в возрасте 81 года. Его наследники основали в Токио мемориальный музей имени художника.

Перед входом в мемориальный музей Мацумото Кацудзи. Источник
Перед входом в мемориальный музей Мацумото Кацудзи. Источник

Автор: Полина Гуленок

Полезное от Онлайн Патент:

  1. Как получить господдержку для IT-компании?

  2. Какие выгоды можно получит от регистрации программы для ЭВМ?

  3. Как защитить базу данных клиентов?

  4. Не только айтишники: какие компании могут внести свои программы в Реестр отечественного ПО?  

  5. Руководство по товарным знакам в 2024 году.

Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале

Комментарии (1)


  1. MAXH0
    11.04.2024 13:43

    Спасибо... Познавательно.