Привет, Хабр. Я Роман Голик, руководитель отдела прототипирования в Первой грузовой компании. Мы занимаемся грузоперевозками по железной дороге, в этом нам помогают, в том числе, разработанные нами цифровые продукты. Прежде чем начать реализацию того или иного проекта необходимо понять, действительно ли он нужен бизнесу, стоит ли на него тратить время и средства компании. В одной из наших предыдущих статей мы писали о том, как можно снизить неопределенность и риски на старте реализации цифровых продуктов. В этом материале я расскажу об одном из начальных этапов разработки – прототипировании, зачем он нужен, и каких результатов мы достигли с момента введения такой практики. 

Прототипирование – быстрая «черновая» реализация базовой функциональности будущего цифрового продукта, предназначенная для первичного анализа работы концепции продукта в целом и/или проверки бизнес-гипотез о востребованности продукта и целесообразности дальнейшего развития разработки. На этапе прототипирования малыми усилиями создается самая первая версия работающего решения с ограниченным перечнем бизнес-требований.

Для себя мы разграничиваем прототип и MVP версию продукта, где второй реализован как минимум на целевом стеке компании и соответствует ряду критериев цифровых продуктов. В случае же с прототипом мы ориентируемся на скорость проверки бизнес-гипотезы несмотря на стек/инструментарий реализации.

Главные цели прототипирования для компании

  • минимизация рисков для компании: сначала проверка гипотезы, и только потом реализация целевого продукта;

  • сокращение времени составления технического задания, проработка целевого вида решения, сокращение количества корректировок при последующем развитии продукта;

  • улучшение понимания проекта (требуемого инструмента) бизнес заказчиком: корректировка необходимого функционала, вида, принципов работы и т.д.;

  • поиск новых идей: решение поставленной задачи через предложенные альтернативы, как технических, так и функциональных;

  • сокращение трудозатрат разработчиков при дальнейшей реализации целевого продукта, выявление ошибок на раннем этапе (например, в бизнес-логике решения);

  • и главное проверка бизнес гипотезы: насколько действительно бизнесу нужно данное решение (приживаемость, востребованность, жизнеспособность, достаточность и корректность решения поставленных задач);

  • проведение пилотного запуска: получение/подтверждение гипотезы в определенных метриках, показателях.

Прототип позволяет протестировать выбранный вариант решения без существенных финансовых и временных ресурсов; получить ответ о необходимости дальнейших инвестиций в данном направлении. За весь срок существования практики мы протестировали 50+ различных гипотез, разной степени сложности и неопределенности результата.

Пожалуй, можно выделить прототип по автоматизации процесса работы возмещения ущерба и разоборудования вагонов. Первично задача была – фактически проверить гипотезу насколько в целом возможен данный подход с минимизацией ручного труда. По результатам пилотного запуска прототип показал высокую эффективность решения и помощь коллегам в выявлении вагонов с признаками ущерба. Было принято решение расширить функционал и реализовать цифровой продукт, по сей день приносящий компании финансовый эффект.

В то же время к нам обращались с запросами на прототипирование весьма масштабных проектов в перспективе. Мы реализовали прототипы, уточняя вместе с заказчиками требования для полного понимания проблематики. В некоторых случаях для получения результатов по ряду операционных показателей было достаточно более простого решения (например, добавления функционала в существующие системы).

В нашей практике есть примеры, когда пилотный запуск прототипа выявил нецелесообразность дальнейшего развития. В одном случае оказалось слишком дорого и долго реализовывать целевое решение, что точно не принесло бы ожидаемых финансовых результатов, в другом – выяснилось, что методика расчетом некорректна и необходимо доработать бизнес-логику процесса.

Такие кейсы отлично показывают, как прототипирование на раннем этапе дает результат и позволяет компании сэкономить финансовые и временные ресурсы.

Процесс запуска инициатив

Этапы прототипирования: как это устроено у нас

  • Установочная встреча: заказчик назначает встречу команде и на этой встрече проговаривает суть гипотезы, которую надо проверить или прототип, который необходимо реализовать.

  • Проработка: после проведения УВ, команда прототипирования уходит на небольшую паузу, где продумывает возможные варианты реализации и возвращается с обратной связью в течение недели.

  • Встреча по сбору требований: по итогам проработки назначается встреча, где команда прототипирования собирает требования к прототипу – интерфейс, функционал, критерии успешности (замеряемые метрики) и т.д.

  • Документация: Руководитель проекта вместе с аналитиком прописывают дорожную карту с оценкой и  сроками реализации, после чего аналитик формирует функциональные требования и техническое задание, отправляет на согласование заказчику.

  • Разработка: когда сроки реализации и техническое задание согласованы, команда прототипирования начинает работать по дорожной карте. В зависимости от сложности проекта согласовываем промежуточные результаты и интенсивность встреч с заказчиком.

  • Приемка: по завершению разработки мы демонстрируем результаты работ, собираем список пожеланий заказчика для этапа реализации целевого продукта.

  • Передача прототипа: подготавливаем проектную документацию и передаем итоговую версию прототипа заказчику, организуем пилотный запуск.

  • Целевое решение: заказчик обращается в проектный офис для инициации разработки/внедрения решения в целевой системе/продукте. При необходимости заказчик проходит этапы архитектурный комитет и ИТ-комитет, подготавливает необходимую документацию.

  • Доработка: в некоторых случаях есть необходимость во внесении
    доработок/правок в прототип для получения более точного результата пилотного
    запуска; согласуем с заказчиком оценку/сроки и вносим коррективы в дорожную
    карту проекта.

