Японская манга имеет уникальный и узнаваемый стиль, который после переняла и японская мультипликация, знакомая миру под именем «аниме», и всевозможные игры. В современности «аниме-стилистику» активно используют не только японцы, но и зарубежные создатели контента: она получила любовь и признание по всему миру.
Но как формировался этот стиль, где сочетаются персонажи с выразительными огромными глазами и тонкими чертами лица и забавные «чибиками» с большой головой и маленьким телом? Мы продолжаем серию статей о японских дизайнерах и художниках прошлого века. В предыдущей статье на Хабре мы поговорили о «каваии» — одной из основ аниме-стиля, и о том, какую роль в формировании этого концепта сыграл Такабатакэ Касё. Сегодня рассмотрим ещё одного художника, который внёс огромный вклад в создание современной культуры «каваии»: Мацумото Кацудзи (1904-1986).
Мацумото Кацудзи относится к следующему за Такабатакэ поколению художников и дизайнеров — на этом этапе тонкая, изящная хрупкость юношей и девушек с иллюстраций девичьих журналов начала приобретать миловидные, «мультяшные» формы. Кроме того, Кацудзи — один из пионеров жанра манги из тех, кто повлиял на становление японских комиксов в их современном виде.
Ещё в школе Мацумото Кацудзи начал подрабатывать помощником оформителя в журнале, а в восемнадцать поступил в школу дизайна Кавабата. Параллельно он самостоятельно изучал разные техники рисования, оглядываясь на более опытных коллег. В 1928 году Кацудзи дебютировал в качестве иллюстратора журналов для девушек и его лёгкий обаятельный стиль быстро завоевал популярность. Наряду с Дзюнъити Накахара Кацудзи был популярнейшим художником своего времени. Помимо обложек и иллюстраций для журналов высокую оценку завоевали иллюстрации Кацудзи к японским и западным произведениям (например, он иллюстрировал европейские сказки), а также его манга.
Творчество Кацудзи чрезвычайно разнообразно — он умел гибко адаптировать стиль под то, что конкретно иллюстрирует. Ему прекрасно удавались как реалистичные картины в стиле модерн, так и мультяшно-милые героини. Картины Кацудзи отличались яркостью и жизнерадостностью, кроме того, по ним видно, что художник обладал прекрасным чувством юмора, которое придавало его работам особое обаяние. Талант Кацудзи оценили по достоинству — в 1940 году он стал главным иллюстратором крупного журнала для девушек «Сёдзё но Томо» («Друг девушек»).
По творчеству Кацудзи можно хорошо проследить, как изначально более сдержанный и реалистичный стиль японского модерна начал облекаться в «обаяние каваии» с по-детски миловидными большеглазыми героинями. Особенно хорошо это заметно в манге Мацумото Кацудзи. Он создал целый ряд коротких или серийных историй в жанре манга, которые оказали большое влияние на становление жанра «сёдзё» — японских комиксов для девочек (сейчас в этом жанре выходят и книги, и игры, и множество другого контента).
Помимо японских художников на Мацумото оказывал влияние и западный стиль игрушек и комиксов для детей (например, по куклам «Кьюпи» Роуз О’Нилл или иллюстрациям Грейс Дрейтен видно, что подобная стилистика уже не была во времена Мацумото новой — однако он умело адаптировал её под японскую аудиторию и собственный стиль).
Самой известной мангой Кацудзи стала серия коротких историй о Куруми-тян, которую он начал в 1938 году. Они выходили в журналах целых тридцать пять лет (с перерывом в военное время). Куруми-тян можно назвать первой «кавайной» героиней, созданной в Японии. За повседневностью этой яркой, весёлой и модной девушки с интересом наблюдало множество читательниц по всей Японии.
Изначально Мацумото рисовал Куруми в более реалистичном ключе — как обычную девушку-подростка, но постепенно пришёл к стилю, который после назвали в аниме «чиби» — гротескно большая голова с маленьким телом, слегка схематичное изображение лица — мультяшное, детское очарование, характерное для многих современных аниме-героинь, особенно в юмористических произведениях. Серия про Куруми стала настолько популярна, что в продаже появился даже поддельный мерч с ней.
Кроме того, по Куруми хорошо видно, как изменился быт японских девушек к тридцатым годам: героиня щеголяет в европейских нарядах, встречается с мальчиком и ведёт образ жизни, который и не снился её ровесницам-японкам ещё какие-то полвека назад, когда страна была куда более традиционной и патриархальной.
Помимо манги о Куруми интересна шестнадцатистраничная манга Мацумото «Таинственный клевер» — история о молодой девушке, освобождавшей бедных деревенских жителей и фермеров от жестоких аристократов. Это одна из первых манг, в которой использованы необычные ракурсы и разные размеры фреймов. Очень живо и динамично смотрится по сей день серия манги Кацудзи «Питико и Тяко» про брата с сестрой и их весёлые будни.
После войны, в пятидесятые годы, Кацудзи Мацумото оставил работу в журналах и сосредоточился на иллюстрировании детских книг, а также работе с дизайном. Художник очень любил детей (у него самого их было целых семь!), и искренне наслаждался созданием детских книжек — он проиллюстрировал множество японских и зарубежных произведений для юных читателей. Кроме того, Кацудзи придумывал разные уловки, чтобы сделать книжки для детей более интерактивными и необычными — например, создавал книги с «выскакивающими» объёмными бумажными иллюстрациями.
Оставил художник свой след и в дизайне товаров для детей. Так, в 1960-е он создал очаровательных персонажей по имени Хаму и Мони для набора детской посуды компании «Комби». Множество детей 60-70-х годов выросли именно с такой посудой. Продолжал Кацудзи работать и со своими старыми героями, такими, как Куруми. С иллюстрациями Кацудзи выходили детские игрушки, настольные игры, канцтовары и многое другое.
В 1971 году Кацудзи открыл собственную художественную студию в городе Идзуси префектуры Сидзуока, где наставлял молодое поколение художников. До последних дней художник умело сочетал в своих иллюстрациях любовь к традиционной японской культуре и западному модерну и тонко переплетал их в своём творчестве. Кацудзи Мацумото прожил долгую жизнь и умер в 1986 году в возрасте 81 года. Его наследники основали в Токио мемориальный музей имени художника.
Автор: Полина Гуленок
Полезное от Онлайн Патент:
Какие выгоды можно получит от регистрации программы для ЭВМ?
Не только айтишники: какие компании могут внести свои программы в Реестр отечественного ПО?
Больше контента о сфере интеллектуальной собственности в нашем Telegram-канале
MAXH0
Спасибо... Познавательно.