Поскольку наша команда делает кредитные продукты еще со времен webbankir.partners, который был крутым и очень быстрорастущим POS-сервисом в 2019-2020, а сейчас мы занимаемся залоговым кредитованием, которое заново привлекает внимание рынка в связи с вводом новых МПЛ, ко мне обращаются с вопросами, что умеет наш биллинг. Во многих МФО биллинг - узкое место для разработки.

Показать биллинг в картинках невозможно, но возникла идея описать для коллег, что такое биллинг МФО, и что он должен уметь. Для неспециалистов статья будет

  • Что такое биллинг у нас:

    • это совокупность сервисов, которые создают график для каждого клиента, делают начисления и списания по этому графику и меняют его в соответствии с различными действиями клиента и передают все эти действия в другие сервисы и внешние системы

  • Для чего используется:

    • отдает клиентам информацию о сумме ежемесячного платежа и графике платежей в заявке до подписания

    • считает клиентам график платежей в индивидуальных условиях (ИУ) и в личном кабинете после подписания договора

    • предоставляет данные для справки о состоянии задолженности в ЛК

    • считает для внутренних пользователей детальную информацию о ежедневных операциях по каждому клиенту

    • ежедневно начисляет проценты и пени, если есть, по каждому клиенту, исходя из остатка основного долга (ОД) и ставки кредитования

    • учитывает задолженность клиента по другим операциям, например, оплата расходов на изъятие залога

    • списывает пени, проценты и ОД в заданном порядке по графику и/или по мере поступления средств

    • учитывает выходные и праздники при начислениях и списаниях

    • пересчитывает графики платежей при досрочных погашениях или при применении льготного периода

    • выводит данные, сколько денег есть на балансе и сколько осталось заплатить в этом месяце

    • показывает, достаточно ли денег на балансе для оплаты текущего платежа

    • отдает данные в 1С и БКИ

    • другое

  • Основные принципы расчета

    • кредитная ставка - дневная ставка умножается на количество дней в году, отдельно считается високосный год (отдельные значения в договорах)

    • график платежей - для аннуитетного графика существует генерация с помощью формулы вычисления аннуитетного платежа. Дополнительно:

      • Округление до десятков вниз

      • Учет выходных и праздников (платежные даты только в будни). Это очень непростая задача, детальное описание её будет слишком утомительно

  • Учёт регулярных платежей

    • Карта/СБП - клиенты могут оплатить в любой день, но зачисление происходит в текущий день согласно клирингу банка, но только в рабочие дни (если мы видим платеж, но он не поставлен на баланс, то показываем клиенту “Ожидают зачисления ххххх.хх рублей)

    • Расчетный счет - клиенты могут оплатить в любой день, но зачисление происходит в день получения денег на расчетный счет. Иногда это происходит прошлой датой с пересчетом графика, если в платеже не указаны идентификаторы и разнос происходит вручную 

  • Учёт при просрочке платежей

    • Начисление процентов происходит ежедневно, тут опять всё просто

    • Начисление штрафов происходит исходя из ставки 0,05% за каждый день просрочки. Плюс продолжается начисление процентов на ОД

    • Периодичность списаний. У нас это ежемесячно согласно графику платежей. В инстолментах и BNPL встречается раз в 2 недели

    • Приоритет списаний

      • задолженность по процентам

      • задолженность по основному долгу

      • неустойка (штраф, пеня)

      • проценты, начисленные за текущий период платежей

      • сумма основного долга за текущий период платежей

      • иные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации

  • Досрочные погашения

    • Частичные - используем самый клиентоориентированный подход, то есть, клиент вносит часть ОД, мы списываем день в день. Если клиент внес меньше, чем указал, то всё равно спишется день в день

    • Полные - почти то же самое, списание день в день. Если заплатил в первые 14 дней, то спишем и частичную сумму, если после, то просто оставим на балансе, можно будет зайти и написать заявление на частичное списание без доплаты или доплатить и сделать полное погашение

    • Приоритет списаний - у нас проработаны все варианты: несколько ЧДП, ПДП после ЧДП, ЧДП и ПДП с остатком на балансе, ЧДП и ПДП с задолженностью

    • Справки - в любое время по двум кликам формируем справки о задолженности

    • Влияние на экономику

      • Удобно клиенту, значит, удобно компании  Мы придерживаемся этого принципа. Без проблем получил займ, без проблем погасил, без проблем взял следующий

        • если клиент чего-то не видит, или что-то сделано непрозрачно, то повышенная нагрузка ляжет на клиентскую поддержку, если клиентская поддержка не справится, то на саппорт разработки, а потом на разработку. Если не справятся они, то через жалобы нагрузка ляжет на юристов

      • Выгодно компании. Существует законный вариант проведения полного досрочного погашения даже на 30-й день после уведомления (кроме первых 14 дней)

        • можно увеличить срок исполнения досрочного погашения и легко посчитать результат

        • можно сделать день в день, но результат получить за счет повышения лояльности. Но если вы не умеете работать с повторными клиентами и механики не проработаны, то здесь вы упускаете прибыль

        • можно найти разумный баланс, то есть, и увеличить срок до какого-то разумного числа, и проработать механики по возврату клиентов для повторных займов

Постарался в общих чертах дать описание работы биллинга. Если в каких-то моментах ошибся или не раскрыл то, что вам было интересно, напишите в комментарии, я отвечу.

 

Комментарии (0)