Поскольку наша команда делает кредитные продукты еще со времен webbankir.partners, который был крутым и очень быстрорастущим POS-сервисом в 2019-2020, а сейчас мы занимаемся залоговым кредитованием, которое заново привлекает внимание рынка в связи с вводом новых МПЛ, ко мне обращаются с вопросами, что умеет наш биллинг. Во многих МФО биллинг - узкое место для разработки.
Показать биллинг в картинках невозможно, но возникла идея описать для коллег, что такое биллинг МФО, и что он должен уметь. Для неспециалистов статья будет
-
Что такое биллинг у нас:
это совокупность сервисов, которые создают график для каждого клиента, делают начисления и списания по этому графику и меняют его в соответствии с различными действиями клиента и передают все эти действия в другие сервисы и внешние системы
-
Для чего используется:
отдает клиентам информацию о сумме ежемесячного платежа и графике платежей в заявке до подписания
считает клиентам график платежей в индивидуальных условиях (ИУ) и в личном кабинете после подписания договора
предоставляет данные для справки о состоянии задолженности в ЛК
считает для внутренних пользователей детальную информацию о ежедневных операциях по каждому клиенту
ежедневно начисляет проценты и пени, если есть, по каждому клиенту, исходя из остатка основного долга (ОД) и ставки кредитования
учитывает задолженность клиента по другим операциям, например, оплата расходов на изъятие залога
списывает пени, проценты и ОД в заданном порядке по графику и/или по мере поступления средств
учитывает выходные и праздники при начислениях и списаниях
пересчитывает графики платежей при досрочных погашениях или при применении льготного периода
выводит данные, сколько денег есть на балансе и сколько осталось заплатить в этом месяце
показывает, достаточно ли денег на балансе для оплаты текущего платежа
отдает данные в 1С и БКИ
другое
-
Основные принципы расчета
кредитная ставка - дневная ставка умножается на количество дней в году, отдельно считается високосный год (отдельные значения в договорах)
-
график платежей - для аннуитетного графика существует генерация с помощью формулы вычисления аннуитетного платежа. Дополнительно:
Округление до десятков вниз
Учет выходных и праздников (платежные даты только в будни). Это очень непростая задача, детальное описание её будет слишком утомительно
-
Учёт регулярных платежей
Карта/СБП - клиенты могут оплатить в любой день, но зачисление происходит в текущий день согласно клирингу банка, но только в рабочие дни (если мы видим платеж, но он не поставлен на баланс, то показываем клиенту “Ожидают зачисления ххххх.хх рублей)
Расчетный счет - клиенты могут оплатить в любой день, но зачисление происходит в день получения денег на расчетный счет. Иногда это происходит прошлой датой с пересчетом графика, если в платеже не указаны идентификаторы и разнос происходит вручную
-
Учёт при просрочке платежей
Начисление процентов происходит ежедневно, тут опять всё просто
Начисление штрафов происходит исходя из ставки 0,05% за каждый день просрочки. Плюс продолжается начисление процентов на ОД
Периодичность списаний. У нас это ежемесячно согласно графику платежей. В инстолментах и BNPL встречается раз в 2 недели
-
Приоритет списаний
задолженность по процентам
задолженность по основному долгу
неустойка (штраф, пеня)
проценты, начисленные за текущий период платежей
сумма основного долга за текущий период платежей
иные платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации
-
Досрочные погашения
Частичные - используем самый клиентоориентированный подход, то есть, клиент вносит часть ОД, мы списываем день в день. Если клиент внес меньше, чем указал, то всё равно спишется день в день
Полные - почти то же самое, списание день в день. Если заплатил в первые 14 дней, то спишем и частичную сумму, если после, то просто оставим на балансе, можно будет зайти и написать заявление на частичное списание без доплаты или доплатить и сделать полное погашение
Приоритет списаний - у нас проработаны все варианты: несколько ЧДП, ПДП после ЧДП, ЧДП и ПДП с остатком на балансе, ЧДП и ПДП с задолженностью
Справки - в любое время по двум кликам формируем справки о задолженности
-
Влияние на экономику
-
Удобно клиенту, значит, удобно компании Мы придерживаемся этого принципа. Без проблем получил займ, без проблем погасил, без проблем взял следующий
если клиент чего-то не видит, или что-то сделано непрозрачно, то повышенная нагрузка ляжет на клиентскую поддержку, если клиентская поддержка не справится, то на саппорт разработки, а потом на разработку. Если не справятся они, то через жалобы нагрузка ляжет на юристов
-
Выгодно компании. Существует законный вариант проведения полного досрочного погашения даже на 30-й день после уведомления (кроме первых 14 дней)
можно увеличить срок исполнения досрочного погашения и легко посчитать результат
можно сделать день в день, но результат получить за счет повышения лояльности. Но если вы не умеете работать с повторными клиентами и механики не проработаны, то здесь вы упускаете прибыль
можно найти разумный баланс, то есть, и увеличить срок до какого-то разумного числа, и проработать механики по возврату клиентов для повторных займов
-
Постарался в общих чертах дать описание работы биллинга. Если в каких-то моментах ошибся или не раскрыл то, что вам было интересно, напишите в комментарии, я отвечу.