Инструменты для реализации

Python, JavaScript, SQL, Airflow, Excel, BI инструменты и Figma. Также в арсенале команды есть no/low-code решения, такие как Bubble.io, Tilda, Adalo, Glide и другие. Более того, ведется постоянный мониторинг появления новых инструментов и фреймворков, позволяющих быстро собирать цифровые продукты, команда их тестирует и внедряет в работу.

Метрики

Мы рассматриваем команду прототипирования как отдельную практику и внедрили ряд метрик для отслеживания эффективности нашей деятельности. На слайде изображено используемое нами дерево метрик.

Среди ключевых метрик можно выделить: запросы на прототипирование, воронка идей, возврат на инвестиции, трудозатраты и удовлетворенность заказчика. Ниже расскажу подробнее о каждой из них, зачем и для чего они нужны.

1) Запросы на прототипирование.

Существует общее число запросов на прототипирование. Мы постоянно публикуем статьи, принимаем участие в мероприятиях и активностях на корпоративном портале, рассказывая про прототипирование, специфику и возможности для бизнеса. По итогам отслеживаем динамику количества запросов на прототипирование.

Мы также регулярно ведем коммуникацию с заказчиками («сарафанное радио»), кто с нами уже реализовывал проекты, о возможности работы над новыми инициативами и/или со смежными бизнес-подразделениями, где нужна проверка гипотез через прототипирование. Такой подход также дает вклад в число запросов.

2) Воронка идей.

Мы регулярно фиксируем количество поступивших идей (запросы на прототипирование). Часть идей не берутся в реализацию по разным причинам: от неосведомленности коллег о том, что подобный функционал уже реализован в других продуктах/системах, до невозможности/дороговизны/нецелесообразности реализации как прототипа, так и будущего целевого решения.

Количество прототипов в работе можно сравнить с метрикой в моменте, то есть реальное число прототипов, которое можно взять в работу в данное время, как некая «пропускная способность» команды. Часть прототипов находится в очереди (бэклог команды, прототипы, по которым начнутся работы по мере высвобождения ресурсов).

У нас одновременно в работе несколько прототипов на разных стадиях: от первичного знакомства с командой заказчика и изучения бизнес-требований, до завершающих этапов по приемке результата проведенных работ заказчиком и формирование бэклога для последующей реализации в целевом продукте.

Одна из главных моих задач – планирование всех этапов проектов в работе и планомерное распределение членам команды без перегрузок и с возможностью полностью погрузиться в определенный этап, при этом максимизировать число реализованных прототипов.

Классификация реализованных прототипов делится по шагам:

а. Гипотеза подтвердилась, решение о создании целевого продукта/системы.

б. Гипотеза подтвердилась, решение о передаче наработок в существующий продукт/систему.

в. Гипотеза подтвердилась, прототип самодостаточен и ответил на ряд бизнес вопросов, развитие не требуется.

г. Гипотеза не подтвердилась, развитие не требуется.

3) Возврат на инвестиции.

Стоимость:

Есть общий ФОТ команды и дополнительная стоимость деятельности команды, что дает возможность расчета фактической стоимости человеко-часа специалиста отдела. Мы ведем статистику по трудозатратам по каждому проекту: минимальное, максимальное и среднее значения трудозатрат на проект в человеко-часах. Из этих данных, соответственно, получаем значения стоимости прототипов для компании.

Эффекты:

Каждый проект оценивается на наличие эффектов для компании (финансовые, операционные, культурные) от внедрения решения на базе реализованного прототипа. В случае с финансовыми эффектами считаем эффективность команды (за последние 3 года команда показывала в среднем ежегодно результат х2,5 от стоимости).

4) Трудозатраты.

Мы фиксируем продолжительность каждого из этапов проекта: от реакции на запрос прототипирования до принятия решения по реализованному прототипу. Мы собираем статистику по типам работ над проектом: аналитика, разработка, тестирование, управление проектом.

5) Удовлетворенность заказчиков.

Мы собираем по пятибалльной шкале по различным пунктам взаимодействия с заказчиком с комментариями по каждому пункту.

В результате за три с лишним года введения практики прототипирования мы реализовали более 50 прототипов. Конвертация в успешные кейсы составила 33%, что стало отдельным цифровым продуктом или наработки прототипа были внедрены в существующие продукты.

Примеры проектов

  1. Оперативное получение характеристик вагонов (Телеграм бот) – инструмент для быстрого поиска необходимой информации о вагоне по его номеру без обращения к специализированным системам (дислокация, комплектация, ремонты, накладная и т.д.) при нахождении вне офиса. Сокращение простоя вагонов за счет ускорения осмотра вагонов с помощью повышения доступности и удобству получения информации по характеристикам вагонов с мобильного телефона.

  1. Оптимизация путей проезда – сервис для сравнения исторических вариантов проездов по направлению между выбранными станциями для выявления наиболее оптимальных (выгодных) путей проезда, оценки пропускной способности участков, предоставления рекомендаций по ускорению оборота вагонов и сокращение издержек по тарифам проезда.

  1. Возмещение ущерба – сервис по выявлению и постановке на учет всех фактов разоборудования при производстве ремонтов подвижного состава, ремонтах деталей, фактов подмены (хищений) и повреждений осей колесных пар. Дает сокращение сроков возмещения ущерба и снижение трудозатрат.

Комментарии (0)